Почему ты вчера не искал мои очки?
В.Сухомлинский
Миша пришёл сегодня из школы радостный. Ещё в дверях он закричал:
- Бабуся, бабуся! Посмотри скорее мой дневник. Нам отметки выставили! У меня хорошие!
Бабушка взяла дневник, хотела посмотреть Мишины отметки, но куда-то пропали очки, а без них она не видела. Миша стал искать очки. Он и на шкаф заглянул и под стол залез. А потом забрался под кровать и там нашел очки.
- Почему же ты вчера не искал мои очки? Я же просила тебя! – сказала бабушка Мише.
- Миша смутился.
В библиотеке.
О.Бедарев
Мы с Юрой вместе пошли в библиотеку обменять книги. Библиотекарь Анна Ивановна спросила Юру:
- Ты прочитал книгу?
- Прочитал, - ответил Юра.
- Понравилась?
- Понравилась.
Анна Ивановна дала Юре новую книгу, а я попросил книгу, которую Юра сдал.
Вернулся я домой и сразу начал читать. Книга действительно была интересная, но несколько страниц в ней оказались не разрезанными.
На другой день я спросил Юру, как это получилось.
- Я постыдился сказать, что не успел прочитать книгу, - сознался Юра.
Но мы решили, что правду говорить никогда не стыдно, а стыдно говорить неправду. Юра тоже согласился.
Пятерки.
Э.Шим
Утром первого сентября Сережа Виноградов с товарищами шёл в школу. Сторож фруктового сада, дед Николай, позвал Сережу.
- Ну-ка, помощник, получай подарок! – И он дал Сереже корзину яблок.
- Спасибо, сказал Сережа сторожу и угостил ребят яблоками.
- А у меня пятерка! – обрадовался Сережа.
- И у меня! И у меня! – закричали ребята.
Всё яблоко красное, а пятерка белая. Как мог поставить дед на яблоках пятерки?
Сережа догадался. Когда яблоки висели на ветках, сторож на каждое яблоко приклеил цифру из бумаги. Яблоки созрели, стали красными, а цифра осталась белой.
Через несколько дней ребята пришли к сторожу. Они показали ему свои тетрадки. В них тоже стояли пятерки, только красные.
Как Павлик списал задачку.
В. Сухомлинский
Сегодня Павлик пришёл в школу рано. Дома он долго решал задачку, но не решил. Теперь он думал, у кого бы списать домашнее задание. Пришла Зина. Она хорошо решала задачи. Павлик спросил у нее:
-
Зина, ты решила задачу?
-
Да. А ты разве не решил?
-
Не получилось. Дай посмотреть.
-
Павлик, а почему ты сам не подумаешь? – сказала Зина, но тетрадь свою дала.
Павлик списал один пример, другой и увидел ошибку: вместо 23 (двадцать трех) Зина написала 32 (тридцать два). Павлик написал правильно, а Зине ничего не сказал.
Учительница собрала тетради.
На другой день она сказала:
-
У Павлика пять. Молодец, Павлик! Ты правильно решил задачу. А у тебя, Зина, четыре – ошибку допустила.
Зина удивленно посмотрела на Павлика. Он покраснел и опустил голову.
-
Почему Павлик покраснел?
-
Хорошо ли поступил Павлик?
Одна минута.
Все в семье Мити любили точность и аккуратность. Все, кроме Мити. Митя всегда опаздывал.
Была у Мити такая привычка: когда его звали или просили что-нибудь сделать, он всегда отвечал:
Отец часто говорил Мите:
-
Когда ты будешь ценить время?
Сын отвечал:
-
Одна минута, разве это много?
Но однажды Митя понял, что это не так.
В школе были лыжные соревнования. Митя очень любил лыжный спорт и хорошо ходил на лыжах. Он был уверен, что победит. Но победил не он. Его товарищ пришел на минуту раньше и поэтому Митя занял второе место. Домой Митя пришел печальный. Он рассказал отцу все. Отец улыбнулся и сказал:
-
Ничего! Одна минута – разве это много!
-
Какая привычка была у Мити?
-
Почему победил Митин товарищ?
-
Какова главная мысль рассказа?
Обиделся.
В.Хомченко
Костя вернулся из школы.
-
Ты что сегодня такой грустный? – спросила мама.
-
Двойку получил за кота, - ответил Костя.
-
За какого кота?
-
Вот за этого, - сказал мальчик. – А разве я его плохо нарисовал?
Кот и правда был хороший. Хвост трубой, усы длинные, шерсть как у тигра, полосатая.
-
Хороший кот, - сказала мама.
-
А учительнице он не понравился.
-
Ты, наверное, плохо вел себя на уроке рисования?
-
Нет, - ответил Костя. - У нас сегодня не было урока рисования. Я рисовал на уроке математики.
-
Почему Костя пришел из школы грустный?
-
Какого кота он нарисовал?
-
Почему ему поставили двойку?
Два пирожных.
Ю. Ермолаев
Мама вошла в комнату и сказала:
-
Помогите мне, дочки, вымыть посуду.
В это время старшая сестра, Наташа, читала книгу о путешествиях по Африке, а младшая, Оля, лепила из пластилина зверей. Помогать маме им не очень хотелось. Но Оля решила так: сначала помогу, а потом буду весь вечер лепить. И пошла на кухню.
-
Я тоже сейчас приду, только страницу дочитаю! – крикнула Наташа. – Такая интересная книга.
Через некоторое время Оля вернулась в комнату за Наташей:
-
Что же ты не идешь, мы уже почти всю посуду перемыли.
-
А меня здесь нет, - проговорила Наташа. – Я путешествую сейчас по Африке. Вокруг меня пальмы, попугаи…
Постояла Оля около сестры, вздохнула и ушла в кухню одна. Вскоре она вернулась и стала опять лепить.
-
Ну, вот я и дома, - закрывая книгу, проговорила Нататша и вдруг рассмеялась: - Что у тебя на губах?
-
Крем, - сказала Оля. – Я два пирожных съела. Одно за себя, а другое за тебя.
-
Зачем же за меня? – удивилась Наташа.
-
Мама сказала, что неизвестно, когда ты вернешься из Африки: Африка далеко, а пирожное с кремом может испортиться.
-
О чем попросила мама дочек?
-
Что делали в это время девочки?
-
Что получила Оля от мамы после того, как она вымыла посуду?
-
Почему Наташа осталась без пирожного?
-
Как вы думаете, мама правильно поступила? Почему?
Когда не скучают.
Играли дети в детском саду. Потом все ушли гулять. Света осталась одна. У нее был кашель.
Скоро Свете стало скучно.
Но тут девочка нашла работу. Убрала игрушки и книги. Полила цветы.
Пришли ребята. Спасибо Свете сказали.
Неверный друг.
Сказка.
Шли однажды вместе осёл и собака. На спине у осла лежал мешок с хлебом.
Шли они, шли, устали и почувствовали голод.
Осёл, не раздумывая, принялся щипать траву, которая росла у дороги. Но ведть собака-то не могла последовать его примеру и попросила у осла хлеба.
Осёл, однако, и не подумал помочь ей.
-
Если ты голодна, - сказал он ей, - так разыщи себе пищу. А у меня для тебя лишнего хлеба нет.
Собака помолчала, и они отправились дальше.
Неожиданно вдалеке увидели волка.
Дрожа от страха, стуча зубами, осёл сказал собаке:
-
Ведь ты защитишь меня, правда?
-
И не подумаю, - ответила собака. – Кто один ест, тот и защищается в одиночку.
И, бросив осла, она убежала в другую сторону.
Так осёл стал добычей волка.
Будь сам верным другом – и тебе помогут в беде.
-
О чем просила собака осла?
-
Что ответил ей осёл?
-
Почему собака и осёл не стали друзьями?
Помощница.
В. Осеева
Нина болеет . У нее болит голова. Муся пришла к Нине.
-
Ох, Ниночка! У тебя болит голова? У меня тоже летом болела голова. Мама была на работе, а бабушка уехала.
-
Моя мама тоже сейчас на работе, бабушка уехала, а мне нужно лекарство.
-
Ох, Ниночка, это так помогает.
-
Да, да, Муся, на кухне стоит чайник, и ты…
-
Это не он шумит? Нет, это, наверное, дождик.
Муся подошла к окну. Затем она надела галоши и крикнула:
-
Не болей, Ниночка, я к тебе еще приду.
Нина ничего не ответила. В классе девочки спросили Мусю:
-
Ну что? Что ей нужно? Ты ей помогла?
-
Конечно. У нее болит голова. Ей нужно лекарство.
-
И ты ей помогла?
-
А она меня не просила.
Помощница.
У Кати заболел брат. У него сильно болела голова, а мама была на работе. Катя вызвала врача. Врач выписал лекарство. Катя пошла в аптеку и купила лекарство.
Дома Катя сказала брату:
-
Нужно принять лекарство.
-
Ой, я боюсь, - ответил брат и стал плакать.
-
А ты не бойся. Прими, и голова пройдет.
Брат принял лекарство. У него прошла голова. Так Катя помогла брату.
Наше Отечество.
К.Д.Ушинский
Наше Отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Прочитай. Выпиши слова с гласными Ы-И.
ВЬЮГА.
Н.Юркова
Ночью
Кто-то за окном
Волком выл,
Трубил слоном.
Кто-то
Топал и стучал!
И дремали вдоль дороги
Волки, тигры, носороги …
Ночью
Звери так шумели –
|
Выли, топали, ревели,
Что к утру
Они устали
И в больших сугробах спали.
Утром
В городе повсюду
Спали
Белые верблюды,
Бегемоты и слоны
Небывалой белизны.
|
Спиши. Вместо точек напиши нужные предлоги.
…ёлкой сидит заяц. …ёлке висят шары.
…ветке сидит белка. …ёлкой лежат подарки.
Дед Мороз подошел … ёлке.
ДВЕ ЁЛКИ.
После обеда Саша и Витя решили украшать ёлку. И вдруг Саша сказал: «Давайте лучше украшать ёлку во дворе. Звери и птицы тоже увидят наши красивые игрушки, и Деда Мороза, и Снегурочку».
-
Для чего им ваши игрушки, - сказала бабушка. – Они должны зимой еду искать.
-
Ведь правильно, - вдруг сказал папа, - давайте украшать две ёлки: в комнате и во дворе.
Ребята взяли хлеб, овощи, фрукты, орехи, и вся семья пошла во двор. А вечером мальчики украшали ёлку в комнате. Мама и бабушка накрывали на стол.
И вдруг мама тихо сказала: «Ребята, посмотрите!»
Во дворе прыгали зайцы. Они ели капусту и морковь.
Утром на ёлочке сидели птицы, а белки ели орехи.
-
Ну теперь совсем хорошо! – сказал Саша.- У нас на ёлке были звери и птицы.
-
Кто решил после обеда украшать ёлку?
-
Кто сказал, что лучше украшать две ёлки?
-
Почему бабушка сказала: «Для чего им ваши игрушки?»
-
Почему Саша сказал: «Ну теперь совсем хорошо!»?
-
Расскажи, какие новогодние подарки ты приготовил для своих близких дома.
ДЕД-МОРОЗ.
-
Ах, какой хороший,
|
Добрый Дед-Мороз.
|
Ёлку нам на праздник |
Из лесу принёс.
|
|
Мы убрали ёлку
|
В праздничный наряд.
|
Звёздочки на ёлке
|
Весело горят.
|
|
Ёлочка сверкает
|
Золотым дождём.
|
Дед-Мороз, скорее
|
Приходи – мы ждём! |
-
Ут
|
ЁНОК
|
Ут
| ЯТА |
Лис
|
Лис
|
Козл
|
Козл
|
Тигр
|
Тигр
|
Гус
|
гус
|
|
|
|
|
Волч
| ОНОК |
Волч
| АТА |
Медвеж
|
Медвеж
|
Лягуш
|
лягуш
|
|
|
|
|
Верблюж
| ОНОК |
Верблюж
| АТА |
Зайч
|
Зайч
|
мыш
|
мыш
|
***
Ученики писали диктант. Витя смотрел в тетрадь к Саше и списывал. Саша взял листочек и написал: «Слушай учительницу». Витя переписал и получил двойку, а Саша – пятёрку. После урока Витя сказал Саше: «Ты плохой товарищ».
-
Почему Витя получил двойку?
-
Плохой ли товарищ Саша?
***
В. Осеева
Катя забыла дома тетрадь. Она взяла тетрадь у Маши. Учитель сказал Кате: «Читай задачу». Катя прочитала. «А теперь ты, Маша». Маша не смогла прочитать. «Вот видишь, только у тебя одной нет тетради»,- сказал учитель. Маша молчала. Катя тоже молчала.
СЛОВАРЬ
Аккуратность – соблюдение порядка.
Альбом – тетрадь из плотных листов для рисунков.
Астроном – человек, изучающий звёзды.
Африка – часть света.