Перейти на главную страницу
Сегодня у нас заключительный урок по творчеству Ф.М.Достоевского. Его тема:
«Их воскресила любовь…»
2
(Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе)
( Работаем, как обычно: в тетрадь записываем эпиграфы, важные цитаты, фиксируем интересные мысли. К концу урока готовимся сделать выводы из того, о чем мы с вами сегодня говорили и для работы над какими темами сочинений по роману мы используем этот материал )
В эпилоге мы читаем: «Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные весенние дни(…) Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку (… )Вдруг подле него очутилась Соня. (…) Они были одни, их никто не видел.(…) Как это случилось. Он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватила его и как бы бросило к ее ногам. (…)…в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье: она поняла и для нее уже не было сомнения. Что он любит, что он бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…(…) Они оба были бледны и худы; но в этих худых и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».
Урок сложный, проблемы философские. Урок-беседа, урок-размышление. Приглашаю всех присутствующих тоже принять живое участие в нашем уроке.
(Мы все по-разному можем относиться к понятию веры, религии, но мы сегодня на уроке говорим о Достоевском, самом ярком выразителе христианства в литературе, о глубоко верующем человеке. Мы знаем, насколько сложна была жизнь писателя, и от всех отчаянных поступков его спасала религия. Единственная книга, которую было разрешено читать на каторге, - это Евангелие. Христианство оставило глубокий след в русской культуре, литературе. С этим бессмысленно спорить. Оно дало не только письменность, но и словесность. Первые книги – псалтыри. По ним учились не только читать, они прививали нравственные ценности. Через всю русскую литературу осью проходит христианская тема. )
Итак, вернемся к роману.
- Почему Федор Михайлович определяет именно такие временнее рамки для эпилога романа?
6
«Пасха новозаветная – высочайший и вместе с тем древнейший христианский праздник – Воскресение Христово. В событиях крестной смерти и воскресения Господа из мертвых заключается основание и средоточие всего христианства. Во всех песнях святой Пасхи повторяется одна радостная преславная песнь о воскресшем Христе и о победе Его над адом и смертью и нашем избавлении чрез Него от греха… В течение семи дней праздника целодневный красный колокольный звон завершает церковное торжество Пасхи».
«Библейская энциклопедия» (554 – 555 с.).
- От какого же греха избавляется Родион Раскольников?
- Что же сделал с собою Раскольников, совершив этот грех? (« Что вы это над собой сделали?» - Соня Мармеладова)
Расколоть – 2. Расчленить, нарушить единство, внеся разногласия в какую-нибудь среду.
(Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)
Колоть – 1. Касаться чем-нибудь острым, причиняя боль. 2) Ранить или убивать чем-нибудь острым.
(Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)
Дьявол – гр. «раздвоение»;
Грех – гр. «повреждение души».
- Из того, о чем мы уже говорили на уроке, и, опираясь на толкование этих слов, какой вывод можно сделать?
- Подчеркните ключевые слова, объясните свой выбор. Как они связаны с темой нашего урока?
- Какой свет возгорается в этом произведении? (Божий)
Об этом и пойдет речь сегодня на нашем уроке.
- В каких эпизодах романа появляется свет? Процитируйте.
9
«Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедших за чтением вечной книги». (4-4)
10
«…и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг поступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего».
- С каким образом романа связано это появление света?
- Где же чудо, которое может спасти Раскольникова?
- Найдите описание Сонечки (с.111, 2-7; 3-4; )
- Какие эпитеты использует автор для создания образа Сонечки? Выпишите на доску. (скромная, глаза ясные, голубые, девочка,ребенок, худенькая, маленькая, прозрачная, кроткие голубые глаза, «юродивая»,болезненная, вечная).
Кроткий – незлобивый, незлобный, безгневный, ангелоподобный, покорный, всепрощающий, безобидный.
11
Словарь синонимов (с. 162).
Юродивый – 1. Чудаковатый. Помешанный (разг.)
2. Безумец обладающий даром прорицания.
(Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)
- Почему Раскольников идет к Сонечке (он еще не понимает, в чем ее сила), ведь она, по его теории, «тварь дрожащая»? Найдите доказательства своего ответа в тексте.
(1) она «тоже переступила» (а Свидригайлов?);
- Значит, они одинаковые?
2) чтобы сохранить свое нравственное начало)
- Докажите примерами из текста.(4-4.5-4)
«Это человек-то вошь!»
«От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!»
«Убивать? Убивать-то право имеете?»
«Страдание принять и искупить себя им».
«А жить-то, жить-то как будешь? Жить-то с чем будешь?»
14
Дуня: «К ней, к Соне, к первой пришел он со своею исповедью; в ней искал он человека, когда ему понадобился человек…»
- Итак, человека спасает человек. А когда один человек становится спасением для другого?
- Раскольников нашел, к кому можно пойти, кто его встретит, увидит, услышит, полюбит. ( Многие герои произносили слова: «…когда пойти некуда»)
- Какую вечную книгу, какой эпизод из нее читают герои? Почему воскресение Лазаря? (надежда на чудо собственного нравственного спасения) (4-4)
Эпиграфы:
Обрести Христа – значит обрести собственную душу. Ф.М.Достоевский
- Подчеркните ключевые слова.
- Как вы понимаете эти эпиграфы? Свяжите их с произведением.
- Обращаясь к Евангелию, Раскольников пытается избавиться от «ужаса», он уже заблудился, но пока не до «самого безнравственного». Вспомните Свидригайлова. В нем не было Бога, да и совести. Что-то, похожее на совесть, стало пробиваться в нем в конце жизни, но было уже поздно. Он заблудился до «самого безнравственного». У Раскольникова еще есть шанс. Почему мы считаем, что Раскольников может спастись?
- Что же привело Раскольникова к греху? (Поставил себя над людьми, попытался отнести себя к «избранным»). Он понимает, что это великий грех? Раскольников считает, что его идея верна. И история это подтверждает. Мучается же он от того, что «не вынес своего шага», и поэтому «Я не имел права разрешить себе этот шаг».
«Его же самого не любили и избегали все», «Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь!»,
- А как они относятся к Соне?
18
«…все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная. Болезная!»
- Как вы понимаете слово «болезная»? (Взявшая чужую боль на себя).
В отличие от Раскольникова, который употребляет в основном одно местоимение Я, т.к. видит в себе центр и цель существования, Соня – они, она, ты …. ( «А с ними-то что будет…»,)
- О какой же любви идет речь в романе? Какая это любовь?
Это та любовь, о которой сказано в Библии, в Новом завете:
19
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
Новый Завет. 1 Послание кор. 13.4 – 8,13.
И мы опять возвращаемся к теории Раскольникова. До последних страниц герой верен своим идеям, сложно Сонечке спасти его душу, медленно, очень медленно происходит воскресение Раскольникова.
- Какой эпизод романа подтверждает бесчеловечность этой идей, подтачивает убеждения Раскольникова?( СОН ) Выразительно прочитайте.
- Кто такие или что такое трихины?
- Какие мысли у вас возникли?
Послушайте стихотворение поэта 20 века.
- О чем это стихотворение?
- Какие цитаты из Достоевского в нем использованы?
Трихины
Ф.Достоевский
Исполнилось пророчество: трихины
В тела и дух вселяются людей.
И каждый мнит, что нет его правей.
Ремесла, земледелия, машины
Оставлены. Народы, племена
Безумствуют, кричат, идут полками,
Но армии себя терзают сами,
Казнят и жгут: мор, голод и война.
Ваятель душ, воззвавший к жизни племя
Страстных глубин, провидел наше время:
Пророчественною тоской объят,
Ты говорил, томимый нашей жаждой,
Что мир спасется красотой, что каждый
За всех, во всем, пред всеми виноват.
У Гитлера в кабинете на столе стоял портрет Достоевского. Почему? Гитлер не увидел самого главного – к чему приводит такая теория. Чем закончил Гитлер, вы знаете. Гитлер опирался на теорию философа Ницше, разделившего человечество на людей высшей расы (истинные арийцы) и всех остальных. Ницше закончил свою жизнь в сумасшедшем доме, забыв даже свое имя.
- Актуально ли то, о чем говорит Достоевский в наше время?
К сожалению, история, как видим, людей не учит. По-прежнему люди, «зараженные трихинами», ставят себя наравне с Богом, считая, что им, «избранным», позволено решать судьбы людей, решать, кому жить, а кому умирать.
21
Ч.Айтматов: «В сегодняшнем мире… тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечеству и гуманизму».
Любовь, самопожертвование Сонечки спасли Раскольникова, выжгли из его тела трихины. Человека спасает другой человек. Но много проблем в романе так и остаются нерешенными. Хватит ли на всех любви «вечной Сонечки»? Кто спасет погибающий от безумия мир? Всегда ли находит Бог человека и как быть, если человек не находит его? - эти философские вопросы Достоевский оставил решать нам.
2. Человека спасает другой человек.
3. Это спасение происходит через любовь. Но эта любовь должна быть истинной, терпеливой, жертвенной («не вздохи на скамейке», «не любовь в горизонтальном положении»).
23
-При работе над какими темами сочинений вы можете использовать материал этого урока?
(Темы сочинений предложены учащимся на первом уроке по изучению творчества Ф.М.Достоевского)
«Всякий человек друг другу есть ближний: разумный - невежде, молодой и здоровый – старому, здоровый - немощному, сильный - беззаступному, свободный -заключенному в темнице, имеющий дом - странному должен быть».
«В истинно христианском браке любовь очищается, возвышается, укрепляется, одухотворяется. В помощь человеческой немощи благодать Божия подаёт силы к постепенному достижению такого идеального союза».
Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе
08 10 2014
1 стр.
Любовь, послушная воле — не случайная похоть дикаря, но и не любовь под страхом, как это происходит у христиан. Но любовь, которой путь указывает маг и владеет ею, как формулой дух
14 12 2014
1 стр.
05 09 2014
1 стр.
«Любовь к животным это любовь совсем особенная, у нее свои горести, радости, свои нужды, и она требует своих особых усилий»
10 10 2014
1 стр.
Четыре L: Life жизнь, Love любовь, Laughter смех, Light свет расположены именно в этой последовательности
14 10 2014
7 стр.
Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому. Это было всегда единственным "сюжетом" моих ка
14 12 2014
1 стр.
Цели: познакомиться с основными этапами жизни и деятельности Н. И. Пирогова; рассмотреть вклад ученого в науку и показать его беспредельную любовь к Родине и твердость убеждений; в
26 09 2014
1 стр.
Основные понятия: Божьи заповеди. Христианские добродетели. Святые люди: преподобные, блаженные и юродивые, старцы. Подвижники. Чудотворцы. Любовь к ближним. Любовь к Отечеству
12 10 2014
1 стр.