Подпись 1 |
|
Подпись 2 |
Подпись 3 |
|
Подпись 4 |
Паспорт проекта
Название проекта |
Изучение топонимики родного края как средство пропаганды красоты народной речи, родного слова |
Автор проекта |
Смирнова Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы, учитель первой категории МОУ «Савинская основная общеобразовательная школа» Парфеньевского района Костромской области |
Соисполнители проекта |
Константинов Виктор Иванович, член Союза писателей России, учащиеся МОУ «Савинская основная общеобразовательная школа » |
Заказчик проекта |
МОУ «Савинская основная общеобразовательная школа» Парфеньевского района Костромской области |
Цель и задачи проекта |
Развитие познавательных интересов учащихся, пропаганда красоты народной речи, родного слова, привитие любви к малой родине
|
Результаты работы |
Выпуск Словаря топонимов родного края |
Сроки реализации проекта |
Сентябрь 2009года – декабрь 2011года |
Контроль над реализацией проекта |
Методический совет школы и координационный совет проекта |
Другой известный человек сказал так: «Чувству Родины нельзя научиться, но нельзя не учить. Это сродни обучению писательскому или художественному мастерству: педагог может и не знать, получится ли из его ученика творец гениальных композиций, но вот привить ему тягу к прекрасному он в состоянии, верит в это и одержим этим. Камень за камнем вместе складываем мы здание, имя которому - любовь к России».
Мы живем в прекрасном месте, в Савине, что находится на территории Парфеньевского района Костромской области. Судьба нашего края такова же, как и судьба многих других на карте России. Мы потихоньку умираем. Одна за другой перестают жить деревни. За последние два года в этот список добавились деревни Горжениново и Завражье.
Многие населенные пункты исчезли бесследно. На их месте можно увидеть только заросли кустарников да кое-где холмики разрушенных домов.
Анкетирование среди жителей деревни и учащихся школы с целью выяснения уровня знаний местной топонимики дало удручающие результаты. Если 73% взрослых смогли соотнести топоним с реалией, то только19% детей вообще смогли объяснить что-то. Зато о своем желании познакомиться с топонимикой родного края заявил 91% взрослых и 90% детей. Так возник социальный заказ на проект.
Мы любим свою малую родину. Красивые названия её уголков радуют наш слух, поэтому мы хотим, чтоб они сохранились не только в нашей памяти, но и наши дети смогли бы их услышать.
Мы решили создать Словарь топонимов Савинского сельского поселения и издать его. В некоторых из топонимов отражена многовековая история нашего края. Есть названия населенных пунктов, которым более трёх веков, а есть менее долговечные названия лесов, болот, речек, ручейков, а также полей, покосов, дорог, тропинок, грибных и ягодных мест. Всё это создаёт пёстрое пространство названий новых и старых, официальных и неофициальных, которые украшают нашу речь.
Мы попытались объяснить происхождение некоторых топонимов.
Новизна проекта в том, что заявленная тема выходит за рамки школьной программы.
Положительные стороны предпроектной деятельности |
Отрицательные моменты деятельности |
Выявление проблем |
|
1.Недостаток времени для проведения исследования. 2.Малочисленность ученического коллектива. |
|
1. Формирование у детей нравственного идеала (идея служения науке, польза научных открытий, воспроизведение языкового образца).
2. Освоение детьми приёмов этимологического анализа; формирование у школьников умений пользоваться лингвистическими словарями.
3. Расширение знаний школьников о взаимосвязи развития языка и истории, культуры народа.
В ходе работы была сформулирована гипотеза исследования: топонимические наименования деревни Савино и её окрестностей напрямую зависят от реалий действительности.
1) Открытие для учащихся возможности почувствовать колорит и самобытность родного слова, понять глубинные процессы, которые происходили и происходят в языке, осознать его место и роль в формировании национальной культуры.
2) Совершенствование системы обучения школьников на основе использования ИКТ.
3) Пополнение информационной базы методического сопровождения курса
« Региональный русский язык».
4) Публикация материалов проекта в Словаре топонимов родного края.
1) Школьники 4-7классов и местные жители, которые участвуют в анкетировании;
2) Ученики 8-9 класса, которые занимаются исследовательской работой;
3) Учителя русского языка, географии, истории которые могут использовать материалы по топонимике, полученные в ходе реализации проекта, в учебном процессе;
4) Читатели сельской библиотеки, которые могут ознакомиться с материалами Словаря топонимов родного края.
Субъекты проектной деятельности
Родители и местные жители
Учащиеся школы
Учитель русского языка
Сельская и районная библиотеки
Реализация целей проекта
Кафедра русского языка КГУ имени Н.А.Некрасова
Учителя - предметники
VII. Теоретическая основа проекта
Теоретическую основу реализации настоящего проекта составили принципы методики русского языка, предложенные учеными А.В. Дудниковым и Л.П. Федоренко:
1. Развитие речи учащихся (ведущий принцип преподавания русского языка).
2. Единство развития речи учащихся с активизацией их мыслительной деятельности, развитием мыслительных способностей школьников.
3. Развитие речи учащихся через раскрытие эстетической функции языка, через раскрытие изобразительно-эстетической значимости лингвистических элементов;
4. Принцип предпочтительного использования индукции как способа мышления в процессе изучения отдельных явлений и категорий.
5. Принцип внимания к материи языка.
6. Принцип понимания языковых значений.
7. Принцип исследования словарных статей.
В проекте реализованы актуальные в настоящее время личностно ориентированный и коммуникативно-когнитивный подходы к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка, в интеграции учебной и внеурочной деятельности.
Настоящий проект предполагает темой исследования обозначить слова-топонимы, потому что каждый учащийся, познакомившийся с региональной ономастикой, становится сопричастным к жизни родного края, входит в его историю, представляет собой его будущее. Краеведческая исследовательская работа учащихся позволяет реально мотивировать их деятельность, так как дети получают видимый и значимый продукт своего труда.
Исследовательская работа позволит осуществить частичный анализ ономастикона исследуемого географического объекта, что предполагает использование описательного метода (приёмы наблюдения, обобщения, интерпретации), социолингвистических методов анкетирования и опроса и исторического метода.
Выявление характеристик топонимов позволит классифицировать их по разрядам ( комонимы,аргоонимы, оронимы, дромонимы, гидронимы, геолонимы ), выяснить социолингвистическую функцию, мотивирующую название географического объекта.
Составление Словаря топонимов родного края, подборка иллюстративного материала.
Компьютерная верстка и печать издания.
Презентация работы на муниципальной детской конференции учебно-исследовательских работ «Ступени роста» и на I научно-практической конференции «Многогранность творчества С.В.Максимова и его роль в современной духовной культуре и науке» в Костромской областной научной библиотеке.
IX. Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь 2009года) Осознание актуальности проблемы. Изучение и анализ информации. Определение задач и исполнителей проекта. Определение партнеров для взаимодействия. Определение места проекта в образовательной системе школы. Определение источников финансирования.
2.Практический этап (декабрь 2009-декабрь 2010 года)На этом этапе создаются группы, составляется план работы, проводится сбор, анализ и обобщение информации из различных источников, дети обмениваются мнением. Проводится самостоятельная активная групповая работа участников проекта по составленному плану, оформление собранных материалов, консультирование с учителем.
3.Аналитический этап (2011год)
Обобщение материалов проекта. Экспертиза и описание результатов проекта. Определение перспектив проекта.
Этап |
Содержание деятельности |
Сроки |
Предполагаемый результат |
Подготовительный |
|
Сентябрь-октябрь 2009года |
Создание базы данных |
|
Ноябрь 2009года |
Проект | |
|
Ноябрь 2009года |
Проект | |
|
Ноябрь 2009г. |
Создание рабочей группы | |
Практический |
|
Декабрь 2009г. |
Проект |
|
В течение 2010года |
Проект | |
|
В течение 2010года |
Проект | |
«Ступени роста» |
Март 2010года |
Исследовательская работа с промежуточными результатами по проекту | |
|
Октябрь-декабрь 2010года |
Пополнение книжного фонда в сельской и школьной библиотеках | |
Аналитический |
|
2011год |
Доступность информации для всех пользователей сети Интернет |
|
Сентябрь-декабрь 2011года |
Сборник | |
|
Октябрь 2011года |
Размещение материалов в областном словаре | |
|
Октябрь 2011года |
Статья по теме исследования |
В целях привлечения общественности к управлению реализацией проекта создан координационный совет. В его состав входят представители родительской общественности, заказчика, член Союза писателей России Константинов В.И.
Реализация мероприятий проекта осуществляется Смирновой О.А. поэтапно по согласованию с администрацией школы.
Автор проекта в конце каждого этапа информирует методический совет, заказчиков о ходе реализации проекта.
11.2 Ресурсное обеспечение проекта
Статистические данные о ресурсном обеспечении проекта представлены в таблице
Перечень ресурсов |
Ресурсное обеспечение проекта |
|
1.Программа реализации проекта согласована с администрацией школы. 2.Изданы приказы и распоряжения по реализации проекта. |
|
1.Создана система контроля над реализацией проекта. 2. Подобрана группа соисполнителей проекта. |
|
1. Наличие компьютерной техники, мультимедиа, множительной техники. 2. Наличие словарей и справочников. |
|
Проект финансируется из средств районной администрации, отдела образования, школы и спонсоров. |
Комплексный анализ микротопонимов показал, что топонимика окрестностей Савина формировалась под влиянием определённых экстралингвистических факторов: географических, этнокультурных, исторических.
Чаще всего название объекта реализуют ассоциативные связи: Починочный овраг (по воспоминаниям старожилов, в этом месте часто ломались телеги, от слова чинить), Лисьи горы (много лисьих нор), Лапатники, Кулишки, Мифонихи, Пепельница.
Вторая многочисленная группа микротопонимов указывает на связь с фамилиями или уличными прозвищами жителей: Базылёв лес в окрестностях деревни Артемово, Басарги. Оленник или Олений овраг (по мнению В.И.Константинова топоним произошёл от имени Алёна), Кукушкин овраг (от фамилии хозяина территории Кукушкин), Котов пруд, Сидоровнин пруд, Графов пруд.
Третья группа собственным наименованием подчёркивает сельскохозяйственную деятельность жителей. Например, Дерти (вырубленный под корень лес), Долговские дерти, Горелецкие дерти. Особенно нам понравилось такое название – Марьяшкины дерти. Оказалось, что Марьяны – это тетеревиные тока. Следовательно, этот дримоним означает место тетеревиного тока. А в Савине есть лес с названием Дербы. Это производное от слова дерть; Пригорода (Пригородка)- пригороженное место для выпаса скота.
Четвёртая группа микротопонимов отражает особенности рельефа, географического положения объекта. Например, такие наименования как Заполица, Казиха (по мнению В.И.Константинова – темное место, страшное), Межники – лес между полями, Лобаниха – открытое место (от слова лоб). Борковой –овраг в маленьком бору (от слова борок), Чистогоры (чистое место) Широкий овраг, Воронка, Каменные горы (последствия оледенения) Новины (новые поля), Долговое, Полько , Дресвище, Утин, Мелединская нога. Мухино (низинное место, не прогреваемое солнцем – поэтому там много мошкары и гнуса), Желоб – родник в д.Татаурово.
Самой немногочисленной оказалась группа топонимов, названия которых отражают историю заселения местности или частную жизнь селян: Например, комоним Савино.
Свое название деревня получила от имени основателя починка Саввы. Попова дача – это лес на месте бывшего сада, принадлежавшего церкви, Яичный горб (название, связанное с праздником Пасхи). Бестолковики (неделимая земля).
Проект достиг своих целей: дети почувствовали свою причастность к истории малой родины, смогли постичь красоту народного слова; педагогический коллектив школы через реализацию проекта добивался целей духовно-нравственного воспитания; учитель получил возможность использовать наработанные материалы в преподавании регионального русского языка.
Материалы проекта доступны любому субъекту, интересующемуся вопросами топонимики и ономастики.
1.Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города костромского края: материалы для истории. Кострома: Костромской общественный фонд культуры, Костромской региональный центр новых информационных технологий «Эврика-М», 2000.-с.536
14 09 2014
1 стр.
06 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
10 09 2014
1 стр.
04 09 2014
1 стр.
08 10 2014
7 стр.
12 10 2014
1 стр.