Учитель: Новикова О. В.
Основные понятия: парламентская монархия, монополия, пуритане, Долгий парламент, «круглоголовые», «кавалеры».
Этапы урока
|
оргформа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность каждого
ученика
|
Ожидаемый результат
|
I. Оргмомент
|
фронтальная
|
Сообщение темы урока, плана. Предлагает учащимся сформулировать цель и задачи урока, корректирует их
|
Формулирует цель и задачи урока.
|
Концентрирует внимание на теме урока.
|
II. Актуализа
ция знаний
|
парная
|
Предлагает заполнить таблицу «Изменения в жизни Нидерландов в результате буржуазной революции»
Вопросы для сравнения
|
Положение до революции
|
Положение после революции
|
Как развивалась промышленность и торговля?
|
|
|
Кому принадлежала власть в стране?
|
|
|
Каким было государственное устройство?
|
|
|
Какая церковь господствовала в стране?
|
|
|
|
Заполняет таблицу по памяти, в случае затруднения пользуется учебником
Вопросы для сравнения
|
Положение до революции
|
Положение после революции
|
Как развивалась промышлен
ность и торговля?
|
Капиталистическое производство тормозилось феодальной Испанией
|
Беспрепятственное развитие капиталистического производства
|
Кому
принадле
жала власть
в стране?
|
Испанскому королю Филиппу II
|
Люди, занимающиеся предпринимательст-
Вом (купцы, владельцы мануфак-тур, новые дворяне).
|
Каким было государст
венное устройство?
|
Являлась колонией Испании
|
Республика Голландия
|
Какая
церковь господство
вала в стране?
|
Католическая, кальвинистская
|
Свобода вероисповедания
|
|
Применяет полученные знания на прошлом уроке
|
III. Изучение нового материала:
1) Англия накануне революции.
2)Причины революции
|
Фронт.
Парная
парная
Фронт.
|
Показывает на карте Англию и сообщает, что события, которые произошли в этой стране в середине XVII в., имели больший международный резонанс, чем революция в Нидерландах. Почему? Предстоит выяснить сегодня на уроке.
-
Предлагает вспомнить изменения в экономической жизни Англии в XVII в.
король
Какие перемены произошли в государственном строе Англии к концу XVII в.?
(По ходу работу на доске составляется схема)
  
Палата лордов
Получают места по наследству
Назначаются королем
парламент
Какую политику в отношении церкви проводили Генрих VIII и Елизавета I? Чем англиканская церковь отличалась от католической и лютеранской, что между ними общего? (Схема)
Кто такие пуритане? Каким слоям населения были близки идеи пуритан: 1) равенство верующих перед богом; 2) отказ от пышных церковных служб, «дешёвая церковь»; 3) простота, умеренность в быту, одежде.
Выводы по рассказу учителя фиксируется в схеме:
религиозное
Господство англиканской церкви
|
Акцентирует внимание на значимости изучаемого материала.
Вспоминает, что развивались рыночные отношения, проводились огораживания, появились новые дворяне, Англия превратилась в сильную морскую державу.
(
Палата общин
Избираются на местах
По ходу работу в тетрадях составляется схема)
Лютеранская церковь:
Во главе церкви глава государства;
отсутствие монашества; вероисповедание на родном языке
Англиканская церковь
Католическая церковь
епископы, пышное богослужение
|
Заинтересо
ванность
применяет ранее полученные знания
Учатся схематизировать
Делают вывод
|
Предлагает задание: прочитать извлечения из документа «Великая ремонстрация» (с.149-150) и сформулировать причины, которыми было вызвано создание этого документа и начало революции в Англии.
-
Сравните причины Нидерландской и Английской революции. Есть ли сходство? Различия?
-
Какие слои населения были заинтересованы в ликвидации установленных королем Карлом I?
-
Кто стоял за сохранение старых порядков?
|
Ч  итают задание, выделяют причины и записывают в тетрадь.
 
Установленные королем налоги и монополии мешали развитию капитализма
Нарушение королем законов, прав и свобод население
Гонения на пуритан
Обсуждают в группе, высказывают свое мнение.
|
Схематизируют новый материал, сжимают его в схему.
Речевой диалог, высказывают свое мнение и аргументируют его
|
3) начало революции и гражданская война
|
Фронт.
Индив.
|
Рассказывает о начале революции и гражданской войны События излагаются конспективно.
Вопросы по ходу рассказа учителя:
-
Что такое гражданская война?
-
На какие группы разбилось население в ходе гражданской войны?
-
Чем можно объяснить победу армии парламента над армией короля?
|
Составляют конспект по рассказу учителя.
  
Лагерь парламента
Новые дворяне, буржуазия, крестьяне, наемные работники, ремесленники
Лагерь парламента
Старое дворянство, придворная знать, англиканская церковь
|
|
4) итоги революции
|
Фронт.
Инд.
|
Сообщение учащегося об Оливере Кромвеле.
Рассказывает о суде над королем, предлагает рассмотреть иллюстрацию на с. 147, документ на с. 150-151 «Обвинение короля»
|
Отвечают на вопросы:
-
Каким представляется вам Карл I?
-
О каких личных качествах Карла I говорит его поведение во время суда и казни?
|
|
IV. Закрепле
ние изучен
ного материа
ла
|
Индив.
|
Предлагает ответить на вопросы теста.
1 вариант
1. Причина Английской буржуазной революции:
А) отмена монополий; Б) бегство короля Карла I в Шотландию; В) упразднение должности епископа; Г) стремление Стюартов править единолично, не считаясь с парламентом.
2. сторонники очищения англиканской церкви от остатков католицизма назывались: А) гёзы; Б) джентри; В) пуритане; г) «кавалеры»
3. Гражданская война в Англии происходила в … годах: А) 1640-1646; Б) 1642-1648; В) 1645-1652; Г) 1644-1653.
|
Отвечают на тест.
2 вариант.
1. Причина Английской буржуазной революции:
А) поражение Англии в войне с Испанией; Б) свержение Карла I Стюарта и приход к власти Оливера Кромвеля; В) господство англиканской церкви и преследование пуритан Г) ликвидация цеховой системы.
2. Сторонники короля во время гражданской войны в Англии назывались: А) а) гёзы; Б) «круглоголовые»; В) кальвинисты; Г) «кавалеры».
3. Созыв Долгого парламента, послуживший началом революции в Англии, произошел в … году: А) 1639; Б) 1640; В) 1645; Г) 1649.
|
|
V. Итоги урока.
|
Индив.
парная
Фронт.
|
Предлагает снова сформулировать цели и задачи урока, чему научились
Д/З § 16, работа с «памяткой для оценки государственного деятеля» для характеристики личности Карла I.
|
Формулирует цель и задачи урока, обсуждает в паре изученный материал
|
Формулирует цель и задачи урока.
|