Преодоление переходного возраста человечества как выход из системного кризиса
Злобин В.Н. ФИАН РФ. Пущино
Система - совокупность элементов, функционирующих как единое целое в результате взаимодействия между собой. Системы обладают фрактальностью, то есть подобием в разных масштабах.
Сообщность
|
Манифестация
|
Человечество
|
Ноосфера
|
Суперэтнос
|
Религиозная конфессия
|
Этнос
|
Государство
|
Корпорация
|
Общие интересы
|
Родовой клан
|
Уклад жизни
|
Семья
|
Ячейка воспроизводста
|
Индивидуум
|
Я-семеричность
|
Самодостаточность сообщности в историческом времени.
Первой самодостаточной сообщностью был родовой клан. Отсутствие самодостаточности родового клана приводило к объединению с соседними кланами; образовывались родоплеменные союзы или корпорации кланов. В дальнейшем та же причина привела к укрупнению этих союзов с закреплением за собой территории проживания; таким образом образовались государства.
Государства также не обладали самодостаточностью. Поэтому они решали эту проблему путем войны с соседями. И, как следствие, в XX веке система человечества представляет собой блоки государств и суперэтносов. В настоящее время существует три суперэтноса: буддийский, исламский и христианский. Подавляющее население Земли по сути дела разделены этими суперэтносами поровну. Но возрастающие потребности населения планеты (и истощаемые природные ресурсы) привели к тому же отсутствию самодостаточности у этих сообществ. Не лишне заметить, что появилась и еще одна недостаточность - нравственно-этического и даже духовного порядка. И в таком состоянии мир находится в настоящее время. А историческая ретроспекция отчетливо демонстрирует интеграцию сообщностей. Поэтому прошлый век испытал две мировые и множество других войн. Таким путем решались проблемы отсутствия самодостаточности.
Карибский кризис 1962 г показал неизбежность поражения для всех при современном уровне развития вооружений развитых стран. Остался один путь- сбижение, сотрудничество, сотворчество и, в конечном счете, объединение.
Интеграция сообщностей происходит вопреки интересам корпораций власти, но под давлением причин как внешнего, так и внутреннего характера. Последний пример - Евросоюз. Внешние причины - это прежде всего недостаток природныхресурсов и энергоносителей. Далее идет продовольствие, товары высокотехнологичного производства, в том числе фармакология и медицинская техника. Отсутствие самодостаточности возникло из-за международного разделения труда и возросших требований к комфорту быта. К внутренним причинам можно отнести совместные проекты в сфере бизнеса (глобализм), науки, освоения космического пространства и множества других видов деятельности, где общий интерес доминирует над всеми другими привязанностями.
Кроме того, существуют причины глобального характера. В 2011 г ожидается максимум солнечной активности большой интенсивности, какой еще не наблюдалось за весь период наблюдений. Это может привести к повреждению магнитосферы и проникновению на поверхность Земли жесткого солнечного излучения, опасного для всего живого. Наблюдаемые флюктуации магнитного поля и движение полюсов усугубляют последствия этих явлений. Природные катаклизмы последних лет (наводнения, землетрясения, цунами) также выпадают из обычной статистики. Таяние континентальных льдов может привести к повышению уровня мирового океана и затоплению низменных участков суши.
Вообще говоря, биосфера в XX веке находилась уже в критическом состоянии, что хорошо известно. А теперь она стала еще и нестабильной, что на самом деле свидетельствует о таком же состоянии человеческого сознания. Общественное сознание большинства населения планеты находится на уровне сознания рабов древнего Рима, лозунгом которых было "хлеба и зрелищ". Количество населения, находящегося в фазе выживания в настоящее время составляет одну треть населения Земли. Для этой части населения лозунг "хлеба и зрелищ" не является порицанием - им ничего не остается иного.
Развитие высокотехнологических средств коммуникаций между людьми, завершенное глобальным расширением сети Интернет, радикально изменило среду обитания человека как информационного существа. В масштабе биосферы образовался кругооборот информации в дополнение к кругооборотам вещества и энергии. Образно говоря, человек начинает жить в небольшой деревне, где все знают о каждом все. Такие условия бросают человечеству вызов, который нельзя не заметить и на который нельзя не ответить. Современное состояние человека в эволюционном аспекте отражено в предлагаемой таблице. За критерий эволюции выбран вектор осознания бытия. Шкала выражена в социально узнаваемых типах.
Типы
|
Характеристика
|
Духовный
|
Духовная триада
|
Эстетический
|
Этический
|
Рационалистический
|
Переходный тип
|
Экономический
|
Биологическая триада
|
Эмоциональный
|
Биологический
|
Две триады отражают собственно человеческую и социальную природы человека. Социальная природа выражена в известном марксистком определении человека. Духовная триада отражает развитие собственно человеческой природы.
Современное состояние человечества, завершающего в основном фазу выживания, находится под доминирующим влиянием людей экономического и рационалистического типа. Это в большей степени выражено в обществах западной (европейской) культуры, чем в остальных, ныне существующих культурах. Поэтому та же таблица для западной культуры будет выглядеть следующим образом
Типы
|
Характеристика
|
Человек воли
|
Вождь, лидер
|
Рационалистический
|
Интеллектуал
|
Экономический
|
Биологическая триада
|
Эмоциональный
|
Биологический
|
В соответствии с основным биогенетическим законом - "онтогенез есть ускоренное повторение филогенеза", применяя эту аналогию к указанным типам, мы получаем следующую классификацию: для западной культуры
Типы
|
Возраст
|
Человек воли
|
Специалист
|
Рационалистический
|
Студент
|
Экономический
|
Старшекласник
|
Эмоциональный
|
Школьник
|
Биологический
|
Дошкольник, начальная школа
|
Для большинства других культур:
Типы
|
Возраст
|
Духовный
|
Мудрец
|
Эстетический
|
Зрелый человек
|
Этический
|
Специалист
|
Рационалистический
|
Студент
|
Экономический
|
Старшекласник
|
Эмоциональный
|
Школьник
|
Биологический
|
Дошкольник, начальная школа
|
Сравнивая эти таблицы, отмечаем, что человек западной культуры своим идеалом считает волевого интеллектуала (Шерлок Холмс). В славяно-русской культуре студент обладает молодым безэтичным интеллектом, а дальнейшее совершенствование идет по линии духовной триады: специалист должен обладать этикой, и в этом смысле он должен проявлять волю, зрелый человек кроме того должен понимать искусство и ощущать гармонию мироустройства, а мудрец уже обладает совокупным пониманием мира как единого целого, то есть является уже духовным человеком.
Поскольку современная Россия в подавляющем количестве своего населения идет в русле европейской (западной) традиции, поддерживаемой международной наукой, можно констатировать, что последние два типа - зрелые и мудрые типы в России социально не востребованы, а первый тип духовной триады - этический - подменен человеком воли. В этом и состоит глубинная причина системного кризиса России и человечества в целом.
Вернемся к анализу системы человечества, выраженной в первой таблице. Доминирование людей рационалистического и экономического типов в настоящее время привело к доминированию сообщности по интересам, то есть корпорации. В этом и состоит суть современного глобализма. Если провести аналогию между человечеством и организмом, то отдельные сообщества представляют собой органы, а подавляющее доминирование одного из них идет в ущерб другим и организму в целом, что в медицине называется раком. Поскольку интересы корпораций лежат в узкой области и никак не связаны с интересами вышестоящих сообщностей и человечества в целом, то их деятельность подобна распространению раковых метастазов. Работая на укрепление своей фирмы, как устойчивого образования в социуме, они преобретают характер мафиозного типа, противостоящего государственным (и всем другим) структурам и системам (индивидуумам, семьям, этносу и др.).
Развитие корпораций приводит к конкурентной борьбе между ними. В этой борьбе побеждает корпорация экономического блока, поскольку экономический тип людей в содружестве с интеллектуалами являются чемпионами стратегии фазы выживаемости. Они пытаются создать симбиоз с корпорациями власти (а это люди воли), и частично им это удаётся. Такое положение дел привело к современному уровню общественного сознания, в котором Олимпийские игры являются самым значительным событием в жизни человечества. А, между тем, большой спорт есть символическое воплощение противостояния людей, несовместим со здоровьем, с идеей любви к ближнему и культивирует нездоровые страсти как среди спортсменов, так и среди фанатов.
Сформировавшееся общественное сознание неадекватно сложившейся ситуации завершающего этапа системообразующего процесса становления человечества как единого целого. То же относится к наличию большого количества религиозных конфессий, что не даёт возможности завершить объединение человечества.
Возвращаясь к вызову, который создаётся информационно прозрачной средой, отметим несоответствие общественного сознания характеру и существу возникшей среды.
Это и есть системный кризис человечества.
В связи с этим выход из кризиса соответствует преодолению возраста с доминантным типом человека воли и переходом к обществу с доминантой человека этического типа и началом этапа совершенствования человека как духовной сущности.
Пути выхода из кризиса состоят в направленном изменении общественного сознания социальными институтами, выполняющими эту функцию в обществе. Но сначала надо это общество накормить, одеть, построить достойные жилища и инфраструктуру, дать образование, защитить честь и достоинство человека. Конечно, мы понимаем необходимость создания нормальных условий жизни на современном уровне, но откладывать на будущее формирование общественного сознания в русле системообразующей идеи тоже нельзя.
Социальными институтами, формирующими общественное сознание, объективно являются наука, искусство, религия.
К сожалению наука находится в крайней степени дифференциации, из чего следует, что она не способна изучать мир, как единое целое. Фундаментальная наука должна заниматься только тремя вопросами: что такое человек в совокупности со средой своего обитания вплоть до Вселенной, его возникновение и смысл жизни. Это требует перехода науки в фазу синтеза. Единственный, кто это предпринял в прошлом, был В.И.Вернадский.
Лучшие представители сферы искусства несомненно способствуют эстетическому воспитанию людей в плане осознания упорядоченности и гармоничности мироустройства.
От религиозных движений мы вправе ожидать также формирования согласованного восприятия мира.
Москва. 2008