Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ПРАВДИВОЕ-ЛЖИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И ЕГО ДИАГНОСТИКА
О.В. Конькова

Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»


Вечная проблема человеческой искренности не раз становилась предметом обсуждений в художественной литературе, философии и психологии. Выступая одной из высших ценностей, правда символизирует предельно честные межличностные и социальные отношения. Однако в повседневной жизни человек сталкивается с ложью и обманом и прибегает к ним достаточно часто. Ложь и обман пронизывают все стороны человеческого существования, и каждому иногда приходится вольно или невольно обманывать других. До сегодняшнего дня открытым остается вопрос, существует ли наследственная, генетически запрограммированная склонность к обману или все решают обстоятельства жизни человека, воспитание и окружающая его социальная среда.

Исторический обзор и анализ основных подходов к проблеме правдивого и лживого поведения в дошкольном возрасте показал неоднозначность подходов в освещении особенностей детской лжи, истоков ее возникновения и развития на протяжении дошкольного детства. Генезис правдивого и лживого поведения имеют в своей основе множество причин. Одни из них коренятся в личности ребенка, другие – в его окружении, третьи – в особенностях развития когнитивной сферы и морального сознания, четвертые зависят от возраста и пола. Нельзя забывать так же и о влиянии общества, исторической эпохи, в которую развиваются дети. Однако не менее интересным и практически не изученным остается вопрос о связи генеза и динамики развития правдивого и лживого поведения и психического развития, в частности, ведущих психических функций, закономерно возникающих в каждой из фаз психического развития ребенка и их определяющих.



не смотря на то, что проблема детской лжи привлекала внимание психологов различных теоретических направлений, тем не менее на сегодняшний день существует сравнительно небольшое количество исследований, занимающихся изучением способности детей к правде и лжи, и предлагающих методы диагностики правдивого-лживого поведения, которые были бы основаны на связи способности дошкольников к правде и лжи с их психическим развитием.

В данной работе под ложью понимается сознательно неверное показание, служащее для того, чтобы посредством обмана других достичь определенных целей. Действительной (сознательной) лжи присущи, следовательно, в отличие от других видов неверного показания, следующие три признака: сознание ложности, намерение обмануть и целесообразность. Двумя первыми признаками ложь отличается от иллюзий воспоминания, третьим – от фантазии [6]. Существование всех трех признаков предполагает уже относительно высокий уровень психического развития. Так, когнитивные процессы должны быть достаточно развитыми, чтобы различать истинное и ложное, а также уметь обеспечивать ложное штампами «якобы» и «как будто» истинного. На этом основании нельзя считать возможным раннее проявление лжи. То, что в раннем возрасте кажется ложью, является мнимой или псевдо-ложью. Это такая форма поведения, при которой ребенок искажает информацию в силу его склонности воспринимать события не такими, какими они были на самом деле, а такими, как ему хотелось бы. Что касается сознательной лжи, она появляется на более поздних этапах психического развития. Само понятие сознательность предполагает способность ребенка к прогнозированию своего поведения (правдивого или лживого), предвидение его последствий. Следовательно, чрезвычайно важным для изучения генезиса и динамики правдивого и лживого поведения дошкольников является исследование психических функций, лежащих в их основе и создание диагностического инструментария по изучению правдивого-лживого поведения дошкольников..

Методологической основой предлагаемой методики «Пуговка Карлсона» является фонкционально-стадиальная модель онтогенетического развития человека Ю.Н. Карандашева. Согласно данной модели, весь дошкольный возраст делится условно на 4 фазы. Каждая фаза психического развития определяется ведущей психической функцией. В первой фазе в качестве ведущей выступает функция осознание, во второй фазе – отношение, в третьей – понимание, в четвертой – рефлексия [3]. Находясь в определенной фазе, ребенок демонстрирует правдивое или лживое поведение.

Методика изучения лживого поведения заключается в том, что экспериментатор рассказывает ребенку историю про Карлсона, который потерял пуговичку. Без пуговички он не может запустить пропеллер и вернуться к себе домой на крышу. Ребенку предлагается помочь Карлсону найти пуговичку.

Перед ребенком находятся несколько пуговиц красного цвета и стоят две одинаковые коробочки, в которых лежат синие пуговицы. Ребенку сообщается, что только он сможет помочь Карлсону, т.к. никто, кроме него не может заглядывать в коробочки. Экспериментатор дает ребенку конфету и говорит, что ее можно съесть, только при условии, что он выполнит задания, о которых сказал Карлсон:

1.Можно открыть только одну коробочку.

2.Если ребенок, открыв коробочку, увидит пуговку красного цвета, то он сможет оставить себе конфетку.

3.Если ребенок увидит пуговку синего цвета, то он должен отдать конфетку другому ребенку, который будет ждать его в соседней комнате.

После того, как ребенок получает инструкцию, экспериментатор выходит из комнаты на 2 минуты. Поведение ребенка тем временем фиксируется скрытой камерой. Когда он возвращается, экспериментатор спрашивает ребенка о том, какого цвета пуговку он увидел. Затем экспериментатор сравнивает высказывания ребенка и его поведение, зафиксированное видеокамерой.

Результаты апробации методики показывают, что, находясь в 1 фазе (3-4 года), дети открывают 1 коробочку и сообщают, что видели синюю пуговичку, т.е. демонстрируют дисциплинированное правдивое поведение. Находясь во 2 фазе (4-5 лет), дети открывают две коробочки, и сообщают, видели синие пуговички, т.е. демонстрируют недисциплинированное правдивое поведение. Находясь в 3 фазе (5-6 лет) дошкольного возраста, дети открывают две коробочки и сообщают, что видели красную пуговичку, т. е. демонстрируют лживое поведение. Дети, находящиеся в 4 фазе (6-7), открывают две коробочки, видя там синюю пуговку, меняют ее на красную и сообщают, что видели красную пуговку.



Таким образом, о возникновении лжи как форме поведения, включающей в себя 3 основных аспекта: ложное (в объективном смысле) высказывание, сознание того, что это высказывание ложно и стремление придать ложной мысли вид истины, т. е. наличие намерения обмануть, мы можем говорить применительно лишь ко второй половине дошкольного возраста.
Список литературы


  1. Карандашев Ю. Н. Возрастная функционально-стадиальная периодизация психического развития детей: Дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07. – Л.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1991. – 433 с.

  2. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. – Петроград: 26-ая Государственная типография, 1922. – 280 с.

Правдивое-лживое поведение дошкольников и его диагностика

До сегодняшнего дня открытым остается вопрос, существует ли наследственная, генетически запрограммированная склонность к обману или все решают обстоятельства жизни человека, воспит

46.12kb.

01 10 2014
1 стр.


Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков

Суицидальное поведение: Демонстративное поведение Аффективное суицидальное поведение Истинное суицидальное поведение

350.7kb.

11 10 2014
1 стр.


План сбора информации

Диагностика и вспомогательные программы для дошкольников, страдающих аутизмом, в Санкт-Петербурге: положение и нужды семей в настоящее время

164.46kb.

18 12 2014
1 стр.


Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественного подхода

Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа. С рождения ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки эмоционально

203.39kb.

25 12 2014
1 стр.


Диагностика развития мышления у дошкольников и младших школьников

Почему из разбавленной водой глины можно лепить всевозможные поделки, а невлажная глина просто рассыпается? Почему деревянный кораблик не тонет

111.94kb.

08 10 2014
1 стр.


Организационое поведение раздел Поведение личности в организации. Психоанализ и фрейдизм
889.46kb.

14 12 2014
6 стр.


Организационное поведение

Программа дисциплины «Организационное поведение» / авт сост. М. А. Фе­дотова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 14 с

201.83kb.

10 09 2014
1 стр.


Лекция I философия сегодня. Необычайное и правдивое приключение: пришествие истины. Соотношение истории и философии

Философия сегодня. – Необычайное и правдивое приключение: пришествие истины. – Соотношение истории и философии

2220.59kb.

23 09 2014
12 стр.