27 февраля – 5 марта 2005 года,
Московский областной учебный центр «Нахабино»
В рамках проекта ОИИЦ «Вестник Евразии» предусмотрено создание широкой сети региональных школ. Первым шагом на пути к достижению этой цели должен был стать пятидневный тренинг для подготовки тренеров (организаторов и преподавателей в одном лице) будущих региональных школ. Для резонанса в регионах было принято решение совместить Школу тренеров с семинаром представителей вузов. Предполагалось, что на семинар, который был намечен на последние три дня работы Школы, приедут потенциальные партнеры будущих региональных школ.
То, что Школа проходила в «Нахабино», – не случайность, здесь прекрасные условия для работы. Было и дополнительное преимущество: сотрудницей центра является Вика Шуваева, выпускница Школы молодого автора 2003 года. Она приложила немало усилий к тому, чтобы все было на «отлично».
1. Винниченко Татьяна Викторовна, канд. филол. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Поморского госуниверситета, выпускница ШМА-2003, организатор региональной ШМА в Архангельске в 2004 году.
2. Дидковская Наталья Александровна – канд. культурологии, доцент кафедры культурологии Ярославского госпедуниверситета, выпускница ШМА-2002, преподаватель ШМА-2003, 2004, зам. главного редактора журнала «Вестник Евразии».
3. Космарский Артем Анатольевич, студент Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова, выпускник ШМА-2003, главный редактор Альманаха ШМА- 2003, ведущий Круглого стола на региональной ШМА в Ульяновске в 2004 году.
4. Лазарева Светлана Павловна, специалист отдела по связям с общественностью мэрии г. Иркутска, аспирантка кафедры мировой истории и международных отношений Иркутского госуниверситета, выпускница ШМА-2002, организатор и преподаватель специализированной ШМА для преподавателей колледжа в Иркутске в 2005 году.
5. Липатова Надежда Валерьевна, канд. ист. наук, ст. преподаватель кафедры отечественной истории Ульяновского госуниверситета, выпускница ШМА-2003, преподаватель ШМА-2004, организатор региональной ШМА в Ульяновске в 2004 году.
6. Рыжова Наталья Петровна, ст. преподаватель кафедры экономики и менеджмента Амурского госуниверситета (Благовещенск), выпускница ШМА-2002, руководитель проекта «Новая формула науки», организатор ШМА в АмГУ. В 2004 году.
7. Самойлова Наталья Анатольевна, студентка социологического факультета Самарского госуниверситета, участница региональной ШМА в Ульяновске в 2004 году.
8. Сафонова Мария Андреевна, аспирантка Европейского университета в СПб, выпускница ШМА-2003, помощник преподавателя ШМА-2004.
9. Сидорова Светлана Викторовна, ст. преподаватель кафедры управления, политологии и социологии Пятигорского государственного лингвистического университета, выпускница ШМА-2004, разработчик спецкурса «Методика оформления научной статьи».
10. Форрат Наталья Владимировна, ассистент кафедры социологии философского факультета Томского госуниверситета, выпускница ШМА-2002, сотрудник ОИЦ «Context», менеджер и преподаватель региональных ШМА в Томске в 2003 и в Горно-Алтайске в 2004 году.
11. Чихичин Василий Васильевич, аспирант географического факультета Ставропольского госуниверситета, выпускник ШМА-2003, менеджер региональной ШМА в Архангельске в 2004 году.
12. Шуваева Виктория Викторовна, канд. соц. наук, доцент, начальник отдела дистанционных технологий МОУЦ «Нахабино», выпускница ШМА-2003, менеджер и преподаватель региональной ШМА в Архангельске в 2004 году.
При отборе участников семинара мы в ряде случаев руководствовались рекомендациями Галины Рахмановой, руководителя Образовательной программы Московского отделения Фонда Форда. В первую очередь старались привлечь представителей вузов, из которых поступало много заявок на ШМА, и тех, в которых планируется проведение крупных региональных ШМА. Всего приехали 9 человек.
1. Артемов Анатолий Анатольевич, начальник управления НИР Тамбовского госуниверситета им. Г.Р. Державина, канд. физ.-мат. наук, доцент.
2. Гольменко Александр Дмитриевич, проректор по науке Сибирского института права, экономики и управления (Иркутск), доктор мед. наук, профессор.
3. Кабытова Надежда Николаевна, профессор кафедры отечественной истории Самарского госуниверситета, доктор ист. наук.
4. Лиховид Андрей Александрович, заместитель проректора по научной работе Ставропольского госуниверситета, доктор географ. наук.
5. Мальцева Галина Ивановна, первый проректор Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса, канд. экон. наук, доцент.
6. Полывянный Дмитрий Игоревич, проректор по научной работе Ивановского госуниверситета, заведующий кафедрой новой, новейшей истории и международных отношений, доктор ист. наук.
7. Ремнев Анатолий Викторович, профессор кафедры истории Омского госуниверситета, доктор ист. наук.
8. Шелпакова Наталья Александровна, начальник научного отдела Тюменского госуниверситета, канд. хим. наук, доцент
9. Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна, заведующая кафедрой социальной антропологии и социальной работы Саратовского гостехуниверситета, доктор соц. наук.
Как проходили Школа и семинар.
Уточнение целей и задач Школы. Основной целью было создание единой концепции региональных Школ молодого автора и подготовка для их проведения мобильных команд организаторов и преподавателей. При анализе уже состоявшихся региональных ШМА выяснилось, что наибольшую трудность представляет первое занятие по структуре научной статьи, есть проблемы и с устным выступлением. Надо было также убедить представителей вузов в полезности ШМА, в необходимости поддержки вузами региональных школ. Соответственно конкретные задачи Школы тренеров выглядели так: 1) отработка первого занятия с теоретической, методической, организационной сторон; 2) совершенствование навыков речевой коммуникации – для чего была приглашена Елена Николаевна Шаброва, доктор филол. наук, профессор кафедры русского языка Вологодского госпедуниверситета, показавшая себя профессионалом высокого уровня на региональной ШМА в Архангельске; 3) презентация перед экспертами, в качестве которых выступали представители вузов, первого занятия проектов региональных ШМА.
Четкая постановка целей и задач – залог эффективности любой школы. Для Школы тренеров те и другие формулировались, что называется, по ходу дело, отсюда и недочеты, отмеченные участниками в оценочных анкетах: «Нечеткость задач»; «Перед тренерами в самом начале школы не совсем четко была поставлена цель»; «Не надо думать, что тренеры сами умные, надо четко ставить задачи»; «Более четко формулировать цель и задачи Школы»; «Отсутствие четкой цели (или ее непрозрачность), как у всей Школы, так и у ее отдельных элементов»; «Использовать предварительные задания для участия в Школе тренеров»; «Можно было подготовить будущих слушателей, а не погружать в первый день»; «Было слабое представление о своей деятельности до начала Школы». Судя по замечаниям, участники Школы были поставлены в трудное положение при выполнении некоторых заданий, особенно при подготовке презентации; но здесь нужно отдать им должное: несмотря на собственные сомнения, они показали себя и умными, и креативными, успешно справились с поставленными перед ними задачами, а презентации прошли на высоком уровне.
Для улучшения двусторонней связи выпускникам было дано еще одно дополнительное задание – разработать критерии оценивания презентаций (эксперты когда придерживались предложенных критериев, когда – нет). В ходе этой работы выявилась еще одна задача, ее можно назвать рекламной: продвижение технологии ШМА на рынок образовательных услуг. Поэтому и Школа тренеров, как мне кажется, несколько изменила первоначально заданную траекторию: обучение отодвинулось на второй план, а на первый вышли подготовка презентаций, их публичная защита и экспертиза на семинаре представителей вузов. Видимо, это изменение траектории и стало главной причиной сравнительно невысокой оценки выпускниками занятий Шабровой.
Как и в Школе молодого автора, первая половина рабочего дня, с 9 до 13 часов, была посвящена аудиторным занятиям, вторая – самостоятельной работе по группам и в компьютерном классе. Большое значение для организации самостоятельной работы по подготовке презентаций сыграл мозговой штурм «Что необходимо для организации и успешного проведения региональной ШМА» (вела Наташа Дидковская). Впрочем, это занятие трудно назвать мозговым штурмом, скорее получился обмен опытом. Организаторы региональных ШМА (Винниченко, Липатова, Лазарева, Форрат, Рыжова) рассказали об особенностях своих ШМА, проблемах, с которыми они столкнулись. Все региональные ШМА имели свои ярко выраженные особенности. Например, в Иркутске школа проводилась в учебном заведении СПО по заказу администрации; в Благовещенске – для одного факультета, даже кафедры. А в Ульяновске все расходы по проведению школы взял на себя университет, но смета этих расходов была, естественно, скромной. Все эти обстоятельства неизбежно приводили к отступлению от тех или иных принципов «больших» ШМА. Обсуждение затронуло такие вопросы, как возможный контингент участников региональных школ, их продолжительность, привлечение специалистов, финансовые ресурсы и т. д. Данное занятие позволило расставить акценты эффективной работы над проектами.
В последующие три дня (1 – 3 марта) время до обеда было отдано занятиям Шабровой по риторике, после обеда шла подготовка презентаций.
Семинар представителей вузов проходил по следующему графику: 4 марта – открытие и знакомство, затем сообщение С.А. Панарина «Школа молодого автора: итоги и перспективы», которое завершилось обсуждением проблем научных студенческих исследований в вузах. Обсуждение плавно перетекло в Круглый стол «Новые формы внефакультетского образования» (ведущий В.И. Дятлов). Также перед представителями вузов были поставлены задачи по экспертизе презентаций, которые проходили во второй половине того же дня. Хочется отметить активную и заинтересованную работу Е.Р. Ярской-Смирновой, А.В. Ремнева, Д.И. Полывянного, Н.Н. Кабытовой, Г.И. Мальцевой. 5-го марта на семинаре присутствовали: Галина Вячеславовна Рахманова (рук. Образовательной программы Фонда Форда) и Вадим Валерьевич Радаев (проректор ГУ ВШЭ). Присутствие Радаева было интересным еще и потому, что участникам ШМА разных лет мы всегда рекомендовали его книгу «Как организовать и представить исследовательский проект».
1. «Стартовая площадка», Кызыл, Рыжова. ШМА помимо обучения написанию текстов способствует продвижению публикаций текстов посредством сетевого ресурса в нерегиональных изданиях. Школа ориентирована на регионы с узкими научными моноспециализациями, где молодым ученым сложно сориентироваться в современном научном дискурсе и реализовать себя в научной деятельности.
2. «Интеграционный», Поволжье, Ставрополь, Усть-Илимск (1-я и 2-я группы, Лазарева). В этом проекте ШМА ориентирована на вузовские центры, где есть сильные региональные научные школы, но где в то же время отмечается слабая интеграция в молодежное дисциплинарное научное пространство.
3. «Творческая лаборатория», Тверь, Томск (3-я группа, Форрат) – для регионов, где налажена связь между вузовскими научными центрами, их статус весьма высок. Здесь возможно отрабатывать новые методики и создавать оригинальные научные проекты, творческие объединения молодых ученых со своими задачами и формами организации.
Все три проекта были представлены по следующей схеме: 1) концепция ШМА, 2) обоснование сроков и целевой аудитории, 3) примерная программа, 4) результаты для участников и вуза, 5) финансовая сторона проекта. Учитывая малые сроки и грандиозность замыслов, следует признать, что подготовительная работа была проведена колоссальная. Для определения собственных концепций ШМА был проанализирован опыт европейских, сибирских тренингов и региональных школ, что позволит усовершенствовать методики будущих ШМА. (Очень важно, как мне кажется, что вместе собрались яркие представители двух ветвей ШМА, родственных, но все же различающихся по стилю: европейской и сибирской; их общение, споры – это тоже развитие Школы). Для своих презентаций слушатели структурировали компоненты ШМА, и, выделяя типологию, останавливались на тех моментах, которые важны именно для данного типа. И еще один положительный момент: все проекты были представлены с учетом последних достижений компьютерных технологий (хотя в одной из анкет экспертов указано, что «недостаточно ярко проработаны презентации в плане использования инфокоммуникационных технологий»). Каждый проект обсуждался экспертами по ходу выступления.
Эксперты написали следующее: «Проработанные, добротные проекты. Презентеры знают, о чем говорят. В каждом проекте есть своя миссия, своя “изюминка”»; «Понравилась школа в Поволжье “классичностью” и профессиональностью авторского коллектива»; «Важен проект Н. Форрат, хороша его презентация»; «Презентация Ставропольской ШМА – попытка реализовать две задачи: научить писать статьи и привлечь к написанию грантов, что позволяет расширить возможности вовлечения молодых людей в научное сообщество»; «Понравилась Ставропольская школа, поскольку имеет реальную основу воплощения. Ясная, лаконичная…»; «Третье место – проекту ШМА в г. Ставрополе: согласован с конкретной базой для реализации»; «Второе место отдаю ШМА в Усть-Илимске: он хорошо структурирован по целям, задачам и методам»; «Проект Рыжовой Н.П. – лучшая презентация: глубоко продумана необходимость проекта, четко прописана цель, определены партнеры. Проект изложен в максимально реалистичном плане»; «Проект Рыжовой Н.П. – хорошо продуман, реалистичен, имеет большую перспективу и социальный эффект»; «Первое место присуждаю проекту ШМА в Кызыле (Рыжова Н.) – намечаемая им ШМА интегрирована по финансово-организационным показателям».
Предмет оценки |
Презентация: | |
занятие по структуре научной статьи |
проект региональной ШМА | |
Насколько была удобна форма работы? |
7,2 |
7,6 |
Насколько было трудно проводить экспертизу презентации? |
5,6 |
4,9 |
Насколько полезным было для Вас участие в презентации? |
8,0 |
8,0 |
Насколько представленные проекты могут быть реализованы в вашем регионе? |
- |
6,3 |
В ответах на данный вопрос можно увидеть, что слушатели ехали на Школу, не совсем представляя конечную цель своего участия, но, зная, что на мероприятиях подобного рода, проводимых нашим Центром, обязательно будет творческая атмосфера, новые методики, что-то интересное, ехали с удовольствием и большим желанием.
Качества |
Оценка: | |
ШМА-2004 |
Школы тренеров | |
Полезные |
5,4 |
6,3 |
Интересные |
6,9 |
5,5 |
Новые |
7,5 |
4,3 |
В ответах на открытый вопрос о том, какие знания и навыки участники считают наиболее ценными для себя, чаще всего – шесть раз – упоминается опыт публичной презентации и защиты проекта: «Презентация себя и своих коллег, презентация результатов своих исследований. И я заметила, что стала меньше волноваться при выступлении. Прав был Федор Михайлович “Ко всему-то подлец человек привыкает”»; «Навыки общения на другом уровне»; «Публичная подача материала незнакомой солидной аудитории». В четырех случаях слушатели выделили проблему разработки проекта и связанной с ним стратегии: «Умение пошагово разработать идею и представить ее в нужном свете»; обсуждение вариативности методики школы с участниками». Третья тема, которая явно просматривается в ответах участников, – это работа экспертов во время презентации: «Полезно было посмотреть, как разные эксперты работают, какие вопросы задают люди разных “школ” и возрастов»; «Разные методы ведения Круглого стола, например, очень отличалась Ярская-Смирнова». А для двоих участников наиболее ценным оказалось новое обращение к занятию по теме «Структуре научной статьи».
На вопрос о лишней, ненужной информации на Школе участники чаще всего (7 анкет) отвечали, что такой информации не было, полезным было все. Дважды было отмечено, что ненужными были занятия по риторике: «Лишней, ненужной информацией был курс риторики в том виде, в котором он был»; «Теоретичность занятий по вербальной и невербальной коммуникации и т.п. Е.Н. Шабровой. Хотя сам тренер (лектор) мне показался очень грамотным, умным человеком. Просто ее курс нужно читать не три дня, а три месяца. Либо пытаться найти другие формы обучения».
На вопрос о трудностях усвоения материала трое слушателей признали, что испытывали некоторые трудности при публичной защите проектов, а остальные считают, что трудности были связаны с нечеткостью поставленных целей и задач самой Школы: «Недопонимание целей многих заданий и в общем задач этой школы»; «В понимании целей мероприятия, круга своих задач и компетенции»; «Материалы о коммуникации выбивались, можно было организовать отдельный тренинг, чтобы мы могли его переварить и применить (без шоковой терапии), хотя, может быть, так было бы малоэффективно»; «Честно говоря, материала для усвоения на школе я не увидела, и как таковая, школа была продумана слабо». На вопрос о том, какой материал давался наиболее легко, получены ответы: «Тот, что был в первые три дня»; «Тесты на занятиях Е.Н. Шабровой».
|
Семинара |
Школы тренеров |
Уровень организации работы на Школе в целом |
8 |
6 |
Удобство графика работы |
- |
7 |
Эффективность работы своей мини-группы |
- |
7,1 |
Эффективность собственной работы на Школе |
- |
6,8 |
Эффективность совмещения Школы и семинара представителей вузов |
8 |
7,7 |
Эффективность открытой экспертизы презентаций |
8 |
8,2 |
Большинством нагрузка была оценена как оптимальная. Только в одном ответе отмечено, что нагрузка была неравномерная: сначала недостаточная, потом избыточная
Занятия | Балл |
Первое |
4,1 |
Второе |
3,5 |
Третье |
7,0 |
Задания |
Сложность |
Эффективность |
Задание 1 (для обсуждения на занятии Шабровой) |
6,8 |
7,4 |
Задание 2 (подготовка презентаций) |
5,9 |
7,1 |
Вопросы для оценки |
Показательное занятие по структуре научной Статьи
|
Проект региональной ШМА |
Насколько была удобна форма работы? |
7,7 |
7,3 |
Насколько было трудно подготовиться к презентации? |
6,8 |
- |
Насколько полезным было для Вас участие в презентации? |
7,6 |
8,0 |
Насколько в подготовке презентации Вам помог опыт участия в ШМА? |
- |
7,0 |
Насколько (после презентации) стало реальным проведение вашей региональной ШМА? |
- |
7,4 |
Среди пожеланий на будущее присутствует следующие замечания: «Учить, как быть тренером, название школы не соответствует с тем, что реально было. Необходимы занятия по организации и проведении школ, по PR-технологиям»; «Нужен пиарщик-профессионал, имеджмейкер, чтобы поставить презентацию и вообще научить вариантам контакта: “человек с проектом – организация”»; «Жестко структурировать занятия. На подобную школу нужен специалист-пиарщик»; «Узнать тренера, его программу и методы работы заранее. Детально обсудить все виды его работы с участниками тренинга»; «Использовать предварительные задания для участия в школе тренеров»; «Задания по презентации можно было бы дать заранее»; «При проведении презентаций надо было проекты дать сначала, а показательное занятие – после».
Основным рефреном в пожеланиях слушателей звучала мысль о том, что Школа тренеров должна иметь другую методологию, нежели ШМА. По их мнению, получилась не столько Школа тренеров, сколько реклама ШМА перед представителями вузов.
На вопрос, приведет ли Школа тренеров к появлению региональных ШМА, большинство ответило положительно: «Приведет, потому что есть люди, которые мотивированы (как со стороны “спроса”, так и со стороны “предложения”) к организации школы»; «Приведет! Участники уже объединились и призадумались над новыми проектами. Школа тренеров была весьма полезна»; «Абсолютно, да! Идеи рождается прямо на месте порой. А долго вынашиваемые трансформируются в иные»; «Безусловно. Каждый участник приехал на школу с определенной идеей, которая за несколько дней работы превратилась в конкретный проект»; «Приведет, но скорее в трансформированном виде, как отдельные детали конструктора»; «Если и приведет, то будут иметь кратковременный эффект, так как тренеры разбросаны по всей России, амбициозны, нереально воспринимают проблемы региона и потребности Вузов. Необходим единый стратегический координационный центр».
Представителями вузов были высказаны следующие советы и пожелания на будущее: «Составить подробные планы – проспекты проектов и расширить их информационное обеспечение для продвижения»; «Я бы пошел по линии полной самостоятельности тренеров при их корпоративной ответственности за качество проведенного мероприятия или реализованного проекта, а собирал бы их раз в год для обмена опытом и совместного обсуждения встречных проблем»; «Найти более эффективные формы взаимодействия с принимающими организациями»; «Шире распространять информацию».
Участниками семинара было предложены конкретные формы сотрудничества между вузами и ОИИЦ «Вестник Евразии»: «Участие наших представителей в школах, в том числе региональных. Совместная организация региональной школы»; «Предварительное участие представителя вуза в ШМА – в этом случае он сможет активнее продвигать проект в своем регионе, опираясь на поддержку своих коллег»; «Нужны методические рекомендации ОИИЦ по содержательной части проектов Школы в целом и ее региональных представителей»; «После проведения семинара ОИЦ Context 11 – 16 марта мы обратимся к Вам с конкретными предложениями о сотрудничестве. Кроме того, многие идеи и методики мы попытаемся реализовать с помощью выпускников ШМА, работающих в Ивановском госуниверситет»; «Необходимо обобщить имеющийся опыт».
Были и предложения по привлечению потенциальных партнеров: «Рассказать о ШМА в изданиях, читаемых в вузах, например, в газете “Поиск”; «Проводить PR –акции»; «Выезд в региональные университеты потенциальных партнеров региональных школ и проведение в них более широких презентаций»; «Активное использование участников ШМА для продвижения идеи проекта в регионах»; «Провести научно-методическую конференцию, если найдете средства на ее организацию»; «Использовать сеть выпускников для проведения инициативных презентаций ШМА в университетах, на студенческих конференциях регионального и федерального масштаба. В самых важных случаях необходимо участие руководителей школы»; «Установить правила и процедуры аффилиации региональных школ, удостоверять квалификацию тренеров свидетельствами, отзывами о проведенных ими школах и тренингах, о разработанных темах и курсах»; «Расширить географию участников ШМА, вменив в обязанность по возвращению в вуз информировать через отделы аспирантуры о ШМА и журнале»; «В регионах нужна информация, лучше от первых лиц, чтобы зародился интерес. Поэтому может необходимы выступления организаторов школы перед проректорами по науке всех вузов (на крупных мероприятиях или совещаниях) или перед другой аудиторией, которая кроме желания имеет еще и возможности».
Думаю, не ошибусь, если скажу, что первая Школа тренеров, даже не оправдав полностью своего названия, все же прошла успешно. Высокий уровень критики со стороны участников свидетельствует об их заинтересованности, подготовленности и требовательности к обучению. А проведенные ими презентации и их оценка экспертами говорят о том, что в процессе работы были все же получены необходимые знания, отработаны умения. Разумеется, при подготовке следующей подобной школы надо учесть предложения участников нынешней – чтобы получился настоящий тренинг.
16 12 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
15 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
15 10 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.