Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красногвардейская гимназия»

Разработка урока литературы
Тема: Пока не стало поздно…
(По рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма»)

Класс: 7

Автор:

Ильясова Гульмира Ахмаровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории
Донское, 2012


Цель

Используемые приёмы



методом критического мышления вывести учащихся на осмысление и понимание текста; учить размышлять, делать выводы относительно точности и ценности полученной информации.

чтение с остановками, обращение к личному опыту,

древо предсказаний, прогнозирование, синквейн,

кластер.



  1. Стадия вызова



Обращение к личному опыту:

  1. Как вы думаете, каждый ли человек хочет, чтобы его помнили?

  2. А как вы считаете, почему люди, прожившие иногда свою жизнь тихо, незаметно, остаются в памяти других надолго?

  3. А какую память вы желали бы оставить о себе детям, внукам?

Прогнозирование по назначению:

Произведение К.Г. Паустовского «Телеграмма». В художественном произведении нет ничего лишнего. И название может многое сообщить.

- Что такое телеграмма?

- Как вы думаете, о чем этот рассказ?

Судьба автора этого рассказа не была легкой и спокойной. Москва, Киев, Псков – это только начало длиннейшего списка адресов Паустовского. Читая его произведения, улавливаешь потаенную тоску по домашнему теплу. Обязательно дом деревянный, уютный, окруженный старым садом, в котором деревья состарились вместе с хозяевами.

Его самыми близкими людьми были мама, сестра и бабушка. «Этот старенький человечек научил меня видеть звезды, слушать деревья, наблюдать за мохнатой пчелой, научила она меня переживать и сочувствовать, научила ценить каждый день жизни». «…И мы ее помним, эту мудрую святую женщину».

Но и сам Паустовский оставил память о себе, это его произведения.


  1. Стадия осмысления.

(Текст разбит на 5 смысловых частей.)


  1. Стадия рефлексии


Работа по группам:


Итоги урока:

Д/З



Читаем 1 часть текста – 1-ая остановка после слов: «… лежали поверх ваты когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья».

- В чем необычность жизни Екатерины Петровны?

- А сможете ли вы нарисовать ее портрет?

- Какие люди окружают нашу героиню?

(прогноз) - Как вы думаете, кто такая Настя?
Читаем 2 часть текста – 2-ая остановка после слов: «Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота».

- Наш прогноз оправдался?

- Какое ощущение у вас от прочитанного отрывка?

- Как вы думаете, в каких строчках автор подчеркивает силу материнской любви?

(прогноз) - Вы считаете, завтра что-нибудь изменится в жизни Катерины Петровны?

Читаем 3 часть текста – 3-я остановка после слов: «Настя подошла к ней и, Даша, ухмыляясь подала ей телеграмму».

- Что оправдалось в прогнозе?

- Что нового вы узнали о Насте?

хорошо выполняет свою работу, заботливая требовательная, добивается своего, продвигает талантливых людей,

делает карьеру, о матери редко вспоминает

- Как можно озаглавить эту часть текста? (варианты)

(прогноз) - Ваше предположение: от кого и о чем эта телеграмма?

Читаем 4 часть текста – 4-ая остановка после слов: «Он ушел, а Манюша … смотрела не отрываясь на Катерину Петровну».

- Что оправдалось в вашем предположении?

- Что нового узнали о Насте? (из текста)

- Как вы думаете, почему Настя не открыла старому художнику правду? (стыд)

- Почему она скомкала телеграмму и нахмурилась? (Неприятное известие нарушало ее планы…)

- Как бы вы оценили поступок Тихона?

- Как вы считаете, поверила ли Катерина Петровна в приезд дочери?

(прогноз) - Как вы думаете, о чем пойдет речь дальше? Озаглавьте последнюю часть рассказа.

Похороны.

Одинокая и в смерти.

Настя на похоронах.

Встреча родных.



Читаем 5 часть текста – 5-ая остановка.

- Что оправдалось в ваших предположениях?

- Что нового узнали?

- Как вы думаете, для чего К. Паустовский ввел в рассказ образ молоденькой учительницы? (Она противоположность Насте…)

- Как бы вы хотели, чтобы рассказ закончился?

1. Так о чем же рассказ Паустовского «Телеграмма»?

- об одиночестве старой женщины;

- о черствости души детей;

- о позднем раскаянии.

2. «Эх ты, сорока!» -к кому относились эти слова?

(Насте… сорока – трещотка легкомысленная)

3. Только ли Манюшке предназначаются слова: «Не будь пустельгой».

(Значит, не будь пустым человеком. К Насте тоже. Авторское напутствие читателям).

4. Какую библейскую заповедь нарушила Настя? («Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будешь на земле». – 5 заповедь Божья).

5. Как вы думаете, совесть у Насти все же пробудилась?

6. Кого из героев рассказа мы можем назвать сердечными, душевными?

Составляем синквейны

1 группа: Настя, Катерина Петровна

2 группа: Тихон, Манюша

Катерина Петровна

Мудрая, добрая

Доживает, ждет, страдает

Хочет увидеть свою дочь

Одиночество



Настя

Увлечённая, занятая

Работает, помогает, думает

Совсем нет свободного времени

Стыд





Тихон

Тощий, рыжий

Хлопотал, жалел, помнил

Желает облегчить ее страдания

Доброта


Манюша

Шустрая, заботливая

Бегает,помогает, караулит

Не отходила от

умирающей

Жалость



3 – 4 гр. составляют кластеры: (пример)

помощь


забота

забота


работа

Тихон


КатеринаППетровна

нет времени

обман во благо

Манюшка


карьерн. рост

Жалость


Детск. страх

привязанность

Валентин Берестов

Любили тебя без особых причин

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

К кому бы вы отнесли эти слова? Вот эту опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа. Но безнадежная ли эта болезнь?

Давайте подумаем:

Безнадежна ли эта болезнь? Что ценит автор этого произведения в людях? Напишите о том, какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ.



Пока не стало поздно…

А как вы считаете, почему люди, прожившие иногда свою жизнь тихо, незаметно, остаются в памяти других надолго?

65.96kb.

13 10 2014
1 стр.


Поппи Брайт Потерянные Души

Вы не поймете – кто они такие. Не поймете, пока не станет слишком поздно. Пока поцелуй вампира – ночного хищника – не станет последним, что вы почувствовали в жизни

4227.18kb.

29 09 2014
32 стр.


Василь Быков Обелиск

Кроме того, думал: подъеду, когда станет свободней с работой, с разными домашними заботами. И, как это бывает и жизни, дооткладывался до того, что стало поздно собираться в гости —

955.37kb.

13 09 2014
7 стр.


Причины замкнутости

«что-то не так», совершенно напрасно. Стремление «перевоспитать» такого малыша, «пока не поздно», грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно повредить его ра

282.33kb.

29 09 2014
1 стр.


Михаил покрасс не про говоренное

И мы тоже потом не останемся здесь, в театре, а дождемся, пока все разойдутся, и выйдем на улицу. Все это закончится не поздно, поэтому мы вполне успеем на метро. И каждый поедет в

288.78kb.

25 12 2014
1 стр.


Распознавание речи

Так что насущная задача распознавание по крайней мере 20 тысяч слов естественного языка остается пока недостижимой. Эти возможности пока недоступны для широкого коммерческого испол

110.2kb.

14 12 2014
1 стр.


Жаловаться на «сильную руку» может быть поздно и некому
68.43kb.

29 09 2014
1 стр.


С утра прохладно, дождя нет. Собак меняю по времени. Сначала одна в утро, потом другая. Птенцы бекаса на крыле, но есть еще и кладки яиц у дупеля. Дома собаки ведут себя прилично, по постели не лазают

Вальдшнеп тянет прямо над домом. Скоро нужно смотреть выводки тетеревов. Грибов пока нет. Комаров и мошки стало меньше, уже по времени, что ли? Погода меняется. Стрелять бы надо из

226.8kb.

14 12 2014
1 стр.