Перейти на главную страницу
УТВЕРЖДЕНО
кафедрой рекламы
и связей с общественностью
С о с т а в и т е л ь – д-р полит. наук, проф. С.А. Шомова
© Шомова С.А., 2008
Современные типы коммуникативной деятельности – журналистика, реклама, связи с общественностью – немыслимы без использования качественных, грамотных, ярких обращений к аудитории. Проблема конструирования эффективного текста, в том числе и в структуре Паблик Рилейшнз, является одной из наиболее сложных в медиа-коммуникации, а ее креативное решение служит важнейшей вехой в профессиональном становлении будущего журналиста. Именно поэтому курс «Современные технологии создания PR-текстов», целью которого является обучение студентов важнейшим методикам копирайтинга, представляется необходимым элементом высшего журналистского образования начала XXI века и логично дополняет обязательные учебные дисциплины факультета журналистики.
Среди основных задач курса можно выделить следующие:
Текст как феномен культуры. Современные науки о тексте и их специализация. Возможные параметры классификации и типологизации текстов. Синкретичные, специализированные и синтетичные тексты. Зарождение синкретичных текстов в истоках цивилизации и их ведущие разновидности: миф, эпос и другие. Исходная первичная специализация текстов в недрах различных типов деятельности. Деловые, законодательные, магические тексты в истории культуры. Дидактика и историография как важнейшие типы древних специализированных текстов. Современные специализированные тексты: естественнонаучные, деловые и иные. Основные разновидности синтетичных тестов: художественные, публицистические, рекламные. Между синкретизмом и синтетизмом: трансцендентные тексты и тексты бытового общения. Полифоничность текстовых структур в составе современных коммуникативных профессий.
Медиа-текст в системе культуры. Классическая схема коммуникативной деятельности и варианты ее моделей. Место текста в коммуникативной цепочке. Журналистика, реклама и Паблик Рилейшнз как типы коммуникативной деятельности. Журналистские, рекламные и PR-тексты: общее и специфическое. Типологические параметры различия между медиатекстами. Возможности компаративного анализа публицистического, рекламного и PR-текста.
Понятие PR-информации в современных коммуникациях. Содержательная специфика PR-текста. Основные функции PR-текста. Структурные особенности текста в современной PR-деятельности. Трудности классификации и типологизации PR-текстов. Принципы и параметры классификационного подхода к корпусу PR-текстов. Специфика образования жанров в письменной PR-коммуникации.
Разбивка PR-текстов на виды в зависимости от адресата и способа доставки текста. Типологическое деление PR-текстов на базисные и смежные, первичные и вторичные, простые и комбинированные.
Простые базисные PR-тексты. Основные жанры простого PR-текста: пресс-релиз, бэкграундер, байлайнер, приглашение, письмо, лист вопросов и ответов, факт-лист, занимательная статья и другие. Понятие вторичного текста (медиатекста) и его разновидности: имиджевое интервью, имиджевый очерк, пиаровские заметка, репортаж, отчет и иные.
Комбинированные PR-тексты. Правила создания пресс-кита. Специфика проспекта, буклета, листовки и брошюры в рамках PR-коммуникации. Понятие ньюслеттера.
Феномен смежных текстов в структуре PR-деятельности. Возможности слогана. Задачи пресс-ревю. Технологии составления эффективного резюме.
Основные контактные документы во взаимодействии со СМИ. Пресс-релиз – основа основ. Отличие пресс-релиза от бэкграундера: почему их часто путают? Два листа: вопросно-ответный и факт-лист. Специфика биографии как PR-текста. Зачем нужен байлайнер? Кейс-история и развлекательная статья. Поздравление, письмо и иные «директные» жанры PR-текста.
Как сделать из новости профессиональный пресс-релиз? Виды пресс-релиза. Главное требование: отсутствие прямой рекламной информации – и как его добиться? Основное содержание эффективного релиза. Структура пресс-релиза. Требования к оформлению и стилистике. Требования к рассылке пресс-релизов. Основные ошибки в создании пресс-релиза.
Функции и специфика комбинированных PR-текстов. Понятие пресс-кита и его возможные составляющие. Задачи пресс-кита и способы его распространения. Технологии составления и оформления пресс-кита. Роль фотографий и иллюстративного материала во взаимодействии с журналистами.
Буклет, проспект, брошюра, листовка – реклама или PR? Разновидности буклета. Специфика проспекта. Брошюра и годовой отчет в структуре Паблик Рилейшнз. Разновидности и возможности листовки.
Развитие ньюслеттера как периодического корпоративного издания. Типы ньюслеттера. Главные функции ньюслеттера. Технологии создания эффективного ньюслеттера.
Понятие смежного текста в PR-деятельности. Функции и строение смежных текстов. Типологическое разнообразие смежных текстов.
Пресс-ревю: содержание, задачи, принципы построения.
Резюме как текст, пограничный между Паблик Рилейшнз, рекламой, управленческой коммуникацией и экономической деятельностью. Правила составления и рассылки резюме.
Слоган в структуре рекламы и связей с общественностью. Задачи слогана. Разновидности слогана. Технологии создания эффективного слогана. Типичные ошибки копирайтинга в области конструирования слоганов. Анализ слоганов, существующих в отечественной и зарубежной практике Паблик Рилейшнз.
Понятие вторичного текста (медиатекста) в PR. Специфика создания и распространения медиатекстов. Юридические и этические проблемы функционирования вторичных текстов в области Паблик Рилейшнз.
Группы жанров вторичного PR-текста. Информационные жанры в PR: пиаровские заметка, отчет, репортаж. PR-тексты, камуфлирующиеся под аналитическую публицистику: статья и корреспонденция. Художественно-образные жанры в PR и анти-PR: зарисовка, памфлет. Ведущие варианты медиатекстов в структуре связей с общественностью: имиджевое интервью и имиджевый очерк.
Ведущие закономерности создания убедительного текста. Ошибки, которых следует избегать. Общие правила взаимодействия со СМИ в области создания и рассылки PR-текстов. Принципы конструирования материалов для других каналов коммуникации.
Главная проблема паблисити: как находить и делать новости? Способы управления информационными потоками компании. Виды новизны в Паблик Рилейшнз. Способы создания новости «с нуля». Основной и дополнительный вес новости. Способы усиления новости и придания ей дополнительного веса.
Использование возможностей «мягкой пропаганды» в области конструирования PR-текста. Технологии раскрутки вялой, но желательной темы. Технологии заглушки нежелательной темы. Технологии подмены темы.
Основные юридические и этические проблемы в области копирайтинга.
Программа данного семинара предусматривает аналитическую работу студентов, нацеленную на самостоятельную классификацию и типологизацию PR-текстов. В задачу будущих рекламистов входит не только подготовить к занятию максимально разнообразный спектр материалов СМИ, которые они интерпретируют как PR-тексты, но и определить их жанровую принадлежность.
Занятие имеет тренинговый характер и посвящено не просто повторению теоретического материала, но, прежде всего, освоению азов создания главного вида PR-текста, активной отработке навыков конструирования эффективных пресс-релизов.
Цель данного семинара – дать студентам возможность не только проанализировать удачные и неудачные варианты широко известных слоганов, но и самостоятельно попробовать свои силы в создании данного жанра PR-текста.
Рекламный текст: семиотика и лингвистика. – М., 2000.
В основе данного семинара – не только осмысление различных технологий создания медиатекстов в структуре PR, но и дискуссионное обсуждение границ допустимого в PR-коммуникации, заострение внимания студентов на проблемах «черных» приемов PR, этических и юридических моментах использования проплаченных материалов в СМИ.
Итоговый, заключительный семинар представляет собой деловую игру, в которой студенты должны не только продемонстрировать «остаточные» знания по грамотному ведению пресс-конференции, но и, разбившись на группы, предложить наиболее эффективный набор разнообразных PR-обращений к журналистам, выдержанных в самых различных жанрах PR-текста. Повторение теории и освоение новых практических навыков в ходе семинара позволяют закрепить ведущие идеи курса в памяти студентов и нацелить их на дальнейшее осмысление проблем эффективного копирайтинга.
Рекламный текст: семиотика и лингвистика. – М., 2000.
Сборник методических материалов по курсу «Современные технологии создания pr-текстов». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 11 с
10 10 2014
1 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Современные технологии создания pr-текстов». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 11 с
10 10 2014
1 стр.
«Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья»
27 09 2014
3 стр.
Современные технологии, методы и средства телекоммуникаций: Материалы студенческой научно–практической конференции–27 февраля 2009 года–Уфа: Издательство угкр, 2009.–40с
11 10 2014
3 стр.
Современные ит-технологии в управлении дошкольным учреждением, которая состоится 26 октября 2011 года
13 10 2014
1 стр.
Организация работы с молодежью: современные социальные технологии и перспективы развития: материалы Всерос науч практ конф. Санкт-Петербург, 24-25 ноября 2011 г. / под ред. Г. В. К
02 10 2014
1 стр.
Новые технологии, Интернет, социальная сеть, открытый код, мультимедиа: Современные методы и технологии обучения рки
25 12 2014
1 стр.
К участию в обучающем семинаре «Современные технологии ухода за пациентами» приглашаются
18 12 2014
1 стр.