ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА К ТЕКСТАМ Э. ФЭРИСА
Элсуорт Фэрис (1874–1953) – американский социолог и социальный психолог, внесший важный вклад в развитие символического интеракционизма. Оставаясь в тени таких гигантов, как Дж.Г. Мид, Ч.Х. Кули, У.А. Томас, Дж. Дьюи и У. Джеймс, он вполне является классиком этого направления, хотя и второго ряда.
Путь в науку начался для него с обучения в Техасском христианском университете. Окончив его в 1894 г., Фэрис в 1897–1904 гг. служил в миссии Заморского христианского миссионерского общества Учеников Христа в Бельгийском Конго. Вернувшись в США, он выбрал академическую карьеру: продолжил учебу (Чикагский университет, 1905–06; Техасский христианский университет, 1907), преподавал в своей альма-матер (1906–1913). В 1914 г. он блистательно защитил докторскую диссертацию в Чикагском университете. После пяти лет неопределенности, связанных с работой в разных учебных заведениях (факультет психологии Чикагского университета и Чикагский институт изящных искусств, 1914–1915; Университет штата Айова, 1915–1918), он занял в 1919 г. место профессора социологии в Чикагском университете, освободившееся после У.А. Томаса. Вся дальнейшая его жизнь была связана с работой на факультете социологии и антропологии этого университета. В 1925 г. Фэрис возглавил факультет, сменив на этом посту А. Смолла. С 1926 по 1936 г. он был также главным редактором «American Journal of Sociology». При Фэрисе чикагская социология достигла высшей точки в своем развитии и обрела ту заслуженную славу, которой она пользуется по сей день; при нем же – и во многом благодаря его активному содействию – в 1929 г. из состава факультета выделился отдельный факультет антропологии. Уйдя в 1939 г. в отставку, Фэрис продолжал преподавать, писать, путешествовать (Гватемала, Мексика, Коста-Рика, Бельгийское Конго). В 1937 г. он был избран 27-м президентом Американского социологического общества.
Важнейшие научные вклады Фэриса связаны с развитием социальной психологии, которая рассматривалась в тогдашнем Чикагском университете как важный раздел социологии как специальной науки и из чикагской версии которой вырос символический интеракционизм. Несколько лет Фэрис читал совместно с Мидом (и по его предложению) курс социальной психологии, служивший важным «местом» живой трансляции интеракционистских идей: Фэрис читал вводную часть курса, Мид – «продвинутую» (от них этот курс перешел к Г. Блумеру). Наряду с текстами Дьюи, Джеймса, Мида, Кули и др., курс Фэриса формировал интеракционистскую составляющую в чикагской социологической традиции. В какой-то степени это влияние было в 1920-е гг. даже более значимым, чем устное влияние Мида; по воспоминаниям многих, читаемая Мидом часть курса отнюдь не всем была понятна, и Фэрис был для чикагцев важным источником адаптированных прочтений его идей.
Фэрис не оставил после себя крупных публикаций. Его наследие – это около полусотни статей и очерков. Значительная их часть вошла в сборник «Природа человеческой природы» (1937), единственную его книгу.
Особая роль Фэриса в развитии интеракционизма порождает законный интерес к его наследию. В его статьях можно найти не только облегченные версии ключевых интеракционистских идей, но и вполне оригинальные их трактовки, не находимые у других авторов. Мы собираемся опубликовать в журнале несколько его текстов; ранее на русский язык они не переводились.
В этом выпуске публикуется небольшая статья Фэриса, в которой он ввел термин «дописьменные народы». Введение его было одним из шагов к преодолению этноцентричности западных наук о человеке, которое Фэрис считал абсолютно необходимым. Этот текст представляет в первую очередь исторический интерес, но может быть прочитан и как поучительный призыв к очищению нашего мышления от этноцентрических искажений, которое, как видно в ретроспективе, не может быть окончательным и требует постоянных рефлексивных усилий.
|
Элсуорт Фэрис
ДОПИСЬМЕННЫЕ НАРОДЫ: ПРЕДЛОЖЕНИЕ НОВОГО ТЕРМИНА*
|
Эта небольшая статья 1925 г. важна как документ истории науки. В ней Фэрис вводит для обозначения большой группы незападных народов термин «дописьменные народы», в противовес терминам «дикарские», «примитивные», «естественные народы» и т.п.
This little paper published by E. Faris in 1925 is important as a document of the history of science. The term “preliterate peoples” is first introduced in it for designating the wide group of non-Western peoples, in contrast to such terms as “savage”, “primitive”, “nature peoples” etc.
Ключевые слова: письменность, цивилизация, дописьменные народы.
Keywords: literacy, civilization, preliterate peoples.
Пер. с англ. В.Г. Николаева