Перейти на главную страницу
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, аттестация, рейтинг
Государственные образовательные стандарты относятся к документам, регламентирующим формирование основных образовательных программ. В соответствии со статьей 7 Закона «Об образовании» 1992 года в период с 1994 по 1996 год было разработано и введено в действие так называемое первое поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО).
ГОС ВПО первого поколения разрабатывались в период тяжелых для населения рыночных преобразований и исходили, преимущественно, из требований академических сообществ. В области экономики и управления, гуманитарной сфере высшее и среднее профессиональное образование пережили кардинальный пересмотр вследствие отхода от привычных марксистко-ленинских догм. При этом были сохранены лучшие традиции советского образования – фундаментальность и широта подготовки.
Важной особенностью государственных образовательных стандартов первого поколения являлось то, что наряду с требованиями к уровню подготовки выпускников в профессиональной области они содержали также общие требования к развитию личности, что, по сути, опережало сегодняшнюю европейскую тенденцию к формированию национальных квалификационных рамок. Государственный образовательный стандарт содержал также требования к уровню подготовки выпускников по циклам дисциплин, которые являлись исходными данными для формирования инструментов при оценке качества образования в вузе не только у выпускников, но и у обучающихся.
В этот же период времени в Российской Федерации были созданы предпосылки для многоуровневой системы образования. В 1992 году была введена ведомственным актом подготовка бакалавров и магистров, которая активно внедрялась в вузах в соответствии с решением ученого совета. Модели бакалавриата и магистратуры предполагали подготовку выпускников только к научной и научно-педагогической работе.
Стандарты первого поколения разрабатывались для программ подготовки бакалавра и специалиста в разные периоды и зачастую с разными подходами, что очень осложнило технологию организации учебного процесса в вузах, реализующих широкую номенклатуру лицензированных образовательных программ. При этом стандарты подготовки бакалавров формировались на широкой фундаментальной и гуманитарной основе.
Подготовка магистров регламентировалась Положением о магистратуре без разработки государственных образовательных стандартов. Подготовка бакалавров и магистров в 1994 году была нормативно закреплена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования», которым устанавливалось, что основные образовательные программы магистров и специалистов являются программами одного уровня.
В 2000 году на смену стандартам первого поколения пришли новые, которые базировались и разрабатывались на основе Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. Среди особенностей государственных образовательных стандартов второго поколения необходимо отметить:
• согласованность с тарифно-квалифицированными характеристиками Минтруда России;
• согласование требований к выпускникам и содержанию образования с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими роль работодателей;
• одновременную разработку ГОС для всех ступеней ВПО, включая магистратуру, что повысило технологичность документов и введения их в практику;
• разработку стандартов по направлениям подготовки для специальностей в области техники и технологии.
Несмотря на то, что ГОС ВПО первого и второго поколений значительно расширили академическую свободу вузов в формировании образовательных программ (с 10% в 1988 году до 30-40% в 2000 году), подход к проектированию содержания высшего образования изменен не был. Во-первых, главный акцент делался на формирование перечня дисциплин, их объемов и содержания, а не на требования к степени освоения учебного материала. Во-вторых, не была преодолена проблема слабой взаимосвязи вузов с потребностями рынка труда, запросами работодателей и т.п.
Данные проблемы призваны преодолеть так называемые федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения – ФГОС. К моменту начала их активной разработки (2006 год) в России сложилась система многоуровневого высшего профессионального образования, которая состояла из двух образовательных подсистем: непрерывной подготовки дипломированных специалистов по 500 специальностям высшего профессионального образования со сроком обучения, как правило, 5 лет, и ступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) бакалавра (срок обучения 4 года) и магистра (срок обучения 6 лет) по 120 направлениям подготовки высшего профессионального образования.
Практическая реализация этих подсистем в России осуществлялась по разным схемам:
Большинству европейских стран единство качества и гарантии студенческой мобильности видятся важнейшими условиями обеспечения доступа к качественным образовательным услугам. Сопоставимость учебных планов, предметных программ и учебных материалов в современном высшем образовании ведет к формам, выходящим за рамки простого согласования, в ходе Болонского процесса вырабатывается понимание стандартизации как процесса постоянного сближения критериев и требований к результату процесса обучения, т.е. к компетенциям выпускника, к системам управления качеством, контроля качества.
В целях развития уровневого высшего профессионального образования были проведены изменения в законодательстве, в результате которых бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего образования, где основные образовательные программы магистров и специалистов являются программами одного уровня. Введение уровневого высшего профессионального образования (бакалавр-магистр) является важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования.
В современной ситуации, когда технологии и знания обновляются очень быстро, нецелесообразно готовить «узких» специалистов в стенах вуза, начиная с первого курса, в течение пяти-шести лет. Поэтому введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве будет больше соответствовать быстро меняющемуся рынку труда. Такая система станет более гибкой и будет основой для формирования структуры квалификаций и образовательных программ, соответствующей потребностям общества.
Принимая во внимание, что абитуриент не всегда осознанно выбирает траекторию образования для будущей профессии и может испытывать затем потребность в ее корректировке, новый подход позволяет после первых лет обучения по широкому направлению более осознанно выбрать профиль программы, который реализуется на старших курсах бакалавриата. После окончания первого уровня, выпускник, имея диплом о высшем профессиональном образовании, получает возможность вновь скоординировать свои жизненные планы с изменениями на рынке труда, как продолжив получение образования в магистратуре (профильной или непрофильной), так и используя широкий спектр программ дополнительного профессионального образования с присвоением соответствующей квалификации.
Принятием в 2009-2011 гг. образовательных стандартов третьего поколения, можно считать, были созданы условия для развития российского уровневого высшего профессионального образования в рамках общеевропейского образовательного пространства. На основе опыта разработки и реализации предыдущих стандартов и с учетом документов Болонского процесса ФГОС ВПО предусматривают, прежде всего, следующие особенности:
Тем не менее, формирование и реализация федеральных государственных образовательных стандартов в соответствии с принципами Болонского процесса на компетентностной основе ставит новые задачи по обеспечению и контролю качества как в самом вузе, так и при внешних оценках. Ключевой при оценке подготовки студента является проблема проверки компетенций, предлагаемых стандартами, которые ориентируют на широкое использование активных (тренинги, деловые игры) и интерактивных (компьютерные симуляции и др.) форм обучения. В разных ФГОС цифры варьируются, но в среднем это около 30% аудиторных занятий у бакалавров и 40% – у магистрантов. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40% аудиторных занятий. В рамках учебных курсов должны предусматриваться встречи со специалистами-практиками, мастер-классы соответствующих экспертов, встречи с работодателями и т.п.
Для формирования той или иной компетенции, таким образом, основной образовательной программой должны быть предусмотрены формы и методы работы со студентами, в которых усвоение учебного материала происходит в условиях, близких к условиям его применения в реальной жизни, например, через стажировки, практики, полевые занятия, разработку и реализацию проектов, погружение студентов в предметную, в том числе языковую, среду и пр. При этом нужно иметь в виду тесную взаимосвязь путей и способов выработки компетенций (образовательных технологий) и методов оценки степени их сформированности (оценочные средства).
В соответствии с ФГОС оценка качества подготовки студентов должна включать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестации. Текущая аттестация представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. К достоинствам данного типа относится его систематичность, непосредственно коррелирующая с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения. Текущий контроль знаний студентов может представлять собой: устный или письменный опрос; проверку домашних заданий; проведение лабораторных, расчетно-графических и иных работ; проведение контрольных работ; тестирование; проведение коллоквиумов; иной контроль самостоятельной работы студентов в письменной или устной форме. При текущем контроле успеваемости акцент делается на установление подробной, реальной картины студенческих достижений и успешность усвоения ими учебной программы на данный момент времени
Как видно из перечисленного, больше минусов в оценке компетенции может иметь текущая аттестация, поскольку она все же подразумевает фрагментарность и локальность проверок. Компетенцию целиком, а не отдельные ее элементы (знания, умения, навыки) при подобном контроле проверить крайне трудно.
Данную проблему может минимизировать введение балльно-рейтинговой оценки успеваемости студента, позволяющей максимально учесть все старания студента. Рейтинговая система, как одна из форм совершенствования организации учебного процесса и повышения мотивации студентов к активной и равномерной учебной работе в течение всего периода обучения, призвана служить получению наиболее полной информации о качестве и результативности обучения, о персональных академических достижениях и социальной активности студентов для их морального и материального поощрения. Кроме того, данная система органично вписывается в реализацию в образовательном процессе параметров единого Европейского пространства высшего образования.
В качестве примера можно привести опыт реализации рейтинговой системы оценки работы студентов на факультете международных отношений ННГУ им. Н.И. Лобачевского (ФМО ННГУ). Принимая во внимание, что в нынешних документах о высшем образовании рейтинги пока нигде не фигурируют, данные показатели учитываются при начислении премий, назначении студентов на именные стипендии, при подготовке рекомендаций для прохождения стажировок, участия в конкурсах, характеристик для работодателей, а также при распределении студентов по базам производственной практики.
Рейтинговая система ФМО ННГУ предполагает использование 100-процентной шкалы оценки; максимальная оценка предполагает 100-процентное соответствие требованиям к уровню освоения основной образовательной программы. Академический рейтинг каждого студента конфиденциален. Имена студентов с наивысшим рейтингом (80-100%), как правило, обнародуются.
Рейтинговая система оценки студентов ФМО представляет собой два интегральных рейтинговых показателя, охватывающих как текущую, так и промежуточную формы аттестации:
Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем в форме опросов, докладов, коллоквиумов, сообщений на семинарских занятиях, аудиторных и внеаудиторных контрольных работ, рефератов, электронного тестирования, творческих работ и др. в соответствии с разделом 5 Положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского.
Методы осуществления текущего контроля успеваемости определяются преподавателем с учетом предусмотренных учебным графиком видов учебных занятий и количеством учебных часов по дисциплине. Преподаватель вносит информацию о формах текущего контроля и критериях аттестации в учебную программу по дисциплине и доводит до сведения студентов на первом аудиторном занятии.
В течение семестра предусмотрены контрольные недели – недели выставления текущих рейтинговых оценок. В первых семи учебных семестрах предусмотрены три контрольных недели: 6-я, 12-я и 16/17-я, с 8 по 11 семестр предусмотрены две контрольные недели: 6-я и 12-я. Текущие рейтинговые оценки являются «накапливаемыми» (кумулятивными), что позволяет не чисто механически «сложить» итоги выполнения заданий студентом, а учесть его работу за соответствующий период времени в целом.
Социальные характеристики студента, оцениваемые преподавателем, включают: посещаемость занятий, степень готовности к занятиям, активность на занятиях, прилежание и трудолюбие, целеустремленность, общая эрудиция и культура, самокритичность, коммуникабельность, способность владеть собой в сложных ситуациях, корректное общение с сокурсниками и преподавателями. Поскольку данная характеристика носит весьма субъективный характер, коэффициент ее минимальный – 0,1.
Для общей оценки социальных характеристик студента (Б3) принимается шкала от 1 до 5 со следующим сопоставлением с 100-процентной шкалой:
Семестровая рейтинговая оценка выставляется преподавателем, заносится в ведомость рейтинговой оценки по учебной дисциплине и сообщается студенту до начала экзаменационной сессии.
Сессионная рейтинговая оценка выставляется преподавателем во время экзаменационной сессии. При определении рейтинговых показателей принимается следующее соотношение 7-балльной шкалы оценок, принятой в ННГУ, и 100-процентной шкалы.
Таблица 1. Соотношение шкал оценок
оценки по 7-балльной системе |
100-процентная шкала |
европейские оценки |
«превосходно» |
95-100% |
A |
«отлично» |
85-94% |
B |
«очень хорошо» |
75-84% |
C |
«хорошо» |
65-74% |
D |
«удовлетворительно» |
50-64% |
E |
«неудовлетворительно» |
25-50% |
F (FX) |
«плохо» |
менее 25% |
|
Оценка внеучебной деятельности включает, прежде всего, научно-исследовательскую работу студентов и иные виды их внеучебной активности и исчисляется по шкале от 1 до 5, соотнесенной со 100-процентной шкалой:
Оценка внеучебной работы студентов вносится научным руководителем (при необходимости предусмотрено участие куратора, руководства факультетом).
Не претендуя на идеальность данной рейтинговой системы тем более, что единой такой системы в стране нет, эксперимент на ФМО ННГУ можно рассматривать, как важный шаг в совершенствовании организации образовательного процесса посредством увеличения роли индивидуальных форм работы со студентами, упорядочения системы контроля знаний, умений и навыков студентов, выработки неких унифицированных требований к оценке знаний в рамках каждой отдельной учебной дисциплины или групп дисциплин в условиях перехода на ФГОС ВПО.
Тем не менее, в современных условиях реализация данного эксперимента обнаружилось важное административно-психологическое препятствие, тормозящее развитие рейтинговой системы. Поскольку, как уже было сказано, рейтинг пока не учитывается в документе о высшем образовании, и главной остается все-таки экзаменационная оценка, преподаватели и студенты не видят смысла в таком дублировании, хотя и понимают, что в новой ситуации (особенно при изменении приложения к диплому о высшем образовании по типу европейского Diploma Supplement) прежний механизм оценки фактически только на экзамене уже будет неактуальным.
Ализируются основные проблемы оценки качества подготовки студентов при внедрении компетентностного подхода стандартов третьего поколения
11 10 2014
1 стр.
Реализация Плана действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию
10 10 2014
1 стр.
Калтан на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования
11 10 2014
1 стр.
11 10 2014
40 стр.
Республиканский семинар «Актуальные проблемы преподавания татарского языка и литературы в условиях перехода на федеральные государственные стандарты: теория, инновации, практика и
15 12 2014
1 стр.
Оценка качества пресноводных водоемов [Каминский, 1982; Комплексные оценки Кимстач, 1993] осуществляется по трем основным аспектам, включающим следующие комплексы показателей
16 12 2014
8 стр.
Р. Ж. Шварценегер 11 сентября 2000 года сообщил о строительстве первого французского синхротрона третьего поколения, который займет место синхротрона lure1 Научного университета Ор
10 10 2014
1 стр.
Назначение метрического анализа программ. Понятие метрики. Типы метрик и шкал. Понятие критерия оценки качества. Функциональные и конструктивные критерии оценки качества программ
15 12 2014
9 стр.