Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3


УДК 321.8.019.5:316.42(574) На правах рукописи

Нуракишев Адиль Агыдилович

Политическая ответственность в условиях модернизации казахстанского общества (политологический анализ)

Специальность 23.00.02 – Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии



Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Республика Казахстан

Алматы, 2009
Работа выполнена на кафедре теоретической и прикладной политологии Казахского национального педагогического университета им. Абая

Научный руководитель: доктор исторических наук,

профессор Садыков Т.С.

Официальные оппоненты: доктор политических наук

Ауельгазина Т.К.
кандидат политических наук

Оспанов К.Е.

Ведущая организация: кафедра политологии

Казахского национального

университета имени аль-Фараби

Защита состоится 9 июля 2009 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.21.03 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук по специальности 23.00.02 – Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии в Казахском национальном педагогическом университете им. Абая по адресу: 050010, г. Алматы, пр. Достык,13.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского национального педагогического университета им. Абая по адресу: 050010, г. Алматы, ул. Казыбек би, д.30.

Автореферат разослан 9 июня 2009 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор политических наук Жабина Ж.Р.

ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика диссертационного исследования. В диссертации исследуется проблема политической ответственности в условиях модернизации казахстанского общества. Особое внимание в диссертационном исследовании уделяется определению места и роли политической ответственности в условиях трансформации казахстанского общества, особенностям политической ответственности. Также в диссертации раскрыта специфика и основные составляющие политической ответственности в Республике Казахстан. Изучены проблемы и пути совершенствования политической ответственности.

Актуальность темы исследования. Политическая ответственность является коренным качеством лидера любого уровня, а также института власти при принятии и реализации политического решения. В связи с этим на VII Евразийском медиа-форуме Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев особо подчеркнул: «Сегодня как никогда в мировой истории, от всех стран требуется ответственность нового порядка, взаимодействие на основе выстраданных историей правовых и культурных доминант способных вести к созданию новой архитектуры глобальной безопасности основанной не на силовом паритете, а на принципах открытости, диалога и доверия»[1].

Проблема политической ответственности всегда интересовало представителей различных наук и просто наблюдателей за политической жизнью. Эта особенность значительно затрудняет научный политологический анализ и делает возможными разнообразные социологические конструкции и моральные интерпретации. На достигнутом казахстанской политологией этапе появилась возможность и необходимость строго научного, политологического анализа всей совокупности проблем, касающейся политической ответственности.

В современном обществе, которое характеризуется не только значительным усложнением всех проблем, но и появлением многих опасностей, связанных с глобальным потеплением, международным терроризмом, неконтролируемым распространением ядерного оружия, религиозным экстремизмом, наркоторговлей и другими современными угрозами стократно усиливается требование именно к высокой ответственности политики в целом и отдельных решений, в частности. А это может быть осуществлено при четком и полном осознании каждым субъектом общества и государства, организаций, лидеров и элит - своей ответственности за решение проблем планетарного масштаба, в том числе в условиях глобального экономического и финансового кризиса.

Реформирование политической системы как стержневая часть модернизации в нашей республике, является одним из определяющих факторов успешного развития независимого Казахстана. Однако действенность модернизации и воздействие на судьбу страны в немалой степени зависит от ответственности руководителей всех уровней власти, то есть их профессионального вклада в решение проблем не только регионального, но и глобального характера.

Несомненно, что проблема политической ответственности высших органов власти по большей части относится к внутренним процессам, функционирующим в государстве и в гражданском обществе. Собственно от высших органов власти во многом зависят решение таких вопросов, как обеспечение единства власти, укрепление национальной безопасности Республики Казахстан, эффективность экономической, политической и социальной политики.

Именно на это обращает внимание Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию» по отношению к кризисным явлениям: «Мы с ними справимся и выйдем из этого кризиса еще более сильным и процветающим государством. Мы сохраним свои позиции в мировом сообществе», а также возложил «персональную ответственность за эффективность этой работы» на все структуры власти и граждан общества.[2]

Исследование показывает, что политическая ответственность, понимаемая как концепция и как процесс, представляет собой сложное явление, которое не поддается механистическим воздействиям. В годы становления независимости Республики Казахстан в общественном сознании по различным причинам распространилось представление о том, что отказ от административно-командных методов автоматически создаст всеобщее стремление и необходимую способность «брать ответственность на себя», и это сформирует современную форму ответственности каждого. Однако такие ожидания не оправдались.

Положительную роль в повышении эффективности и ответственности на всех уровнях может сыграть проводимое в настоящее время реформирование системы государственного управления и укрепление вертикали исполнительной власти. Осуществляемые Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым меры по укреплению государственности, по созданию политических и юридических условий привлечения к ответственности руководителей органов власти, делают возможными и необходимыми исследования становления и роли различных типов ответственности в независимом Казахстане. Вместе с тем, исключительную важность представляет и прогноз вероятных объективных последствий всей совокупности проводимых мероприятий.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью именно политологической разработки проблемы политической ответственности в условиях модернизации казахстанского общества.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема ответственности разрабатывалась многими мыслителями как в чисто умозрительном плане, так и в рамках различных общественных дисциплин. Исследователи пытались выразить соотношение свободы и необходимости действий человека со времен античного мира.

Справедливость и ответственность как непременные качества правителя являются главной идеей творчества античного автора Анахарсиса[3].

В устном народном творчестве тюркских народов движущей силой сюжета является личная ответственность батыра или правителя перед своими сородичами и соплеменниками за их жизнь и благополучие. Это эпосы «Манас», «Алпамыс», «Кобланды-батыр», «Огуз-наме», «Кер-оглы», «Ер-Тостик» и др. [4].

Идея об ответственности как необходимого атрибута успешного и справедливого правления государством присутствует в работах Аль-Фараби. Ж.Баласагуни, Махмуда Кашгари, М.Х.Дулати и других восточных авторов Средневекового Востока[5].

Толе-би, Казыбек-би, Айтеке-би в своей общественной деятельности всегда ставили на первое место ответственность правителя перед народом и государством[6].

Со времен становления Казахского ханства Есим хан, Касым хан, Абылай хан, Кенесары и другие правители всегда обращали особое внимание вопросам личной ответственности правителя перед своим народом[7].

Казахские просветители Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев впервые с научно-обоснованных позиций подходили к вопросу ответственности людей, облеченных властью с критической точки зрения[8]. На страницах периодической печати дореволюционного Казахстана газеты «Қазақ» и журнала «Айқап» появлялись статьи касающиеся, так или иначе, вопросов политической ответственности степной и колониальной администрации[9]. Эти же вопросы поднимали и выдающиеся деятели партии «Алаш» Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мустафа Чокаев, Миржакып Дулатов, Бахытжан Каратаев, Аскар Турлыбаев, Ноян Тундытов и др.[10]. В 20-х годах ХХ века, молодые интеллектуалы, облеченные властью имели возможность дискутировать по поводу политической ответственности власти – это были Турар Рыскулов, Санджар Асфендияров, Султанбек Ходжанов, Сакен Сейфуллин, Магжан Жумабаев, Смагул Садвакасов, Ораз Жандосов и др.[11].

В европейской политической мысли подходы к проблеме ответственности встречаются в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка. «Естественную и нравственную обязательность» как у политического деятеля, так и индивидуума, мы находим у Д. Юма. Ответственность, считает Дж. Ст. Милль, обусловливается границами власти, контроля и принуждения по отношению к индивиду[12].

Ответственность как аспект взаимодействия социального и политического в рамках политических отношений, являющихся составляющей общественных отношений и обусловливающих двойственный характер политики: выполнение общих дел и насилия со стороны одного класса находит отражение у К. Маркса.

М. Вебером ответственность рассматривается как фактор эффективной административной организации, имманентное качество политического вождя и чиновника[13].

Все эти взгляды, можно сказать, представляют исторический интерес, поскольку за последние сто лет общество коренным образом изменилось.

С конца XIX века в связи с развитием менеджмента как теории эффективного руководства людьми, проблема ответственности является одной из основных в разработках всех ведущих направлений и школ управленческой мысли. Понятно, что концепция и практика ответственности в экономике принципиально отличны от ответственности политической. Вместе с тем, следует отметить, что ответственность стала предметом все более активного интереса в рамках исследований взаимоотношений предпринимательства с государством и социальной ответственности бизнеса. Рассмотрение проблемы ответственности с этой точки зрения представлено в трудах таких разных зарубежных авторов, как: М. Альберт, Д. Борманн, Р.Д. Дафт, П. Друкер, М. Кастельс, Г. Кунц, Г. Ленк, М.Х. Мескон, С.О.Доннел, Г. Саймон, Д. Смитбург, Ф. Тейлор, В. Томпсон, Р. Фредерманн, Ф. Хедоури и др. [14].

Политическая ответственность как видовое выражение родовой социальной, ее взаимосвязь с другими видами ответственности, ее имманентность как категории властных отношений в политическом руководстве и государственном управлении исследуется в работах таких авторов как В.Г. Афанасьев, Н.И. Алексеев, А.А. Миголатьев, Н.А. Минкина, К. Муздыбаев, А.И. Ореховский, Е.М. Пеньков, А.Ф. Плахотный, В.В. Серебрянников, В.М. Сперанский, А.П. Черменина и др.[15].

На основе ключевой категории анализа - принципа ответственности В.А. Канке рассматривает систему ценностей, адекватно изменившимся условия и перспективам развития человечества, в связи с нарастанием факторов риска, глобальных угроз и катастроф[16]. Особый интерес в этом аспекте представляют труды зарубежных исследователей: К. Дейвиса, Дж. В. Киндона, Т. Левитта, Ф. Петерса, М. Фридмана, Ж. Хосперса[17].

Непосредственно политическая ответственность органов власти широко освещена в научных трудах авторов И. Барцица, М.А. Краснова, Л.А. Морозовой, В.Н. Савина, A.M. Черныша[18].

Проблемы взаимной зависимости государства и гражданского общества, реализации политической ответственности на основе конституционных положений и другие юридические аспекты ответственности политических институтов власти рассматриваются А.Н. Агыбаевым, Б.А. Ахметовым, М.Т. Баймахановым, Г.С. Сапаргалиевым Ж. Салимбаевой, Е.К. Нурпеисовым, А.К. Котовым и российскими авторами Вельским, В.В. Бойцовой, Л.В. Бойцовой, Н.И. Бусленко, Н.А. Духно, В.И. Ивакиным, О.Э. Лейстом, М.С. Матейковичем, Л.С. и др.[19].

Использование кибернетической теории Н. Винера и системного подхода в исследовании политических систем и процессов (политическая кибернетика) отражено в трудах зарубежных политологов Г. Алмонда, К. Дойча, Д. Истона, Т. Парсонса, Г. Пауэлла, Р.Ж. Шварценберга, Ш. Эйзенштадта[20].

Проблемам эффективности и ответственности в функционировании местной власти, политической элиты, разработки технологий ее формирования, разрешения социально – политических противоречий посвящены научные труды Абсаттарова Р.Б., Абуевой Н.А., Борбасова С.М., Джунусовой Ж.Х., Иватовой Л.М., Кузнецова Е.А., Медеуовой Д.Т., Насимовой Г.О., Нугмановой К.Ж., Рахимовой А.У., Романовой Н.В., Садыкова Т.С., Сарсенбаева Т.С., Симтикова Ж.К., Татимова М.Б. и др. [21].

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что проблема политической ответственности, как ответственности органов власти, еще далеко не исчерпана, требует дальнейших исследований. Тем более, необходимы такие исследования в рамках политологии.

Цель и задачи исследования. В диссертации ставится цель – исследование политической ответственности в условиях модернизации казахстанского общества на современном этапе.

Исследовательские задачи:

- раскрыть понятие политической ответственности, ее значимость во властных отношениях общества, соотнести с юридической, идеологической, моральной и другими видами ответственности;

- рассмотреть на основе современных видов системного анализа ответственность институтов власти в области политического управления, понимая в данном случае ответственность как одну из форм обратной связи в политических процессах;

- дать характеристику концепций ответственности политической элиты и политических процессов начала XXI века, полезные для обеспечения стабильности внутриполитической ситуации в республике;

- выявить роль гражданского общества в формировании ответственности политической власти и в контроле ее деятельности;

- проанализировать ход политических реформ, осуществляемых по переходу Казахстана от президентской к президентско-парламентской республике, направленных на повышение эффективности политического управления, а, следовательно, и на становление новых типов ответственности;

- определить наиболее существенные свойства и особенности ответственности политической власти за эффективность реализации законов, проектов и программ экономического и социального характера;

- проанализировать эффективность политических технологий формирования и повышения ответственности органов власти в политическом управлении;

- разработать ряд рекомендаций и предложения практического характера по дальнейшей оптимизации механизмов политической ответственности.

Объект исследования - политическая ответственность и функционирование институтов политической власти в условиях модернизации казахстанского общества.

Предмет исследования – система политической ответственности органов власти, в которой действуют характерные взаимосвязи между внутренними и внешними факторами.

Основная гипотеза исследования. Существующие полномочия органов власти РК открывают широкие возможности проявления ответственности органов политической власти за решение задач как местного, так и государственного значения, преодоления кризисных ситуаций.

Ответственность является одним из основных факторов эффективного политического управления, поэтому должна реализовываться более эффективным использованием действующих законов и разработкой новых, более совершенных, усилением демократического контроля за деятельностью органов власти, сочетанием демократических и административных методов управления и более свободным их выбором в принятии политических решений.

Персональная и коллективная ответственность субъектов политического управления будет усиливаться на основе совершенствования политических технологий ее формирования, осуществления современной государственной кадровой политики, более эффективного использования методов и приемов административного менеджмента и функционирования механизма привлечения к политической ответственности и отрешения от власти.

Есть основания предполагать, что на повышение политической ответственности власти все более будет влиять гражданское общество как источник ее формирования, уровень развития которого определяет ответственную позицию граждан в избирательном процессе, политическая и правовая культура, способствующие дальнейшему развитию демократии и упрочению государственности.



Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют научные труды представителей классической, а также современной отечественной и зарубежной общественно - политической мысли по проблемам политической ответственности.

Авторский подход в диссертации основывался на теоретических положениях Т. Гоббса, Дж. Локка, Д.Юма, Дж.Ст. Милля об ответственной зависимости государства и граждан, М. Вебера и П. Бурдье о полномочиях ответственности политиков и государственного аппарата в политико-административном управлении, методологии, изложенной учеными - сторонниками политической кибернетики в исследовании функционирования политических систем и процессов, которые изложены в трудах Г. Алмонда, К. Дойча, Д. Истона, Т. Парсонса, Ж.-Р. Шварценберга, Г. Пауэла, B.C. Комаровского, О.Ф. Шаброва.

Были использованы теоретические концепции теории властных отношений Е.Вятра, П.Друкера, Г.Саймона, Б.Рассела, Г.Ласуэлла, А.Файоля.

Методы исследования. В ходе исследовании методологическую основу составили научные принципы и методы исследования, среди которых приоритетными выступают системно-структурный метод, сущностный, сравнительный, группа политологических методов, а также институциональный и функциональный принципы.

Использованы в работе такие приемы, как политический мониторинг, лингвистический, морфологический, социологический (экспертные опросы и наблюдения, статистический, дисперсный анализ, латентный, корреляционный) и другие.



Источниковую базу диссертации составляют данные политологических и социологических исследований, проведенных в ряде регионов Республики Казахстан на протяжении нескольких лет с участием автора, цель которых заключалась в том, чтобы изучить различные факторы проявления и реального восприятия ответственности гражданами республики. Основное внимание было уделено исследованию роли ответственности в модернизации казахстанского общества, зависимость ее содержания от политических, экономических, социальных, нравственных и других факторов реальной жизни общества.

В диссертационном исследовании были использованы данные экспертных и социологических опросов, международных и республиканских научно-теоретических и практических конференций, и других мероприятий, что обеспечило таким образом, валидность и верифицируемость результатов исследования осуществленного на основе, кроме указанных, таких источников как данные Агентства по статистике Республики Казахстан, анализом материалов монографий, книг, статей, научных материалов, статей, средств массовой информации, включая Интернет.



Научная новизна диссертационного исследования. Диссертация представляет собой самостоятельное, впервые предпринятое решение научной проблемы - исследование ответственности политической власти как фактора, обусловливающего эффективность политической власти в РК и обеспечивающего дальнейшее укрепление казахстанской государственности. Обоснована необходимость и аргументирована легитимация управления политическими процессами.

Решение поставленных задач, указанных нами выше, позволило автору получить ряд научно-теоретических результатов, которые, как представляется обладают определенными достоинствами научной новизны:

- обосновано применение приемов компаративного анализа сущности и роли ответственности политической власти в условиях модернизации казахстанского общества, особое внимание в этом плане было уделено выявление устойчивых и переменных компонентов, а также традиций рассматриваемого явления;

- рассмотрены особенности генезиса ответственности государственных служащих системы политической власти в Республики Казахстан;

- создана типология различных видов ответственности;

- разграничена ответственность как политологическое понятие от подобных понятий в других дисциплинах - социологии, философии, праве;

- комплексный анализ и формулирование практических выводов из опыта применения различных политических технологий формирования и повышения ответственности органов власти в РК;

- сформулированы новые понятия некоторых понятий политической науки, прямо или опосредованно связанных с ответственностью, таких как: механизм реализации ответственности, ответственность, ответственность избирателя, политическая ответственность, реализация политической ответственности, ресурс ответственности, социальная ответственность.



Научно-практическая значимость исследования определяются возможностью использования основных результатов, выводов и рекомендации раскрывающихся в данной диссертации:

Во-первых, анализ объективных и субъективных подходов в политологическом исследовании проблем ответственности политической власти в РК позволяет обусловить необходимость многоуровневой ее оценки и прогнозирования последствий реализации той или иной формы и ответственности адекватно политическим технологиям ее формирования и реализации;

Во-вторых, позволяют углубить теоретические представления об ответственности, как о важном системном компоненте функционирования политической власти, а также представления о механизмах ее реализации в органах власти, способов формирования и повышения ответственности политической элиты, об особенностях и противоречиях понимания такого сложного и многомерного явления как ответственность. Многие результаты исследования могут быть широко использованы для рационализации политических процессов;

В-третьих, для изучения в высших учебных заведениях в рамках преподавания различных общественных дисциплин, а также для разработки учебников, учебных пособий и т.д.



Основные положения, выносимые на защиту: Данные положения обусловлены постановкой проблемы – исследование политической ответственности в условиях модернизации казахстанского общества, в которой действуют характерные взаимосвязи между внутренними и внешними факторами, которые сводятся к следующему:

- политическая ответственность, будучи открытой и неравновесной системой, формируется под влиянием большого числа внешних и внутренних факторов, в том числе и случайных, исследовать и оценить которые вполне возможно;

- процесс формирования политической ответственности имеет собственную объективную скорость, «вычислить» которую можно на основании тщательного изучения практики, в том числе и мнений самих участников этого процесса;

- для эффективного анализа и получения достоверных выводов политология рассматривает ответственность как сложную, неравновесную и динамическую систему большого числа типов поведения, традиций, привычек и концепций, движущуюся в соответствии со своими внутренними законами;

- в каждом обществе и на каждом этапе складывается некоторый преобладающий тип политической ответственности под влиянием не только объективных факторов, субъективных взглядов, идей и традиций; при этом в большинстве случаев сохраняются и другие типы политической ответственности;

- только на основе многоуровневого подхода можно объективно оценивать роль ответственности и прогнозировать последствия применения той или иной формы ответственности;

- выявлено, что одной из основных причин, затрудняющих решение проблем экономического и социального характера в Республики Казахстан и становление его как демократического правового государства, является недостаточный уровень ответственности и профессионализма субъектов органов власти на различных ступенях государственных и местных структур;

- персональная, коллективная, или коллегиальная, ответственность субъекта власти является одним из важнейших факторов эффективности политического управления, функционирования гражданского общества и государства;

- эффективность управления и укрепление вертикали исполнительной власти требует нового типа ответственности субъектов политической власти, что включает не только формальную «исполнительскую дисциплину», но и достаточный уровень активности и творческого подхода к поискам эффективных решений сложных и неожиданно возникающих проблем;

- современные механизмы реализации политической ответственности на всех уровнях политической власти являются основным условием модернизации казахстанского общества. Вместе с тем, представительные органы власти слабо влияют на повышение ответственности исполнительной власти;

- ответственность в принципе имманентна любому виду социальных и политических отношений, поскольку является характеристикой обратной связи между субъектом и объектом управления и видовой сущности, однако ее конкретные проявления могут играть разную роль;

- генезис политической ответственности в целом адекватен развитию взаимоотношений государства и гражданского общества;

- в системе политической ответственности действия носителей власти зачастую обусловливаются их ценностными ориентациями и установками, в том числе и скрытыми, поэтому в определении содержания и особенностей присущей работникам ответственности эти особенности должны специально исследоваться и учитываться как основополагающий фактор;

- сложившиеся политико-правовые условия, а также принятые нормативные акты являются факторами, способствующими формированию определенной политической ответственности носителей власти Республики Казахстан.



следующая страница>


Политическая ответственность в условиях модернизации казахстанского общества

Специальность 23. 00. 02 – Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

418.73kb.

09 10 2014
3 стр.


Роль национальной политической элиты в модернизации современного российского общества (на примере карачаево-черкесской республики) 23. 00. 02 Политические институты, процессы и технологии

В модернизации современного российского общества

378.84kb.

18 12 2014
1 стр.


Механизмы системного функционирования управленческой элиты в условиях модернизации современного российского общества

Диссертация выполнена на кафедре социальной политики и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений

835.7kb.

18 12 2014
4 стр.


Античная политическая мысль. Учения Платона и Аристотеля. Предпосылки и социально-политическая обстановка

Политическая мысль античной Греции и Рима развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признакам

40.09kb.

27 09 2014
1 стр.


Античная политическая мысль. Учения Платона и Аристотеля. Предпосылки и социально-политическая обстановка

Политическая мысль античной Греции и Рима развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признакам

40.08kb.

16 12 2014
1 стр.


«политическая сфера общества»

Задачи: определить значение основных понятий темы: политическая сфера, политический режим, политика, республика, демократия

75.09kb.

12 10 2014
1 стр.


Педагогический эксперимент как составная часть инновационного процесса – современная тенденция в образовании

В условиях изменения целевых установок в политической, экономической, международной и других сферах общества, в условиях перехода от индустриального общества к обществу постиндустр

128.38kb.

18 12 2014
1 стр.


Инфраструктура, информационные и человеческие ресурсы в решении проблем информационной безопасности образовательного процесса на муниципальном уровне

В условиях модернизации современного российского общества и социально-экономических отношений принципиально важной становится его способность к обеспечению самосохранения, саморазв

77.37kb.

11 09 2014
1 стр.