Разработка урока по теме «Плод»
Составитель учитель биологии Никифорова Валентина Анатольевна
Задачи урока:
Сформировать понятие о плоде как важном генеративном органе растения.
Познакомить с разнообразием плодов и семян.
Показать приспособления плодов и семян к распространению растений, возникшие в процессе эволюции.
Средства обучения:
таблица "Многообразие плодов и семян",
коллекция плодов и семян,
натуральные плоды (яблоко, костянка, многоорешек),
фрагмент фильма о способах распространения плодов и семян,
презентация по материалам диска Биология 6кл. 1С и Уроки биологии Кирилла и Мефодия.
I. Контроль знаний (тестирование)
Цветение и опыление растений
1. Опыление -
Созревание пыльцы.
Прилипание пыльцы к рыльцу пестика.
Перенос пыльцы на рыльце пестика.
Прорастание пыльцы.
2. Цветок потому генеративный орган, что
В нем созревают гаметы.
Имеет лепестки.
В нем происходит опыление и оплодотворение.
Выделяется цветом и ароматом.
3. Оплодотворение - это
Развитие плода.
Созревание плода.
Прорастание пыльцы.
Слияние сперматозоида с яйцеклеткой.
4. Ветроопыляемые растения
Часто не имеют околоцветника.
Образуют много легкой пыльцы.
Цветут рано весной, когда на деревьях мало листвы.
Имеют яркие цветки или соцветия.
5. Выберите правильные утверждения:
1.Внутри семени всегда под кожурой находится зародыш нового растения.
2.Эндосперм - питательная ткань семян многих однодольных и двудольных растений.
3.Опыление - это перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестика.
4.Основная функция семян - размножение растений.
5.Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца.
6.Пестик - женский половой орган, а тычинки - мужской.
7.Главная часть цветка - яркий околоцветник, привлекающий опылителей.
8.Проросток любого растения состоит из двух частей - корня и побега.
9.Конус нарастания - это активно работающая ростовая часть побега.
10.Цветковое растение состоит из корней, стеблей, листьев.
11.Междоузлия - участки стебля между листьями.
6. Типы опыления:
Самоопыление.
Ветроопыление.
Перекрёстное опыление.
Оплодотворение.
II. Изучение нового материала с использованием приложения (презентация "Плоды").
Тема урока – плоды. Задача наша знакомиться исследовать разные виды плодов, выяснить, чем они похожи друг на друга и чем отличаются, какое значение имеет употребление этих плодов в пищу.
Итак, как мы с вами выяснили, что после опыления и оплодотворения яйцеклетки к завязи притекают питательные вещества, и она постепенно превращается в спелый плод. Из стенок завязи развивается околоплодник, он защищает семена от неблагоприятных воздействий. А из семязачатка образуются семена.
Итак, плоды состоят из околоплодника и семян. Плоды бывают чрезвычайно разнообразны по консистенции оплодотворения – сочные и сухие, по числу семян (односемянные, многосемянные), по особенностям скрывания (вскрывающиеся, не вскрывающиеся наличию приспособлений для распространения).
1. Плод как важнейший генеративный орган цветкового растения. Строение плода, функции частей. (Актуализация знаний)
2. Лабораторная работа.
Проверим? Исследуем? Прокалываем плоды.
Ученики пробуют.
Все ли плоды удалось проколоть? (нет)
Почему? (оболочка плода жесткая)
Что изменилось? (из одних плодов вытекает сок, а из других нет)
Как можно назвать те плоды, из которых сок не вытекает? (сухие)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Наши тонкие цветки Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, Лепесток колышет.
Наши алые цветки Закрывают лепестки,
Тихо засыпают Головой качают.
Проверка по слайду на доске.
3. Многообразие плодов и семян. Слайд из презентации с готовой таблицей, либо заполнение таблицы по тексту учебника с учителем или самостоятельно.
4. Способы распространения плодов и семян. Просмотр фильма с последующей работой с коллекцией плодов и семян.
Некоторые семена способны к саморазбрасыванию – это отскакивание плодов при падении (каштан, дуб).
Выстреливание семян из лопающихся плодов при их созревании (горох, бешенный огурец, фиалка).
Рассыпание семян при качании стебля (мак, тюльпан).
Самозарывающиеся (арахис).
Кроме этого в распространении плодов и семян участвует человек и животные.
III. Закрепление знаний по слайдам презентации. Назвать растение и его плод.
Вывод.
Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, используются для приготовления лекарства, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян.
V. Домашнее задание: изучить параграф, ответить на вопросы.