Практическая работа №12
Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций по фотографиям треков
Цель работы: получить представление о экспериментальных методах исследования ядерных реакций и свойств элементарных частиц по виду их треков.
Оборудование: Фотография № 1 треков продуктов деления ядра атома урана, полученную с помощью фотоэмульсии, фотография №2 треков, образованных в камере Вильсона потоком α-частиц, фотография №3 треков элементарных частиц, пролетавших в камере Вильсона, находившейся в магнитном поле.
Дополнительные принадлежности для работы: линейка, циркуль, транспортир, лист кальки.
Работа имеет важное значение, так как в ходе ее выполнения учащиеся знакомятся с приемами обработки и анализа экспериментальных данных, применяемыми при исследованиях объектов микромира с использованием современных методов регистрации элементарных частиц.
Для осознанного выполнения работы при подготовке к ней следует обратить внимание учеников на то, как и какую информацию о элементарной частице можно получить по виду ее трека. Треком частицы называют след оставленный ею в среде, где она двигалась. Появление трека является следствием взаимодействия частицы с частицами среды, оказавшимися на пути ее движения. Трек может представлять собою совокупность микроскопических капель жидкости, возникших в перенасыщенном паре или совокупность пузырьков пара, возникших в перегретой жидкости. Для получения таких треков используют соответственно камеры Вильсона и пузырьковые камеры. Треки также могут образовываться продуктами химических реакций, произошедших в веществе в результате пролета через него частицы. Вещества специально созданные для получения подобных треков называют фотоэмульсиями.
По виду треков можно судить о величине электрического заряда, величине и направлении скорости, длине свободного пробега, энергии частицы.
Трек образуется ионами атомов той среды, через которую движется частица. Ионизация происходит под действием электрического поля заряда частицы. Чем больше заряд частицы, тем сильнее ее электрическое поле и, следовательно, больше ионов образуется по ходу ее движения. Кроме того, чем меньше скорость частицы, тем с большим числом атомов в данном элементе объема среды она успеет взаимодействовать, а значит концентрация образованных ионов зависит и от скорости пролета частицы. Ионы появившиеся в камере Вильсона становятся центрами конденсации пара, в пузырьковой камере вызывают появление мельчайших пузырьков пара, в фотоэмульсии вступают в химическую реакцию, приводящую к изменению цвета эмульсии в месте нахождения иона. Следовательно, толщина трека зависит от концентрации ионов и определяется величиной заряда частицы и ее скоростью. Толщина трека тем больше, чем больше заряд и меньше скорость.
При движении частицы в среде ее энергия постепенно убывает в основном из-за взаимодействия с атомами среды. Следовательно, длина трека определяется запасом энергии частицы. При прочих равных условиях трек тем длиннее, чем большей энергией обладала частица в начальный момент своего движения.
Дополнительную информацию о свойствах частицы можно получить с помощью магнитного поля. Известно, что при движении частицы в магнитном поле со стороны поля на нее действует сила Лоренца, которая зависит от величины ее заряда q, скорости v, индукции магнитного поля В и угла между направлениями скорости и магнитного поля α:
F=qvBsinα (1).
Эта сила сообщает частице центростремительное ускорение а=v2/R. На основании второго закона Ньютона можно утверждать, что qvB=m v2/R (2),
m – масса частицы, R- радиус ее траектории.
Направление действия силы Лоренца определяется правилом левой руки: если левую руку расположить так, чтобы линии магнитного поля входили в ладонь, а четыре сомкнутых пальца указывали направление движения положительно заряженной частицы, то отогнутый на 90° в плоскости ладони большой палец укажет направление силы Лоренца.
Зная радиус трека, величину и направление магнитного поля и скорости можно указать знак заряда частицы, величину отношения ее заряда к массе. Сравнивая треки известной и неизвестной частиц по отношению заряда к массе, известному для одной частицы и радиусам треков находят отношение заряда к массе неизвестной частицы и устанавливают ее природу. Связь отношений зарядов к массе с радиусами частиц можно получить, воспользовавшись формулой (2). Записав ее для одной и другой частицы, получим: q1/m1=v1/BR1 q2/m2=v2/BR2. Если скорости частиц одинаковы, то
q1/m1= q2R1/m2R2. (3)
Радиус кривизны трека можно определить по длине хорды. Связь между хордой окружности и радиусом можно получить, если через центр хорды провести радиус. Еще два радиуса проводят к концам хорды.
Радиус, проходящий через центр хорды, образует с ней прямой угол. В образовавшихся прямоугольных треугольниках имеет место равенство:
R2 = (L/2)2+(R-H)2, L- длина хорды, H – длина отрезка радиуса между окружностью и хордой. Раскрыть скобки и выразить из полученного выражения радиус кривизны трека.
Анализируя изменение радиуса кривизны трека, можно узнать в каком направлении она двигалась и как менялась ее скорость. Радиус кривизны трека больше на его начальном участке. По мере уменьшения скорости радиус тоже уменьшается.
Порядок выполнения работы
Задание 1
Исследование свойства осколков деления ядра атома урана.
Для выполнения первого задания используют планшет с фотографией № 1 треков продуктов деления ядра атома урана, полученную с помощью фотоэмульсии.
На данной фотографии представлена картина треков, оставленных в фотоэмульсии осколками ядра атома урана. Распад произошел в точке, помеченной буквой «g». Деление произошло в результате захвата ядром атома изотопа урана (235U92) теплового нейтрона. Кроме образовавшихся осколков ядер, одним из которых является ядро атома ксенона (140Xе54), образовались два нейтрона: Левый осколок при движении от места рождения столкнулся с ядром атома фотоэмульсии.
Ученикам предлагается внимательно рассмотреть особенности треков осколков, найти на фотографии место, где произошел распад ядра и ответить на следующие вопросы:
1. На сколько частей распалось ядро атома урана?
2. Можно ли утверждать, что образовавшиеся осколки сразу после рождения двигались в противоположные стороны?
3. Можно ли считать, что заряды и скорости осколков примерно одинаковы?
4. Можно ли утверждать, что в момент, предшествующий распаду, атом урана покоился?
5. Какой путь пролетел левый осколок до столкновения с ядром атома фотоэмульсии?
6. Можно ли считать столкновение осколка с ядром атома фотоэмульсии центральным ударом? (Центральным называют столкновение, при котором скорости сталкивающихся тел направлены вдоль прямой, соединяющей их центры масс).
7. Используя закон сохранения электрического заряда и таблицу Менделеева, установите, какой химический элемент, кроме ксенона, появился в результате деления ядра урана?
Задание 2
Изучить особенности взаимодействия заряженных частиц друг с другом.
Второе задание выполняется с помощью планшета с фотографией №2 треков, образованных в камере Вильсона потоком α—частиц.
Фотография треков сделана в целях изучения рассеивания а-частиц на ядрах атомов газа в камере Вильсона. Перед опытом камера была заполнена парами хлора и спирта. Поток частиц направлялся снизу верх. Одна из частиц в результате взаимодействия с ядром атома хлора была отклонена на значительный угол относительно начального направления движения. На фотографии хорошо виден трек α-частицы до и после рассеивания, а также короткий и относительно более широкий трек самого ядра. Ученики рассматривают фотографию, находят на ней место, где зафиксировано рассеивание α-частицы и отвечают на следующие вопросы:
1. На какой, примерно, угол была отклонена α-частица?
2. Какую часть своего пути α -частице удалось пройти до взаимодействия с ядром хлора?
3. Какое количество α -частиц образовало треки? Какое их количество было отклонено ядрами атомов газа? Какова, ориентировочно, вероятность рассеивания частиц в условиях опыта? Как ее повысить?
4. Можно ли считать, что α -частицы имели примерно одинаковую энергию?
5. Какая особенность трека позволяет считать, что рассеивание произошло практически без потери энергии?
6. При описании столкновения тел в физике применяют термины «Упругий удар» и «Неупругий удар». К какому типу столкновений относится зафиксированное рассеивание α -частицы на ядре хлора?
7. Была ли направлена скорость частицы до рассеивания точно на центр ядра?
8. Каким физическим законом определяется взаимное расположение треков α -частицы и ядра отдачи?
9. Сравнивая толщину треков ядра хлора и α -частицы можно ли утверждать, что ионизирующая способность заряженной частицы зависит от величины ее заряда?
10. Можно ли утверждать, что в момент съемки в камере Вильсона существовало магнитное поле?
Задание 3
Исследовать свойства элементарных частиц во виду трека
При выполнении третьего задания используют планшет с фотографиями №3. На нем смонтированы три фотографии треков заряженных частиц в камере Вильсона, помещенной в магнитное поле.
Камера находилась в однородном магнитном поле с величиной магнитной индукции В == 2,2 Тл. Первый трек оставлен α -частицей, второй ядром изотопа водорода — дейтерия (2Н1), третий — неизвестной частицей. Начальная скорость всех частиц была направлена снизу вверх. По виду треков необходимо установить знак заряда этой частицы, отношение ее заряда к массе, оценить величину ее скорости и энергии в начале и в конце пути.
Задание рекомендуется вьполнять в следующей последовательности.
1. По виду трека α -частицы указывают, как было направлено магнитное поле в камере Вильсона.
2. По виду трека неизвестной частицы с учетом направления ее скорости и направления магнитного поля определяют знак ее заряда.
3. Копируют на кальку треки частиц.
4. Измеряют радиусы первой половины треков α-частицы и неизвестной частицы. При измерении величины радиуса учитывают масштаб снимка, указанный на рисунке.
5. Зная структуру α-частицы вычисляют отношение ее заряда к массе.
6. Используя формулу (3), вычисляют отношение заряда к массе неизвестной частицы.
7. Устанавливают, какая из известных ученикам элементарных частиц имеет аналогичные характеристики.
8. Вычисляют скорость и энергию этой частицы в начале ее движения в камере.
9. Измеряют радиус трека частицы в конце ее пути.
10. Вычисляют ее скорость на этом отрезке и указывают, как она изменилась за время движения частицы в камере.
11. Обращают внимание на изменение толщины трека и делают вывод о связи ионизирующей способности частицы со скоростью ее движения.