Перейти на главную страницу
Пояснительная записка к презентации «Япония – страна восходящего солнца»
Япония расположена на Японском архипелаге, состоящем из 6 852 островов. Четыре крупнейших острова — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. Большинство островов горные, многие вулканические. Высшая точка Японии — вулкан Фудзи.
Япония пережила несколько крупнейших землетрясений:
Эти события называют самым большим кризисом в Японии со времён второй мировой войны. Из-за частых землетрясений Япония стала мировым лидером по изучению и предсказанию землетрясений. (Слайды 4-6)
мира в 10 классе (углубленное изучение) на тему:
(2 часа)
от внешних экономических связей. Территориальная структура. Проблемы, пути их решения.
Образовательные:
Учащиеся должны: а) выявить причины, обусловившие японское « экономическое чудо»; б) определить место Японии в современном экономическом мире; в) углубить знания о внешних экономических связях страны; г) выявить проблемы социально-экономического характера, пути их решения;
Воспитательные:
Учащиеся на примере Японии должны убедиться в том, что: а) человек, его образование, традиции и культура – один из важнейших факторов экономического развития;
б) социально-экономическая политика в большей степени, чем ЭГП, природные условия и ресурсы, влияет на процветание или упадок государств.
Развивающие:
Отработка навыков: а) анализа статистического и картографического материала; б) использования имеющихся знаний в новой ситуации; в) обобщения полученных знаний и формулирования выводов; г) составлять учебные презентации, использовать Интернет ресурсы.
Оборудование:
Карты мира и Японии, таблица « От разрухи к процветанию», карточки со статистическими данными, кроссворд, раздаточный материал к практическим заданиям, стенд “ Читайте о Японии “, выставка книг, ИКТ.
Почему Японии удаётся успешно конкурировать в борьбе за рынки сбыта и сферу приложения капитала?
Каковы особенности экономических связей Японии с развитыми и развивающимися странами?
План изучения темы.
1. Есть ли секрет японского “ экономического чуда?”
2. Какова роль Японии в мировом хозяйстве?
3. Какова география внешних экономических связей?
4. Где расположено “ индустриальное сердце” Японии?
5. Как решаются социально-экономические проблемы?
II. Воспроизведение знаний по изученным разделам темы: “ Япония”.
Беседа.
Какие отрасли хозяйства Японии предопределены её географическим положением и природными условиями?
Каковы особенности населения Японии?
Кроссворд “ Что вы знаете о Японии?”(см. Рис.1)
III. Изучение нового материала.
В конце 60-х экономистов мира ожидала сенсация. Япония по общему объёму производства, обогнав Великобританию, Францию и Германию, вышла на третье место в мире и второе - в большой семёрке. Заговорили о японском “экономическом чуде”.
Какую экономику должны были создавать японцы? С чего начинать? Как использовать кредиты? Как накапливать капитал? ( лозунг: “ Торговать или умереть!”) Если торговать, то чем? Какими качествами должны обладать товары? За счёт чего получают высокое качество и низкую себестоимость продукции?
Учитель комментирует статистический материал, учащиеся делают вывод о причинах, способствовавших быстрому экономическому росту.
Таблица “ От разрухи к экономическому процветанию” [ рис.3]
Анализ содержания. Какую экономику создали к концу 60-х ? В чём её слабые стороны?
Учитель.
Танака в книге “ Новая Япония” делает вывод о том, что курс правительства привёл к издержкам в плане социально-экономической деятельности, а именно, к загрязнению окружающей среды, инфляции, удорожанию жизни. Эта книга дала Танаке известность и пост премьер-министр. Эти проблемы и кризис, вызванный повышением цен на энергоносители в 74-75 годах, потребовали коррекции экономического курса.
Анализируя вторую часть таблицы, учащиеся дают ответ на вопрос:
В каких направлениях произошли изменения социально-экономической политики правительства Японии?
2. Выполнение учащимися практического задания [ см. Пр.работа 1 ]
Цель работы: Определить роль Японии в мировом хозяйстве.
В результате выполнения работы делается вывод о роли японской экономики в мире, делается запись в тетрадях.
Специализация Японии в МГРТ
1) Производство промышленной продукции:
а) наукоёмкого машиностроения: сверхбольших интегральных схем, микропроцессоров, станков с ЧПУ, промышленных роботов, бытовой радиоэлектроники, электронно-вычислительной техники;
б) транспортного машиностроения: автомобилей, судов.
2) Экспорт капитала и услуг
3) Экспорт технологий: электротехнических, транспортного машиностроения, химических, строительных.
3. Анализ рис. 69 ( учебник Максаковского) “ Экспорт и импорт Японии”
Учащиеся делают вывод о структуре экспорта и импорта и причинах устойчивого положительного сальдо торгового баланса Японии.
Анализ рис. 81 ( учебник Лаврова) “ Экспорт капитала”
Учащиеся делают вывод о географии и отраслевой направленности японских инвестиций.
Выполнение практического задания. [ см. пр. работа 2 ]
Конкретизировать знания об экспорте и импорте Японии, использовать в новой ситуации имеющиеся знания по теме “ Мировое хозяйство”.
Учащиеся отвечают на вопрос:
” Почему наибольшая часть импорта, экспорта, инвестиций Японии приходится на развитые страны и НИС?
Где расположено “ индустриальное сердце “Японии? (Презентация.)
Особенности экологической политики. Качество жизни японцев.(Презентация.)
Учащиеся, используя схему [ см. рис. 4] и текстовой рис.70( учебник В.П. Максаковского), оформляют на контурной карте или в тетради схему размещения хозяйства Японии.
IV. Заключительная часть урока.
Ответы на вопросы:
Почему Японии удаётся успешно конкурировать в борьбе за рынки сбыта и сферы приложения капитала?
Каковы особенности внешних экономических связей страны?
Учитель в заключение приводит слова учёного-экономиста Окиты: «Япония сильна в экономическом и финансовом отношении, но она не может взять на себя роль глобального лидера…Япония должна объединиться с США для мирового лидерства...
Мы знаем, что процветающий остров не может существовать в море депрессии… Вместо того, чтобы следовать по пути милитаризации, нам следовало бы использовать наши излишки для того, чтобы помочь разрядить долговую “ бомбу” и оживить мировую экономику (долговая “ бомба”- задолженность развивающихся стран.)
Y. Оценки. Домашнее задание.
По горизонтали:
1. Национальная одежда
2.Место проведения Зимних Олимпийских Игр 1998 года.
3.Один из архипелагов.
4. Борьба без оружия.
5. Денежная единица.
6. Туннель под Сангарским проливом.
7. Искусство составления букетов из веток и цветов.
8. Название экспресса.
9. Крупнейшая равнина.
10. Один из островов.
11. Столица страны.
12. Высочайшая вершина.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Выращивание карликовых деревьев.
3. Сословие, признававшее военную доблесть
основой общества.
4. Красивое письмо кисточкой и тушью.
5. Крупнейший мегалополис мира .
6. Один из островов.
7. Процедура самоубийства самураев.
8. Один из островов.
9. Древняя столица.
Рис.2
----------------------------------------------------------------------------------
США Велико ФРГ СССР Япония
Британия
7 % 5 % 3 % 12% 1%
-----------------------------------------------------------------------------------
Количество рабочих часов в неделю в обрабатывающей
промышленности
Япония США Франция ФРГ Великобритания
46,3 41,0 38,6 40,1 42,2
50-78 гг. закуплено 65 % в США,
26 тысяч около 35 % в странах
патентов и лицензий Западной Европы.
Потрачено 50-68 гг.
7 млрд. долларов. получено 70 млрд. долларов
чистой прибыли.
15-20 % “ ДЖЭПЕН-ИНК”-
ВНП система взаимодействия правительства и
массированные бизнеса, которая ставила “ национальные
капиталовложения интересы выше задачи достижения
в экономику страны максимального уровня прибылей”.
Практическая работа 1
Выберите примеры, подтверждающие или опровергающие утверждения:
1. Япония является крупнейшим в мире производителем стали, легковых автомобилей, морских судов, промышленных роботов, видеомагнитофонов, цветных телевизоров.
По производству вычислительной техники, научного оборудования, пластмасс, химически волокон Япония уступает только США.
2. Доля электроники в машиностроении в 1994 году составила: в I. Япония перешла США - 46%, Японии – 40%.
к постиндустриальной 3. Если раньше Япония копировала иностранную техноло-
( информационной ) гию, то сейчас она выходит в лидеры по научным разра-
структуре экономики. боткам в электронике, биотехнологии, робототехнике, в
разработке новых материалов, новых источников энергии,
ресурсосберегающих технологий.
способные, главным ( 507 тыс.) Япония опередила все страны мира, в том числе
образом,копировать СССР ( 170 тыс.) и США ( 117 тыс.).
чужие изобретения. Особенно широко японские изобретения применяются
в новейших направлениях : фармацевтике, полупроводнико-
вой электронике.
3. По роли в мировой
экономике Япония усту- 5. С 1975 года доля занятых в сфере нематериального произ-
пает только США. водства Японии превысила 50%.
Структура занятости населения Японии в 1985 г.
сельское промышленность нематериальная
4. Япония становится хозяйство сфера
международным 8,8 % 34 % 56,5 %
банкиром.
Структура валового внутреннего продукта
Японии, США и России в 1993 году.
сельское промышленность нематериальная
хозяйство сфера
США 2 % 29 % 69 %
Япония 3 % 42 % 56 %
Россия 13 % 42 % 45 %
6. Первые 3 места в торговле услугами занимают Японии США и ФРГ. В 80-х годах в этой сфере Япония обогнала ФРГ, а затем и США. Особенно характерны для Японии банковские услуги. В 1999 г. в десятку крупнейших банков мира вошли 2-американских, 2-японских, 2-швейцарских, 1-немецкий, 1-китайский, по одному банку Нидерландов и Великобритании.
7. По итогам 1996 года Япония в шестой раз подряд была названа самой богатой страной мира. Её зарубежные капиталовложения достигли 899 млрд. долларов
8. Японские ТНК “ Тойота мотор” ( автомобили), “ Хитачи” ( электроника), “ Мацусита электрик индастриал” ( электроника), “ Ниссан мотор” ( автомобили) входят в число 20 крупнейших промышленных компаний мира.
9. Из 500 ведущих промышленных корпораций мира (1992 г.) около 1/3 – американские (160) более 1/4- японские ( 138)
10. Место Японии в мировом хозяйстве в 1996 году.
Доля в мировом Доля в мировом
ВВП экспорте товаров
и услуг.
США 21 % 12,6 %
Япония 8 % 7,9 %
Германия 4,7 % 9,8 %
Франция 3,6 % 5,8 %
Италия 3,4 % 5,4 %
Великобритания 3,3 % 5,0 %
Канада 1,9 % 3,4 %.
Практическая работа 2. ( 1 часть.)
В таблице приведены географические данные о пяти важных экспортных
товарах Японии в 1990 году. Проставьте в соответствующую графу названия товаров
и в примечании объясните, почему именно в эти страны Япония экспортирует тот или
иной товар.
Экспортные товары, указанные в таблице: синтетические ткани, полупроводники,
легковые автомобили, сталь, морские суда
Страны-импортёры |
Доля в Японском экспорте ( в % )
|
Название товара |
Примечание |
США |
50 |
|
|
ФРГ |
9 |
|
|
Канада |
6 |
|
|
Панама |
42 |
|
|
Либерия |
20 |
|
|
Багамы |
7 |
|
|
Гонконг |
14 |
|
|
Саудовская Аравия |
9 |
|
|
США |
8 |
|
|
США |
32 |
|
|
Сингапур |
12 |
|
|
Южная Корея |
11 |
|
|
США |
18 |
|
|
Южная Корея |
11 |
|
|
Тайвань |
9 |
|
|
В таблице приведены географические данные о пяти важных импортных
товарах Японии в 1990 году. Проставьте в соответствующую графу названия товаров
и в примечании объясните, почему именно из этих стран Япония импортирует тот или
иной товар.
Импортные товары, указанные в таблице: каменный уголь, железная руда, одежда,
фармацевтические товары, лесоматериалы.
Страны-экспортёры |
Доля в японском импорте ( в % )
|
Название товара |
Примечание |
США |
39 |
|
|
Малайзия |
24 |
|
|
Канада |
15 |
|
|
ФРГ |
25 |
|
|
США |
24 |
|
|
Швейцария |
14 |
|
|
Австралия |
49 |
|
|
Канада |
22 |
|
|
США |
12 |
|
|
Южная Корея |
28 |
|
|
Китай |
27 |
|
|
Италия |
14 |
|
|
Австралия |
39 |
|
|
Бразилия |
27 |
|
|
Индия |
16 |
|
|
Токио-Иокогама
Технополис
Цукуба
Нагоя
Осака-Кобе-Киото
Ц е н т р ы
Япония расположена на Японском архипелаге, состоящем из 6 852 островов. Четыре крупнейших острова — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. Большинство островов горные, многие вулканически
15 12 2014
1 стр.
Солнца- аматерасу. Древнее название Ямато заменили на новое- нихон, что буквально означает место, откуда всходит солнце. Национальный флаг белого цвета с красным кругом- солнцем в
11 09 2014
1 стр.
Я бывал в Японии не раз. Страна восходящего солнца не перестает удивлять по-прежнему
18 12 2014
1 стр.
13 10 2014
3 стр.
Презентация создана для классного часа, посвящённого неделе христианской литературы. Эту беседу я провела во 2 классе. Также материал может быть использован в курсе «Основы светско
10 09 2014
1 стр.
Ооо «уралстройпроект» выполняет проектные работы по объекту ООО «лукойл-пермь»: «Строительство газопровода попутного нефтяного газа на Яйвинскую грэс»
16 12 2014
1 стр.
Одним из наиболее привлекательных феноменов Страны восходящего солнца, являются ее знаменитые «мужи силы», потомственные воины, поэты и мыслители – самураи
11 10 2014
1 стр.
Турция — редкая по красоте и разнообразию страна, расположенная на границе Европы и Азии. Страна знойного полуденного солнца! Страна бесконечных верениц отелей, горных ландшафтов и
09 10 2014
10 стр.