Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
О РАССКАЗЕ ЧЕХОВА «ХАМЕЛЕОН»
Какой зоркостью надо обладать писателю, чтобы за обыкновенной сценкой из повседневной жизни, описанной в рассказе «Хамелеон», увидеть действие целых систем мышления и принципов поведения.

Не случайно имя героя этого рассказа стало нарицательным, а понятие «хамелеонство» вошло в русский язык. Хамелеоном мы называем человека, готового постоянно и моментально в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямо противоположные. Рассказ уморительно смешон, но здесь за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны формы выражения юмора в рассказе.

Простейшая из них – нелепые фамилии персонажей (Очумелов, Елдырин, Хрюкин). Комичны и абсурдные словоупотребления и синтаксис в их репликах («По какому это случаю тут?», «Это ты зачем палец?», «Я человек, который работающий»). Это абсурдизмы речи, но комический эффект достигается и более сложными средствами: при помощи композиции.

Основной композиционный приём в рассказе – повторение. Повторяемость, как бы запрограммированность поведения персонажей, также вызывает смех читателя.

В «Хамелеоне» повторяется ситуация «выяснения» (чья собака?). Пять или шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.

Очумелов хамелеонствует из беспринципности? Нет! За всеми переменами в его реакции стоит принцип, и принцип весьма устойчивый, В основе всех поворотов его поведения незыблемая убеждённость в превосходстве «генеральского» над «прочим».



В рассказе генерал вовсе не появляется на сцене, он остаётся «закулисным» персонажем, однако такие персонажи нередко оказывают решающее влияние на то, что происходит перед глазами читателя. Для показа механизма системы зависимости и подчинённости нет нужды в том, чтобы её главные фигуры демонстрировали свою власть и силу. Действие этой силы и власти нагляднее обнаруживается в поведении фигур подчинённых, зависимых. Они, мелкие сошки, сами выступают главными хранителями системы.
По книге В.Б. Катаева «Сложность простоты. (253 слова).

Основной композиционный приём в рассказе повторение

Какой зоркостью надо обладать писателю, чтобы за обыкновенной сценкой из повседневной жизни, описанной в рассказе «Хамелеон», увидеть действие целых систем мышления и принципов пов

14.22kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок русского языка в 11 классе комплексное повторение

Цель: повторение лексики, способов образования слов, изобразительно-выразительных средств (синекдохи), повторение правописания наречий и омонимичных частей речи, частицы не с разны

68.59kb.

10 10 2014
1 стр.


Урок «Повторение и обобщение по теме «Углеводороды»

Обобщение предполагает повышение теоретического уровня ранее изученного материала. Повторение основ изученного материала предусматривает использование системы обобщающих занятий, а

77.17kb.

01 10 2014
1 стр.


Директор школы

Соединить деятельность школьников по закреплению практических навыков грамотного письма и языкового развития, повторение знаний по теории языка позволяет работа с текстом как основ

582.86kb.

03 09 2014
3 стр.


Общее описание

Система «Тандем» – это комплекс программно‐технических решений, предназначенных для организации процессингового центра, основной функцией которого является прием платежей в пользу

112.85kb.

13 10 2014
1 стр.


№ урока Тема урока Методические приемы Сроки Повторение («Развитие речи») 1 Повторение
350.7kb.

30 09 2014
3 стр.


Тематическое планирование по волейболу 1 год обучения № п/п Раздел программы Тема занятия

Перемещения и стойки. Прием сверху двумя руками Прием мяча после отскока от стены

146.06kb.

14 09 2014
1 стр.


Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи

Повторение трудных случаев синтаксического анализа словосочетания и предложения, повторение сведений о принципах построения предложений различного вида и взаимосвязи синтаксических

65.77kb.

10 10 2014
1 стр.