МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36
Проект на тему:
«Осознание ценности жизни»
(на примере произведения П. Коэльо «Вероника решает умереть»)
Работу выполнила: Ткачева Л.С.
Научный руководитель: Попова Ольга Викторовна
2012год
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…………………………………..3
ГЛАВАI. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ………………………………………………4
ГЛАВАII. БИОГРАФИЯ ПАУЛО КОЭЛЬО.............................................................................5
ГЛАВА III. ВЕРОНИКА РЕШАЕТ УМЕРЕТЬ..……………………………………………….6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….…………………...................9
ВВЕДЕНИЕ
В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступит момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек — единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но собственная смерть воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.
Человек не может смириться с тем, что именно ему придётся уйти из этого великолепного мира, где кипит жизнь, но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть, — пожалуй, единственное, перед чем все равны, что стирает неравенство, на котором основана земная жизнь.
Тема жизни и смерти овладевала разумом очень многих известных русских писателей. Необыкновенно колоритно она показана в произведениях Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» или Булгакова «Мастер и Маргарит». Но эта проблема была актуальна не только в России, но и в зарубежных странах. Поэтому мы решили остановить свое внимание на одном известном бразильском писателе Пауло Коэльо и его произведении «Вероника решает умереть»
Цель исследования: проследить, как в романе «Вероника решает умереть» происходит осознание ценности жизни.
Задачи исследования:
-
Показать как у героини возникает желание исправить то, что еще можно исправить и сделать то, что еще не было сделано
-
Доказать, что человеку нужно пройти через боль и страдания, чтобы суметь понять ценность жизни.
ГЛАВАI. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ
Тема жизни и смерти овладевала разумом очень многих известных русских писателей. Необыкновенно колоритно она показана в произведениях Ф. М. Достоевского и Булгакова.
Л. Н. Толстой так же ярко раскрывает тему жизни и смерти в романе «Война и мир» Одной из самых ярких особенностей произведения является глубокий психологизм и внимание автора к чувствам и мыслям героев. Тему жизни и смерти можно рассматривать в романе с разных точек зрения: это и военные события, несущие разрушение, ужас, кровь невинных; это и бессмысленно прожитая жизнь, подобная смерти; это и смерть ради жизни. Отношение к жизни и смерти героев является одним из критериев нравственной оценки персонажей романа.
Итак, смерть в романе “Война и мир” показана Толстым в трех аспектах. Есть изображение физической смерти, смерти нравственной и смерти как пробуждения от жизни. Смерть незрима и непонятна, но окончательна и бесповоротна.
Жизнь у писателя также делится на физическую и нравственную. Именно нравственной жизнью живут все положительные герои романа.
Леонид Андреев — писатель более позднего периода, воодушевленный произведениями предшественников и создавший собственное, новое произведение "Рассказ о семи повешенных", где отражаются его личные взгляды на жизнь и смерть. Посвящает он его Л. Н. Толстому.
В «Рассказе о семи повешенных» Леонид Андреев раскрывает всех своих героев прежде всего с человеческой точки зрения в ситуации жизни и смерти. Самое главное для автора - это то, что все эти люди умирают с любовью, наполнившей их сердца. Писатель открыто не призывает к избежание насилия, как это делали многие другие. Но сам дух рассказа настраивает читателя на неприемлемость насилия. И тем значительней звучит последняя фраза произведения: «Так люди встречали восходящее солнце». В одной этой фразе заключено все противоречие жизни и смерти, вся несуразица, творимого людьми. Насилие нельзя оправдать ничем, оно противоречит жизни - законам природы.
Данная тема рассматривалась не только в русской литературе, но так же и в зарубежной. Например, Оскар Уайльд и его работа «Картина Дориана Грея» или Пауло Коэльо и его роман «Вероника решает умереть».
ГЛАВАII. ПАУЛО КОЭЛЬО
Па́уло Коэ́льо — бразильский писатель и поэт. Родился в Рио-де-Жанейро в благополучной семье инженера Педру и Лижии Коэльо. В семь лет он был отправлен в иезуитскую школу Святого Игнатия Лойолы, где впервые проявляется его желание писать книги. Желание стать писателем не нашло понимания у его семьи, поэтому под их давлением он поступает на юридический факультет университета Рио-де-Жанейро, но вскоре бросает учёбу и больше занимается журналистикой. В итоге разногласия между ним и семьёй шли по нарастающей, в конце концов семнадцатилетний Паулу был принудительно помещён в частную психиатрическую клинику для курса лечения. Ни лечение электрошоком из-за проявившейся шизофрении, ни второй курс лечения не изменили его уверенности в себе — и тогда он сбежал из клиники, скитался некоторое время, в итоге вернулся домой. Через год он примкнул к движению любительского театра, который в Бразилии 60-х годов стал массовым явлением — не только явлением искусства, но и социального протеста. Театрально-протестная активность для Коэльо закончилась в лечебнице, откуда он снова сбежал, но безденежье вынудило его вновь вернуться домой. В итоге после третьего курса лечения его семья смирилась с тем, что «нормальной» работой он заниматься не будет. Пауло Коэльо продолжал заниматься театром и журналистикой.
Вскоре работы Коэльо привлекли внимание властей. Его обвиняли в подрывной антиправительственной деятельности, за что трижды арестовывали и подвергали пыткам. Выйдя из тюрьмы, писатель решил, что пришло время стать нормальным человеком. Он перестал писать и начал делать карьеру в CBS RECORDS. Но в один прекрасный день его уволили, без всяких объяснений. И тогда он отправился путешествовать по миру, но вскоре вернулся обратно в Бразилию, где живет до сих пор со своей семьей.
Пауло Коэльо опубликовал в общей сложности 16 книг — романы, комментированные антологии, сборники коротких рассказов-притч. В России прославился после издания «Алхимика», долго остававшегося в первой десятке бестселлеров.
В 150 странах мира было продано более 100 миллионов книг Пауло Коэльо, переведённых на 72 языка. Он получил множество литературных премий в разных странах. Несмотря на весь этот успех, многие бразильские критики считают его незначительным писателем, чьи работы слишком просты. Его новелла «Заир», изданная в 2005 году, была запрещена в Иране с конфискацией 1000 копий, но впоследствии всё-таки допущенных к печати.
ВЕРОНИКА РЕШАЕТ УМЕРЕТЬ
Рассказывая о работах писателя, я хочу особое внимание уделить одной книге — «Вероника решает умереть». Это роман, написанный в 1998 году, опубликованный в России в 2001 году. Роман о жизни, о смерти, о любви, об эстетике способов суицида. История о молодой, глупой девушке, которая пытается покончить с собой и попадает в психиатрическую клинику для таких же, как она, суицидников. Где, пережив драматический опыт, внезапно начинает любить жизнь и посему находит в себе силы жить дальше. Это реалистическая история о жажде перед лицом смерти, призывающая воспринимать каждый день как чудо.
«Одиннадцатого ноября 1997 года Вероника окончательно решила свести счеты с жизнью. Она тщательно убрала свою комнату, которую снимала в женском монастыре, почистила зубы и легла в постель.
Со столика в изголовье она взяла таблетки - четыре пачки снотворного, – но не стала жевать горстями, запивая водой, а решила глотать по одной, ибо велика разница между намерением и действием, а ей хотелось оставить за собой свободу выбора. Если на полпути она вдруг передумает. Между тем с каждой проглоченной таблеткой Вероника все больше укреплялась в своем решении, и через пять минут все пачки были пусты».
С этого события начинается та часть жизни Вероники, которая описана в книге Пауло Коэльо. расивая, молодая девушка из Словении Вероника решила умереть. Спокойно, осознанно, взвешенно. У нее в жизни не случилось никакой трагедии, побудившей к такому поступку. Она просто расхотела жить, именно потому что с ней ничего не происходит - ничего яркого, волнующего, запоминающегося. Все идет своим чередом - размеренно, монотонно, предсказуемо. Веронике просто надоело само ее существование и она сама.
Попытка покончить с жизнью для девушки заканчивается неудачно. Сознание возвращается к ней в стенах местной психиатрической клиники. От лечащего врача она узнает, что жить ей остается не больше недели – ударная доза снотворного дала осложнения на сердечную мышцу. Кажется, Вероника достигла цели – смерть неминуема, надо только подождать несколько дней и по возможности приблизить желанный момент. Но именно в эти дни в сознании героини происходит переворот.
Оказавшись в непосредственной близости от смерти, она позволяет себе делать то, на что раньше никогда бы не решилась – терять уже нечего. Вероника, никогда раньше не выказывавшая своих эмоций, дает пощечину обидевшему ее мужчине. Выставляет за дверь подругу, не заботясь о том, обидит она ее этим или нет. Играет на пианино, хотя не подходила к инструменту уже много лет, – просто потому, что ей хочется это делать.
Все герои, о которых идет речь, оказавшись в лечебнице, открывали для себя что-то новое, принимали судьбоносное решение. Что подвигало их к этому?
Люди менялись, глядя на Веронику – странную девушку, которая скоро должна была умереть. Ключевое слово – скоро. Каждый знает, что умрет, но не каждый задумывается – когда. Вероника, жившая в ожидании смерти, заставила многих осознать то, что осознала сама, а именно – конечность жизни. Решения, которые мы не приняли сегодня, возможно, не будут приняты никогда. Завтра может быть поздно.
Зачем беречь время тому, кто думает, что запасы его безграничны? Но всегда ли мы, особенно в молодости, придаем вопросу времени должное внимание?! Годы летят, а в жизни так ничего и не меняется, или меняется, но не всегда в лучшую сторону. Только тогда приходится осознать: прожито много, а сделано мало. Время, данное человеку, не бесконечно, и оно не используется должным образом. Наверстать упущенное невозможно, кажется, что все уже потеряно, и это нередко становится причиной депрессии и, как следствие, самоубийства.
Вероника жила серой жизнью, которая привела ее к мысли о суициде – зачем жить, если все будет как всегда, если досконально знаешь саму себя и уже не ждешь от судьбы никаких сюрпризов? Только приняв смерть еще до ее прихода, она увидела внутри себя «сотни других Вероник», которые хотели жить, влюбляться, делать открытия и быть безумными. А мы? Видим ли мы за серыми буднями и повседневными мелочами себя? Настоящих себя, а не тех, кого мы позволили из себя сделать? То, что уходя, оставляют в наших сердцах будни, в книге называется Горечь или Купорос – яд, убивающий постепенно, но неотвратимо.
Эту болезнь – отравление купоросом – открыл и сделал темой для своей научной работы лечащий врач Вероники. Путем инъекций, которые выдавал за уколы успокоительных средств, он симулировал ей сердечные приступы. Вероника, испытывая боли, думала: «Вот сейчас мое сердце остановится». На самом же деле ничего опасного для ее жизни не происходило, но доктор не успел рассказать ей об этом эксперименте. Вероника бежала из клиники, желая умереть там, где ей хотелось. Она не знала, почему осталась жива, и решила, что свершилось чудо, и жизнь подарила ей еще один день. Теперь, даже если она и узнает об эксперименте доктора, думается, жизнь свою она вряд ли будет считать серой.
Так неужели человеку нужно пройти через боль и страдания, чтобы суметь понять ценность жизни?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведения исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
-
Проблема многих людей в том, что они не прикладывают никаких усилий, для того чтобы их жизнь была такой, какой они хотят ее видеть.
-
Мы сами хозяева своей судьбы. Жизнь всегда дает возможность стать лучше после того, как мы приняли решение измениться.
-
Необходимо исправить то, что еще можно исправить, и сделать то, что еще не сделано.
-
ЛИТЕРАТУРА:
-
Вероника решает умереть/ Пауло Коэльо; пер. с португ. А. Богдановского. – М.: АСТ: Астрель, 2010.-224с.
-
Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. Т.5. Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1989.
-
Михаил Булгаков. Белая гвардия. Театральный роман. Мастер и Маргарита. М., «Художественная литература», 1973
-
Андреев Л. Повести и рассказы в 2-х томах. Том второй. – М.: Худож. лит., 1971.
-
https://ru.wikipedia.org/wiki/