Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

Архипова Т.А., учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ №1» г.Шелехов


«Портрет России XIX века. Быт и нравы»
Тип: Урок-практикум.

Цели: 1) сформировать представление о быте и нравах российского общества XIX века;

2) развить образное мышление учащихся через работу с материалами о России XIX века (воспоминания современников, иллюстративный материал – слайды, видеофильм, отрывки из художественных произведений начала XIX века); логическое мышление через формирование умения определять основную мысль, формулировать тезисы; творческие способности учащихся;

3) воспитать внимательное отношение к слову; уважение и любовь к родной стране; бережное отношение к истории культуры России.

Оборудование: 1) мультимедийный проектор;

2) слайдовая презентация;

3) раздаточный материал;

4) альбомные листы, краски, кисти, вода, цветные карандаши.

Ход урока


  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

  2. Вступительное слово учителя.

О России XIX века мы обыкновенно судим по произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и других писателей и поэтов. Мы всматриваемся в эпоху их глазами, подчас, увы! – забывая, что гении точно кометы: раз вспыхнув на небосклоне, они прожигают во тьме свой огненный путь и стремительно проносятся мимо, унося за собой светящийся шлейф неразгаданной тайны. Таинственность и недосказанность рождает всё больший интерес к «золотому веку» русской культуры.

Сегодня мы предлагаем вам проявить свои художественные способности и с помощью слова, кисти и красок создать портрет России XIX века.



  1. Работа в парах.

Вам предложен материал о России XIX века. Каждая пара через 15 минут предложит один из штрихов к нашему портрету. Вам необходимо будет составить ответ по следующей схеме:

  1. Какая сфера жизни нашла отражение в материале.

  2. Каковы её (сферы жизни) особенности .

  3. Чьи воспоминания (художественные произведения) помогли воссоздать образ.

  1. Выступление групп. Составление плана.

  1. Жизнь и быт горожан:

  1. Городское жилище и утварь.

  2. Гостиницы, рестораны и прочее.

  3. Развлечения горожан.

  1. Светский человек:

  1. Образ светского человека.

  2. Мода.

  3. Образование и воспитание.

  4. Служба дворянина Табель о рангах.

  5. День светского человека.

  6. Кулинария.

  7. Развлечения дворян:

а) дворянские балы;

б) Московский Английский клуб;

в) литературные салоны;

г) живые картины и домашние спектакли;

д) сады;

е) игра в карты;

ж) вредные привычки;

з) дуэль.



  1. Практическое задание. Каждой паре раздаются альбомные листы, краски, кисти, цветные карандаши, вода. Учащимся необходимо на основе полученных знаний изобразить символ России XIX века.

  2. «Защита» символов.

  3. Рефлексия.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Карточка №1

1. Контракт на наем квартиры А. С. Пушкиным в Петербурге

[1836 г. 1 сент.] [Квартира Пушкина в доме Волконской, у Певческого моста, 2-й Адмиралтейской ч. 1-го квартала под № 7]. Всего от одних ворот до других, нижнего этажа, на одиннадцати комнат состоящего, со службами: кухнею и при ней комнатою в подвальном этаже, взойдя на двор направо: конюшнею на 6 стойлов, сараем, сеновалом, местом в леднике и на чердаке сухим для вин погребом; сверх того - двумя комнатами и прачечною, взойдя на двор налево в подвальном этаже во втором проходе, с платою за 4300 р. асс. в год.



2. Д. Д. Благово о барском доме в Москве

1798 или 1799 г. батюшка продал свой старый дом и купил другой, каменный, прекрасный, на Зубовском бульваре. Этот дом принадлежал прежде графу Толстому, человеку очень богатому, который в одно время выстроил два совершенно одинаковых дома: один у себя в деревне, а другой в Москве. Оба |ма были отделаны совершенно одним манером: обои, мебель, словом, все как в одном, так и в другом. Это для того, чтобы при переезде из Москвы в деревню не чувствовать никакой перемены.

Батюшка отделал свой дом по-тогдашнему очень хорошо: в одной гостиной мебель была белая с золотом, обитая голубым штофом, а в другой — вся золоченая, обита шпалерным пестрым ковром, на манер гобеленовых изделий, букетами и птицы — очень было это хорошо.

3. И. Г. Георги о домашней утвари петербужцев

Простой домашний скарб в настоящих для жилья покоях сберегается, а потому <...> комнаты снабжены самонужнейшими токмо в каждой из оных мебелями <...> В оных помещены столы, стулья, софы, большие зеркала с карточными и зеркальными столами, стенные и настольные часы, фортепиано, такожде и некоторые шкафы и комоды и редко более сего. <...> В домах и дворах знатных особ <...>, да и в домах среднего состояния людей, комнаты раскрашены или обиты хорошими обоями, полы штучные, паникадила и лампады хрустальные, зеркальные столы мраморные и карнизы комельков украшены бюстами и вазами прекрасных каменьев, диваны, шелковые или ситцевые занавесы и чехлы, столы и пр. из красного дерева и т. д.

Во всех комнатах находятся четвероугольные или круглые печи, которые снутри затапливаются, не дымят, очищают комнатный воздух, и зимою, даже в сильные морозы, токмо один раз с малым количеством дров затапливаются, и на целый день комнату согревают. К сему много способствуют также везде употребляемые двойные окошки, которые, для избежания темноты, из больших белых стекол сделаны.

4. Свидетельство X. Кацурагавы

У благородных людей (кровати) серебряные, у среднего со­словия — из желтой меди, у бедных — деревянные <...> На Четырех углах рамы приделаны ножки <...> и четыре стойки <...> Все это крепится винтами <...> Когда ложатся спать, Сверху укрываются одеялом из лисьего или заячьего меха. А летом спят под одеялом, набитым ватой, <причем одеяло> прошито вместе с ватой так, что с обеих сторон получаются узоры. Подушек бывает три. Когда спят, <все> три <подушки> кладут под голову одна на другую. А кому нравится, так кладут и четыре, и пять.

На четыре стойки по углам кровати летом вешается полог из шелкового газа, а зимой — теплая завеса <...> Когда ложатся спать, обычную одежду снимают и спят в нижнем белье и вязаном колпаке.

Карточка №2

1. Из «Обозрения Москвы» А.Ф. Малиновского

5. Гостиницы

Гостиниц в Москве положено быть числом сорок <...> В положении о гостиницах, ресторациях, кофейных домах, трактирах и харчевнях, 1821 г. февраля 2-го в Лейбахе высочайше конфирмованном, дозволено содержать в гостиницах особые для приезжающих пристойно отделанные комнаты с постелями для ночлега и со всеми удобностями для спокойно­го жительства, стол обеденный и ужин с десертом и напитка­ми, также чай, кофе, шоколад, пунш и пиво; кроме биллиар­дов, все другие игры, музыка вокальная и инструментальная, также пляски в сих пристанищах не дозволены.



6. Кофейные дома

Ныне определено быть в Китае <городе> только двум кофейным домам <...> В кофейных домах продается мороже­ное, лимонад, аршад, кофе, шоколад, ликеры, фрукты, варе­ные конфекты, пирожное, крендели и сухари.



7. Ресторации

Съестные трактиры и кухмистерские столы с 1821 г. пере­именованы ресторациями. В Китай-городе их только шесть. Все торгующие в рядах купцы, сидельцы, приказные служи­тели, приезжие и бездомовые люди ежедневно там находят обед и ужин из сытных русских блюд, скоромных и постных, приготовленных. Нередко и знатные господа, чтоб разлако­мить свой вкус, приправами французскими притупленный, заказывают тут прихотливые столы с осетровою ботвиньею, дорогими стерлядями, сдобными кулебяками и наварными щами. Право содержания рестораций предоставлено купцам и мещанам. При столе там служат в опрятных и красивых рубашках русские крестьяне.



8. Трактиры и герберги

Положением 1821 г. 2 февраля в трактирах позволяется держать стол, чай, кофе, продавать виноградные вина, водки, и мед и иметь биллиарды, но в каждом не более трех. Вход в трактиры женщинам особенно воспрещен, а за допущение туда солдат и слуг в ливрее взыскивается денежный штраф. Каждый трактир должен иметь вывеску с означением своего названия. Открывать трактиры предписано не ранее девяти часов утра, а продажу в них прекращать в одиннадцать часов вечера.



9. Харчевни

В харчевнях содержит всякий харч вареный, печеный и жареный для простого народа, а на утоление жажды позволяется харчевникам продавать только полпиво и квас. Харчевни,белыми называемые, для помещения приходящих обедать за столом не могут занимать более трех горниц, включая в то число и ту, где готовится кушанье. Есть и черные харчевни в виде лавочек, там не готовят щей, а продается кусками в мясоед вареное мясо, в пост же рыба. Содержатели сих последних имеют своих разносчиков, с которыми рассылают разные съестные припасы на лотках для продажи по улицам и рынкам.


Карточка №3

1. В. Н. Погожев о развлечениях москвичей

Большая часть гуляний происходит близ монастырей. В ста­рину все гулянья сопровождались богомольем; и ныне люби­мейшее гулянье москвичей — это путешествие пешком или в экипаже в Троице-Сергиеву лавру. Накануне вербного воск­ресенья бывает гулянье в Кремле. В этот день появляется но­вая мода на экипажи, лошадей, сбрую и ливрею лакеев, или, лучше сказать, возобновляется старое. Старинные дамы ездят в больших старомодных, четвероместных каретах, набитых воспитанницами и моськами. Бесчисленные ряды разных новомодных и старинных карет, линеек, дорожек, колясок, тележек, с утра до вечера двигаются около рядов «города» <…> В праздник Пасхи целую неделю народ толпится под Невским <...> Как по мановению волшебного жезла строятся лубочные театры и наполняются львами, тиграми, прыгунами на веревке, ездоками, фокусниками и другими искусниками. На качелях любители то возносятся горе, то опускаются долу <…> Устроены деревянные лошадки и колясочки. Карусели... Не одни маленькие дети катаются на каруселях: я видел много взрослых мужей, даже и стариков, с седыми бородами, с веселым видом садящихся на деревянных коней.


Карточка №4

1. Свидетельство графа Сегюра

Когда я прибыл в Петербург, в нем под покровом европейского лоска еще видны были следы прежних времен. Среди большого, избранного числа образованных и видевших свет людей, ни в чем не уступавших придворным лицам блистательнейших европейских дворов, было немало таких, в особенности стариков, которые по разговору, наружности, привычкам, невежеству и пустоте своей принадлежали скорее времени бояр, чем царствованию Екатерины.

Но это различие оказывалось только по тщательном наблюдении; во внешности оно не было заметно. С полвека уже привыкли подражать иностранцам — одеваться, жить, меблироваться, есть, встречаться и кланяться, вести себя на бале и на обеде, как французы, англичане и немцы. Все, что касается до обращений и приличий, было перенято превосходно. Женщины ушли далее мужчин на пути совершенствования. В обществе можно было встретить много нарядных дам. Девиц, замечательных красотою, говоривших на четырех и пя­ти языках, умевших играть на разных инструментах и знакомых с творениями известнейших романистов Франции, Ита­лии и Англии.

2. Свидетельство В. Н. Погожева

Молодой человек, желающий быть принятым в большом свете, необходимо должен иметь следующие качества: говорить по-французски, танцевать, знать хотя по названиям сочине­ния новейших авторов, судить о их достоинствах, порицать старых и все старое, разбирать играемые на театрах пьесы, уметь завести спор о музыке, сесть за фортепьяно и взять небрежно несколько аккордов, или сыграть что-нибудь затверженное, или промурлыкать романс или арию; знать наи зусть несколько стишков любимого дамами или модного современного поэта. Но главнее всего — это играть в карты по большой и быть одетым по моде. Кто имеет все эти достоин­ства, тот может с честью явиться на сцену модного света.



3. Из поэмы А. С. Пушкина "Евгений Онегин"

Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде,

Как dandy лондонский одет —

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

4. Свидетельство Д. Д. Благово

Проведши всю свою первую молодость до семнадцати или восемнадцати лет в чужих краях, [князь Дмитрий Владими-Голицын], конечно, хорошо знал иностранные языки и очень плохо русский, так что, когда сделался московским генерал-губернатором и ему приходилось говорить где-нибудь речь, он сам составлял ее для перевода на русский язык и затверживал, чтобы суметь прочитать по бумажке. Но впоследствии он научился по-русски, и хотя у него сохранилось в выговоре что-то иностранное, он, однако, объяснялся довольно изрядно. Говорят, и просьбы ему подавали сперва на французском языке.



Карточка №5

1. Свидетельство И.И. Пущина

Для Лицея отведен был огромный, четырехэтажный флигель дворца, со всеми принадлежащими к нему строениями. Этотфлигель при Екатерине занимали Великие княжны….

В нижнем этаже помещалось хозяйственное управление и квартиры инспектора, гувернеров и некоторых других чиновников, служащих при Лицее. Во втором — столовая, больни­ца с аптекой и конференц-зала с канцелярией. В третьем —рекреационная зала, классы (два с кафедрами, один для занятий воспитанников после лекций), физический кабинет, комната для газет и журналов и библиотека в арке, соединяющей Лицей со дворцом чрез хоры придворной церкви. В верхнем — дортуары <спальни>. Для них, на протяжении вдоль строения, во внутренних поперечных стенах прорублены были арки. Таким образом образовался коридор с лестницами на двух концах, в котором с обеих сторон перегородками от­делены были комнаты: всего пятьдесят номеров. Из этого же коридора вход в квартиру гувернера Чирикова, над библиотекой.

В каждой комнате: железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умыванья, вместе и ночной. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами.

Во всех этажах и на лестницах было освещение ламповое; в двух средних этажах паркетные полы. В зале зеркала во всю стену, мебель штофная <...>

Вслед за открытием начались правильные занятия. Прогулка три раза в день, во всякую погоду. Вечером в зале мячик и беготня.

Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались — шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди.

От 7-ми до 9-ти часов — класс.

В 9-ть — чай; прогулка — до 10-ти.

От 10-ти до 12-ти — класс.

От 12-ти до часу — прогулка,

В час обед.

От 2-х до 3-х — или чистописанье, или рисованье.

От 3-х до 5-ти — класс.

В 5-ть часов — чай; до 6-ти — прогулка; потом повторение уроков или вспомогательный класс.

По средам и субботам танцеванье или фехтованье.

Каждую субботу — баня.

В половине 9-го часа — звонок к ужину.

После ужина до 10-ти часов — рекреация. В 10-ть вечер­няя молитва — сон.

В коридоре на ночь ставили ночники во всех арках. Дежурный дядька мерными шагами ходил по коридору.

Форма одежды сначала была стеснительна. По будням — синие сюртуки с красными воротниками и брюки того же цвета: это бы ничего; но зато, по праздникам, мундир (синего сукна с красным воротником, шитым петлицами, серебряными в первом курсе, золотыми — во втором), белые панталоны белый жилет, белый галстук, ботфорты, треугольная шляпа — в церковь и на гулянье.
2. Свидетельство С. П. Сушкова

Учение Евдокии Петровны [Ростопчиной] соответствен требованиям тогдашнего воспитания светских барышень, по следующей общепринятой для них программе: закон Божий, языки русский, французский и немецкий, немного арифметики, краткие познания из истории и географии, рисование, игра на фортепиано и танцы. В сущности, этой программы элементарного образования было в то время достаточно для светской девушки, так как те из них, которые сами пожелали бы, могли впоследствии дополнить и усовершенствовать свои познания посредством чтения и самостоятельных занятий. По счастью для Евдокии Петровны, она была одарена от природы отличными умственными способностями, необыкновенной памятью, большою любознательностью, страстною любовью к поэзии и литературе, а потому еще в отроческом возрасте стала постепенно дополнять и расширять круг своих познаний посредством обширного и разнообразного чтения; она также успела изучить язык английский, а позднее итальянский.


3. Свидетельство княгини Е. Р. Дашковой

Мой дядя не жалел денег на учителей, и мы — по своему времени — получили превосходное образование: мы говорили на четырех языках, и в особенности владели отлично французским; хорошо танцевали, умели рисовать; некий статский советник преподавал нам итальянский язык; а когда мы изъявили желание брать уроки русского языка, с нами занимался Бехтерев; у нас были изысканные и любезные манеры, и по тому не мудрено было, что мы слыли за отлично воспитанных девиц.



4. Свидетельство И. Г. Георги

Каждые четыре года принимается <в Смольный институт> 60 здоровых шестилетних девиц в первый возраст, который имеет вишневое или коришное платье. По прошествии 3 лет поступают во второй возраст, где имеют голубое платье, и в первой принимается паки 60 девиц. Второй возраст поступает после 3 лет в третий, в котором определено серое платье, а после 3 же лет в четвертый и последний возраст, в


котором одеваются в белое платье. Девицы четвертого возраста по трехлетнему их в оном пребыванию, следовательно, после 12-летнего воспитания, выпускаются в 19 году их возраста и возвращаются их родителям <...>

Предметы же обучения суть языки, закон веры, география, история, физика, красноречие, музыка, танцевание, произглашение и театральные представления..

При выпуске получают две девицы, отличавшиеся прочими наиболее добронравием и успехами в науках, золотое вензелевое имя Ея Императорского Величества большой величины; следующие две — оное же средней величины, а следующие две — меньшей величины. Сей знак отличия носят они во всю свою жизнь на лентах на груди.

Карточка №6

1. Из "Манифеста о вольнисги дворянской" (1762 г.)

Мы [Петр III] <...> по данной нам от всевышнего власти, из высочайшей нашей императорской милости, отныне впредь на вечные времена и в потомственные роды жалуем всему российскому благородному дворянству вольность и свободу, кои могут службу продолжать как в нашей империи, так и в про­чих Европейских союзных нам державах <...>

Кто ж, будучи уволен из нашей службы, пожелает отъехать в другие Европейские государства, таким давать нашей Ино­странной коллегии надлежащие паспорта беспрепятственно <...>

А как по сему нашему всемилостивейшему становлению ни­кто уже из дворян российских неволею службу продолжать не будет <...>



2. Свидетельство В. А. Соллогуба

Выдуманный Петром Великим чин имел целью сгруппировать около правительственного средоточия всю деятельность интеллигентных и просто грамотных людей. Кто не служил, тот был пария, недоросль, сдаточный или подлежавший телесному наказанию. Никто не имел права быть самим собой, и каждый был вынужден носить особую кличку, особый мундир, особый знак подчинения административному началу. Для поэта, писателя, музыканта, актера, для люда нечиновного — места в обществе никакого не указано. От этого Державин, Жуковский, Дмитриев, Грибоедов, Гнедич, Крылов были чиновниками. Пушкин был камер-юнкер. Лермонтон был офицер. Даже Глинка и Гоголь имели чины. Но, как самое п-ятельные деятели в области искусства, они не пользовались никаким почетом, а представлялись только мало определительному почету общественному.



3.Свидетельство П. В. Анненкова

[После окончания Лицея] Пушкин был определен в Государственную Коллегию Иностранных Дел с чином коллежского секретаря. Напрасно прежде этого добивался он у отца позволения вступить в военную службу в гусарский полк, где уже было у него много друзей и почитателей. Начать службу арийским офицером была его ученическая мечта. Сергей Львович отговаривался недостатком состояния и соглашался на поступление сына в один из пехотных гвардейских полков.



4. Свидетельство Л. Н. Энгельгардта

Большею частию все дворяне записывали своих детей в гвардию, смотря по связям их, капралами, унтер-офицерами и сержантами; не имевшие же случая, записав малолетних своих детей недорослями, брали их к себе для воспитания до возраста; старшинство их считалось по вступлении в настоящую службу, а случайные вносились в список служащих; тогда давали им паспорты до кончания наук. В одном Преображенском полку считалось более тысячи сержантов, а недорослями не было и счету.



5. Свидетельство И. М. Долгорукова

Начальниками моими в [гвардейском Семеновском] полку следующие особы: сама государыня <Екатерина П> полковником всей гвардии; она и мундир гвардейский в полковые праздники нашивала, т. е. женское платье зеленого цвета, с золотым галуном по борту и медными пуговицами <…> Всей гвардии было четыре полка: Преображенский, Семеновский <...>, Измайловский и Конный Преображенский <...> Преимущества у всех были общие. Каждый офицер гвардии равнялся с иггаб-офицером армейским; он имел право ездить четверней, во дворце ходить за унтер-офицерский пост в большую залу собрания, на балах придворных мог танце-вать, и, выходя в армию, из самых младших чинов получал премьер-майорский. Патенты ему подписывала сама императ­рица. Обязанности службы обычные состояли в том, чтоб ходить на караул в одни только императорские домы и держать дежурство при полку. Прочее время все оставалось нам на наше удовольствие и забавы.


6. Четверостишие А. С. Пушкина

Не офицер я, не асессор,

Я по кресту не дворянин,

Не академик, не профессор,

Я просто русский мещанин.

Карточка №7

1. Свидетельство А. С. Пушкина

Утром встаю когда хочу, принимаю кого хочу, вздумаю гу­лять — мне седлают мою умную, смирную Женни, еду пе­реулками, смотрю в окна низеньких домиков: здесь сидит семейство за самоваром, там слуга метет комнаты, далее девочка учится за фортепьяно... Приеду домой — разбираю бумаги, привожу в порядок мой туалетный столик, одеваюсь небрежно, если еду в гости, со всевозможной старательностью, если обедаю в ресторации, где читаю или новый роман, или журналы; если ж Вальтер Скотт и Купер ничего не писали, а в газетах нет какого-нибудь уголовного процесса, то требую бутылки шампанского во льду, смотрю, как рюмка стынет от холода, пью медленно, радуюсь, что обед стоит мне 17 рублей и что могу позволить себе эту шалость. Еду в те­атр, отыскиваю в какой-нибудь ложе замечательный убор, черные глаза; между нами начинается сношение — я занят до самого разъезда. Вечер провожу или в шумном обществе, где теснится весь город, где я вижу всех и все и где никто меня не замечает, или в любезном избранном кругу, где говорю я


про себя и где меня слушают. Возвращаюсь поздно; засыпаю, читая хорошую книгу. На другой день опять еду верхом пе­реулками, мимо дома, где девочка играла на фортепьяно.

2. Свидетельство П. А. Вяземского

Дом ее [княгини Авдотьи Голицыной] на Большой Миллион­ной был артистически украшен кистью и резцом лучших современных русских художников. Хозяйка сама хорошо гармонировала с такой обстановкой дома. Тут не было ничего и з роскошных принадлежностей и прихотей своенравной и скороизменчивой моды. Во всем отражалось что-то изящное и строгое. По вечерам немногочисленное, но избранное обще­ство собиралось в этом салоне: хотелось бы сказать в этой храмине, тем более, что и хозяйку можно было признать необыкновенною светскою барынею, а жрицею какого-то чистого и высокого служения. Вся постановка ее, вообще туалет ее, более живописный, нежели подчиненный современному обра­зу, все это придавало ей и кружку, у нее собиравшемуся, что-то не скажу таинственное, но и не обыденное, не завсегдашнее. Можно было бы думать, что тут собирались не просто гости, а и посвященные. Выше сказали мы: собирались по вечерам. Найдется и тут поправка: можно было бы сказать —«собирались medianoche, в полночь. Княгиню прозвали в Пе­тербурге La Princess Nocturne (ночная принцесса). Впрочем, собирались к ней не поздно, но долго засиживались. Княгиня не любила рано спать ложиться, и беседы длились обыкновенно до трех и четырех часов утра.



16. Из поэмы А. С. Пушкина "Евгений Онегин"

Бывало, он еще в постеле;


К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно;
Везде поспеть немудрено.
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

К Таlоп помчался: он уверен,

Что там уж ждет его Каверин.

Вошел: и пробка в потолок...

Еще бокалов жажда просит

Залить горячий жир котлет,

Но звон брегета им доносит,

Что новый начался балет.

Театра злой законодатель,

Непостоянный обожатель

Очаровательных актрис,

Почетный гражданин кулис.

Онегин полетел к театру...

У нас теперь не то в предмете:

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Но шумом бала утомленный

И утро в ночь оборотя,

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя.

Проснется за полдень и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.

Карточка №8


  1. Свидетельство С. П. Жихарева

Кузины мои Семеновы и княжны Барятинские возили вчера на бал к Петру Тимофеевичу Бородину, откупщику и одному из московских крезов. Я охотно поехал — и для танцев, которых по застенчивости моей терпеть не могу, а так, из любопытства. Что за тьма народу, что за жар и духота! Прыгали до рассвета. Много было хорошеньких личик, но только в начале бала, а с 11 часов и особенно после ужина эти хорошенькие личики превратились в какие-то вакханские физиономии от усталости и невыносимой духоты; волосы развились и рассыпались, украшения пришли в беспорядок, платья обдергались, перчатки промокли и проч., и проч. Как не суетились маменьки, тетушки и бабушки приводить в порядок гардероб своих дочек, племянниц и внучек, для чего некоторые по временам выскакивали из-за бостона, но не успевали: танцы следовали один за другим 6еспрерывно, и ни одна из жриц Терпсихоры не хотела сойти с паркета. Меня уверяли, что если девушка пропускает танцы или на какой-нибудь из них не ангажирована, то это непременно ведет к каким-то заключениям. Правда ли это? Уж не оттого ли иные mamans беспрестанно ходили по кавалерам, особенно приезжим офицерам, и приглашали их танцевать с дочерьми: "Батюшка, с моей-то потанцуй". Многие не раз подходили и ко мне <...>

В кабинете хозяина кипела чертовская игра: на двух больших круглых столах играли в банк. От роду не видывал столько золота и ассигнаций. На одном столе банк метали князь Шаховской, Киселев, Чертков и Рахманов попеременно; на другом — братья Дурновы, Михель и Раевский; понтировало много известных людей. Какой-то Колычев проиграл около пяти тысяч рублей, очень хладнокровно вынул деньги, заплатил и отошел как ни в чём не бывало. Я думал, он миллионер, но мне сказали, что у него не более 200 душ в Вологде <...>

Угощение было на славу. Несмотря на раннюю пору, были оранжерейные фрукты; груш и яблок бездна; конфектов груды; прохладительным счёту нет, а об ужине и говорить нечего. Что за осетр, стерляди, что за сливочная телятина и гречанки-индейки <то есть откормленные грецкими орехами>! Бог весть чего не было! Шампанское лилось рекой как вода: мне кажется, более ста бутылок было выпито. Хозяин подходил к каждому и приглашал покушать; сам он был несколько навеселе. Хозяйка не показывалась, она не выходит в дни больших собраний. Дам принимала хозяйская дочь, молодая княгиня Касаткина, недавно вышедшая замуж.

Я возвратился домой разбитый и усталый, не делав ничего, с обремененным желудком, евши без аппетита и вкуса, и с головною болью от шампанского, которое глотал без жажды. Ничего не вывез я с этого бала, кроме воспоминания о прекрасных глазах Арины Петровны.



2. Из поэмы А. С. Пушкина "Евгений Онегин"

У нас теперь не то в предмете:

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.

Перед померкшими домами

Вдоль сонной улицы рядами

Двойные фонари карет

Веселый изливают свет

И радуги на снег наводят;

Усеян плошками кругом,

Блестит великолепный дом;

По цельным окнам тени ходят,

Мелькают профили голов

И дам и модных чудаков.

* * *


Вот наш герой подъехал к сеням;

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням,

Расправил волосы рукой,

Вошел. Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум и теснота;

Бренчат кавелергарда шпоры;

Летают ножки милых дам;

По их пленительным следам

Летают пламенные взоры,

И ревом скрыпок заглушен

Ревнивый шепот модных жен.

* * *

Однообразный и безумный,



Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

* * *


Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы...

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Но в городах, по деревням

Еще мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы

Все те же: их не изменила

Лихая мода, наш тиран,

Недуг новейших россиян.



3. Свидетельство Д. Д. Благово

Дворянское собрание в наше время было вполне дворянским, потому что старшины зорко смотрели за тем, чтобы не было какой примеси, и члены, привозившие с собою посетителей и посетительниц, должны были отвечать за них и не только ручаться, что привезенные ими точно дворяне и дворянки, но отвечать, что привезенные ими не сделают ничего предосудительного, и это под опасением попасть на черную доску и чрез то навсегда лишиться права бывать в Собрании. Купечество с их женами и дочерьми, и то только почетное, было допус­каемо в виде исключения как зрители в какие-нибудь тор­жественные дни или во время царских приездов, но не смешивалось с дворянством: стой себе за колоннами да смот­ри издали. Дом Благородного собрания был издавна на том месте, где он теперь, только сперва этот дом был частный, принадлежал князю Долгорукову. Основателем Собрания был Соймонов, человек очень почтенный и чиновный, к кото­рому благоволила императрица Екатерина <...> Вот этот Соймонов-то и вздумал учредить Собрание для дворянства, и лично ли или через кого из приближенных входил о том с докладом к государыне, которая дала апробацию и впоследст­вии приказала даже приобрести дом в казну и пожаловала его московскому дворянству.

Собрания в наше время начинались с 24 ноября, со дня именин императрицы, и когда день ее рождения, 21 апреля, годился не в пост, то этим днем и оканчивались собрания, Съезжались обыкновенно в 6 часов, потому что обедали рано; стало быть, 6 часов — это был уже вечер, и в 12 часов все разъезжались по домам. Танцующих бывало немного, потому менуэт был танцем премудреным: поминутно то и дело или присядь, или поклонись, и то осторожно, а иначе, пожалуй, или с кем-нибудь лбом стукнешься, или толкнешь в спину; мало этого, береги свой хвост <шлейф>, чтоб его не оборвали, и смотри, чтобы самой не попасть в чужой хвост и не запутаться. Танцевали только умевшие хорошо танцевать <…>

Тогда и в танцах было много учтивости и уважения к дамам.

Вальса тогда еще не знали и первое время, как он стал входить в моду, его считали неблагопристойным танцем: как — обхватить даму за талию и кружить ее по зале.

4. Свидетельство Ф. Ф. Вигеля

В эту зиму я увидел и московские балы; два раза был я в Благородном собрании. Здание его построено близ Кремля в центре Москвы, которая сама почитается средоточием нашего отечества. Не одно московское дворянство, но и дворяне всех почти великороссийских губерний стекались сюда каждую зиму, чтобы повеселить в нем жен и дочерей. В огромной его зале, как в величественном храме, как в сердце России, по-тавлен был кумир Екатерины, и никакая зависть к ее памяти не могла его исторгнуть. Чертог в три яруса, весь белый, весь в колоннах, от яркого освещения весь как в огне горящий, тысячи толпящихся в нем посетителей и посетительниц, в луч­ших нарядах, гремящие в нем хоры музыки, в конце его, на некотором возвышении, улыбающийся всеобщему веселью мраморный лик Екатерины, как во дни ее жизни и нашего блаженства! Сим чудесным зрелищем я был поражен и оча­рован. Когда первое удивление прошло, я начал пристальнее рассматривать бесчисленное общество, в коем находился; сколько прекрасных лиц, сколько важных фигур и сколько блестящих нарядов! Но еще более, сколько странных рож и одеяний!

Помещики соседственных губерний почитали обязанностью; каждый год, в декабре, со всем семейством отправляться иа; деревни <...> Но по четвергам все соединялись в большом кругу Благородного собрания; тут увидят они статс-дам с портретами, фрейлин с вензелями, а сколько лент, сколько крестов, сколько богатых одежд и алмазов.

Не одно маленькое тщеславие проводить вечера вместе с высшими представителями российского дворянства привлекало их в Собрание. Нет почти русской семьи, в которой бы не было полдюжины дочерей: авось ли Дуняшка или Параша приглянутся какому-нибудь хорошему человеку! <...> Для любопытных наблюдателей было много пищи в сих Собрани­ях; они могли легко заметить озабоченность матерей, идущих об руку с дочерьми, и прочитать в глазах их беспокойную мысль, что, может быть, в сию минуту решается их участь; по веселому добродушию на лицах провинциалов легко можно было отличить их от постоянных жителей Москвы.



Карточка №9

  1. Из «Обряда или Устава Английского Клуба в Москве»

следующая страница>


«Портрет России XIX века. Быт и нравы» Тип: Урок-практикум. Цели: 1 сформировать представление о быте и нравах российского общества XIX века

Цели: 1 сформировать представление о быте и нравах российского общества XIX века

477.86kb.

10 10 2014
3 стр.


«Романтизм и реализм: история развития русской литературы в первой половине XIX века» Тип: Урок-лекция; урок-практикум. Цели: 1 сформировать представление об основных литературных направлениях русской литературы в первой половине XIX века

Цели: 1 сформировать представление об основных литературных направлениях русской литературы в первой половине XIX века, выявить их основные особенности

118.94kb.

06 10 2014
1 стр.


Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века в России

России; сформировать представление учащихся о целях, основных направлениях, важнейших мероприятиях и итогах реформ Александра II

64.29kb.

07 10 2014
1 стр.


24 марта 230 лет со дня рождения русского художника Ореста Адамовича Кипренского (1782-1836) О. Кипренский — первый по времени русский портретист XIX века. Его кисти принадлежит «Портрет А. К. Швальбе»

О. Кипренский — первый по времени русский портретист XIX века. Его кисти принадлежит «Портрет А. К. Швальбе» (1804), которым он дебютировал как портретист. В италии работу приняли

26.49kb.

09 10 2014
1 стр.


Эволюция системы управления южноафриканскими колониями великобритании в 70-е годы XIX века

I. Идейно-правовая база и принципы функционирования системы управления Капской колонией в 70-х годах XIX века

2646.79kb.

01 09 2014
9 стр.


В русской литературе второй половины XIX века появляется новый психологический тип героя. Первый, кто создал такой тип, был И. С. Тургенев
51.79kb.

14 10 2014
1 стр.


Патернализм российского государства (IX xix века): историко правовое исследование

Патернализм российского государства (IX – XIX века): историко – правовое исследование

304.84kb.

25 09 2014
1 стр.


Русское искусство XIX начала XX века

Идея “совмещения этапов” применительно к искусству xix-начала XX века. Убыстрение темпа художественной эволюции и его следствия. Ситуации рубежа веков: искусство “около” 1800 и 190

325.92kb.

09 10 2014
1 стр.