Праздник-состязание «Как измерить все на свете»
Задачи. На этом внеурочном мероприятии учащиеся должны продемонстрировать себе, родителям, другим приглашенным умение измерять разные величины (длины, площади и др.) нестандартными единицами; показать свое знакомство с разными измерительными приборами и шкалами (шкала Бофорта); попробовать себя в умении определять длины на глаз; показать свое знание различных измерительных приборов и единиц измерения.
Примерная продолжительность: 2-3 часа.
Оборудование и материалы. Ленты атласные длиной 1,5 - 2 м - по одной на каждую команду участников, круги бумажные диаметром 30 -35см - по одному на каждую команду, палетки для измерения площадей, шкала Бофорта - один экземпляр на одну команду. Для оценивания работы команд карточки с баллами: 1, 2, 3, 4 (по несколько штук с каждой цифрой).
Сценарий праздника.
1) Для проведения праздника ученики класса делятся на команды по 4 - 5 человек в
каждой команде. Составляется судейская бригада, в которую могут входить ученики этого класса (или параллельного класса), родители, учителя. Количество членов жюри должно совпадать с количеством команд для того, чтобы каждый член судейской бригады мог следить за работой одной команды.
Участники рассаживаются в классной комнате по группам. Объявляется первый этап соревнования «КАК ИЗМЕРИТЬ ВСЕ НА СВЕТЕ».
Фрагмент мультфильма «38 попугаев» или чтение отрывка сказки Г.Остера.
-Почему длина удава у каждого из героев оказалась разной?
-А вы умеете измерять?
-
Каждой группе раздаются ленты (по одной на группу). Предлагается измерить ее длину необычной меркой - локтем. Учитель или ведущий рассказывает, что в древней Руси люди пользовались такой единицей измерения длины. Работа группы будет оценивать в баллах. Максимально можно получить 3 балла.
Группе важно не только как можно точнее измерить длину своей ленты, но и объяснить причину возможной неточности данного измерения. Каждой группе ставит оценку один из членов жюри, который наблюдал за ее работой. Карточки с баллами показываются членами жюри по окончании работы всех групп.
-
Теперь задание измерить длину класса (или аналогичное выделенное расстояние) шагами. Детям предлагается придумать самый точный способ такого измерения. Наблюдатели снова следят за работой групп.
Здесь важно, чтобы дети придумали такой способ «шагать», когда ступня ставится вплотную к другой. Таким образом, длина промеривается стопами. Такой шаг лучше, чем обычный: он имеет постоянную длину. При оценивании нужно обратить на это внимание и поощрить те команды, которые выйдут на такой способ. Они получат высший балл: 4.
И снова учитель предлагает историческую справку о том, что в Англии так измеряли длину и назвали эту меру «фут» от английского слова «ступня». Ее используют и до сих пор, только фут - длина ступни взрослого, а не ребенка. Здесь имеет смысл продемонстрировать с большого экрана анимацию «Измерение футами».
-А в настоящее время, что используют для измерения величин? (измерительные приборы).
4) Продолжая работу на большом экране, можно провести конкурс на распознавание измерительных приборов, используя цифровые ресурсы слайды «Измерительные приборы», серия заданий «Измерительные приборы и величины» За каждый верный ответ начисляется 1 балл и полбалла - за хорошее дополнение.
5) В этом задании предстоит измерить величину другого рода: площадь
Каждой группе раздаются круги (можно разного цвета) диаметром 30-35см.
Предлагается измерить площадь этих кругов, используя и качестве мерки площадь своей ладони. Здесь важно обратить внимание на прикладывание ладоней так, чтобы закрыть всю поверхность листа. Для выполнения задания можно использовать ладони всех членов команды, считая их одинаковыми. Но при ответе команда должна обговорить этот момент, что мы использовали разные мерки, считая их равными. Максимальное число баллов за это задание - 2.
6) Для следующего задания участники игры - состязания выходят школьный двор. И получают новое задание показать дерево в три обхвата. Здесь важно догадаться, что это значит. Дерева такого размера скорее всего нет поблизости. Участникам команд надо показать его размер в обхвате. Максимальное количество баллов за это задание - 3.
7)В следующем задании участники соревнуются в точности своего глазомера Участникам необходимо оценить в метрах расстояние до ворот (до дерева, до крыльца) на глаз. Каждая группа советуется, обсуждает, затем дает свой ответ. Проверяется результат с помощью измерения рулеткой Таких заданий на глазомер дается два или три. Максимальное количество баллов 3.
8)Для следующего задания необходимо иметь распечатанную школу Бофорта для каждой команды. Предлагается определить силу ветра. И рассказать на какие признаки
обратили внимание, почему именно этот балл присвоили силе ветра . Члены судейской бригады выслушивают ответы и объяснения каждый своей команды и присуждают 2 или 3 очка в зависимости от полноты и точности ответа.
9)Ставится новое задание на измерение облачности с помощью палеток, которые заранее изготовлены классом на уроках подготовки к празднику. Обсуждается, что палетка измеряет площадь и соотношение площадей. Задание сложное, поэтому максимальное количество баллов, которое за него ставится - 4.
10)Подведение итогов и награждение победителей.
Участники возвращаются в класс. Жюри подводит итоги соревнования, подсчитывает общее количество баллов, заработанное каждой командой. А командам предлагается выбрать самое интересное задание на измерение, которое они выполняли на состязании. Сначала команды называют по очереди выбранное задание, а затем жюри называет победителей. Можно наградить как победителей, так и всех участников соревнования, в том числе и судейскую бригаду.