ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ В УЧЕНИИ
Ведущими факторами в возникновении школьной неуспеваемости среди подростков являются:
Особенности учебной деятельности в средних классах. Учебная деятельность в средних классах требует от ребенка умения самостоятельно мыслить, организовывать свою познавательную деятельность, определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы решения учебных задач, контролировать и оценивать свою работу. Многие подростки оказываются не готовыми к выполнению новых форм учебной деятельности.
Иной тип взаимоотношений с учителями в средних классах. Ситуация несовпадения стилей отношений с детьми учителя начальной школы и классного руководителя средней достаточно типична. Демократизм педагога средней школы часто воспринимается как либерально-попустительский стиль взаимоотношений. Кроме того, представляет некоторую трудность необходимость приспособления сразу ко многим учителям с различными требованиями.
Недостатки в формировании отдельных познавательных процессов, затрудняющие усвоение учебной программы. Недостаточно развитыми оказываются умения обобщать и классифицировать, преобладание наглядно-действенного (практического) и наглядно-образного мышления, несформированность действий в уме.
Эмоциональные расстройства. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков часто возникает необоснованное чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессивные состояния, обостряются всякого рода патологические реакции. Даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость и неадекватность реакций.
Пробелы в знаниях и отставание в усвоении учебных программ. Несформированность умений и навыков и отсутствие знаний, которые должны были быть усвоены на предыдущих этапах обучения, делают невозможным движение школьников вперед. Новый материал оказывается непонятным или недоступным для понимания, обуславливая дальнейшее отставание подростка в ходе обучения.
Отношение родителей к обучению в школе и ситуация внутри семьи подростка. Безразличное отношение родителей к успехам ребенка в школе снижает ценность образования в глазах подростка. Напряженные отношения между родителями и педагогическим коллективом способствует вовлечению в конфликтную ситуацию не только взрослых, но и подростка, который вынужден занять чью-либо сторону. Складывающееся противоборство отвлекает школьника от учения, его внимание концентрируется не на учебных достижениях, а на оценивании поведения взрослых. Подобная ситуация складывается, если конфликт затрагивает внутрисемейные отношения. Разлад в семье оказывается мощным фактором, способным сказаться на успеваемости школьника.
ЧТО МОЖЕТ СТАТЬ ПРИЧИНОЙ СНИЖЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Сфера интересов подростков формируется, начиная с младшего школьного возраста и вполне возможно, что именно специфическая структура этой сферы у части подростков может быть оценена, как предпосылка девиантного (не соответствующего ожиданиям и нормам) развития личности.
Внимание семьи к развитию широких и разносторонних интересов ребенка (не позднее вспышки познавательных потребностей в младшем школьном возрасте) - это одно из самых надежных средств формирования нормально развивающейся полноценной личности.
Практически это означает, что ребенку с ранних лет надо рассказывать, читать и показывать как можно более интересного из самых разных областей знания. Неважно, что он половину из того, что узнал, вроде бы и не запомнит и не задержится здесь вниманием надолго. Память ребенка цепка, и жизнь подведет его к запомнившимся с детства областям знания как к достойным интереса и подробного изучения.
Так называемых "трудновоспитуемых" подростков отличает от "благополучных" в психологическом плане прежде всего существенная разница в структуре сферы их интересов. "Трудновоспитуемых" (стоящих на учете в правоохранительных органах) отличает прежде всего слабая выраженность всех интересов, концентрирующихся в немногих областях знания. Таких как всего спорт, техника, зрелища (кино, эстрада и цирк), рок-музыка, мода, танцы и, естественно, сфера общения. Беседы психолога с этими подростками показали, что в большинстве случаев "престижный интерес" носит не столько познавательный, сколько сугубо прикладной характер. Как средство произвести впечатление на других членов "референтной группы", особо значимой для подростка, прослыть "своим", осведомленным и причастным к уважаемым всеми областям жизни.
Интересы "благополучных" школьников, во-первых, значительно более выражены (вдвое-вчетверо интенсивнее в баллах) и, во-вторых, отличаются более широким спектром. Наряду с уже упоминавшимися выше направлениями здесь представлены и чтение, легкая и серьезная музыка, туризм, музеи, театр, история, география, трудовые занятия, политика и учебные занятия, а также любовь к живым существам. Определенная концентрация интересов в некоторых направлениях представлена и здесь, но, во-первых, они более разнообразны и, во- вторых, носят выраженный познавательный характер
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подростков необходимо обучать правильным приемам работы с учебным материалом и способам самоконтроля.
Недостаточная сформированность основных компонентов учебной деятельности негативно сказывается на успешности усвоения знаний. Знания усваиваются нерациональным способом, они механически запоминаются без смысловой обработки, соответственно теряется осознанное отношение к знаниям, невозможность их применения в новых условиях.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Ребенок со слабой нервной системой чаще всего спокойно-тихий, осторожный, послушный, предпочитает составлять расписание своих занятий, продумывают домашнюю подготовку к устным ответам. Инертные дети вырабатывают особые формы организации деятельности, которые позволят им повысить свои скоростные возможности.
Ребенок с сильной нервной системой бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учебе, легко усваивает значительный по объему материал. Не бывает вялым и расслабленным. Эффективно использует время, за счет выносливости, отсутствия перебоев в работе. Способен в течение длительного времени сосредоточенно заниматься уроками или какой-либо интересной для него деятельностью. Легко включается в работу при переходе к новой, незнакомой деятельности.
Ребенок с подвижной нервной системой непоседа, нетерпеливый, несобранный, не умеет сосредоточиться на уроке, отвлекается. На ходу принимает решения или изменяет прежние намерения. В учебе отличается легким схватыванием объяснений учителя, умением быстро выполнить требуемые задания и решать задачи, мгновенно отвечать на устные вопросы.
Ребенок с инертной нервной системой намного спокойнее на уроках только после шумных игр на переменах ему трудно сразу перестроиться и включиться в учебную деятельность. Много времени тратит на приготовление уроков. Неприятности, неудачи, обиды надолго отвлекают от решения насущных вопросов. Не может быстро и полно ответить на внезапно поставленный вопрос, требуется время на обдумывание, тщательную подготовку. Речь неторопливая, замедленная, мимика и жестикуляция практически отсутствует.
УМСТВЕННАЯ ЛЕНЬ
Признаки интеллектуальной пассивности:
-
низкий и средний уровень развития вербально-логического мышления,
-
негативное отношение к любой деятельности, связанной с умственной работой, низкая работоспособность в этом виде деятельности,
-
отсутствие «умственного удивления»,
-
нелюбовь к трудным и проблемным заданиям, предпочтение заданий легких, маленького объема и знакомых,
-
стремление как можно чаще воспользоваться помощью учителей и родителей.
Иногда интеллектуальная пассивность оказывается следствием недостаточного развития операционно-технических механизмов интеллектуальной деятельности. В этом случае в основе ее развития лежат пробелы в знаниях, неумение применять их на новом материале; отсутствие умений и навыков организации учебной работы; отсутствие привычки самостоятельного выполнения задания.
Интеллектуальная пассивность, превращаясь с устойчивую личностную черту, определяет возможности человека в решении различных задач, требующих умственного напряжения и работоспособности.
НИЗКАЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕБЫ
Учителя и родители сами способствуют снижению мотивации к учебе у ребенка, когда интересуются результатами обучения только по полученным отметкам и придают меньшее значение динамике развития детей, их новым познаниям. Если педагоги зачисляют 5-6классника в разряд «бесперспективных», уделяют ему минимум внимания. А также, если ценностные ориентации в обществе не побуждают ребенка ходить в школу.
Раньше школьник, как и взрослый, ставил общественные интересы выше собственных, в наше время чаще главной ценностью подростка есть он сам. Мотивы саморазвития стали дополняться стремлением к материальному достатку, благополучию, способности самостоятельно обеспечить свое материальное благосостояние.
Рассогласование мотивационно-потребностной сферы:
-
Стремления и желания не соответствуют прилагаемым волевым усилиям (слабоволие, отсутствие усердия, прилежания, при желании добиться хороших результатов не прилагаются никакие усилия в учебе).
-
Доминирование внешних мотивов (отметка, одобрение со стороны взрослых, принуждение, игра) над внутренними (стремление быть на уровне собственной самооценки, социальные, познавательные, саморазвития). Учение за счет внешней стимуляции (давление родителей, учителей, несамостоятельность)
-
Несинхронное развитие осознаваемых и реально действующих мотивов, когда реально действующие мотивы преобладают над осознаваемыми нравственными нормами, низкий уровень воспитанности (ребенок знает, как нужно себя вести, но в реальном поведении игнорирует данное знание).
материал подготовила
педагог-психолог ГОУ СОШ № 657
г. Москвы Еремина Ю.И.