Читаем 1 часть текста – 1-ая остановка после слов: «… лежали поверх ваты когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья».
- В чем необычность жизни Екатерины Петровны?
- А сможете ли вы нарисовать ее портрет?
- Какие люди окружают нашу героиню?
(прогноз) - Как вы думаете, кто такая Настя?
Читаем 2 часть текста – 2-ая остановка после слов: «Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота».
- Наш прогноз оправдался?
- Какое ощущение у вас от прочитанного отрывка?
- Как вы думаете, в каких строчках автор подчеркивает силу материнской любви?
(прогноз) - Вы считаете, завтра что-нибудь изменится в жизни Катерины Петровны?
Читаем 3 часть текста – 3-я остановка после слов: «Настя подошла к ней и, Даша, ухмыляясь подала ей телеграмму».
- Что оправдалось в прогнозе?
- Что нового вы узнали о Насте?
хорошо выполняет свою работу, заботливая требовательная, добивается своего, продвигает талантливых людей,
делает карьеру, о матери редко вспоминает
- Как можно озаглавить эту часть текста? (варианты)
(прогноз) - Ваше предположение: от кого и о чем эта телеграмма?
Читаем 4 часть текста – 4-ая остановка после слов: «Он ушел, а Манюша … смотрела не отрываясь на Катерину Петровну».
- Что оправдалось в вашем предположении?
- Что нового узнали о Насте? (из текста)
- Как вы думаете, почему Настя не открыла старому художнику правду? (стыд)
- Почему она скомкала телеграмму и нахмурилась? (Неприятное известие нарушало ее планы…)
- Как бы вы оценили поступок Тихона?
- Как вы считаете, поверила ли Катерина Петровна в приезд дочери?
(прогноз) - Как вы думаете, о чем пойдет речь дальше? Озаглавьте последнюю часть рассказа.
Похороны.
Одинокая и в смерти.
Настя на похоронах.
Встреча родных.
Читаем 5 часть текста – 5-ая остановка.
- Что оправдалось в ваших предположениях?
- Что нового узнали?
- Как вы думаете, для чего К. Паустовский ввел в рассказ образ молоденькой учительницы? (Она противоположность Насте…)
- Как бы вы хотели, чтобы рассказ закончился?
1. Так о чем же рассказ Паустовского «Телеграмма»?
- об одиночестве старой женщины;
- о черствости души детей;
- о позднем раскаянии.
2. «Эх ты, сорока!» -к кому относились эти слова?
(Насте… сорока – трещотка легкомысленная)
3. Только ли Манюшке предназначаются слова: «Не будь пустельгой».
(Значит, не будь пустым человеком. К Насте тоже. Авторское напутствие читателям).
4. Какую библейскую заповедь нарушила Настя? («Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будешь на земле». – 5 заповедь Божья).
5. Как вы думаете, совесть у Насти все же пробудилась?
6. Кого из героев рассказа мы можем назвать сердечными, душевными?
Составляем синквейны
1 группа: Настя, Катерина Петровна
2 группа: Тихон, Манюша
Катерина Петровна
Мудрая, добрая
Доживает, ждет, страдает
Хочет увидеть свою дочь
Одиночество
|
Настя
Увлечённая, занятая
Работает, помогает, думает
Совсем нет свободного времени
Стыд
|
Тихон
Тощий, рыжий
Хлопотал, жалел, помнил
Желает облегчить ее страдания
Доброта
|
Манюша
Шустрая, заботливая
Бегает,помогает, караулит
Не отходила от
умирающей
Жалость
|
3 – 4 гр. составляют кластеры: (пример)
помощь
забота
забота
работа
Тихон
КатеринаППетровна
нет времени
обман во благо
Манюшка
карьерн. рост
Жалость
Детск. страх
привязанность
Валентин Берестов
Любили тебя без особых причин
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
К кому бы вы отнесли эти слова? Вот эту опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа. Но безнадежная ли эта болезнь?
Давайте подумаем:
Безнадежна ли эта болезнь? Что ценит автор этого произведения в людях? Напишите о том, какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ.
|