1. Пояснительная записка
Каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени ребёнка и являются его главной мечтой.
Ежегодно в школе открывается детский оздоровительный лагерь «Солнышко» с дневным пребыванием. Каждый год 20 детей младшего и среднего возраста участвуют в программе лагеря. При составлении программы лагеря в основу лёг опыт работы за последние годы и работа школы по краеведению.
За время существования лагеря, сложились свои традиции, сформировался стабильный педагогический коллектив-учителя начальных классов, пионервожатая, социальный педагог. Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Большинство детей лагеря принимают активное участие в работе школы по краеведению. Знания учащихся о прошлом родного края - важная составляющая исторического образования. Для успешной реализации задач туристско-краеведческой направленности необходимо использовать краеведческую литературу, материалы школьных и районных музеев, рассказы жителей, включая местную историю в контекст истории Нижегородской области, страны.
Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья (проведением викторин, фольклорных праздников, конкурсов, экскурсий ит.д.) и предусматривает программа «Наш край».
2.Цель и задачи программы.
Цель программы: воспитание чувства патриотизма и гордости за вклад малой родины в историю Нижегородского края, России.
Задачи:
- развитие физических способностей, укрепление здоровья;
-приобщить учащихся к традициям, быту, укладу жизни прошлых поколений;
- создание условий для формирования экологической культуры;
-раскрытие творческих способностей детей.
3.Содержание программы
Программа осуществляется через познавательные игры, конкурсы, экскурсии, викторины, подвижные игры на свежем воздухе, КТД. ДОЛДП делится на 2 отряда по 10 человек. Девиз лагеря, символика устанавливаются участниками смены. Вся жизнь в лагере протекает по законам.
Содержание программы реализуется через тематические блоки.
3.1 Программа строится по четырем основным блокам:
-
физкультурно - оздоровительный,
-
краеведческий,
-
экологический,
-
художественно- эстетический
1.
БЛОК ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ
Цель: пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
-
Охрана и укрепление здоровья детей,
-
совершенствование их физического развития,
-
повышение сопротивляемости и защитных свойств организма,
-
улучшение физической и умственной работоспособности,
-
воспитание привычки к здоровому образу жизни.
1.Для реализации данных задач в ДОЛДП созданы следующие условия:
-
оборудованный спортивный зал
-
спортивная площадка
-
оборудование
2.Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами , как:
-
полноценное питание детей;
-
развитие движений;
-
режим дня.
3.Формы организации физического воспитания:
-
утренняя гимнастика (ежедневно)
-
физкультурные развлечения, подвижные игры, спортивные игры на свежем воздухе (Спортивная поляна, День-здоровья; Веселые старты; Самый меткий, Турнир богатырей; Самый, самый…; В здоровом теле-здоровый дух)
-
элементы туризма (поход в лесопосадку, на водоём, в с.Нуча)
4.Воспитание потребности в здоровом образе жизни и формирования навыков безопасного поведения осуществляется по следующим направлениям:
-
санитарно-просветительская работа (болезни грязных рук, грибковые заболевания, вредные привычки)
-
выпуск санитарных листов (солнечный удар, летний травматизм),
-
информационные десятиминутки о здоровом образе жизни (2 раза в неделю)
-
информационный стенд «Будьте здоровы»
2. БЛОК КРАЕВЕДЧЕСКИЙ
Цель: приобщить учащихся к традициям, быту, укладу жизни прошлых поколений;
Задачи:
-
Формировать любовь и уважение к национальной культуре истории и традициям, через фольклор
-
Воспитывать активную гражданскую позицию
-
Познакомить с основными событиями и героями своего края.
1.Для реализации данных задач созданы следующие условия:
-
школьный музей
-
библиотека (школьная, сельская)
-
актовый зал
2. Краеведческое воспитание осуществляется такими средствами как:
-
история края
-
знаменитые люди
-
традиция семьи
3.Формы реализации
-
игры (игры в повети, турнир богатырей, русская лапта, игра в горелки, казаки-разбойники, «Моя семья»
-
беседы(«Моральные принципы христианства», «Мое село - Круглово)
-
поездки экскурсии(Ардатов в музей, Дивеево - источник, с.Нуча - церковь)
-
посиделки (Русские посиделки)
-
конкурсы («Моя семья»)
-
экскурсии (школьный музей, музей в Ардатов, Дивеево)
-
праздники («Русский фольклор», «Троица», «Русский хоровод»)
3. БЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
Цель: создание условий для формирования экологической культуры.
Задачи:
-
формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней.
-
развитие представлений о ценностях природы
-
выработка первых навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту
1.Для реализации данных задач созданы следующие условия
-
мини экологическая тропа
-
Зеленая аптека
2.Экологическое воспитание осуществлялось такими средствами как:
-
Познавательная информация
-
Труд в природе
3.Формы реализации:
-
Экологические игры («В бору на перекрестке», «Зеленая аптека»);
-
Вторичное использование предметов обихода (конкурс «Вторая Жизнь Вещей», мастерская «Очумелые ручки»)
-
Экологические экскурсии (в лесопарковую зону, с.Нуча )
-
Театральная деятельность («Припадаю, Россия к твоей красе» - литературное утро)
4.БЛОК ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ
Цель: Создание условий для раскрытия своих способностей в различных видах деятельности.
Задачи:
-
Развитие творческой активности личности ребенка
-
развитие декоративно- прикладного творчества
-
формирование интереса к искусству и художественно-эстетическому творчеству.
1.Для реализации данных задач созданы следующие условия:
-
игровая комната
-
актовый зал
-
кабинет информатики
3.Формы реализации:
-
Декоративно-художественные конкурсы (рисунки - «Не шути с огнем», «Творчество маленьких кругловчан»)
-
Беседы (Пушкинская гостиная)
-
Механизм реализации программы.
4.1 Этапы
-
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение педсовета по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности детского оздоровительного летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Наш край»;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
-составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
-
Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 1- 2 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение входной диагностики;
- запуск программы «Наш край»;
- формирование органов самоуправления,
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
3.Основной этап смен
Этот период длится 10 дней.
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
4.Заключительный этап смены.
Этот период длится 2 дня.
Основной идеей этого этапа является:
- выходная диагностика;
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
4.2 Календарный план ДОЛДП «Солнышко»
Первая неделя (с 01.06.11г. по 03.06.11г.)
Дата
|
Содержание
|
Время дня
|
01.06.11г.
|
Открытие лагеря. Час творчества: оформление отрядных уголков, стенных газет. Входная диагностика. Мероприятие «За обе щеки»
|
утро
|
Веселые старты
|
день
|
02.06.11г.
|
Диспут «Проявления нетерпимости и толерантность в нашем селе»
|
утро
|
Космическое путешествие
|
день
|
03.06.11г.
|
Путешествие в Страну Здоровья
|
утро
|
Турнир богатырей
|
день
|
Вторая неделя (с 06.06.11г. по10.06.11г.)
Дата
|
Содержание
|
Время дня
|
06.06.11г.
|
Мероприятие «Красна книга»
|
утро
|
Весёлые старты – спортивная эстафета
|
день
|
07.06.11г.
|
Мероприятие «Наш дом – солнечная система»
|
утро
|
Викторина «День национальной литературы»
|
день
|
08.06.11г.
|
Мероприятие «Свечи»
|
утро
|
Игры на сплочение коллектива
|
день
|
09.06.11г.
|
Наши соседи по планете
|
утро
|
Спортивное мероприятие «Шуточный поход»
|
день
|
10.06.11г.
|
Игра «Безопасность на дороге»
|
утро
|
Анкета «Телефон доверия»
|
день
|
Третья неделя (с 13.06.11г. по17.06.11г.)
Дата
|
Содержание
|
Время дня
|
13.06.11г.
|
День памяти.
|
утро
|
Игра «Я познаю мир. Кто живет на лугу»
|
день
|
14.06.11г.
|
Автодорожные загадки.
|
утро
|
Библиотечный час «Детский телефон доверия»
|
день
|
15.06.11г.
|
Мероприятие по краеведению «В игрушечном царстве, в потешном государстве»
|
утро
|
Движение – это жизнь - игры с мячом
|
день
|
16.06.11г.
|
Веселые посиделки
|
утро
|
Табакокурительная викторина
|
день
|
17.06.11г.
|
День здоровья - спортивные соревнования
|
утро
|
|
Конкурс рисунков «За здоровый образ жизни»
|
день
|
Четвертая неделя (с 20.06.11г. по 21.06.11г.)
Дата
|
Содержание
|
Время дня
|
20.06.11г.
21.06.11
|
Праздник русского хоровода - концерт
|
утро
|
Игра по станциям «Безопасность и мы»
|
день
|
День памяти. Выходная диагностика.
|
утро
|
Шашечный турнир
|
день
|
4.2 Функции органов самоуправления
СОБРАНИЕ – высший законодательный орган детского самоуправления. Принимает жизненно важные решения, утверждает планы работы. Собирается 2 раза в смену.
ПЛАНЕРКА - собирается 2 раза в день: утром планирует программу дня, информирует, распределяет поручения; вечером подводит итоги дня, осуществляет награждение, разрешает конфликты.
4.3 ЗАКОНЫ
Закон закона. Законы существуют для того, чтобы их выполнять..
Закон 0 – 0 . Каждое дело надо вовремя начинать.
Закон территории. Нельзя покидать территорию лагеря без старших
Закон зелени. Закон бережного отношения к природе
Закон творчества. Каждое дело творчески делай – иначе зачем!?
Закон правой руки. Если человек поднял руку, дай ему слово.
4.4 Аналитическая деятельность по работе программы «Наш край»
- Предварительный сбор данных на воспитанников;
- Цветовой опросник «Букет настроения» (каждый день дети разукрашивают лепесток цветка в цвет своего настроения)
- Анализ лагерных мероприятий;
- Анализ анкет детей по окончании смены;
- Анализ работы программы «Наш край» в заключительный день работы
4.5.Участники программы
1. Участниками программы «Солнышко» являются обучащиеся школы, будущие первоклассники, педагогические (начальник лагеря, 8 воспитателей) и обслуживающие (повар, помощник повара, уборщица) работники.
2.Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием 6-15 лет.
3.Преимущество при зачислении в детский лагерь «Солнышко» с дневным пребыванием детей имеют дети из семей, где родители работают в бюджетной сфере.
4. Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлениями родителей и наличии медицинской справки.
5.Комплектование педагогическими, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.
6. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.
4.6. Функциональные обязанности сотрудников лагеря.
Начальник лагеря:
-
организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;
-
разрабатывает авторскую программу «Солнышко»
-
обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;
-
оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;
-
руководит работой педагогического и вспомогательного персонала.
Воспитатель:
-
Отвечает за художественное оформление в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и подростков, а так же за оформление мероприятий, проводимых в лагере.
-
Составляет план работы на смену и подводит итоги своей работы;
-
Составляет и подбирает методические разработки воспитательных мероприятий, сценариев, праздников и т.п.
-
Организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений;
-
обеспечивает реализацию плана работы;
-
обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;
-
несет материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь;
4.8 Оформление смены
1. Стенгазета, информационные листовки
2. Оформление фотоальбома
4.9 Режим дня
№
|
Элементы режима дня
|
Время проведения
|
1
|
Сбор детей
|
8.30-9.00
|
2
|
Утренняя линейка
|
9.00 – 9.15
|
3
|
Завтрак
|
9.15-10.00
|
4
|
Работа по плану
|
10.00-12.00
|
5
|
Оздоровительные процедуры
|
12.00 -13.00
|
6
|
Свободное время
|
13.00-13.30
|
7
|
Обед
|
13.30-14.30
|
8
|
Послеобеденный дневной сон
|
14.30-15.30
|
9
|
Полдник
|
15.30-16.00
|
10
|
Уход домой
|
16.00
|
5.Ожидаемые результаты выполнения программы
деятельности лагеря:
-
полноценный отдых и оздоровление детей
-
пробуждение и развитие интереса к русской национальной культуре, истории малой родины, русскому народному творчеству, народным промыслам
-
расширение знаний детей о природе и бережном отношении к ней
-
развитие индивидуальных и творческих способностей детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
3. Устав МОУ Кругловской школы
4.Приказ № 146 /1 от 05.05.11 г. «О мерах по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Ардатовского района в 2011 году»
5.Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
6.Журналы «Воспитание школьников» - 2003-2006 гг.
7.А.В.Соколов Сценарии православных праздников – М.2005г.
8.А.И.Волович Этика и этикет-М. 2005г
9.Е.В.Кривицын, А.В.Базаев Знаменитые люди Ардатовского края 16-21 веков. Ардатов-Арзамас АГПИ 2002г.
10. Л.В.Гладкова, А.В.Седов Ардатовский край: прошлое и настоящее. Нижний Новгород, 2000г.
11.В.Г.Рубцов История села Нуча Рукописная книга. 1 часть
.
Визитная карточка.
Название лагеря: детский оздоровительный лагерь «Солнышко» с дневным пребыванием
Модель лагеря: разновозрастное объединение школьников.
Кадры: педагоги
Продолжительность смены: 21 день
Количество смен: 1
Название проводящей организации: МОУ Кругловская ООШ
Адрес: 607142 с.Круглово, ул.Школьная, д.1
Реквизиты:
Телефоны: 58-1-21, 58-1-17
Возраст участников: 6-15 лет.
Количество детей: 20
Источник финансирования: отдел по вопросам образования
Срок проведения: 01 - 21 июня 2011 г.
МОУ Кругловская ООШ
Утверждаю
____________
Т.Н.Балакина
Директор школы
07.05.2011г.
Принято педагогическим советом МОУ Кругловской ООШ № 7 от 26.04.2011г.
Составила
Л.В.Перепелова,
учитель биологии
с.Круглово, 2011 год