Перейти на главную страницу
Перенос, или трансференция, – разновидность психологической защиты, при котором в человеке, с которым мы взаимодействуем, мы видим значимую для нас фигуру, чаще всего из нашего детства, обычно родительскую фигуру.
Люди склонны превратно воспринимать настоящее, когда они увязли в эпизодах прошлого.
Внешняя реальность, в условиях которой происходит межличностное взаимодействие, наделена провоцирующей функцией для запуска переноса: у обоих участников формируются представления о собеседнике, обусловливающиеся внешностью, характером, привычками, окружением, и не в последнюю очередь поставленной аналитической задачей, рамками сеанса (Setting) и соответствующими ролями. В таких представлениях можно обнаружить как очень реалистические образы восприятия, так и иррациональные части, испытавшие на себе воздействие бессознательных фантазий. Как раз последние и представляют наибольшее значение для понимания психоаналитического процесса.
Перенос в человеческих взаимоотношениях
Вообще любые взаимоотношения являются смесью разных пропорций отношения к реальному объекту отношения и отношения-переноса. Перенос часто является причиной “ошибок” во взаимоотношениях. Находясь в состоянии переноса, мы обращаемся к человеку не как к нему самому, а как к какому-то другому человеку, и впоследствии испытываем дискомфорт от того, что реакция этого человека противоречит нашим ожиданиям.
Таким образом, процесс переноса является процессом совместного формирования взаимоотношений, которое происходит между двумя сферами бессознательного,. Из канвы актуального материала формируется общая история взаимоотношений, хотя на ней сильно сказывается индивидуальное прошлое каждого из участников. Эта новая канва – продукт встречи, в которой участвуют две судьбы, воздействующие друг на друга.
Формы переноса
Переносы проявляются как позитивные и как негативные эмоциональные установки; соответственно этому мы различаем негативный и позитивный перенос. А в зависимости от формы патологии невроза можно выделить различные формы переноса: зрелые (направленные на объект), нарцисстические и пограничные (Borderline).
Пациенты с классическими неврозами переносят свой прежний опыт отношений со значимыми людьми из времён детства на актуальные взаимоотношения. Это наиболее зрелая форма переноса. В принципе любой прежний тип взаимоотношений может быть перенесён на любое актуальное общение независимо от пола задействованных в нём лиц. Так в отношениях к одному и тому же аналитику можно обнаружить материнский перенос, отцовский перенос, перенос сибсов и т. д. В таких случаях говорят просто о переносе или, используя более точные термины психоанализа, о переносе объекта (о невротическом переносе замещаемого объекта). Именно эту форму переноса и открыл Фройд на сеансах с пациентами (1895), назвав её «фальшивой связью» между актуальными межличностными взаимоотношениями и прошлым опытом общения.
Для нарцисстических пациентов характерны другие формы переноса :
· Перенос объекта Самости: нарцисстические пациенты склонны к использованию психоаналитика или другого человека, с которым тесно общаются, в качестве объекта Самости, идеализируя другого человека постольку, поскольку он исполняет функцию поддержки, и сразу же обесценивают его, как только он начинает разочаровывать и отказываться исполнять функцию поддержки. Так например существуют заидеализированные переносы родителей: тогда анализируемый пациент склонен к тому, чтобы возвеличивать психоаналитика самым нереалистическим образом. А противовесом этому будет перенос обесцененного родителя, когда пациент с разочарованием отстраняется от психоаналитика, «развенчивая» его в своих фантазиях.
· Отзеркаливающий перенос: Здесь в переносе на месте восхищения другими людьми мы обнаруживаем потребность в том, чтобы другие люди восхищались нами. Когда такая форма переноса становится актуальной, тогда мы чувствует своё полное единение с тем, с кем входим в полный контакт.
· Перенос Самости: Третья форма нарцисстического переноса характеризуется переносом аспектов собственной личности на других людей. Этим подразумевается, что способы эмоционального мировосприятия, которые были привычны для нас в прежних межличностных отношениях, теперь переносятся на актуального партнёра: например, депрессия, фантазии о величии или чувства ярости. При этом в дело вступает механизм проективной идентификации.
Такие нарцисстические формы переноса являются отражением нарцисстических объект-отношений, посредством которых стабилизируется хрупкое чувство Самости. Эти формы переноса являются проявлением желаний близости и потребности в безопасности. Но такой перенос можно рассматривать и в аспекте защиты, видя в нём одну из форм сопротивления против более зрелых форм межличностных отношений, когда человеку приходится признать, что он и его партнер являются отделёнными друг от друга, автономными личностями.
Анализ переноса имеет своей целью посредничество в понимании бессознательного, проявляющегося у пациента в отношениях с психоаналитиком. Ранее господствовал подход, в соответствии с которым пациенту необходимо было помочь увидеть следы прошлого в его актуальных установках и способах поведения, то есть показать пациенту, что он относится к психоаналитику так, словно бы тот был например матерью или отцом. В этом смысле Фройд (1937) сравнивал работу психоаналитика с работой археолога:
«Психоаналитик разгадывает или, говоря точнее, реконструирует забытое по знакам, оставленным прошлыми переживаниями, обращаясь для этого к крохам воспоминаний пациента, его ассоциациям или осознанным мыслям …
В результате метаморфоз, происшедших с концепцией переноса, сегодня центр работы психоаналитика сместился на анализ переноса в ситуации Здесь и Сейчас. В результате совершенно по-новому выглядит задача психоаналитика: Посредством предлагаемых психоаналитиком межличностных отношений создаётся пространство, в котором могут легко проявляться фантазии, страхи и потребности, чтобы таким образом из прежде вытесненного состояния добиваться для них новой жизни.
Посредством интерпретации переноса психоаналитик показывает пациенту, что именно из проявляющихся актуальных способов поведения пациента можно объяснить, прибегая к прежним бессознательным паттернам, и почему это необходимо делать..
В соответствии с гипотезой о круговой форме проявлений переноса в совместно формирующихся межличностных отношениях интерпретация переноса описывает не только самочувствие или какую-либо вытесненную потребность пациента, но и то, каким образом это самочувствие, опасение, потребность возникли в отношениях с психоаналитиком и на какую роль психоаналитика в формирующихся межличностных отношениях отреагировал пациент. Полная интерпретация переноса таким образом является интерпретацией процесса в соответствии с девизом: «Так как Вы представляете, что я вот такой и потому со мной соответственно обращаетесь, то этого Вы и хотите от меня, это и получите; а этим Вы защищаетесь от Вашего страха, что в отношениях со мной переживёте то или иное нехорошее событие».
Психоаналитик например показывает пациенту, что проявляемые им агрессивные аффекты связана с предстоящим расставанием (аффекты могут косвенно проявиться в ассоциациях, сновидениях или ошибочных действиях пациента), чтобы стать более спокойным и уверенным посредством игнорирования столь тревожащих пациента чувств заброшенности, и всё только потому, что агрессия оставляет по себе гораздо меньше страха, чем ощущение заброшенности.
Факторы процесса
Ход психоаналитического процесса зависит от многих факторов, воздействие которых трудно предсказать. В соответствии с клиническим опытом решающим фактором является судьба переноса во время психоаналитических встреч. Минимум «хорошего» опыта общения с другими людьми, имеющегося в запасе переноса, является предпосылкой того, что отношения с психоаналитиком (даже в фазы агрессивных столкновений) будут переживаться как приносящие пользу. Сможет ли пациент выдержать напряжённость отношений, определяющуюся многими формами «фальшивых связей», будет зависеть и от того, каким образом будет воздействовать перенос на психоаналитика: сможет ли психоаналитик непредвзято открываться реакциям, возникающим в глубинах его души (контрперенос), или же по каким-либо личным основаниям он будет защищаться от них (сопротивление контрпереносу). А от этого будет зависеть от того, насколько правильно удастся психоаналитику разгадать инсценировки пациента и вызвать у него процесс метаморфоз. Поэтому интерпретация переноса в психодинамической психотерапии – особая тема искусства психотерапевта-психоаналитика.
Имеется в виду перенос чувств, влечений, установок из "там и тогда" в "здесь и теперь" и наоборот. Такую транспозицию осуществляет клиент в отношении консультанта (перенос) и консультант в отношении клиента (контрперенос). Данный психологический феномен присутствует в любых межличностных отношениях, однако в консультативном контакте он намного интенсивнее вследствие природы самого контакта. Консультант заведомо обладает авторитетом, мало говорит о себе и остается анонимным, поскольку к нему обращаются за помощью. Этим облегчается возникновение переноса.
Возможны два основных определения переноса. Согласно классическому психоаналитическому определению, перенос - это оживление комплекса Эдипа в терапевтической ситуации. Реакция на терапевта такова, словно он - участник ранних эдиповых отношений клиента, т. е. представляет собой отца или мать. В эдиповом контексте определение слишком ограничено; его трудно принять, не придерживаясь психоаналитической ориентации. Считая перенос универсальным феноменом консультативного контакта, его можно определить как повторение в отношениях с консультантом чувств и установок, привычных в прошлом со значимыми людьми (прежде всего - родителями). Creenson предлагает более обобщенное определение: "Перенос - это неадекватное переживание чувств, влечений, фантазий, установок и задействование защитных механизмов, возникших в прошлом в отношениях со значимыми людьми, при актуальном межличностном взаимодействии. Подчеркнем, реакция переноса представляет собой повторение прошлого и неприемлема в настоящем".
В консультировании, психотерапии, да и вообще в отношениях переносу свойственны такие черты :
1. Перенос всегда ошибочен в том смысле, что клиент представляет консультанта в ложном свете, т. е. приписывает ему черты, свойственные другим людям в других обстоятельствах и времени. Конечно, ошибочны не все представления клиента; консультанту важно отличать реалистичные реакции от реакций переноса.
2. Перенос бывает положительным и отрицательным. Положительный перенос основывается на зависимости клиента от идеализированного образа отца, любящего и опекающего, вызывающего чувство защищенности и потребность в творческом самовыражении. Положительная установка клиента в отношении консультанта, возникшая в силу переноса, выражает отношения прошлого. Например, клиент, которому в детстве недоставало любви, склонен видеть в консультанте человека более сильного и любящего, чем тот есть на самом деле. Отрицательный перенос основывается на испытанных в детстве чувствах отвержения и враждебности. Если в консультировании эти установки не изменяются, терапия становится невозможной.
3. Возникновению переноса содействуют нейтральность и неопределенность консультанта. Понятие "нейтральность" в психотерапии не имеет определения. Нейтральность не идентична равнодушию или дефициту заботливости. Имеется в виду, что консультант беспристрастен и не навязывает клиенту своих ценностей. Неопределенность означает сокрытие от клиента своих чувств, установок, событий жизни. Нейтральность и неопределенность консультанта создают специфическую атмосферу отношений, которая позволяет возникнуть и полностью проявиться переносу. Он проявляется и при отсутствии этих условий, однако они облегчают возникновение переноса и усиливают его.
4. Перенос - бессознательный процесс. Хотя чувства клиента по отношению к консультанту могут быть и вполне сознательными, но сам факт, что они привнесены из других, более ранних отношений, не осознается. В консультировании психодинамической ориентации консультант побуждает клиента к осознанию такого переноса.
5. Перенос чаще возникает в сферах, где имеются неразрешенные детские конфликты со значимыми личностями.
В психотерапии и консультировании ценность переноса весьма велика. Он позволяет проникнуть в прошлое клиента и увидеть, каким образом ранний опыт, связанный со значимыми личностями (родители, близкие), модифицирует реакции настоящего. Это очень важно в случаях, когда расстройства поведения, личные проблемы постоянно "подпитываются" коварными реакциями переноса. Консультант, будучи объектом переноса, интерпретирует проекции и предоставляет клиенту возможность взглянуть на свое поведение в ракурсе причинности, чтобы избавиться от травм и фантазий прошлого. Такая работа придает консультированию характер "коррекции эмоционального опыта".
Решение, стоит ли делать перенос объектом обсуждения, равносильно выбору между операцией и консервативным лечением. Первый вариант приводит к значимым внутренним изменениям, а второй чаще сохраняет status quo. Конечно, выбор всегда определяется конкретной ситуацией. В некоторых случаях не рекомендуется слишком углубляться в реакции переноса клиента и их интерпретацию: - при искаженном восприятии реальности; - при нехватке времени для работы с переносом (кратковременное консультирование или психотерапия); - при отсутствии нормального рабочего альянса с клиентом; - когда клиент из - за ослабления механизмов психологической защиты не может быть толерантен к тревоге и фрустрации; - когда целью консультирования является не разрешение глубинных конфликтов, а, например, приспособление к текущим жизненным ситуациям. Однако не следует забывать о проблемах, которые возникают из - за непреодоленного переноса в случае прекращения консультативного контакта, когда осталась без обсуждения интенсивная любовь клиента к идеализированному консультанту (положительный перенос) или ненависть к нему (отрицательный перенос). Поэтому консультанту не подобает игнорировать чувства клиента. Они должны быть обсуждены, конечно, с выбором надлежащей глубины обсуждения. Трансформация переноса в процессе консультирования похожа на эмоциональное развитие ребенка. Ребенок постепенно переходит от мнения о родителях как всемогущих и всезнающих к более реалистичному подходу, оценивая их как относительно простых людей, но тем не менее занимающих особое, важное положение в его эмоциональном мире. Подобным образом и клиент в ходе консультирования начинает реалистичнее оценивать консультанта; опыт контакта становится составной частью психики самого клиента. Перенос в сущности создает условия для интериоризации консультанта и способствует формированию специфической, но надежной инстанции, в которую можно обратиться при затруднениях в жизни.
Положительному переносу всегда присуща определенная, чаще всего временная идеализация консультанта с эротическим оттенком при условиях разнополости и гетеросексуальности клиента. Эротическая установка в отношении консультанта нередко выражается косвенно - паузами молчания, жалобами, что нечего сказать и голова совсем пустая; манипулятивными движениями, если консультант не пришел или опаздывает, забыванием уплатить за консультацию, интересом к личной жизни консультанта; конкуренцией с другими клиентами из - за консультанта; постоянным цитированием его высказываний и т. п.
Подарки тоже служат формой выражения чувств к консультанту. Дарение может означать многое и усложняет консультирование: иногда это просто взятка, порой демонстрация желания иметь с консультантом особые, доверительные отношения, и благодаря выбору подарка клиент хочет доказать знание вкуса и потребностей консультанта. При таких мотивах клиента консультант должен отказаться от подарка, если не желает быть втянутым в игры манипулятивного характера. Однако в некоторых случаях подарки отражают искреннюю благодарность, уважение к консультанту, и отказ от них может оскорбить клиента. Вообще в процессе консультирования лучше избегать подарков и подождать завершения терапии, тогда подарок становится поводом к последнему обсуждению с клиентом достигнутых успехов и соответствия (или несоответствия) подарка реальной цене консультирования в экзистенциальном смысле. Когда клиенты тем или иным способом выражают чувства, консультант должен относиться к этому с пониманием. Они проявляют подлинные чувства, хотя часто и нереалистичные. Если консультант принимает чувства клиента, даже не отвечая на них, и не позволяет клиенту испытывать отверженность, консультирование становится глубже и интенсивнее. С другой стороны, клиенты должны понимать, что консультант не может быть их сексуальным партнером. Такое табу помогает осознать жизненные ограничения на удовлетворение желаний.
Мысли Юнга по поводу переноса можно разделить на пять основных утверждений, открытых для исследования и обсуждения:
Задача аналитика - не только войти в глубокий контакт с болью пациента, но и найти сильные стороны и возможности личности пациента, которые могли бы помочь выдержать практические и эмоциональные требования, предъявляемые анализом. К числу сильных сторон и возможностей личности пациента нужно отнести его желание продолжать анализ, несмотря на то, что дальнейшее продвижение вперед приносит боль, и чувства ненависти, гнева и разочарования заполняют аналитическое пространство. Как говорил Юнг:
Понятие переноса подразумевает, что любой аспект личности пациента может быть спроецирован на аналитика. Чувства, идеи, импульсы, потребности, фантазии и образы могут составлять содержание этого непроизвольного акта.
Например, мужчина, который в жизни встречал много издевок и неприятия со стороны окружающих, занял более активную позицию в анализе только после того, как в течение долгого времени подвергал всевозможным "проверкам" своего аналитика-женщину и убедился в ее стойком желании помочь. В сильном негативном переносе преобладали интенсивные чувства страха, стыда, гнева и враждебности. Аналитик терпеливо и настойчиво работала над тем, чтобы понять и интерпретировать негативные реакции своего пациента. Она добилась положительного результата - пациент начал испытывать чувства привязанности, нежности и любви. Затем он дистанцировался от этих чувств, сексуализировав их, что потребовало дальнейшего редуктивного анализа отношений пациента с матерью. На следующем этапе появилась возможность на более глубоком уровне соединиться с потребностью во взаимоотношениях со своим "Я", которое является внутренним источником чувства безопасности и любви. То есть сам – это источник моей собственной безопасности, мне не нужно для этого ощущения зависимость от другого человека
З.Фрейд отмечает, что аналитический процесс не создает перенос (transference), а обнаруживает его. Таким образом, в нашей повседневной работе как аналитик, так и пациент сталкиваются с проявлением самых сильных человеческих чувств. Нелегкие компромиссы, на которые каждый человек должен идти ради примирения своих и чужих интересов, приходится находить снова и снова. Здоровое стремление каждого ребенка стать самостоятельной личностью, достичь достаточной сексуальной свободы, которую несет физическая и психическая зрелость, наталкивается на сопротивление мощных регрессивных сил, не позволяющих отделить себя от первоначальных объектов и чувства ненависти к ним, реальное или воображаемое. Мы признаем, что конфликты детского и подросткового возраста, живущие во взрослом человеке, могут заново напомнить о себе и проявиться как у аналитика, так и у пациента, потому что теперь мы рассматриваем психоанализ как двусторонний процесс, в который вовлечены два участника,. Аналитик и пациент вместе принимают участие в процессе, способствующем росту и развитию человека.
Обсуждаемая тема возникла из клинической практики психоанализа. Обратимся к истокам. В своей "Автобиографии" З.Фрейд писал: "Перенос - это универсальное явление человеческой психики, которое оказывает влияние на взаимоотношения человека с его окружением" [7; 20].. А в 1909 г. он отмечал: "Перенос возникает спонтанно во всех человеческих взаимоотношениях, и то же самое происходит между пациентом и психоаналитиком" [9; 11].
С накоплением клинического опыта многие аналитики стали рассматривать перенос как наиболее значимое средство понимания психической реальности пациента, в отличие от первоначального понимания его З.Фрейдом как сопротивления. Позднее психоаналитиками были предложены более подробные определения переноса. Р.Гринсон писал: "Перенос есть переживание в настоящем чувств, влечений, отношений, фантазий и стремлений защищаться по отношению к человеку, к которому все эти чувства не могут относиться, ибо они есть повторение, смешение реакций, возникших из отношения к лицам, игравшим важную роль в жизни человека в период его раннего детства" Он подчеркивал, что для того, чтобы реакция могла считаться переносом, она должна быть повторением прошлого и не иметь отношения к настоящему.
Перенос, или трансференция, – разновидность психологической защиты, при котором в человеке, с которым мы взаимодействуем, мы видим значимую для нас фигуру, чаще всего из нашего дет
25 09 2014
1 стр.
В одной из прошлых статей (1 февраля) мы рассказывали, как оформить перенос выходных дней в январе. В марте в связи с 8 марта был перенос 11 марта на 9 марта
25 09 2014
1 стр.
15 10 2014
1 стр.
Перенос питательных веществ от стенок кишечника к остальным частям тела обеспечивается кровеносной системой. Такие животные называются вторичнополостными. Целом образовался у предк
17 12 2014
1 стр.
Перенос данных нужно делать после «закрытия» месяца (полного начисления зарплаты и страховых взносов и выплаты зарплаты). Перенести нужно сведения за два года, предшествующих месяц
25 09 2014
1 стр.
Модуль «Восстановление/Перенос сайта» в составе по системы S. Builder предназначен для создания контрольных точек для восстановления Системы и для переноса сайта на другой сервер
25 09 2014
1 стр.
Целью крионики является перенос терминальных
14 12 2014
3 стр.
Захоронение митрополита Петра в Москве. Перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву
14 12 2014
1 стр.