Перейти на главную страницу
Прочитать статью Раскольникова о преступлении (ч. 3, гл. 5); эпизод из 2-ой встречи Раскольникова и Сонечки Мармеладовой со слов «Ты был голоден!... - убивать, убивать-то право имеете?» (ч.5, гл. 4)
b. какой мотив убийства из тех, которые Раскольников называет Соне, является ведущим? Ваше мнение по этому вопросу? Какова точка зрения автора?
- Найдите и зачитайте строки, как было принято «окончательное» решение (ч., гл. 5).
«Последний же день, так нечаянно наступивший и все разом порешивший, подействовал на него, почти механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать» (ч. 1, гл. 6).
Таким образом, мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну ее практического осуществления. Достоевский утверждает: над душами людей могут властвовать не только чувства и страсти, но и отвлеченные теории; они обладают способностью воспламенять душу человека, порабощать его сознание и волю.
. Расскажите, как теоретически был продуман героем его практический шаг?
Сосчитаны шаги от каморки Раскольникова до квартиры старухи, изучены жильцы-соседи, сделана «проба», во время которой герой запомнил расположение комнат и подсмотрел, куда старуха прячет деньги. Мысль о справедливости убийства логически неопровержима.
- Можем ли мы сказать, что во время преступления Раскольников действовал хладнокровно и собранно?
Достоевский постоянно обращает наше внимание на стихийность преступления. Идя на преступление, Раскольников не может сосредоточиться, его отвлекают посторонние соображения. Нелепо и его поведение в дверях квартиры старухи-процентщицы («он чуть не вытащил ее, вместе с дверью, на лестницу»). Стихийность и в самом убийстве («...вынул топор..., взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя,...почти машинально опустил на голову обухом»). Ряд казусов подчеркивает Стихийность действий, растерянность героя (казус с топором, который заранее не был приготовлен; казус со шляпой, которую Раскольников забыл сменить на фуражку; казус со временем - на часах было уже десять минут восьмого). На мгновение герою захотелось все бросить и уйти. Затем ему показалось, что старуха ожила, и он возвращается в комнату и замечает на шее старухи кошелек; долго возится с ключами, забыв о наблюдениях на «пробе». В этот момент возвращается домой Лизавета - одно из тех беззащитных существ, ради которого герой допускал «кровь по совести». Убивая Лизавету, Раскольников вопреки расчетам превращается не в благодетеля, а во врага слабых людей. Так Достоевский, показывая несоответствие между теоретическими решениями и практикой, подчеркивает, что невозможно «рассчитать жизнь» теорией, жизнь сложные «арифметически».
Мы видим, какие страшные последствия могут иметь для отдельного человека («идея» привела героя к расколу с окружающими и с самим собой) и для общества идеи, подобные идее Раскольникова. Следователь Порфирий Петрович скажет позднее Раскольникову: «Еще хорошо, что вы старушонку только убили. А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!»
Немало бед, кровопролитий принесли миру разные теории, воплощавшиеся в жизнь людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реальную Власть над судьбами людей.
На предыдущих уроках, мы пришли к выводу, что Раскольникова увлек идеал сильной личности, стоящей над безликой массой «тварей дрожащих», у него страстное желание войти в число «сильных мира», но преступлением Раскольников поставил себя в такую позицию, что примкнуть к миру людей, живущих по его теории (Лужин, Свидригайлов), он не может.
- Что же помешало Раскольникову жить по теории, созданной им? Раскаивается ли Раскольников в преступлении?
(Разговор Раскольникова с Дуней пере тем, как он пойдет «предавать себя»: «Преступление? Какое преступление?»- вскричал он вдруг...в бешенстве...»; признание Соне: «В чем я виноват перед ними?...Они сами миллион людей изводят, да еще за добродетель почитают...»
Размышления героя на каторге: «Совесть моя спокойна». Слова автора: «О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя...»
И после преступления Раскольников не признает себя виновным, продолжает верить в свою теорию, оправдывающую «кровь по совести». Официальный суд и юридическое наказание ничего не решали в его судьбе: в своем преступлении он не раскаивается.)
- Чувствует ли он себя в позиции «сильного»? Нет. И вовсе не из-за того, что разочаровался в своей теории, что раскаялся в преступлении, что понял свою вину. Какова же истинная причина? В чем упрекает себя Раскольников?
(Эпилог: «Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? - ...Вот в чем одном признавал свое преступление: только в том, что он не вынес его и сделал явку с повинной».
Его размышления после встречи с мещанином: о «настоящем властелине, которому все разрешается...Повинуйся дрожащая тварь - и не желай, потому - не твое дело». Итак, убеждаемся, что Раскольников не разочаровался в идее, а страдает от того, что не вынес идеи, вдохновившей его на преступление, и сделал «явку с повинной». Герой стыдится своей человечности. Сознание, что он «вошь», как и все, а не избранный человек, заставляет его глубоко страдать.) I
- Центральными эпизодами романа, раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», способной к состраданию и чуткой к несчастьям людей, являются встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. Рассказать о первой встрече Раскольникова со следователем (причины, поведение, вывод).
(«Идея» продолжает воздействовать на ум Раскольникова. После убийств» он, во что бы то ни стало, хочет победить «болезненно раздраженную натуру свою», побороть ощущение преступности, доказать себе, что он не «тварь дрожащая». Именно с этой целью «доказать» отправляется Раскольников к следователю Порфирию Петровичу. Обратное внимание на фальшивость поведения Раскольникова с Разумихиным, на его мысли, когда он думает о предстоящем разговоре со следователем: «Этому тоже надо Лазаря петь... - Сердце стучит, вот что нехорошо!» Ощущение ловушки переживает Раскольников. Он окружен людьми, поэтому молчание его будет ненатуральным. И Раскольников старается «натуральнее петь».)
- Зачитайте авторские ремарки в разговоре Раскольникова с Порфирием Петровичем при первой встрече.
(Живая душа, человеческая природа в герое сопротивляются идее о праве сильной личности, но и с самим собой.)
- Зачитайте эпизод, где Порфирий Петрович объясняет Раскольникову, почему «преступник не убежит». («Что такое: убежит!... Смотри в
(Рассуждения следователя убеждают нас, что он разгадал характер Раскольникова. Порфирий Петрович не хочет допрашивать «по форме», понимая, что поймать Раскольникова с помощью допроса «по форме» нельзя. Он делает ставку не его живую душу. Вот почему вместо официального допроса «по форме» - болтовня, хитрая и расчетливая, ставящая целью вывести Раскольникова из внутреннего равновесия, встревожить его. Следователь ведет тонкую игру. И Раскольников, для которого «ясно как день, справедливо как арифметика», что. убийство, совершенное им, - «не преступление», когда уничтожены все улики совершенного преступления, в споре с Порфирием Петровичем «проговаривается».)
- Итак, что же помешало Раскольникову жить по его теории, почему
герой «сделал явку с повинной»? Почему Порфирий Петрович говорит:
«Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать»?
(Раскольников разочарован в себе, а не в своей теории, он по-прежнему верит в свою «идею», оправдывающую «кровь по совести», не признает себя виновным перед законами мира сего и не раскаивается, в преступлении. Герой презирает себя за то, что не вынес свое преступление и сделал явку с повинной, страдает от сознания, что не может отнести себя к разряду «право имеющих», что он «вошь», как и все.
Холодная мысль («арифметика», «диалектика») Раскольникова столкнулась с его «натурой», способной к состраданию, чуткой к несчастьям людей, побороть в себе ощущение преступности, победить «натуру» Раскольников не смог. Человеческая природа, его натура не выдерживает мучительного чувства Преступности, он все время проговаривается, выдает себя. В романе утверждается мысль о противоестественности преступить принцип человечности. Во внутренней борьбе Раскольникова «натура» берет верх, и ему ничего не остается как «сделать явку с повинной»),
- Проследим эту борьбу по тексту романа. Какие ощущения возникли
(Раскольников испытывает чувство разъединенности с людьми, отчуждения от них. Раскольников убежден, что прежнее, обыкновенное его положение в жизни неотвратимо утрачено).
- Расскажите о встрече Родиона Раскольникова с родными (ч. 3, гл. 3).
Что с особенной силой почувствовал и понял Раскольников при встрече с
матерью и сестрой? Обратите внимание на авторские ремарки, сопровождающие высказывания Раскольникова в разговоре.
(С помощью ремарок чувствуем за словами Раскольникова его душевное состояние, которое противоречит его словам. Герой волнуется, испытывает раздражение, досаду, смущение, слово вдруг передает быструю смену чувств и мыслей Раскольникова. Видим его раздвоенность, противоборство в душе. Разговор с родными для Раскольникова - пытка, он убеждается, что после совершенного им убийства искренние отношения с родными невозможны, так идет разрыв Раскольникова с матерью и сестрой.)
- Достоевский утверждает, что Раскольников признался в убийстве
потому, что не выдержал «мучительного ощущения» разъединенности с
людьми. Докажите текстом романа: расскажите о поведении и поступках
героя в первый день после болезни (ч. 2, гл. 6-7). Какое желание возникло у
него, когда он пришел в себя?
(Желание бежать. Он не знал и не думал о том, куда идти, «он знал одно, что все это надо кончить сегодня же, за один раз...» Разомкнутость с людьми невыносима. И вот, выйдя на улицу, Раскольников хочет заговорить с прохожими, залезает в топу мужиков...ищет общения с людьми, но никто не обращает на него внимания.
Как только Раскольников находит утраченную связь с людьми, в его душе появляется чувство «вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни». Это происходит, когда он помогает отнести домой умирающего Мармеладова, помогает его семье.
Пропадает ощущение преступности, появляется вера в жизнь. Раскольникову показалось, что и ему «можно жить,...что не умерла его жизнь вместе со; старою старухой». Но последующая вскоре встреча с матерью и Дуней убеждают его в том, что после преступления прежние открытые чувства и отношения уже невозможны. Вспомните, Раскольников зайдет к Соне перед тем, как идти с повинной, и сам себе скажет: «Нет, - мне слез ее надобно было...надо было...на человека посмотреть». Итак, самое сильное ощущение Раскольникова - тоска по человеку, желание найти потерянную связь с людьми, самое страшное наказание - ощущение отчужденности от людей.)
- Сам Достоевский в письме к Каткову М.Н. писал, что Раскольников
вопреки убеждениям принужден «хотя погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством... замучило его».
(Итак, Раскольников не выдерживает разъединения с людьми и признается в преступлении. Гуманистическая мысль Достоевского: самое страшное наказание для человека - одиночество, человек может быть счастлив только с людьми. Волчьи законы общества, порождающие индивидуалистические идеи и теории, противны природе человека и человечности).
«Раскаяния никакого Раскольников не испытывает, и вовсе не мучения
«Три встречи Порфирия с Раскольниковым - это вовсе не обычные следовательские допросы; и не потому что они проходят «не по форме», а потому, что они нарушают самые основы традиционного типа взаимоотношений следователя и преступника. Все три встречи - подлинные и замечательные полифонические диалоги» (М.М. Бахтин)
[Они ] «представляют собою как бы законченную трагедию с тремя действиями по строго проведенному плану развития сюжета. Первая встреча намечает нам характер и тему борьбы, а также главных героев трагедии. Вторая встреча - интрига достигает своего высшего пункта и напряжения: впавший в уныние Раскольников опять воспрянул духом после неожиданного признания Николая и посещения «мещанина». Заключается она смелым заявлением Раскольникова: «Теперь мы еще поборемся». Третье действие - встреча противников в комнате Раскольникова - завершается неожиданной катастрофой: <...> с Серьезной и озабоченной миной» Порфирий представляет Раскольникову все выгоды добровольного покаяния». (К.К. Истомин)
Ф.М. Достоевский
- В чем же «правда» Сони, но каким принципам она живет? Во имя
(«... и тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети - сироты, и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна». Соня «переступила», чтобы спасти от голодной смерти брата и сестер, больную мачеху и пьяницу - отца. Во имя любви к ним готова перенести любые страдания. Это человек с чуткой душой, наделена даром бесконечного сострадания к людям.)
- Жизнь тяжела и дня Сони, и для Раскольникова. Но как ее воспринимают эти герои?
(Раскольников протестует, он не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория толкает его на путь насилия над другими. Соня идет другой дорогой. Она смиряется и страдает. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижении она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу. Во имя любви к людям она избирает путь насилия над собой, ради спасения других идет на унижение и позор. Это один из путей, по мнению Достоевского решения проблемы обновления мира.)
- Что показалось странным Раскольникову у Сони, почему?
(Раскольникову кажется странным, что Соня и Лизавета дружили, у Сони «Новый завет» Лизаветы, крестик, выражение лица в экстремальной ситуации их отношения основаны на человечности и человеколюбии, уважении и взаимном сострадании.)
- Всегда ли в разговоре с Раскольниковым Соня кроткая, тихая?
(Когда речь зашла о принципах жизни Сони - ее вера в бога - перед нами не тихая, покорная Соня, а решительная, гневная, сильная, уверенная. Достоевский хочет убедить нас, что именно христианская религия помогла Соне сохранить чистую душу, только вера в. бога дает ей силы. Раскольников живет разумом, Соня руководствуется сердцем и религиозной верой.)
- Итак, что главное в поведении Сони?
(Соня не возмущается, не протестует, а смиряется и страдает. Нравственная суть народной жизни, по мнению Достоевского в смирении и способности к состраданию. Искупить свою вину страданием предлагает Соня Раскольникову, отвечая на его вопрос «что делать?» Достоевский в одной из записных книжек писал: «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья, человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».)
- Докажите, что писатель утверждает в романе «правду» Сони Мармеладовой.
(В конце романа герой принимает путь Сони: «... он ничего бы не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал...»)
- Как это произошло?
(1. При первой встрече Раскольников поддается обаянию человеколюбия Сони, склоняется перед страданием человеческим в ее лице: «... припав к полу, поцеловал ее ногу...: Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился»;
Петербург в романе — это реальный город определенного времени, в котором произошла описанная трагедия
10 09 2014
3 стр.
«Преступление и наказание». Cliquer sur le lien преступление и наказание (1969) 1 1/11
25 09 2014
1 стр.
Преступление и наказание Родиона Раскольникова в одноименном романе Ф. М. Достоевского
08 10 2014
1 стр.
Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе
08 10 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
Тема урока. Суд над Р. Раскольниковым по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
08 10 2014
1 стр.
Отребность в вере, в новой морали. Эпилог романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является разрешением сложной внутренней борьбы главного героя Родиона Раскольникова
08 10 2014
1 стр.
Родион Раскольников. Это личность сложная, неоднозначная. Раскольников – философ, принимающий близко к сердцу зло и несправедливость, которыми полон мир, чутко реагирующий на страд
08 10 2014
1 стр.