Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4



АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ

МВД России

На правах рукописи


САФОНОВ Александр Александрович

Правовое регулирование

функционирования религиозных объединений

в России в начале XX века
Специальность 12.00.01 – теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве


А в т о р е ф е р а т диссертации

на соискание ученой степени

доктора юридических наук


Москва2008

Работа выполнена на кафедре государственно-правовых дисциплин

Академии управления МВД России.


Научный консультант

доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН



Малыгин Александр Яковлевич

Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, профессор Кодан Сергей Владимирович

доктор юридических наук, доцент Лаптева Людмила Евгеньевна

доктор юридических наук, доцент Новицкая Татьяна Евгеньевна




Ведущая организация – Саратовская государственная академия права

Защита состоится «06» марта 2008 г. в 14 час. 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 203.002.06 в Академии управления МВД России по адресу: 125171, Москва, ул. З. и А. Космодемьянских, д.8, в ауд. 404.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии управления МВД России.

Автореферат разослан «___» __________ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцент К.Л. Яковлев
Общая характеристика работы
Актуальность диссертационного исследования обусловлена значимостью религиозного фактора в политико-правовой жизни современной России и мира в целом. Политические процессы, происходившие в СССР во второй поло­вине 80-х гг. XX в., способствовали активизации религиозной жизни на постсоветском пространстве. За период с 1990 по 2000 гг. количество зарегистрированных религиозных организаций увеличилось в 4 раза, превысив 17 тыс.1 Данная тенденция сохранилась и в последующем: на 1 июня 2005 г. в Российской Федерации насчитывалось 21800 зарегистрированных религиозных организаций, принадлежащих к 68 религиозным течениям2. Более разнообразным становится их спектр: наряду с религиозными общинами появилось значительное число религиозных центров, монастырей, духовных образовательных учреждений, миссий, братств и др.

В короткий исторический период наша страна пережила серию вероисповедных реформ, в ходе которых был осуществлен пересмотр модели государственно-церковных отношений. Согласно действующему законодательству Российская Федерация является светским государством, обеспечивающим реализацию свободы совести. Новые принципы государственно-церковных отношений были закреплены в Конституции Российской Федерации 1993 г., а также в двух федеральных законах – «О свободе вероисповеданий» 1990 г. и «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г.

Вступивший в действие с 1 октября 1997 г. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объе­дине­ниях» получил неоднозначную оценку специалистов правоведов, религиоведов, политологов, церковных деятелей. Наряду с позитивными отзывами о законе, отразившем сложности религиозной ситуации переходного периода и упорядочившем деятельность в стране традиционных религиозных организаций, имелись и серьезные критические замечания в его адрес. Ряд авторов расценили его как шаг вспять от демократических основ, усмотрели в отдельных его положениях противоречие принципам действующей Конституции РФ3.

Известная противоречивость и пробельность в российском религиозном законодательстве негативно отражается на состоянии правоприменительной практики, порождает факты административного давления на религиозные объединения в целом ряде субъектов РФ, способствует расширению базы религиозных организаций, не желающих функционировать в рамках действующего законодательства, чревато нарастанием напряженности в межконфессиональных отношениях.

Такая ситуация объясняется тем, что отношения государства и религиозных организаций последние полтора десятка лет не имели четкой выраженной и научно обоснованной концепции, формировались во многом стихийно, в обстановке романтического упоения демократизацией в религиозной сфере. О необходимости выработки научных основ для государственно-церковного диалога идет речь на научных форумах последнего времени, устраиваемых как правительственными органами, так и общественными структурами1, в работах теоретиков-религиоведов2, на страницах специализированного научного журнала «Религия и право», учрежденного негосударственной некоммерческой организацией «Институт религии и права». Выработка модели государственно-церковных отношений в России является приоритетным научным направлением, в рамках которого работают ученые-религиоведы Российской академии государственной службы при Президенте РФ3. Для решения этой задачи большое значение имеет подготовка группой российских и английских ученых многотомных научных изданий «Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания» (М., 2003-2005 гг.) и «Атлас современной религиозной жизни России» (М.; СПб., 2005-2007 гг.), содержащих информационно-аналитическое описание религиозной ситуации в 78 субъектах РФ.

Осуществляемая ныне разработка теоретической модели государственно-церковных отношений не мо­жет состояться без учета богатых исторических традиций реформирования религиозной сферы в России. Думается, что опыт реа­лизации принципа свободы вероисповеданий в императорской России, а также свободы совести в ходе осуществления демократических преобразований Временным правительством может и должен быть учтен и воспринят в нынешних условиях.

Изучение периода начала XX в. крайне важно, на наш взгляд, потому, что тогда была осуществлена глубокая реформа государственно-церковных отношений, проводимая с учетом сложной полиэтнической и поликонфессиональной структуры Российского государства. Опыт деятельности царского и Временного правительств по модернизации вероисповедного законодательства, приведению его в соответствие с принципами конституционного государства и западными стандартами обеспечения религиозной свободы, с одной стороны, а с другой – с рос­сийскими традициями духовной жизни, национальной и конфессиональной политики, представляет значительный научный и практический ин­терес. Принципы, на которых строятся государственно-церковные отношения, являются одной из объективных характеристик существующего в государстве политического режима. Исследование же процессов реформирования вероисповедного законодательства, базировавшегося ранее на идее веротерпимости, в направлении осуществления религиозной свободы, позволяет расширить научные представления об эволюции отечественного права в предреволюционный период. Кроме того, религиозные организации являются важным институтом гражданского общества, и верный выбор приоритетов государственно-конфессиональных отношений во многом определяет перспективы его построения в России.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблема правового статуса религиозных организаций дореволюционной России и его модернизации в духе осуществления принципов религиозной свободы изучена в историко-правовой науке недостаточно.

Научную литературу по избранной теме условно можно разделить на три группы. Первая включает в себя работы, принадлежащие перу непосредст­венных уча­стников и очевидцев вероисповедных реформ начала XX в. Ко второй группе следует отнести труды советских историков-религиове­дов. Третью со­ставляют исследования, опубликованные нашими современ­никами.

Сочинения, относящиеся к первой группе, имеют са­мостоятельное научное значение, учитывая широкий спектр поднятых в них проблем. Их авторы анализируют право­вое положение религиозных конфессий в Российской империи накануне Пер­вой русской революции, описывают отдельные аспекты вероисповедных реформ 1905 г. и думского периода, в частности модернизацию законодательства о религиозных преступлениях, выясняют отношение к ним различных общественных групп.1 Специфика данных исследований состоит в том, что их авторы в боль­шинстве своем принимали прямое либо опосредованное участие в разработке и обсужде­нии законодательных реформ в религиозной сфере. Поэтому для них свойственна субъективность в оценках вероисповедного курса правительства, объясняемая различием их политических воззрений и профессионального положения.

Значительный научный интерес в дореволюционной историографии темы представляют работы профессора права Томского, затем Петербургского университета М.А. Рейснера2 и профессора права Казанской духовной академии И.С. Бердникова3, в которых анализируется реформа вероисповедного законодательства в начале XX в., дается характеристика основополагающих вероисповедных законов. Различие социально-политических воззрений указанных авторов (Рейснер являлся либеральным государствоведом и выступал за широкую религиозную свободу, тогда как Бердников принадлежал к правоконсервативному направлению и был сторонником построения государственно-церковных отношений на принципах традиционной веротерпимости) объясняет развернутую ими полемику по вопросам модернизации вероисповедной сферы, противоположность их оценок действующих и принимаемых законодательных актов.

Труды дореволюционных специалистов по государственному и церковному праву Н.С. Суворова, Н.А. Заозерского, Л.А. Тихомирова, В.Н. Латкина, А.Д. Градовского, В.М. Грибовского и др. позволяют составить представление о состоянии религиозного законодательства изучаемого времени, системе государственных органов, направлявших вероисповедную политику1.

В работах советских авторов основное внимание было сосредоточено на оценке политической позиции Православной церкви в пе­риод Первой рус­ской революции. Вероисповедные реформы рассматривались в них фрагмен­тарно, без должного привлечения документальных материалов. Разрозненные сведения о них содержались либо в общих работах по проблемам государст­венно-церковных отношений в досоветский период, либо в отдельных статьях, посвященных положению отдельных религиозных объединений.2

В целом деятельность правительства в вероисповедной области в совет­ской историографии оценивалась негативно, хотя в работах 80-х гг. XX в. тон рас­суждений несколько изменяется, исчезает прежняя однозначность и пред­взятость оценок. По-новому переосмысливая накопленный материал, анализируя из­менения, происшедшие в российском законодательстве и в жизнедея­тельности религиозных объединений, авторы постепенно отходят от традици­онного представления о невозможности осуществления религиозной свободы в буржуазном обществе.3

Общая постановка проблемы правительственных реформ, направленных на осуществление свободы вероисповедания и свободы совести представлена в статье М.Н. Курова, вышедшей в 1981 г. Написанная в духе времени и сводившая вероисповедный курс царского правительства лишь «к подчистке религиозного законодательства, которое… не изменялось с XVIII в.», она, тем не менее, впервые в советской историографии отдала дань масштабности проводимых реформ, наметила их основные вехи, кратко охарактеризовав содержание каждого из этапов и расстановку политических сил.1

В 80-е – начале 90-х гг. XX века появляются работы, в которых уделяется большое внима­ние положению неправославных конфессий в России. Таковы исследования Б. Гальперина, В.Я. Лаверы­чева, П.Н. Зырянова, И.В. Поздеевой, Н.А. Трофимчука2. В 1989 г. вышел в свет коллективный труд «Русское православие: вехи исто­рии», годом ранее – содержащая большое число документальных источников в области государственно-церковных отношений, не введенных ранее в научный оборот, работа В.С. Дякина3. В новом исследовательском ракурсе многими авторами ставится проблема церковных реформ, прежде всего, реформ в Русской православной церкви4.

Работы рубежа XX-XXI вв. дают основание говорить о начале нового периода в изучении российского вероисповедного законодательства начала XX века. Их авторы предпри­нимают попытку объективно оценить исторический опыт религиозной поли­тики государства, его отношения к различным, в первую очередь инославным и иноверным, конфессиям. Политика государства по отношению к инославным конфессиям в имперский период рассмотрена в диссертационной работе О.А. Лиценбергер1, положению поляков-католиков посвящена монография Л.Е. Горизонтова2, принципы взаимоотношений с мусульманами анализируются в работах Д.Ю. Арапова3, Е.И. Кэмпбелл4, Д. Усмановой5, а также в коллективном труде ученых-историков, посвященном Волго-Уральскому региону6. Отдельные аспекты политики царского правительства в отношении старообрядцев рассмотрены М.О. Шаховым и О.П. Ершовой7. Возникновению и развитию на западных окраинах Российской империи еврейского, польского и украинского вопросов, имевших, в том числе, конфессиональное измерение, посвящено коллективное исследование «Западные окраины Российской империи», вышедшее в 2006 г. Проблема реализации вероисповедного законодательства в региональном срезе поставлена И.В. Шабровым8.

В рассматриваемое время вышли в свет солидные монографические исследования, посвященные религиозной политике России предшествующих периодов. Религиозная политика правительства первой четверти XIX в. исследована Ю.Е. Кондаковым и Е.А. Вишленковой9, политика по отношению к РПЦ в 60-70-е гг. XIX в. – С.В. Римским1, в годы контрреформ – А.Ю. Полуновым2.

Правовое положение церкви получило отражение в современных работах по истории права: обобщающих трудах3, а также исследованиях по систематизации уголовного и гражданского законодательства4, истории семейно-брачных5 и имущественных6 отношений.

Первые обобщающие исследования, затрагивавшие отдельные стороны законодательной политики в отношении вероисповеданий Российской империи на последнем этапе ее существования, вышли в свет во второй половине 90-х гг. XX столетия. Это работы историков С.Л. Фирсова, Ю.С. Белова, М.И. Одинцова, В.К. Пинкевича, О.Ю. Редькиной. С.Л. Фирсов анализирует принципы, которыми руководствовалось царское правительство в ходе разработки указа 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», а также принятых годом позже Правил о старообрядческих и сектантских общинах. Наметившийся кризис государственно-церковных отношений он трактует как закономерный итог крушения ранее существующей «симфонической модели» отношений РПЦ с государством.7 Диссертационное исследование Ю.С. Белова посвящено анализу политики царского правительства по отношению к неправославным вероисповеданиям: католикам, протестантам, армяно-грегорианам, мусульманам и др.1 Диссертация О.Ю. Редькиной посвящена государственно-церковным отношениям периода Временного правительства2. В.К. Пинкевич исследует вероисповедные реформы, проводимые в начале XX столетия, уделяя преимущественное внимание законотворчеству Государственной думы в данном вопросе3.

Думскому этапу вероисповедного реформаторства посвящена также публикация доктора исторических наук М.И. Одинцова4. Этот автор первым в новейшей историографии поставил проблему вероисповедных реформ царского правительства, уделив ей вводную главу в своей монографии «Государство и церковь в России. XX век» (М., 1994). Недавно вышедшее исследование протоиерея В. Рожкова «Церковные вопросы в Государственной думе» (М., 2004) носит в большей мере справочный характер. Работа содержит обширный перечень документов, порожденных обсуждением представительным органом власти церковных вопросов: вероисповедных, образовательных, реформы церковного прихода и др., снабжена биографическими сведениями о депутатах Государственной думы четырех созывов и библиографией.

Правовое регулирование деятельности конфессий в последние годы становится значимой проблемой историко-правовой науки. В С.-Петербурге и Н.-Новгороде выполнено несколько кандидатских диссертационных исследований по данной теме. Работа В.В. Пущанского посвящена правовому статусу РПЦ в XX в.5, исследование Л.Р. Романовской – правовому регулированию жизнедеятельности иноверных конфессий6.

Проблема законодательного закрепления свободы совести в начале XX в. поставлена в диссертационном исследовании А.А. Дорской7. Ограниченная рамками кандидатской работы, А.А. Дорская исследовала целый ряд вопросов, значимых для нашей темы, только фрагментарно. В их числе проблемы трактовки свободы совести в общественно-политической мысли России, законодательстве и правовой мысли стран Европы и Америки, законотворчества Министерства внутренних дел в вероисповедных вопросах. За пределами настоящего исследования остались вопросы реализации вероисповедного законодательства, вероисповедных реформ Временного правительства и ряд других. Отдельные аспекты нормотворческой и правоприменительной деятельности Министерства внутренних дел в регулировании вероисповедных отношений в рассматриваемый нами период исследованы в диссертациях С.А. Лукьянова и Н.В. Шингаревой1.

В вышедшем в свет в 2006 г. учебном пособии М.С. Стецкевича «Свобода совести» актуальная научная проблема рассмотрена в различных срезах: историческом, философском, правовом. Указанное пособие призвано служить основой для преподавания курса «Свобода совести», включенного в качестве обязательного в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для специальности «Религиоведение».

Проблема государственно-церковных отношений, как в теоретическом, так и в конкретно-историческом контексте, затронута в фундаментальных трудах по истории религий в России2 и истории Русской православной церкви3, а также в рамках изучения истории империй4.

Отдельное направление в историографии темы представляют исследования западных авторов Д. Кёртисса, Д. Каннингема, Д.В. Поспеловского, Г. Фриза, В. Кивельсона, Р. Грина, П. Верта и др.5 Причины кризиса российской вероисповедной системы и неудачи вероисповедных реформ начала XX в. они усматривают в искажении традиционной «симфонии» государственной и церковной властей, происшедшей в период петровских реформ и усугубившейся в последующем. Ответственность за это они возлагают на государство, не создавшего условий для гармоничного развития Русской православной церкви. П. Уолдрон в очерке «Веротерпимость в поздней имперской России» объясняет неуспешный исход предпринимавшихся правительством П.А. Столыпина попыток расширить свободу вероисповедания для неправославного населения страны противоречивой политикой самодержавия, желавшей перемен в религиозной сфере в последнее десятилетие существования, однако опасавшейся их по причине того, что они ослабляли РПЦ как духовную основу политической системы государства. Уолдрон отмечает, что вопрос о религиозных правах приводил правительство к противостоянию с РПЦ, влияние которой падало в результате всякой попытки к расширению прав религиозных меньшинств, и которая относилась к этому негативно.1

Проведенный анализ научной литературы показывает, что комплексного изучения проблемы реформирования правового положения религиозных объединений в аспекте осуществления в России в начале XX столетия свободы вероисповедания и свободы совести до сих пор еще не было осуществлено. Содержание, ход и итоги реформ вероисповедного законодательства, состояние правоприменительной прак­тики, как на общероссийском, так и на региональном уровне освещены недоста­точно. Между тем изучение истории вероисповедных реформ в России на последнем этапе существо­вания монархии позволяет более рельефно отразить правовые и церковно-политические аспекты кризиса российской государственности.



Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере юридического закрепления статуса религиозных объединений; предметом – совокупность источников (нормативно-правовых актов, материалов официального делопроизводства и др.), отражающих состояние правового регулирования в области осуществления свободы вероисповедания и свободы совести в России в начале XX века. Каноническое право, регулирующее внутреннее церковное устройство и управление, в работе специально не рассматривается, поскольку данная проблема может быть предметом самостоятельного исследования.

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XX века до Октябрьской револю­ции 1917 г. – время реформирования правового положения религиозных объединений на принципах свободы вероисповедания и свободы совести. Вместе с тем логика комплексного рассмотрения темы потребовала в ряде случаев выхода за обозначенные хронологические рамки и осуществления ретроспективного анализа религиозного законодательства и основ вероисповедной политики Российского государства в XVIII-XIX вв.

Цель исследования состоит в изучении системы правового регулирования функционирования религиозных объединений в контексте осуществления свободы вероисповедания и свободы совести в России в начале XX в.

Осуществление данной цели предполагает решение следующих за­дач:

Во-первых, дать общую характеристику правового статуса вероисповеданий, определявших конфессиональный облик России накануне XX века, для чего необходимо: а) рассмотреть структуру населения по вероисповеданиям; б) выявить принципы и тенденции вероисповедной политики Российского государства имперского периода; в) проанализировать правовые основы взаимоотношений государства и Русской православной церкви; г) охарактеризовать правовой статус инославных и иноверных исповеданий; г) оценить состояние законода­тельства о старообрядческом расколе и русском сектантстве.

Во-вторых, проанализировать состояние вопроса об отношении государства и церкви в политико-правовой мысли России. Для этого предполагается: а) выяснить отношение к вероисповедной свободе различных направлений светской и религиозной общественной и правовой мысли России рубежа XIX-XX вв.; б) осуществить анализ программных установок ведущих политических партий по вопросам введения свободы вероисповедания и свободы совести; в) выявить отношение различных общественных и политических сил к ключевым этапам реформы вероисповедного законодательства, проводимой царским и Временным правительствами.

В-третьих, исследовать деятельность государственных учреждений по модернизации вероисповедного законодательства. Для этого необходимо: а) рассмотреть деятельность Особого совещания Комитета министров под пред­седательством С.Ю. Витте по подготовке указа 17 апреля 1905 г. «Об укреп­лении начал веротерпимости»; б) охарактеризовать подготовительную работу по модернизации религиоз­ного законодательства Особого Совеща­ния по делам веры А.П. Игнатьева; в) выяснить основные направления и принципы законотворческой деятельности Министерства внутренних дел в вероисповедном вопросе; г) рассмотреть ход обсуждения основополагающих вероиспо­ведных законопроектов в комиссиях и заседаниях Государственной думы и Государственного совета; д) проанализировать религиозное законодательство Временного правительства.

В-четвертых, оценить итоги реформы вероисповедного законодательства в начале XX в. и сформулировать рекомендации по использованию дореволюционного опыта в ходе совершенствования современной вероисповедной политики.



следующая страница>


Правовое регулирование функционирования религиозных объединений в России в начале XX века

Специальность 12. 00. 01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

751.79kb.

29 09 2014
4 стр.


Программа дисциплины «Правовое регулирование рынка ценных бумаг»

Нет или практически нет примеров структурирования тех или иных финансовых сделок в соответствии с положениями российского законодательства. Все это существенным образом затрудняет

284.64kb.

06 10 2014
1 стр.


Министерство экономического развития и торговли

«экономист». Для эффективного освоения данного курса слушатель должен знать механизмы функционирования фондового рынка и рынка ценных бумаг, финансы корпораций, правовое регулирова

153.08kb.

06 10 2014
1 стр.


Правовое регулирование ответственности нотариуса
281.85kb.

12 09 2014
1 стр.


Программа дисциплины Неэмиссионные ценные бумаги для направления 080100. 68 экономика подготовки магистра

«Финансовые рынки» Для эффективного освоения данного курса студент должен знать механизмы функционирования фондового рынка и рынка ценных бумаг, финансы корпораций, правовое регули

179.54kb.

06 10 2014
1 стр.


Черносотенное движение и черносотенные организации в России в начале ХХ века план

России начала XX века. Особое значение представляет изучение истории партий и движений, которые были против коренного перелома существовавшего политического строя и системы социаль

365.64kb.

27 09 2014
1 стр.


Парадоксы неоконсерватизма (Россия и Германия в конце XIX – начале XX века) Редактор

России и Германии, а также национально-культурному и социальному своеобразию неоконсервативных традиций начала XX века. Рассматривается роль неотрадиционализма в установлении тотал

2102.71kb.

10 09 2014
9 стр.


18 Октября 2004 г. Приложения 11 страниц в священный Синод Русской Православной Церкви от представителей языческих религиозных объединений России

А также в отношении лежащих в основе этих заявлений ненавистнических призывов Ветхого завета к борьбе с язычниками, поскольку подобные призывы, да еще и почитаемые за священные сло

123.01kb.

10 10 2014
1 стр.