Урок по теме: ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ.
Учитель: учитель высшей категории Амелина Наталья Валентиновна
Цели урока: рассмотреть такое социальное явление как отклоняющееся поведение;
выяснить разницу между девиантным и делинквентным поведением;
показать опасность такого проявления девиации, как преступность;
развивать навыки работы с неадаптированной социальной информацией;
формировать умение аргументировано выражать своё мнение о различных социальных явлениях;
развивать умение работать в группе;
воспитывать у учащихся уважительное отношение к обществу, его социальным нормам, прежде всего правовым.
Тип урока: урок-практикум.
Оборудование: Учебник Л.Н.Боголюбова для 11 класса ( профильный),2009.
Практикум по обществознанию для 11класса, М.,2008.
ХОД УРОКА:
1 СЛАЙД: высказывание Г.Лессинга.
2 СЛАЙД: Тема урока.
1.Работа с текстом практикума на с. 27 по группам:
1группе вопрос №3: Сформулируйте определение понятия «девиантное поведение».
2 группе вопрос № 1: Какие из приведённых автором примеров относятся к девиантному поведению?
3группе вопрос №2: В чём различие между девиантным поведением и другими поведенческими актами?
4 группе вопрос №8: Как, по-вашему, в чём причина отторжения социальной группой людей с девиантным поведением?
3 СЛАЙД: «Девиантное поведение - отклоняющееся от общепризнанных норм социальное действие, поступки людей или социальных групп, приводящие к нарушению этих норм и вызывающие необходимость соответствующего регулирования». (Запись в тетрадь).
4 СЛАЙД: «Позитивное и негативное отклоняющееся поведение». (Запись в тетрадь).
2. Решение задач по отклоняющемуся поведению из практикума: с.30-29
№ 4.3 № 4.2 № 4.4
5 СЛАЙД: «Девиантное и делинквентное поведение»
3.Учитель: Наиболее опасным отклонением от нормы являются преступление и преступность. Дайте ваше объяснение этим понятиям.
6 СЛАЙД: «Преступление. Преступность».
4. Задание группам: Определите последствия преступного поведения и преступности в целом:
1 группа – для личности 2 группа – для социальной группы
3 группа – для общества 4 группа – для государства
Для личности
|
Для социальной группы
|
Для общества
|
Для государства
|
Подавление прав и свобод личности
|
Контроль над профсоюзами
|
Нарушение стабильности
|
Создание организованных преступных групп
|
Угроза жизни, здоровью
|
Ущемление прав по национальному признаку
|
Перераспределение
материальных благ
|
Насаждение идеологии преступного мира
|
Угроза мелким предпринимателям
|
Унижение человеческого достоинства
|
Насаждение страха
|
Завладение значительным капиталом государства
|
Моральное насилие над личностью
|
|
|
|
5.Учитель: Постараемся определить, в чём причины делинквентного поведения через призму различных мнений, которые нам представлены в практикуме и в литературе. Каждая группа рассматривает одно мнение, соглашается с ним или нет, но, в любом случае приводит не менее 2 аргументов в защиту своего мнения.
Работа над заданиями практикума: № 5 на с. 30+4 группе цитата из книги Даниила Андреева «Роза мира». - М..1991.-с. 247-248
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Эссе по цитате. Задание 8 с.31 практикума. «Природа человека добрая. Злыми люди становятся в голодные годы» (Мэн-цзы, древнекитайский философ).
-2-