Перейти на главную страницу
24-я Международная олимпиада по информатике проводилась в Италии в период с 23 по 30 сентября 2012 года. По регламенту соревнований каждую страну могли представлять не более четырех школьников. Из 317 зарегистрированных участников непосредственно в соревнованиях приняли участие 310 человек из 82 стран мира. В общей сложности в олимпиаде приняли участие представители 85 стран, из них Иордания, Тунис и Узбекистан впервые прислали своих обозревателей, чтобы в следующем году и эти страны имели право участвовать в соревнованиях. Италия, как хозяйка олимпиады, была представлена двумя командами.
Состав сборной команды России формировался по результатам летних учебно-тренировочных сборов, где 20 кандидатов, победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике этого года, боролись за право представлять Россию на международной олимпиаде по информатике в Италии. По итогам четырех отборочных туров были определены четыре лучших школьника, и окончательный состав российской делегации был утвержден приказом Минобрнауки России от 19 июля 2012 г. № 547 «О направлении в Италию (г. Сирмионе) сборной команды Российской Федерации для участия в 24-й международной олимпиаде по информатике». В соответствии с этим приказом сборная команда школьников России по информатике была представлена в следующем составе:
№ |
ФИО |
Название образовательного учреждения |
Класс |
1. |
Ахмедов Максим Басирович |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», г. Москва |
11 |
2. |
Гордеев Алексей Сергеевич |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла», г. Пермь, Пермский край |
11 |
3. |
Иванов Олег Юрьевич |
Государственное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1189 имени И.В. Курчатова», г. Москва |
11 |
4. |
Суворов Егор Федорович |
Частное образовательное учреждение «Школа «Обучение в диалоге», г. Санкт-Петербург |
11 |
Кирюхин В.М. – научный руководитель команды, начальник Центра довузовской подготовки Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»;
Цветкова М.С. – руководитель команды, доцент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Поскольку Министром образования и науки Российской Федерации Ливановым Д.В. была утверждена заявка на проведение международной олимпиады по информатике в 2016 году в г. Казани, то представлять эту заявку на заседании международного комитета было поручено представителям министерства образования и науки Республики Татарстан: заместителю министра Поминову А.И., начальнику отдела развития информационных технологий Сулимовой Н.А. и исполнительному директору «Центра информационных технологий Республики Татарстан» Камалетдиновой Т.С.
В состав российской делегации в качестве тренеров входили также золотые медалисты международной олимпиады по информатике прошлого года: студент Санкт-Петербургского университета Кунявский П.Е. и студент Московского физико-технического института (государственного университета) Тимин А.А.
Все участники, руководители команд и организаторы олимпиады проживали в
Фото 1 Фото 2
Все рабочие места участников были оснащены одинаковыми ноутбуками Acer TravelMate 5744, дополнительной клавиатурой (international US-layout) и мышью. Участникам разрешалось использовать во время туров свою клавиатуру, но она должна была пройти специальную проверку на отсутствие не предусмотренных правилами соревнований функциональных возможностей. Все ноутбуки имели следующие характеристики:
CPU: Intel i3-380M 2.53 GHz 3 MB L3 cache;
RAM: 4GB DDR3-1066/PC3-8500;
дисплей 15.6″HD 16:9 WXGA;
дисковое пространство не менее 100 Гбайт.
На каждом ноутбуке участника было установлено следующее программное обеспечение:
операционная система Ubuntu 12.04 LTS i386, Gnome Classic;
веб-браузер Firefox;
редакторы: joe, vim, kate, kwrite, eclipse-cdt, emacs, lazarus, gedit, nano, scite, codeblocks, geany, fp;
компиляторы и интепретаторы: gcc 4.6, g++ 4.6, fpc 2.4, python 2.7.3, ruby 1.8.7;
отладчики: gdb, ddd;
документация для Pascal, C, C++, STL.
Помимо названного программного обеспечения для тестирования программ-решений участников во время тура, посылки их на проверку и печати нужных материалов на каждом рабочем месте была установлена клиентская часть программной системы управления соревнованием Contest Management System (CMS). По сравнению с прошлогодней средой программирования и тестирования RunC новая система была более совершенной, и на пробном туре, когда участники смогли в полной мере освоить все ее возможности и особенности, серьезных нареканий со стороны российских участников не возникало.
Важной особенностью прошедшей олимпиады было отсутствие бумажных материалов с текстами задач как во время перевода руководителями команд олимпиадных задач, так и во время туров. В частности, для перевода задач с английского языка на родной язык участников впервые использовалась программная система, которая позволяла осуществлять перевод без использования текстов задач на бумажном носителе. Окончательный вариант текстов задач размещался в соответствующей базе данных системы управления соревнованием в pdf-формате, и любой участник имел доступ во время тура к электронному тексту всех задач на том языке, который ему подходил больше всего. Поскольку такой безбумажный вариант подготовки текстов задач и использования их во время тура реализовывался впервые, то во время тура нужный текст задачи можно было оперативно распечатать и использовать его в традиционной форме.
Проходила 24-я международная олимпиада по информатике в полном соответствии с программой, представленной на странице https://www.ioi2012.org/ioi-2012/program-day1/ сайта олимпиады. По сравнению с прошлым годом в правила проведения соревнований были внесены незначительные изменения, которые представлены на странице https://www.ioi2012.org/competition/rules/ .
Олимпиада проходила в два тура. На каждом туре длительностью 5 часов участникам было предложено по три задачи. На этот раз содержание всех задач было связано с изобретениями и художественными произведениями гениального итальянского художника, изобретателя и учёного Леонардо да Винчи. Помимо того, что все задачи были достаточно сложными и оригинальными, требовали от участников нестандартных подходов к их решению, они еще были интересны и с познавательной точки зрения. Многие участники впервые могли познакомиться с некоторыми выдающимися изобретениями Леонардо да Винчи, приобщиться к его творениям как художника.
Первая задача 1 тура была посвящена одометру – устройству, придуманному Леонардо да Винчи, которое измеряло пройденное расстояние, бросая камешки во вращающееся колесо. Подсчет числа упавших камней позволял определить число поворотов колеса и связанное с ним пройденное расстояние. Задачей участников было разработать программу, которая бы расширяла возможности подобной системы. Во второй задаче речь шла о раннем варианте парашюта, состоящего из холста, закрепленного специальной деревянной конструкцией. Для его испытания использовалось крепление из соединенных колец, с которым и предстояло работать участникам соревнования. Последняя задача 1 тура была связана с первым прототипом печатающей машины, способной выполнять только два действия: печатать следующий символ и отменять команду. Задачей участников было разработать соответствующую программу для такого устройства.
Задачи 2 тура были не менее интересными и сложными. В частности, в первой задаче речь шла о модели идеального города. В свое время Леонардо да Винчи стремился спроектировать удобное вместительное место жительства, рациональное в отношении использования ресурсов, а также совершенно отличающееся от узких, рождающих клаустрофобию городов Средневековья. Участникам олимпиады предстояло перевести решение этой задачи в русло современных достижений в теории алгоритмов Во второй задаче речь шла о самой известной фреске Леонардо да Винчи «Тайной вечере». При ее создании он использовал множество различных красок, однако из-за ограниченности ресурсов вынужден был планировать на день, какой набор будет использовать. Участникам олимпиады требовалось разработать две программы, оптимизирующие работу ассистента ученого по доставке ему красок. В третьей задаче 2 тура участникам предстояло повторить работу Леонардо по организации рыцарского турнира, который должен был пройти во время свадьбы Людовика Сфорца, герцога Милана.
Все тексты задач на английском языке доступны на сайте https://www.ioi2012.org/competition/tasks/ . На русском языке тексты всех задач размещены на сайте https://www.metodist.lbz.ru/lections/6/ .
Каждая задача первого и второго туров оценивалась из 100 баллов. Максимальное количество баллов, которые мог набрать участник по итогам олимпиады, составляло 600.
Система оценивания каждой задачи приведена в ее условии. Во время каждого тура все участники, используя систему управления соревнованием CMS, могли видеть только результаты оценивания своих решений, посланных на проверку. За правильное решение отдельных подзадач, выделенных в каждой задаче, баллы начислялись только в том случае, если все тесты для этой подзадачи успешно завершились.
Окончательные результаты выступления всех участников олимпиады показали, что все четыре российских школьника завоевали золотые медали. Такого выдающегося результата команда России не показывала с 2005 года. Китайские школьники также получили четыре золотые медали и вместе с командой России заняли первое место. На фото 3 представлены российские золотые медалисты прошедшей в Италии международной олимпиады по информатике вместе с руководителями сборной (слева направо: Кирюхин В.М., Суворов Егор, Ахмедов Максим, Иванов Олег, Гордеев Алексей, Цветкова М.С).
Завоевать четыре золотые медали на международной олимпиаде по информатике чрезвычайно сложно. Российской команде удалось это сделать в третий раз, повторив аналогичный успех 2000 и 2004 годов. По этому показателю лидируют китайские школьники, которые добились такого результата в шестой раз. За всю историю международных олимпиад по информатике помимо России и Китая четыре золотые медали завоевывали только еще три страны: Словакия в 1998 и 2006 г.г., Чехия в 1995 г. и США в 2005 г.
Отрадно заметить, что в этом году устоял еще один престижный рекорд международной олимпиады по информатике, который принадлежит российской команде с 2000 года – россияне становились первыми в личном зачете на 5 олимпиадах. Китайские школьники только в 2008 году показали аналогичный результат, и с тех пор никому его улучшить не удается.
Всего на олимпиаде было разыграно 26 золотых, 52 серебряных и 77 бронзовых медалей. Десятка лучших стран представлена в табл. 1.
Место |
Название страны |
Золото |
Серебро |
Бронза |
Всего медалей |
1-2 |
Российская Федерация |
4 |
0 |
0 |
4 |
1-2 |
Китай |
4 |
0 |
0 |
4 |
3-4 |
Румыния |
3 |
0 |
1 |
4 |
3-4 |
США |
3 |
0 |
1 |
4 |
5 |
Иран |
2 |
2 |
0 |
4 |
6 |
Беларусь |
2 |
1 |
1 |
4 |
7-9 |
Хорватия |
1 |
3 |
0 |
4 |
7-9 |
Япония |
1 |
3 |
0 |
4 |
7-9 |
Польша |
1 |
3 |
0 |
4 |
10 |
Болгария |
1 |
2 |
0 |
3 |
Россияне Егор Суворов и Максим Ахмедов – в десятке лучших. Другие два российских золотых медалиста расположились в двадцатке лучших. В табл. 2 представлены лучшие школьники мира этого года.
Место |
Участник |
Страна |
1-й тур |
2-й тур |
Итоговый результат |
1 |
Johnny Ho |
США |
300 |
300 |
600 |
2 |
Gennady Korotkevich |
Республика Беларусь |
288 |
300 |
588 |
3 |
Yuzhou Gu |
Китай |
282 |
243 |
525 |
4 |
Shogo Murai |
Япония |
251 |
255 |
506 |
5 |
Егор Суворов |
Российская Федерация |
204 |
300 |
504 |
6 |
Chao Li |
Китай |
248 |
217 |
465 |
7-9 |
Максим Ахмедов |
Российская Федерация |
258 |
198 |
456 |
7-9 |
Budău Adrian |
Румыния |
258 |
198 |
456 |
7-9 |
Karol Farbis |
Польша |
283 |
173 |
456 |
10 |
Mitchell Lee |
США |
269 |
174 |
443 |
11 |
Peilin Zhong |
Китай |
240 |
198 |
438 |
12 |
Eduard Batmendijn |
Словакия |
232 |
204 |
436 |
13 |
Bumsoo Park |
Korea |
226 |
196 |
422 |
14 |
Yuqing Ai |
Китай |
264 |
155 |
419 |
15 |
Gavrilă Alexandru |
Румыния |
240 |
175 |
415 |
16 |
Олег Иванов |
Российская Федерация |
213 |
198 |
411 |
17 |
Simon Lindholm |
Швеция |
238 |
232 |
401 |
18 |
Marin Tomic |
Хорватия |
241 |
155 |
396 |
19 |
Saeed Ilchi ghazaan |
Иран |
240 |
155 |
395 |
20 |
Алексей Гордеев |
Российская Федерация |
196 |
198 |
394 |
В общей сложности представители 61 страны из 82 участвовавших в олимпиаде, получили медали различного достоинства, из них только 14 стран имеют в своей копилке хотя бы одну золотую медаль.
По общей сумме баллов всех участников команды (неофициальный командный зачет) россияне пропустили вперед только команду Китая, завоевав почетное второе место.
В табл. 3 представлено распределение десяти лучших стран по общей сумме баллов, набранных участниками этих стран по итогам двух туров. Следует заметить, что по итогам второго тура команда России заняла первое место, опередив команду Китая, однако запаса очков после 1 тура хватило китайским школьникам, чтобы сохранить за собой верхнюю строчку таблицы.
Таблица 3
№ п/п |
Страна |
Тур 1 |
Тур 2 |
Общий результат |
1 |
Китай |
1034 |
813 |
1847 |
2 |
Российская Федерация |
871 |
894 |
1765 |
3 |
США |
810 |
827 |
1637 |
4 |
Япония |
746 |
742 |
1488 |
5 |
Республика Беларусь |
800 |
652 |
1452 |
6 |
Польша |
942 |
492 |
1434 |
7 |
Румыния |
787 |
626 |
1413 |
8 |
Иран |
680 |
668 |
1348 |
9 |
Хорватия |
827 |
395 |
1222 |
10 |
Вьетнам |
665 |
515 |
1180 |
Большой успех российской команды был достигнут, в значительной степени, благодаря использованию ряда инноваций в методике работы с кандидатами в сборную команду России по информатике. В последние годы руководством сборной команды было принято решение по активному переходу от соревновательной методики, основанной на репродуктивном обучении, к методике развивающего обучения с акцентом на самостоятельную работу школьников с использованием интернет-ресурсов и активным участием в интернет-соревнованиях международного уровня. Именно развитие креативности школьников, а не натренированность позволяет показывать высокие результаты на международной олимпиаде по информатике, что в полной мере подтвердили в прошлом году Павел Кунявский и Александр Тимин, золотые медалисты международной олимпиады по информатике в Таиланде, а в этом году уже все четыре российских участника. Они четко руководствовались всеми рекомендациями руководителей сборной команды при подготовке к международной олимпиаде, а их напряженный самостоятельный труд и участие в течение года в международных интернет-олимпиадах по информатике и программированию принесли свои плоды.
Во время проведения 24-й международной олимпиады по информатике произошло еще одно очень важное для нашей страны событие. В соответствии с Распоряжением Минобрнауки России от 09 августа 2012 г. № Р-184 рабочей группой министерства была подготовлена заявка от Российской Федерации на проведении международной олимпиады по информатике в 2016 году в г. Казани, Столице Республики Татарстан. Эта заявка была утверждена Министром образования и науки Российской Федерации Ливановым Д.В., и представлять эту заявку на заседании международного комитета было поручено представителям министерства образования и науки Республики Татарстан: заместителю министра Поминову А.И., начальнику отдела развития информационных технологий Сулимовой Н.А. и исполнительному директору «Центра информационных технологий Республики Татарстан» Камалетдиновой Т.С., совместно с руководителями сборной команды России.
В один из дней олимпиады заявка Российской Федерации была представлена на заседании международного комитета. Подготовленные для презентации заявки материалы произвели большое впечатление на членов международного комитета. После рассмотрения всех заявок (намерение провести олимпиаду в 2016 году высказывали также Япония и Азербайджан) международный комитет принял решение в пользу России. На состоявшемся 29 сентября заседании генеральной ассамблеи это решение было утверждено представителями всех участвующих в олимпиаде стран. Таким образом, в 2016 году очередная международная олимпиада по информатике будет проводиться в Казани, Республика Татарстан.
Помимо соревновательной части во время олимпиады была организована интересная культурная программа для всех участников и руководителей команд. Экскурсии, которые предполагались программой олимпиады, позволили лучше познакомиться с жизнью и достопримечательностями Италии, почувствовать ту доброжелательную атмосферу со стороны местных жителей ко всем участникам олимпиады.
Во время проведения 24-й международной олимпиады по информатике в Италии прошла также традиционная конференция, посвященная развитию олимпиадного движения по информатике в странах мира (программа конференции размещена на сайте https://www.ioi2012.org/wp-content/uploads/2012/07/Agenda-IOI-conference2012.pdf ). Полные статьи всех докладов прошедшей конференции опубликованы в периодическом журнале «Olympiads in Informatics», выпуск 6, и с ними можно ознакомиться на сайте https://www.mii.lt/olympiads_in_informatics/files/volume6.pdf .
Олимпиада достаточно хорошо освещалась в средствах массовой информации. Ежедневно в электронном виде выпускались бюллетени олимпиады, и все семь выпусков доступны на сайте https://www.ioi2012.org/newsletter/ . В режиме онлайн во время туров в Интернете размещалась информация о результатах оценивания решений участников, которые они посылали на проверку во время тура, причем сами участники знали только свои результаты проверки. Большинство событий олимпиады транслировалось также на сайте олимпиады и ознакомиться с соответствующими видео материалами можно на странице https://www.ioi2012.org/video/ .
Вся официальная информация о прошедшей в Италии 24-й международной олимпиаде школьников по информатике размещена на официальном сайте этой олимпиады https://www.ioi2012.org/ .
команды России по информатике,
Начальник Центра довузовской
подготовки НИЯУ МИФИ В.М. Кирюхин
В общей сложности в олимпиаде приняли участие представители 85 стран, из них Иордания, Тунис и Узбекистан впервые прислали своих обозревателей, чтобы в следующем году и эти страны
02 09 2014
1 стр.
Сентября 2012 года в аэропорту Шереметьево состоялась встреча Национальной сборной команды России, принимавшей участие в 24-й Международной олимпиаде по информатике
02 09 2014
1 стр.
В международной образовательной выставке «aula 2012» в г. Мадриде с 22 по 26 февраля 2012 года
29 09 2014
1 стр.
В муниципальном этапе обучающиеся приняли участие во всех предметным олимпиадах, кроме обж. На муниципальном этапе
01 09 2014
1 стр.
Формирование команды началось еще зимой. Из Новосибирска были предложены следующие кандидаты на эту поездку
07 10 2014
1 стр.
Кабинет географии имеет достаточную материальную базу для поиска необходимой информации. Это хорошая библиотека энциклопедий, компьютер с выходом в интернет, сборники атласов. Дост
14 12 2014
1 стр.
Ванкувер, Канада, 14 февраля – 28 февраля 2010 г в составе сборной команды России выступал 1 представитель от Республики Коми Рочева Ольга
15 12 2014
1 стр.
Общее число учащихся, принимавших участие хотя бы в одном мероприятии Плана действий за отчетный период
17 12 2014
1 стр.