Допущено Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2012. - 304 с.: 60x90 1/16. (переплет)
Пособие содержит систематический курс психологии, в котором описаны: методологические принципы психологии как науки; основные свойства познавательных процессов, процессов регуляции и саморегуляции деятельности, процессов мышления и речи; характеристики сознания, теорий личности, общения и взаимного влияния людей.
В психологический практикум входят методики, которые используются как в психологических исследованиях, так и на практике, например при отборе и оценке персонала.
Предназначено для студентов, учащихся магистратуры и аспирантов гуманитарных и естественно-научных направлений, а также для всех, интересующихся психологией.
Предисловие
|
3
|
Часть первая. Психология
|
6
|
Раздел 1. Теоретико-методологическое и историческое введение
|
6
|
Глава 1. Предмет, основные проблемы и методы психологии
|
6
|
1.1. Предмет психологии
|
6
|
1.2. Критерии психики
|
7
|
1.3. Понятия внешнего и внутреннего
|
9
|
1.4. Основные проблемы психологии как науки
|
10
|
1.5. Основные методы психологических исследований
|
13
|
1.6. Структура и источники психологических знаний
|
17
|
1.7. Зачем нужны психология и психологи
|
19
|
Глава 2. Краткий обзор исторического развития психологии
|
21
|
2.1. Развитие взглядов на психику в античной философии
|
21
|
2.2. Развитие взглядов на психику в науке XVII—XVIII вв
|
24
|
2.3. Развитие психологии в философии и естествознании XIX века
|
28
|
2.4. Формирование психологии как самостоятельной науки
|
30
|
2.5. Основные направления в психологии XX в
|
33
|
2.6. Возникновение и развитие советской психологии
|
39
|
Раздел 2. Познавательные процессы
|
42
|
Глава 3. Сенсорно-перцептивные процессы
|
42
|
3.1. Ощущения
|
42
|
3.2. Восприятие
|
47
|
Глава 4. Память, внимание, воображение
|
71
|
4.1. Память
|
71
|
4.2. Внимание
|
80
|
4.3. Воображение
|
86
|
Глава 5. Интеллектуально-вербальная сфера человека
|
88
|
5.1. Мышление
|
88
|
5.2. Интеллект и творческое мышление
|
94
|
5.3. Речь и язык
|
104
|
Раздел 3. Мотивации, эмоции, воля
|
112
|
Глава 6. Мотивация
|
112
|
6.1. Потребности и мотивы
|
112
|
6.2. Цель
|
115
|
6.3. Теоретические взгляды на мотивацию и ее виды
|
117
|
6.4. Психологическое представление о смысле действий и высказываний
|
120
|
Глава 7. Эмоциональные процессы
|
123
|
7.1. Определение и основные характеристики эмоций
|
123
|
7.2. Знак эмоции
|
124
|
7.3. Избирательное влияние эмоций на поведение и познавательные процессы (регуляторная функция эмоций)
|
126
|
7.4. Информационная теория эмоций
|
130
|
7.5. Выражение эмоций: мимика, пантомимика, вокализация
|
132
|
Глава 8. Произвольные психические процессы, воля и саморегуляция
|
134
|
Раздел 4. Сознание, личность, общение
|
138
|
Глава 9. Сознание и его состояния
|
138
|
9.1. Сознание
|
138
|
9.2. Нормальное и измененные состояния сознания
|
140
|
Глава 10. Личность
|
145
|
10.1. Понятие о личности и индивидуальности
|
145
|
10.2. Различные подходы к пониманию личности
|
149
|
Глава 11. Общение и психологическое воздействие
|
177
|
11.1. Общение
|
177
|
11.2. Психологическое воздействие и манипулирование
|
185
|
Контрольные вопросы
|
191
|
Темы для докладов, рефератов, курсовых работ
|
194
|
Краткий словарь основных понятий
|
196
|
Часть вторая. Психологический практикум
|
205
|
Познавательные процессы
|
205
|
1. Исследование свойств внимания
|
205
|
2. Исследование свойств памяти
|
207
|
2.1. Измерение объема непосредственной памяти
|
207
|
2.2. Измерение объема опосредованной ассоциативной и смысловой памяти
|
210
|
3. Пример теста интеллекта
|
212
|
4. Выявление креативности
|
221
|
Особенности личности
|
222
|
5. Темперамент
|
222
|
5.1. Тест-опросник Г. Айзенка «Экстраверсия-интроверсия и нейротизм» (EPI)
|
222
|
5.2. Тест «Формула темперамента» (по А.Белову)
|
226
|
6. Тест направленности личности
|
230
|
7. Тест личностной установки
|
236
|
8. Исследование отношения к успехам, неудачам и риску
|
242
|
8.1. Тест для определения уровня мотивации стремления к успеху и избегания неудач (по Мехрабяну)
|
242
|
8.2. Методика диагностики степени готовности к риску (по Шуберту)
|
246
|
9. Тест уровня субъективного контроля (уск)
|
248
|
10. Исследование профессиональных предпочтений
|
255
|
10.1. Дифференциально-диагностический опросник (ДЦО)
|
255
|
10.2. Типология личности и выбор профессии. Опросник Дж. Холланда
|
258
|
11. Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению. (Методика К. Томаса, адаптированная Н.В. Гришиной)
|
264
|
12. Преодолевающее поведение. Опросник «Стратегия преодоления стрессовых ситуаций» — SACS (по С. Хобфоллу)
|
269
|
13. Тест «Несуществующее животное»
|
275
|
14. Рисуночный тест фрустрационных реакций (по Розенцвейгу)
|
286
|
Список литературы
|
298
|