Прилежащие и экономические зоны
Прилежащая зона (понятие и правовой режим). Под прилежащей зоной понимаются воды, примыкающие к территориальным водам и совместно с ними имеющие ширину не более 24 морских миль, в пределах которых прибрежное государство осуществляет контроль, необходимый: а) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, санитарных или иммиграционных законов в пределах его территории или территориальных вод; б) для наказания за нарушения вышеупомянутых законов и правил в пределах его территории или территориальных вод (ст.33 Конвенции ООН по морскому праву).
В современном международном праве известны следующие виды прилежащих зон: таможенная зона, устанавливаемая в целях борьбы с контрабандой; фискальная зона устанавливается в целях предотвращения нарушения финансовых правил; иммиграционная зона предназначена для контроля за соблюдением законов в отношении въезда и выезда иностранцев; санитарная зона служит предотвращению распространения через морские границы эпидемий и различных инфекционных заболеваний.
Прилежащая зона не входит в состав государственной территории. Суверенитет прибрежного государства на эти территории не распространяется. Этим прилегающие зоны отличаются от территориальных вод. Отличие еще заключается в том, что в прилежащей зоне прибрежное государство пользуется лишь ограниченной юрисдикцией, распространяющейся на выполнение конкретных специальных задач. Если, например, прилежащая зона установлена в целях таможенного надзора, то прибрежное государство не вправе осуществлять в ней санитарный или иной контроль.
Иностранные суда, плавающие в прилежащих зонах и не заходящие во внутренние или территориальные воды прибрежного государства, контролю не подлежат. Плавание военных кораблей в прилежащих зонах осуществляется в соответствии с правовыми нормами, относящимися к открытому морю, экономической зоне и континентальному шельфу.
Таким образом, с одной стороны, прилежащая зона относится к районам открытого моря, так как она расположена за пределами территориальных вод, но, с другой стороны, прилежащее государство осуществляет в ней лишь целенаправленный контроль, что отличает прилежащую зону от других районов открытого моря.
Исключительная экономическая зона — это район, находящийся за пределами территориальных вод и составляющий вместе с ними не более 200 морских миль (ст.57 Конвенции ООН по морскому праву). В отличие от территориальных вод, находящихся под суверенитетом прибрежного государства и входящих в состав его государственной территории, экономические зоны не находятся под суверенитетом прибрежного государства. Экономическая зона — это новая категория морских пространств, имеющих “особый правовой режим, согласно которому права и юрисдикция прибрежного государства и права и свободы других государств регулируются соответствующими положениями Конвенции” (ст.55).
Прибрежное государство имеет: “суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых”, а также в целях “управления этими ресурсами” (ст.56).
Прибрежное государство в экономической зоне имеет юрисдикцию, т.е. исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений (ст.60); проведение морских научных исследований, результаты которых должны являться всеобщим достоянием. Другие государства или международные организации могут проводить такие исследования только с согласия прибрежного государства.
Другие государства не могут использовать ресурсы экономической зоны без согласия прибрежного государства, даже если оно само их не использует. Вместе с тем они пользуются в экономической зоне свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, учитывая при этом права и обязанности прибрежного государства. Свобода судоходства в экономической зоне распространяется и на военные корабли, так как свобода военного мореплавания — это составная часть свободы судоходства. Осуществляя свободу военного мореплавания, государства должны уважать правовой режим экономических зон, установленный прибрежным государством и Конвенцией ООН по морскому праву.
С целью сохранения и рационального использования живых и других ресурсов моря, а также защиты экономических интересов России принято соответствующее законодательство. Так, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в исключительной экономической зоне Российской Федерации “в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права” (ст.67, п.2); в ведении Российской Федерации находится определение статуса и защита границ исключительной экономической зоны (ст.71, п.”н”).