Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Министерство культуры Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

университет культуры и искусств

Библиотечно-информационный факультет

Кафедра информатики

Информационные
технологии

Основы работы с программными средствами

и информационными ресурсами Интернет
Практикум

Санкт-Петербург

2003

ББК 73

Учебное пособие издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.



Составители:
В. П. Захаров, доцент

О. А. Арбатская, доцент

Рецензенты:
В. ВБрежнева,

кандидат педагогических наук, доцент СПбГУКИ



Н. В. Колпакова,

кандидат педагогических наук, ученый секретарь БАН

Под редакцией доцента

В. П. Захарова

Информационные технологии: Основы работы с программными средствами и информационными ресурсами Интернет: Практикум / Сост. Захаров В.П., Арбатская О.А.; Под ред. В.П. Захарова; Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2003. – 24 с.

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2003

Предисловие

Предлагаемый практикум содержит набор лабораторных (практических) работ по дисциплине “Информационные технологии”, которая изучается студентами 1-го курса Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. В полном объеме лабораторный практикум рассчитан на освоение учебной программы по дисциплине “Информационные технологии” в соответствии с требованиями ГОСТа по специальности 351400 “Прикладная информатика в социально-культурной сфере”. Отдельные лабораторные работы используются для обучения студентов других специальностей.

Назначение данного лабораторного практикума – освоение студентами основ сетевых компьютерных технологий и приобретение ими навыков работы в сети Интернет. Практикум предполагает наличие у студентов знаний и навыков работы в операционной системе Windows.

Содержание комплекса лабораторных работ направлено на формирование у студентов навыков работы с клиентскими программными средствами основных сервисов сети Интернет (WWW и электронная почта) и обучение их работе с информационными ресурсами Интернет.

Обучение основам работы с программами-клиентами веб-сервиса ведется на примере браузера Internet Explorer как наиболее распространенного в настоящее время. С электронной почтой студенты знакомятся на примере бесплатного почтового сервера mail.ru. Работа с информационными ресурсами Интернет подразумевает создание гипертекстовых документов (веб-страниц) и поиск информации в сети. Практикум включает лабораторные работы, использующие различные средства создания веб-страниц (создание кода веб-страниц непосредственно в тегах языка HTML, а также специализированные редакторы). Две лабораторные работы знакомят студентов с основными понятиями документального информационного поиска на примере информационно-поисковых систем Рамблер и Яндекс. Данные работы, как и практикум в целом, являются базой для дальнейшего изучения дисциплины “Информационные системы”, преподаваемой на 3-ем курсе.

В результате выполнения лабораторных работ студент должен научиться:


  1. пользоваться программами-браузерами;

  2. осуществлять навигацию и поиск в сервисе WWW;

  3. работать с электронной почтой;

  4. создавать простые веб-страницы.

Инструкция по работе

Результаты лабораторных работ сохраняются на жестком диске, в папке соответствующей лабораторной работы, название которой (папки) включает идентификатор раздела практикума (IE – браузер, Email – электронная почта, Search – поиск, HTML – создание веб-страниц). При этом все эти папки, в свою очередь, хранятся в папке студента, которая имеет следующий путь: ДИСК:\ФамилияПреподавателя\nnn-k-ФИО\, где nnn – номер группы, k – номер подгруппы, ФИО – фамилия студента. Например, все файлы и папки, создаваемые и сохраняемые в ходе лабораторной работы “Поиск в WWW-1” размещаются в D:\Захаров\122-2-Иванова\Search. В заданиях лабораторных работ эта текущая папка студента называется “своя папка”. Таким же образом создаются папки внутри списка избранных адресов в браузерах (“Избранное”, “Закладки”).

В ряде случаев перед началом работы следует скопировать через Сетевое окружение с компьютера преподавателя в свою папку или в папку данной лабораторной работы дополнительные файлы, необходимые для выполнения задания, и файлы со справочной информацией.

Во избежание потери данных при сбоях формируемые студентами во время работы файлы рекомендуется регулярно сохранять.

Для предъявления преподавателю результаты работы располагают в окнах, расположив их на экране слева направо: содержимое папки защищаемой лабораторной работы в Проводнике, файл отчета в окне Word, окно браузера (если нужно, содержимое своей папки в Избранном в окне браузера).

Раздел 1. Браузеры

1.1. “Браузер Internet Explorer–1”

1. Запустить программу Проводник. В своей папке создать папку лабораторной работы IE.

2. Запустить программу MS-Word. Ввести в окне документа свою фамилию, имя, номер группы, номер подгруппы, номер работы, дату выполнения работы. Сохранить эти данные как файл отчета с именем IE_report1.doc папке IE. Далее в этот файл записывать результаты выполнения работы с номером соответствующего пункта через пустую строку.



Примечание: Во избежание потери данных регулярно сохранять файл по мере его пополнения.

3. Запустить программу Internet Explorer.

4. Работа с окнами: уменьшить окно программы Internet Explorer в размере по горизонтали и вертикали (с помощью мыши), увеличить его, затем свернуть, развернуть, восстановить, наконец, сделать так, чтобы оно занимало примерно 80–90% площади экрана.

5. Загрузить (открыть) файл “домашней” страницы (Home Page) Российской Национальной Библиотеки, набрав в окне адреса (URL) https://www.nlr.ru. Посмотреть, как при загрузке меняется содержимое строки состояния.

6. Сохранить файл “домашней” страницы в своей папке в трех видах: вначале как Web-страницу полностью (под именем home1.htm), затем как текстовый (назвать home2.txt), затем в виде “только HTML” (назвать home3.htm), выбрав соответствующий тип в окне сохранения (Файл – Сохранить как файл).

7. Перейти в Проводник, посмотреть размер файла home1.htm и записать его название и длину в байтах в файле отчета (Правая кнопка мыши – Свойства).

8. Просмотреть представление файла “домашней” страницы на экране в рабочей области браузера. Затем просмотреть его представление на языке HTML (Вид – В виде HTML). Браузер при этом откроет новое окно программы “Блокнот”. Найти в тексте на языке HTML по два тэга гиперссылки и вставки изображения и переписать их вместе с атрибутами в тетрадь. Найти тэг гиперссылки со схемой доступа “электронная почта” (mailto:) и переписать его в тетрадь и скопировать в файл отчета через буфер обмена (Правка – (Копировать, Правка – Вставить).

9. Закрыть образованное в п.8 окно просмотра HTML-текста.

10. Перейти с “домашней” страницы по ссылкам (Ресурсы) на страницу с описанием “Ресурсы библиотеки”. Обратить внимание, что при установке курсора на гиперссылку адрес перехода отображается в строке состояния.

11. Найти на данной странице слово дискета (Правка – Найти на этой странице).

12. Скопировать предложение с этим словом в файл отчета (отдельным абзацем): выделить фрагмент с помощью мыши, скопировать его через буфер обмена в окно редактора Word (Правка – (Копировать, Правка – Вставить) или то же самое с помощью комбинаций клавиш Ctrl + Insert, Shift + Insert).

13. Установить курсор мыши на картинку, изображающую здание Национальной библиотеки, и сохранить ее в своей папке как файл с именем РНБ.gif (Правая кнопка мыши – Сохранить рисунок как).

14. Просмотреть представление страницы на языке HTML, найти там тэг IMG, “вставляющий” изображение здания Национальной библиотеки на страницу, посредством мыши выделить его вместе с его атрибутами и через буфер обмена с помощью комбинации клавиш скопировать его в файл IE_report1.doc.

15. Закрыть окно Блокнота с HTML-текстом.

16. Вернуться назад на начальную страницу (кнопка Назад).

17. Адрес (URL) этой страницы сохранить в “Избранном” во вновь созданной папке nnn-k/IE (кнопка Избранное – Добавить в избранное – Создать папку – ОК) (папка создается в “Избранном”!).

18. Посредством правой кнопки мыши сохранить в “Избранном” в той же папке nnn-k/IE адреса страниц Обслуживание, Rusmarc и Публикации (Для этого установить курсор мыши на соответствующую гиперссылку, щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать пункт меню Добавить в избранное).

19. Перейти по ссылке Публикации и сохранить файл этой страницы в папке nnn-k/IE в формате “только HTML”.

20. Через ссылку Обслуживание найти в разделе “Иллюстрированные каталоги выставок” описание выставки “Михайловский замок”. Найти там библиографические описания книг А.Коцебу и скопировать их в файл отчета.

21. Загрузить страницу Home3 из своей папки (файл home3.htm) (Файл – Открыть – Обзор – далее навигация по диску). Страница должна загрузиться без картинок. Если это не так, то переделать пункт 6.

22. Передвигая курсор мыши по странице, установить его на ссылке на страницу Ресурсы. Переписать в тетрадь из строки состояния URL данной страницы. Загрузить данную страницу (перейти к ней по гиперссылке). Заголовок загруженной страницы записать в тетрадь. Объяснить, почему такой результат.

23. Открыть окно журнала (кнопка “Журнал”), найти там адрес страницы “Выставка “Михайловский замок” и добавить его в “Избранное” в папку nnn-k/IE (Выделить адрес правой кнопкой мыши – Добавить в избранное – Выбрать нужную папку – ОК).

24. Создать внутри папки “Избранное – nnn-k/IE” папку “Замок” и переместить туда закладку страницы “Выставка “Михайловский замок” (перетаскиванием с помощью мыши или через буфер обмена).

25. Восстановить размер окна редактора Word, восстановить размер окна Проводника, расположить их соответственно в левой и правой половинах экрана, перейти в окно Проводника, посмотреть размер своей папки и записать ее длину в байтах в файле отчета, открытом в соседнем окне редактора Word.

26. Сохранить файл IE_report1.doc, в Проводнике открыть содержимое своей папки и предъявить работу преподавателю.

1.2. Браузер Internet Explorer–2

1. Запустить программу Проводник. В своей папке создать папку лабораторной работы IE.

2. Запустить программу MS-Word. Ввести в окне документа свою фамилию, имя, номер группы, номер подгруппы, номер работы, дату выполнения работы. Сохранить эти данные как файл отчета с именем IE_report2.doc в папке IE. Далее в этот файл записывать результаты выполнения работы с номером соответствующего пункта.



Примечание: Во избежание потери данных регулярно сохранять файл по мере его пополнения.

3. Запустить программу Internet Explorer.

4. Настроить браузер, указав в качестве стартовой веб-страницы, с которой следует начинать обзор (которая загружается при запуске браузера), страницу Санкт-Петербургского университета (Сервис – Свойства обозревателя – Общие – Домашняя страница – Адрес: https://www.spbu.ru).

5. Загрузить (открыть) файл “домашней” (титульной) страницы (Home Page) Библиотеки Российской академии наук, набрав ее адрес (URL).

6. Сохранить файл “домашней” (титульной) страницы БАН в своей папке в виде “Web-страницы (только HTML)” (с именем banhome4.htm), выбрав соответствующий тип в окне сохранения.

7. Просмотреть представление файла “домашней” страницы на экране в рабочей области браузера. Затем просмотреть его представление в виде текста на языке HTML (браузер при этом запустит программу Блокнот и откроет новое окно). Сохранить текст в своей папке. Также переписать его к себе в тетрадь, изучить (разобрать) все строки, прокомментировать и быть готовым к ответам на вопросы. Пособия по языку HTML можно найти в папке …\HTML_Tutorial (вид кодировки “Кириллица-КОИ-8”).

8. Закрыть окно просмотра HTML-текста.

9. Проверить настройку стартовой страницы (кнопка Домой на панели инструментов).

10. Вернуться на страницу БАН.

11. По ссылке “Электронная доставка документов” перейти на титульную страницу (Home Page) Российской Государственной библиотеки.

12. Найти там ссылку на Центр электронного копирования “Русскiй курьеръ” и записать в файл отчета его адрес (URL).

13. Просмотреть титульную веб-страницу Российской Государственной библиотеки в виде HTML (Курсор мыши установить на свободном месте страницы – Правая кнопка – Просмотр в виде HTML). В тексте HTML выделить заголовочную часть документа и скопировать ее в файл отчета.

14. Перейти по ссылке “Совместные проекты БАН” выяснить адрес проекта LIBWEB и записать его в файл отчета.

15. Настроить браузер так, чтобы отключить загрузку файлов изображений (картинок) при загрузке веб-страниц (Сервис – Свойства обозревателя – Дополнительно – В окне “Настройка”, пользуясь полосой прокрутки, найти раздел “Мультимедиа” и в нем отменить режим “Отображать рисунки” – ОК).

16. Проверить настройку, загрузив еще раз (через окно адреса или “Журнал”) титульную страницу БАН. В случае правильной настройки картинка на экране отсутствует.

17. Перейти с титульной страницы на страницу “История”.

18. Адрес страницы запомнить в “Избранном” в папке nnn-k/IE.

19. Подсчитать, сколько раз здесь используется слово “библиотека” (Правка – Найти на этой странице – Найти: библиотек – Отменить режим “Слово целиком” – Направление “Вниз”) и результат (ответ) записать в файл отчета.

20. Открыть окно журнала, найти там титульную веб-страницу Российской Государственной библиотеки и добавить его в “Избранное” в папку nnn-k/IE.

21. Настроить браузер так, чтобы включить загрузку файлов изображений (картинок) при загрузке веб-страниц (см. п.15).

22. В последний раз сохранить файл отчета, в Проводнике открыть содержимое своей папки и предъявить работу преподавателю.

Раздел 2. Электронная почта

2.1. Электронная почта-1

1. Запустить программу Проводник. В своей папке создать папку лабораторной работы Email.

2. Запустить программу MS-Word. Ввести в окне нового документа свою фамилию, имя, номер группы, номер подгруппы, номер работы, дату выполнения работы. Сохранить эти данные как файл отчета с именем Email_report1.doc в папке Email. Далее в этот файл записывать результаты выполнения работы с номером соответствующего пункта.

3. Примечание: Во избежание потери данных регулярно сохранять файл по мере его пополнения.

4. Запустить программу Internet Explorer. Загрузить “домашнюю” страницу с почтового сервера www.mail.ru.

5. Зарегистрироваться, создав почтовый ящик с именем Imya.Familia@ mail.ru (по желанию студента имя может быть выбрано и другое).

6. Отправить 2 коротких письма на почтовые адреса соседних компьютеров, заполнив окна адреса и темы.

7. Создать адресную книгу (не менее 2 адресов).

8. Через адресную книгу по одному из адресов отправить письмо с прикрепленным файлом в формате Word (например, свой файл Email_report1.doc), при этом сохранив его в папке “Исходящие”.

9. Отправить письмо с копией, выбрав адрес для копии из адресной книги. Сохранить его в папке “Исходящие”.

10. Получить не менее 3 писем (одно из них с прикрепленным файлом). Сохранить адреса полученных писем в адресной книге.

11. Имя и размер прикрепленного файла записать в файл отчета. Сам прикрепленный файл сохранить в своей папке на диске C:\.

12. Одно из писем сохранить в своей папке как Web-страницу с именем Письмо1, другое – как Web-страницу только HTML c именем Письмо2. Сохранить эти же письма как текстовые файлы, а затем перенести тексты этих писем в окна документа Word и сохранить с этими же именами как документы Word, а затем еще раз как файлы с расширением.rtf.

13. Ответить на одно из писем в режиме Reply (“Ответить адресату”).

14. Создать папки для писем с именами Folder1 и Folder2 и переместить часть полученных писем в первую, оставшиеся во вторую.

15. Закончить работу.

16. Войти снова в свой почтовый ящик на mail.ru.

17. Удалить одно из писем из папки Folder1.

18. Прочитать одно из писем в папке Folder2.

19. Заголовок прочитанного письма скопировать в тело нового письма. Ниже записать содержимое поля To: (Кому:). В конце письма указать свою фамилию и номер группы. Отправить это письмо по адресу преподавателя [email protected], где часть teacher следует уточнить у преподавателя.

20. Предъявить преподавателю результат работы (содержимое файла отчета Email_report1.doc, папок на сервере электронной почты и своей папки на диске).

2.2. Электронная почта-2

1. Запустить программу Проводник. В своей папке создать папку лабораторной работы Email.

2. Запустить программу MS-Word. Ввести в окне нового документа свою фамилию, имя, номер группы, номер подгруппы, номер работы, дату выполнения работы. Сохранить эти данные как файл отчета с именем Email_report2.doc в папке Email. Далее в этот файл записывать результаты выполнения работы с номером соответствующего пункта.

3. Запустить программу Internet Explorer. Загрузить “домашнюю” страницу с почтового сервера www.mail.ru.

4. Проверить почту. Раскрывая письма, внести автоматически в адресную книгу всех адресатов, чьи письма есть в ваших папках (В адреса). Далее все новые адреса также вносить в адресную книгу.

5. Отредактировать адресную книгу: удалить повторы, переписать фамилии и имена адресатов на одном языке, в определенном порядке следования фамилий, имен.

6. Создать новые папки “Prepod” и “ Student”.

7. Установить фильтры через настройки: письма с адресом преподавателя отправлять в папку “Prepod”, с темой “Студенты” отправлять в папку Student”, на письмо с адресом одного из студентов – ответное сообщение “Такого адреса не существует”. Записать в файл отчета установленные фильтры.

8. Изменить настройки: поменять пароль, создать подпись, подготовить письмо – “автоответчик”. Записать в файл отчета установленные настройки.

9. Отправить письмо основному адресату и скрытую копию преподавателю по адресу [email protected], где часть teacher следует уточнить у преподавателя.

10. Написать ответ на одно из писем с цитатами из полученного письма в режиме Ответить (указать тему “Студенты”). Сохранить текст письма в формате rtf в своей папке.

11. Через адресную книгу по одному из адресов отправить письмо (указать тему “Студенты”) и его копии еще нескольким адресатам, выбрав адреса для копий из адресной книги. Сохранить его в папке “Отправленные”.

12. Ответить на одно из писем всем, кто получил письмо, помимо вас, в режиме Ответить всем (указать тему “Студенты”).

13. Переслать (переадресовать) одно из полученных вами писем (можно повторно послать письмо из папки “Отправленные”).

14. Закончить работу. Снова войти в свой ящик. Проверить почту во всех папках. Убедиться, что все установленные фильтры работают правильно. При необходимости установить новый порядок следования фильтров.

15. Переместить в папку “Входящие” все письма из папок Folder1 и Folder2, папки удалить.

16. Открыть папку “Входящие”. Отсортировать письма по номеру (времени получения), для чего нажать на заголовок столбца и записать в отчет первые и последние адреса отправителей. Аналогично отсортировать письма по дате, размеру, теме, записывая в отчет первые и последние адреса отправителя.

17. Открыть заголовок последнего письма кнопкой Заголовок, если эта кнопка отсутствует на странице письма, установить (обновить) ее (Настройки/Интерфейс/Скачать Заголовок Переадресовать). Записать в отчет назначение каждого поля в заголовке.

18. Закончить работу. Предъявить преподавателю результат работы (содержимое файла отчета Email_report2, папок на сервере электронной почты и своей папки на диске).

Раздел 3. Информационный поиск

3.1. Поиск в WWW–1

1. Запустить программу Проводник. В своей папке создать папку лабораторной работы Search.

2. Запустить программу MS-Word. Ввести в окно документа свою фамилию, имя, номера группы и подгруппы, номер лабораторной работы, дату выполнения работы. Сохранить в своей папке с именем Search_report1.doc (файл отчета).

3. Запустить программу Internet Explorer, загрузить страничку поисковой системы Рамблер через список из адресной строки (www.rambler.ru).

4. Изучить раздел справки на странице Рамблер. Найти на Web-странице системы ссылки на описание системы (“Помощь”, “Расширенный поиск” и др.). Изучить справочную информацию, в тетради кратко законспектировать основные пункты.

5. Изучить синтаксис языка запросов, занести в отчет (таблица 1) обозначения поисковых операторов и указать их назначение:
Таблица 1



Поисковые операторы и другие элементы запроса

Обозначение в ИПС Рамблер

Назначение (комментарий студента)

1

И







8


Метасимволы (морфологическая нормализация)







6. Скопировать в файл отчета примеры запросов со всеми элементами запросов.

7. Создать в отчете таблицу 2:



Таблица 2



Формулировки запросов

Количество выд. д-тов

Количество выд. Сайтов

Комментарии

1

большой театр










4


большой театр










8. Провести поиск по каждой формулировке запроса (в окно ввода запросов последовательно ввести каждую формулировку запроса и нажать на кнопку “Найти”). Скопировать результаты проведенных поисков в таблицу. Прокомментировать результаты поиска.

9. Создать в отчете таблицу 3.



Таблица 3



Формулировки запросов

Количество

Комментарии

выданных

Отобранных

документов

сайтов

Документов

сайтов

1



















2



















10. По запросу Найти рефераты или курсовые работы по теме “История мировой культуры” в учебных заведениях провести несколько поисков с различными вариантами поисковых предписаний (формулировок на языке запроса поисковой системы):

  1. история мировой культуры;

  2. (история мировой культуры) И (реферат ИЛИ курсовая);

  3. (история мировой культуры) И (реферат ИЛИ курсовая) НЕ (учебные заведения);

  1. (история мировой культуры) И (реферат ИЛИ курсовая) НЕ (учебные заведения ИЛИ образование);

  2. “история мировой культуры”;

  3. “история мировой культуры” И (реферат ИЛИ курсовая);

  4. “история мировой культуры” И (реферат ИЛИ курсовая) НЕ (учебные заведения);

  5. “история мировой культуры” И (реферат ИЛИ курсовая) НЕ (учебные заведения ИЛИ образование).

11. В таблицу 3 вписать, добавив строки, все формулировки этого запроса и результаты поисков по каждому варианту (столбцы “Количество выданных документов|сайтов”):

12. Среди найденных документов выбрать наиболее подходящие (релевантные запросу), для чего просмотреть описания найденных документов, если надо, и сами документы. Заполнить столбцы “Количество отобранных документов|сайтов”.

13. Выбрать два наиболее подходящих на ваш взгляд сайта и их описания скопировать в файл отчета.

14. Ссылки на эти сайты сохранить в Избранном в своей папке (предварительно созданной с именем nnn-k/Search).

15. Самые релевантные документы (2) сохранить в своей папке в формате “только HTML”.

16. Тексты этих документов скопировать в файл отчета.

17. Предъявить преподавателю тетрадь с конспектом, содержимое своей папки в Проводнике, файл отчета в окне Word и своей папки в Избранном в окне браузера.

3.2. Поиск в WWW–2

1. Запустить программу Проводник. В своей папке создать папку лабораторной работы Search.

2. Запустить программу MS-Word. Ввести в окно документа свою фамилию, имя, номера группы и подгруппы, номер лабораторной работы, дату выполнения работы. Сохранить в своей папке с именем Search_report2.doc (файл отчета).

3. Запустить программу Internet Explorer, загрузить страничку поисковой системы Яндекс через список из адресной строки (www.yandex.ru).

4. Изучить раздел справки на странице Яндекс. Найти на Web-странице системы ссылки на описание системы (“Помощь”, “Тем, кто ищет”, “Расширенный поиск” и др.). Изучить справочную информацию, кратко законспектировать основные пункты.

5. Изучить синтаксис языка запросов, занести в файл отчета (таблицу 1) обозначения поисковых операторов и указать их назначение:

Таблица 1



Поисковые операторы и другие элементы запроса

Обозначение в ИПС Яндекс

Назначение (комментарий студента)

1

И







8


Метасимволы (морфологическая нормализация)







6. Скопировать в файл отчета примеры запросов со всеми элементами запросов.

7. Сформулировать и записать себе в тетрадь запрос по интересующей вас теме.

8. Создать в отчете новую таблицу:

Таблица 2



Формулировки запросов

Количество

Комментарии

выданных

отобранных

документов

сайтов

документов

сайтов

1


















5




















9. В каждую строку столбца “Формулировки запросов” таблицы 2 скопировать (через буфер обмена) тексты различных вариантов вашего запроса из строки для ввода запроса на странице Яндекса в окно файла Report.

10. Так же скопировать результаты поисков (столбец “количество выданных документов|сайтов”) по каждому варианту поискового предписания (количество не ограничено).

11. Заполнить столбец “количество отобранных документов|сайтов”, просмотрев описания найденных документов, если надо, и сами документы (соответствуют ли они запросу).

12. Выделить жирным строку с наилучшими результатами поиска.

13. Выбрать два наиболее подходящих на ваш взгляд сайта и их описания скопировать в файл отчета.

14. Ссылки на эти сайты сохранить в Избранном в своей папке (предварительно созданной с именем nnn-k/Search).

15. Самые релевантные документы (2) сохранить в своей папке в формате “только HTML.

16. Тексты этих документов скопировать в файл отчета.

17. Предъявить преподавателю тетрадь с конспектом, содержимое своей папки в Проводнике, файл отчета в окне Word и своей папки в Избранном в окне браузера.

Раздел 4. Создание веб-страниц

4.1. Веб-страница на основе шаблона Word (HTML-1)

1. Запустить программу Проводник. В своей папке создать папку лабораторной работы HTML-1.

2. Запустить Word, создать новый файл, выбрав шаблон “Личная Web-страница” на вкладке“Web-страница” в окне создания документа.

3. Сохранить файл в папке HTML-1 с именем Личная WebФамилияИмя.htm.



Внимание! Во избежание потери данных при сбоях формируемый файл время от времени сохранять в той же папке.

4. Вставить свое заглавие, оформить цвет, начертание и вид шрифта. Выбрать и создать цвет фона и ссылок.

5. Под заголовком справа вставить картинку, уменьшив ее размеры.

6. Удалить ненужный раздел Работа в оглавлении и в тексте. Вставить в конце списка новый раздел Учеба. Вставить закладку на новый раздел командой Вставка \Закладка (Bookmark).

7. Создать гиперссылку на новый раздел, используя для этой цели инструмент “Гиперссылка” (Hiperlink) и указав в качестве адреса имя закладки.

8. Ввести свой текст в разделы. Отформатировать заголовки и текст.

9. В разделе Избранные ссылки вместо слов “Вставьте гиперссылку” вставить слова или изображения, по смыслу которых можно понять, на какой источник указывает данная гиперссылка (например, Анекдот, Девиз, Пословица).

10. Подготовить одноименные файлы в Word для создания на них гиперссылок.

11. Создать гиперссылки от объектов раздела Избранные ссылки, используя для этого инструмент “Гиперссылка” (Hiperlink) и указав в качестве адреса полное имя файла через обзор диалогового окна.

12. Сохранить полученную страницу. Закрыть остальные файлы. Проверить работоспособность ссылок.

13. Запустить браузер Internet Explorer, открыть созданную страницу, проверить ее оформление и работоспособность ссылок.

14. При необходимости исправлений вернуться в окно Личная WebФамилияИмя.htmMicrosoft Word, внести необходимые исправления, снова проверить их в браузере.

15. Предъявить работу преподавателю.

4.2. Создание веб-страницы в Блокноте (HTML-2)

1. Запустить программу Проводник. В своей папке создать папку лабораторной работы HTML-2.

2. Запустить браузер Internet Explorer.

3. Установить пустую домашнюю веб-страницу (about-blank), если она не установлена, на вкладке Общие (Сервис/Свойства обозревателя), а затем обновить (кнопка Домой).

4. Открыть содержимое пустой веб-страницы в Блокноте (Вид/В виде HTML). Вставить между тэгами структурные тэги области заголовка и тела страницы. Для справки открыть предварительно скопированный в свою папку файл /Tutorial.htm.

5. Сохранить модифицированную веб-страницу в папке HTML-2 как файл с именем Web-страница ФамилияИмя.htm.

Внимание! Во избежание потери данных при сбоях формируемый файл время от времени сохранять в той же папке.

6. Перейти в окно браузера, открыть файл (Файл/Открыть/Обзор).

7. Перейти в Блокнот. Вставить между тэгами области заголовка тэги , между ними написать название страницы. Сохранить файл.

8. Перейти в браузер, обновить изображение страницы (Вид/Обновить или кнопка Обновить или F5). Посмотреть, где в окне браузера отобразилось название страницы.



Внимание! Все дальнейшие изменения просматривать таким же образом.

9. В открывающем тэге области основного текста страницы (тела веб-документа) задать цвет фона и текста. Для задания цвета использовать текстовый формат: red, green, blue, yellow, black, white и т.д.

10. Между тэгами области основного текста вставить заголовки


  • 1-го уровня: Фамилия Имя;

  • 2-го уровня: Биографическая справка, Профессиональные интересы, Хобби.

11. В разделе Биографическая справка вставить текст, задавая переход на новую строку: Дата рождения: дд.мм.гг., Место Рождения: …, Адрес: г. … ул. …д. …, Телефон:000-00-00, Е-mail: aaa@bbb.ccc.

12. В разделе Профессиональные интересы написать текст, отформатировав его аналогичным образом, например: Работаю:…Учусь на факультете… Специальность:… Специализация:… Владею иностранным языком:…Имею опыт:… Особые умения:… Хочу получить работу:…

13. В разделе Хобби создать несколько разделов в виде маркированного списка, например:



  • Спорт;

  • Искусство;

  • Рукоделия.

14. Запустить Word. Cоздать в своей папке файлы: Спорт.html, Искусство. html, Рукоделия. html, кратко написав в них о своих увлечениях.

15. Слова раздела Хобби сделать гиперссылками на одноименные файлы.

16. Сохранить полученную страницу. Закрыть созданные файлы. Проверить работоспособность ссылок в браузере.

17. В конце раздела вставить картинку, предварительно выбрав или в папке Мои документы/Мои рисунки (или Пуск/Найти) и сохранив как файл в своей папке.

18. Запустить графический редактор. Нарисовать стилизованный автопортрет и сохранить его в своей папке. Вставить это изображение после заголовка 1-го уровня, указав параметры размеров, выравнивание и др.

19. Сохранить последний раз полученную страницу. Предъявить работу преподавателю.

4.3. Создание простейшего мини-сайта (HTML-3)

С помощью инструмента, заданного преподавателем (редактор Блокнот и язык HTML, веб-редакторы – FrontPage, FrontPage Express, Netscape Composer. DreamWeaver и др., текстовый процессор Word) создать мини-сайт – совокупность связанных файлов (веб-страниц).

Структура сайта следующая:


Файл poet.htm







Заглавие документа

(гиперссылка на Заглавие Текста2)

()








Таблица:

Портрет____
Ф.И.Тютчева
Текст1

(файл photo1.jpg) (файл article) (гиперссылка на


п-т Мерзлякова





Файл photo2.gif

Портрет А.Ф.Мерзлякова

(файл photo2)


Заглавие 2-го уровня

(гиперссылка на Текст3)

Текст2 (файл bio)







Горизонтальная черта

Текст4
(файл
groza)





Файл about.htm

Текст3


(гиперссылка на Текст4)


Содержание работы:

1. В своей папке создать папку лабораторной работы HTML-3. Скопировать в нее все файлы из папки, указанной преподавателем (HTML_ТЮТЧЕВ).

2. Открыть файл аrticle.txt. Задать кодировку “Кириллица Windows-1251”. Сохранить его в как файл (Web-страницу) poet.htm в своей папке. Название страницы (заголовок – поле title) изменить на Great Russian Poet F.Tutchev.

Внимание! Во время работы во избежание потери данных при сбоях формируемые файлы время от времени сохранять.

3. Запустить браузер Internet Explorer, загрузить (открыть) сохраненный файл poet.htm, просмотреть его. Вернуться в окно редактора.



Далее, по мере внесения измений, регулярно переходить в браузер, проверяя его оформление и работоспособность ссылок. При необходимости исправлений вернуться в соответствующее окно, внести необходимые исправления, снова проверить их в браузере. И т.д.

4. Слова “Поэтическое наследие Тютчева” сделать заглавием, выделив в отдельную строку, оформить их как заголовок 1-го уровня.

5. Задать цвет фона (серый) и цвета ссылок (непросмотренные – красный, просмотренные – синий, наведенные – фиолетовый).

6. Под заголовком создать таблицу из двух столбцов и одной строки. Задать рамку вокруг таблицы толщиной 5 пикселей (4,5 пт.), цвет темно-синий (Word: Таблица – Свойства таблицы – Границы и заливки – Рамка – Ширина., Цвет). Установить промежуток между столбцами 10 пикселей (0,25 см) (Word: Таблица – Свойства таблицы – Параметры – Интервал между ячейками 1 пт.). Цвет ячеек таблицы сделать желтым.

7. Поместить в левую часть рисунок photo1.jpg (портрет Тютчева), изменив его размеры до 300 пикселей в высоту, выровнять его по центру ячейки. Задать альтернативное текстовое имя (alt=”Ф.И.Тютчев”).

8. В правый столбец переместить остальной текст статьи и отформатировать его (фонт Arial, размер 12).

9. К фрагменту текста “А.Ф.Мерзляков” вставить thumbnail (миниатюру) портрета А.Ф.Мерзлякова шириной в 35 пикселей (Вставка-Гиперссылка” или тег <A>) и от него сделать гиперссылку на полноразмерный портрет (файл photo2.gif), используя для этого инструмент “Вставка-Гиперссылка” или тег <A>”.

10. Ниже таблицы вставить горизонтальную линию и текст биографической справки о Тютчеве (файл: bio.txt) и отформатировать его (Заголовок – стиль 2-го уровня, подчеркнуть, текст шрифтом Times Roman, размером 14).

11. Ниже текста биографической справки вставить горизонтальную линию размером 5 см и текст стихотворения “Гроза…” (файл: groza.txt).

12. Текст стихотворения отформатировать (Заголовок – стиль 3-го уровня, каждая строфа –– отдельный абзац, выровненный влево, шрифт – Courier, текст – размером 12, начертание – курсив, дату под стихотворением выровнять вправо).

13. Вставить закладку № 1 (тег с атрибутом name) на Заголовок биографической справки о Тютчеве (“Вставка-Закладка” или “Правка-Закладка”).

14. Вставить закладку № 2 (тег с атрибутом name) на начало стихотворения “Гроза…” в файле poet.htm.

15. Сделать гиперссылку из заглавия от слова “Тютчев”, на закладку № 1 (начало биографической справки), используя для этой цели инструмент гиперссылки, указав в качестве адреса имя закладки.

16. Сделать гиперссылку из текста биографической справки от слов “символический параллелизм и космические мотивы” на файл about.htm.

17. Из файла about.htm от слов первой строфы стихотворения (“Люблю грозу в начале мая,//Когда весенний, первый гром,//Как бы резвяся и играя//Грохочет в небе голубом”) сделать гиперссылку на текст данного стихотворения в файле poet.htm (закладка № 2).

18. В последний раз сохранить веб-страницу как файл poet.htm. Проверить оформление веб-страниц и работоспособность ссылок в браузере. Предъявить работу преподавателю.

4.4. Формы (HTML-4)

С помощью инструмента, заданного преподавателем (редактор Блокнот и язык HTML, веб-редакторы – FrontPage, FrontPage Express, Netscape Composer. DreamWeaver и др., текстовый процессор Word) создать форму (веб-страницу) для отправки личных данных.

Содержание работы:

1. В своей папке создать папку лабораторной работы HTML-4. В ней создать файл form.htm.

2. Присвоить форме имя pers_data. Озаглавить веб-страницу как Résumé (элемент title). Задать кодировку “Кириллица Windows-1251”. Цвет фона страницы – светло-зеленый.
Форма должна быть переслана методом post по адресу электронной почты
[email protected] (атрибут action тега form). Форма состоит из нескольких разделов, разделенных отцентрированной горизонтальной линией шириной 80% и толщиной 2 пикселя с затенением. Разделы включают названия полей и собственно поля ввода данных формы. Названия разделов – заголовки уровня 2, по центру, шрифт Arial, размер шрифта 14. Названия подразделов – шрифт Times Roman, размер шрифта 12, начертание курсив.

3. Заголовок Resume повторить на самой веб-странице по-русски (Резюме), оформив его как заголовок уровня 1, по центру, с подчерком, размер шрифта 18.

4. Создать текстовое однострочное поле типа пароль (тег input, type=password) (длина поля 10 знаков, значение по умолчанию guest, максимальная длина вводимого пароля 7 символов), присвоив ему название “Введите пароль:” (слева от поля ввода, красным цветом). Название поля и поле для ввода пароля выровнять по центру. После этого вставить разделитель – горизонтальную линию толщиной 5 пикселя красного цвета.

5. Первый раздел формы озаглавить Личные данные. В первом разделе поместить следующие три текстовых однострочных поля (с названиями):



Имя, Фамилия, Отчество (текстовые поля, ширина 30, максимальная ширина 40);
Пол (кнопки-переключатели (поля выбора));
Семейное положение (открывающееся меню) (значения подбирают студенты);
Дата рождения:
число (текстовое поле ввода),
месяц (поле типа меню, варианты выбора: январь-декабрь (значения: 1-12)),
год (поле типа меню, варианты выбора и значения: 1975-1985).
Несмотря на разные типы полей, начальный вид полей оформить единообразно в виде трех окон: число месяц год

6. Во втором разделе с заголовком Профессиональные данные поместить поля со следующими названиями:



  • Образование (меню из 4 пунктов: среднее, среднее специальное, незаконченное высшее, высшее; по умолчанию – высшее);

  • Опыт работы (текстовое многострочное поле ввода (окно) высотой четыре строки и шириной 80 колонок);

  • Языки программирования (6 вариантов: Fortran, VBasic, C++. Java, Pascal, Ada) (поля флажки);

  • Иностранные языки (4 пункта) (поля флажки).
    Оформить поля иностранных языков и языков программирования как таблицы, в ячейки которых поместить названия языков и флажки выбора.

  • Хобби, дополнительная информация (текстовое многострочное поле ввода (окно) высотой три строки и шириной 80 колонок).

7.Третий раздел озаглавить Отправка данных. В разделе поместить две кнопки: Переслать и Ввести заново. Расположить их по центру страницы на одном уровне на расстоянии пять пробелов.

8. Сохранить последний раз полученную страницу. Предъявить работу преподавателю.

4.5. Фреймы (HTML-5.)

1. Создать в папке лабораторной работы HTML-5 файлы веб-страницы frame_lab#10, состоящей из 3 фреймов. Вначале разбить экран на два вертикальных столбца (20 и 80 процентов соответственно; боковые поля 4 пиксела). Затем, используя вложенную структуру FRAMESET, разделить второй столбец на две горизонтальных части, так чтобы первая (верхняя) была в два с половиной раза больше второй. Задать атрибут, определяющий наличие полос прокрутки во фреймах только при их необходимости, и разрешить изменение размеров фреймов. Фреймы поименуем слева направо и сверху вниз как А, Б и В.

2. Создать файл веб-страницы с заголовком (крупными цветными буквами) “Великие русские поэты” (№ 1).

3. Создать страницу – маркированный список со ссылками на файлы, посвященные нескольким русским поэтам (Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Блок, Маяковский и т.д.) (№ 2).

4. Создать страницу с содержанием Page is under construction и соответствующим рисунком (№ 3).

5. Скопировать в папку данной работы файлы мини-сайта “Тютчев” из предыдущей лабораторной работы. Если нет, создать хотя бы одну страницу, посвященную какому-либо поэту с двумя ссылками с нее на другие файлы (файл poet.htm и другие – обобщенно № 4).

6. Первоначально во фрейм А поместить страницу № 2, во фрейм Б поместить страницу № 1, фрейм В оставить пустым.

7. Веб-страницы, посвященные поэтам (№ 4) и загружаемые по ссылкам из фрейма A, отображать во фрейме Б. В случае, если страница какого-либо поэта отсутствует, сделать ссылку на страницу № 3.

8. Файлы по ссылкам со страницы № 4 загружать во фрейм В (на странице о Тютчеве это ссылки на портрет А.Ф.Мерзлякова и на файл bio.htm).

9. Сохранить последний раз полученную страницу. Предъявить работу преподавателю.



Краткая информация.

Фреймы определяются тэгом FRAMESET, который для Web-страниц, использующих фреймы, употребляется вместо тэга BODY. Тэг FRAMESET имеет два параметра ROWS и COLS. Параметры ROWS и COLS состоят из списка значений, заключенных в кавычки и разделенных запятой. Эти параметры определяют структуру фрейма (кол-во горизонтальных и вертикальных фреймов (кадров)) и их размер. Размеры могут задаваться тремя способами:

  • с помощью пикселей (напр.,"140, 297", в данном случае соответствующие элементы будут иметь ширину (или длину) 140 и 297 пикселей);

  • с помощью процентных соотношений (“40%, 35%, 25%”) относительно общей величины экрана;

  • или же с помощью относительных единиц (“*, 6*, 3*”), в этом случае складываются все звездочки и величина фреймов определяется как соответствующая часть от величины экрана (1/10, 6/10, 3/10).

Внутри контейнеров FRAMESET с помощью тэга FRAME определяются соответствующие фреймы, заданные параметрами ROWS и COLS (заметим, что тэг FRAME является одиночным тэгом и не требует закрывающего тэга). Необходимо написать столько тэгов FRAME, сколько одиночных фреймов было определено в тэге FRAMESET.

Тэг FRAME имеет 6 атрибутов:

SRCURL документа, отображаемого в этом фрейме;

NAME – имя фрейма, используется при обращении к этому фрейму;

MARGINWIDTH – величина полей между фрэймами по горизонтали;

MARGINHEIGHT – величина полей между фрэймами по вертикали;

SCROLLING – отображение полей прокрутки (“Yes”, “No”, “Auto”);

NORESIZE – запрещает пользователю изменять величину фреймов.

Вместо тэга FRAME можно задать контейнер FRAMESET, который будет определять дальнейшее разбиение данного фрейма на несколько более мелких (по горизонтали или по вертикали). Соответственно подокна внутри данного фрейма описываются своими тэгами FRAME. И т.д.

Если требуется, чтобы веб-страница по ссылке из какого-либо фрейма открывалась не в нем самом, а в окне другого фрейма, то используется атрибут TARGET тэга A. Его значение устанавливается равным имени фрейма, в котором следует открыть ссылку (т.е. значению атрибута NAME тэга FRAME, куда должна загружаться вызываемая страница). Для некоторых специальных ситуаций используются зарезервированные имена фреймов.

Содержание



ББК 73 3


СПбГУКИ. 13.11.2003. Тир.100. Зак.

Практикум Санкт-Петербург 2003 ббк 73

Учебное пособие издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

414.05kb.

17 12 2014
1 стр.


Бониссоне нлп: управление креативностью Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев ■ Харьков • Минск 2003 ббк 88. 53

Д46 нлп: управление креативностью / Р. Дилтс. — Спб.: Питер, 2003. — 416 с: ил. —

6524.12kb.

09 09 2014
29 стр.


Книга пятая осень прощальная санкт Петербург Берлин 2002 ббк 84. 2 В37

Осень прощальная – повесть о жизни и любви. Место действия – Санкт-Петербург, время действия – вторая половина 90-х годов

1292.6kb.

12 10 2014
5 стр.


Учебное пособие Санкт-Петербург 2009 г. Ббк: 65. 256

Охватывает несколько основных сфер деятельности фирмы управление

1959.04kb.

14 10 2014
10 стр.


Российская Кинологическая Федерация Российский Союз Владельцев Немецкой Овчарки

Бессер Вилд Маленькая Лилу зав. Самофал Ю., Санкт-Петербург, Демитрова, 31-356 вл. Воеводина Н. А., Санкт-Петербург

830.7kb.

17 12 2014
5 стр.


Творческое Объединение fulldozer представляет: 27 декабря Санкт-Петербург Галерея Экспериментального Звука (гэз-21)

Федор сволочь feat. Макс Хаген / Zmitzer (clever) (Санкт-Петербург) Начало концерта 21. 00

21.87kb.

14 12 2014
1 стр.


Учебное пособие Практикум часть II владивосток Издательство вгуэс 2003 ббк ю 60. 6 я 7 16

Ю. 16 Статистика: Учебное пособие. Часть II. – Владивосток: Изд-во вгуэс, 2003-42 с

704.94kb.

10 10 2014
7 стр.


Монография Санкт-Петербург 2009 ббк 74. 04 Ю-46

Охватывает и сферу государственных финансов. Правительственные учреждения всех уровней ведут ожесточенную борьбу между собой за доллар (фунт, евро, рубль) потребителя

2836.92kb.

25 12 2014
13 стр.