Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Приложение2.

Оньhон угэнууд.



  1. Хун болохо багаhаа, хулэг болохо унаганhаа.

  2. Хулэг морин – хунэй нухэр.

  3. Ута газарые гаталха – морин эрдэни.

  4. Моригуй хун мухар, хонигуй хун хооhон.

  5. Мориной hайниие унажа мэдэдэг, тумэрэй hайниие дабажа мэдэдэг.

  6. Мори уябал – утэг.

  7. Машинатайшье hаа, морин хэрэгтэй, залуушуултайшье hаа, убгэд хэрэгтэй.

  8. Адуунай унаган, агтын туру морин.

  9. Эсэhэн мориндо хазар хундэ, эбдэрhэн тэргэдэ арал хундэ.

  10. Уула мори зобоохо, уур хуниие зобоохо.

  11. Даахияа унаагуй дааган, дахаяа нэмэрhэн убгэн.

  12. Агта мори алдабал баригдаха, ама алдабал баригдахагуй.

  13. Айл аймаг хадаа ахадаа хоригдохо, агта хулэг ургада баригдаха.

  14. Харуулгуй адуун хагда танихагуй, хаангуй албатан хули танихагуй.

  15. Унаган морин хугшэрхэ – унага дааганай наадан болохо.

  16. Агтын hулдые ургэжэ шадаха хэрэгтэй.

  17. Морин hайниие зугнэжэ шадаха, мууе мэдэжэ турьяха.

  18. Даахи дороhоо хулэг гараха, даг дороhоо баатар гараха.

  19. Мориной муу зан – эзэнhээ, хусэтэй ябадалшань – харууhанhаа.

  20. Морин дурбэн хултэйшье hаа, будэрдэг.

  21. Туруун мориео таталуула.

  22. Бэлигэй мориной шудэ татахагуй.

  23. Гамтай унахада, морин тарган, эбтээ ажаллахада, ажал тургэн.

  24. Ташуур – мори сохихо зэмсэг бэшэ, мори шэмэглэхэ гоеолто.

  25. Адуун дээрэhээ даараха, ухэр дороhоо даараха.

  26. hайн морин харсага шубуунhаа хурдан, hайн нухэр шулуунхэрэмhээ бухэ.

  27. Хулэгэй унаганда эжэл хэрэгтэй, хунэй хубуундэ нухэр олон.

  28. hайн мориндо эзэн олон, hайн хундэ нухэр олон.

  29. Морин номгон, эзэн ябаган.

  30. Ургаар мори бариха – улан гарай хусэн, урин hайхан ябаха – ухаан Бэлигэй хусэн.

  31. Моринойнгоо хазар бу гэшхэ.

  32. Унажа ягаhан моринойнгоо толгой сохижо болохогуй.

  33. Мори ябадалаарнь мэдэдэг.

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Управления образования Бичурского района

Шибертуйская средняя общеобразовательная школа

Образ коня в бурятском

и русском фольклоре

Выполнил: Будаев Аюр,

ученик 11 класса

Руководитель: Будаева Туяна

Цыдендамбаевна,учитель

русского языка и литературы

Шибертуй

2007


Н.А.Некрасов(1821-1877).

Цель урока: познакомить учеников с важными вехами детства и юности Некрасова; обозначить главную тему его поэзии; показать место стихотворения «Железная дорога» в творчестве поэта.

Оборудование урока: портрет Н.А.Некрасова.

Методические приемы: рассказ учителя; выразительное чтение, анализ стихотворения, беседа по вопросам.

Ход урока


  1. Слово учителя

Николай Алексеевич Некрасов. Что вызывает в вашей памяти это имя? Какие некрасовские строки помните? Вспомним поэму «Мороз, Красный нос», Стихотворение «На Волге», о которых говорили в 5 классе. В этом стихотворении- об истоках творчества, истоках жизни поэта.

Прочитаем статью учебника о Н.А.Некрасове. Обратим внимание на эпиграф: «Воля и труд человека/ Дивные дивы творят…». Этот эпиграф относится к жизни самого поэта, говорит и о его воли и труде.

Некрасов рос на Волге, среди живописной природы. С детства запали в душу ребенка картины подневольного труда и жизни крепостных, тяжкая работа бурлаков. Летом 1838 года Некрасов переехал в Петербург .После долгих лет жизни бедняка он стал известным поэтом, выпускал журналы и вошел в сознание русских людей как заступник и певец народа.

-Какие черты личности проявились у молодого Некрасова?

(Самостоятельность, решительность- наперекор отцу строил свою жизнь сам; упорство, трудолюбие- добился признания как поэт, выбрался из нужды; любовь к людям и родной природе- в самых обыкновенных людях он замечал красоту души; умение видеть прекрасное и поэтическое в обыденном.)

Некрасов обладал даром большого поэта- он чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя- простого человека, мужика, ремесленника, солдата,- и этот герой стал центральной фигурой его поэзии.

С помощью вопросов активизируем знания о поэте. Попросим назвать стихотворения, которые знакомы с детства.

Домашнее задание.

Подготовить пересказ статьи о Некрасове.

Рассказать главные темы его творчества.

Подготовить выразительное чтение наизусть первой части стихотворения.

Урок Стихотворение «Железная дорога». Роль пейзажа.

Цель урока: показать двойственность чувств поэта: страдание за народ и гордость за его свершения; риторическую направленность стихотворения; дать понятие о трехсложных размерах стиха.

Оборудование урока: портрет Н.А.Некрасова.

Методические приемы: рассказ учителя; выразительное чтение, анализ стихотворения, беседа по вопросам, объяснение по теоретическим вопросам.

Ход урока.



  1. Проверка домашнего задания.

Слушаем пересказ статьи о жизни и творчестве Некрасова. Несколько учеников отвечают наизусть первую часть стихотворения. Попросим определить размер стиха в «Железной дороге» и составить схему. Ученик надоске рисует схему дактиля. Попутно учитель предлагает вспомнить, как называются другие трехсложные размеры стиха.

  1. Роль пейзажа в стихотворении.

Обратим внимания на эпитеты. В первой строфе – «славная осень», «здоровый, ядреный воздух», «речка студеная»противопоставлены «усталым силам» человека. Важно, чтобы ученик в первых двух строках увидел антитезу.

- Найдите сравнения в первых двух строфах.

«Лед неокрепший» лежит, «словно как тающий сахар», около леса можно выспаться , «как в мягкой постели», листья желты и свежи, «как ковер» .

-Какое желание высказывает автор во второй строфе?

Автор высказывает желание выспаться, потому что чувствует в природе покой и простор.

Мы можем сказать, что человек, который так увидел картину природы, чувствует себя уставшим, он не высыпается, живет без свежести природы, тоскует по «родимой Руси».Автор любуется гармонией природы.

Важно, чтобы ученики чувствовали народный, песенный ритм первой части. Особенно ярко он выражен в четвертой строфе.

Картина природы противопоставлена разговору автора соседями по вагону. Некрасов использует прием антитезы, чтобы подчеркнуть контраст между гармонией природы и противоречием в мире людей.



  1. картины подневольного труда. Сочетание реальных и фантастических картин. Народ- созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.

Вторая часть стихотворения- обращение автора к Ване, к детям вообще, которые имеют право знать правду о том, что происходит в реальной жизни.

Домашнее задание.



  1. 1 часть стихотворения- наизусть.

  2. Перечитать часть 3 и 4. ответить на вопросы.

  3. Сделать таблицу стихотворных размеров с примерами.

Урок . Диалог- спор. Горькая ирония автора при описании «светлой стороны». Своеобразие композиции стихотворения. Размеры стиха.

Цель урока: заинтересовать учеников необычностью повествования, показать отношение поэта.

Оборудование урока: портрет Н.А.Некрасова

Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение.

Ход урока.



  1. Проверка домашнего задания.

Слушаем выразительное чтение наизусть первой части стихотворения «Железная дорога».

  1. Диалог- спор.

Третья часть стихотворения представляет собой разговор Вани, генерала и рассказчика. Теоретически эту часть можно назвать диалогом, но последнее время мы вкладываем в это понятие дополнительное значение. Диалогом мы называем разговор, когда обе стороны хотят понять друг друга. Автор однозначно определяет эту ситуацию словами: «Но генерал возражать не давал…»

Авторское отношение к изображаемому противоположное. Рассказчик хочет донести до мальчика Вани, что именно простой народ создает богатства, которыми гордятся страны.



  1. Горькая ирония автора при описании «светлой стороны» .

Понятие иронии будт новым для учеников. В «Кратком словаре для литературоведческих терминов» ирония определяется как выражение насмешки. Если быть более точным, то ирония- это не явная насмешка, ее может обнаружить, почувствовать только чуткий читатель. К иронии Некрасова примешивается чувство горечи и грусти.

Постараемся донести до детей абсурдность ситуации, которую они обычно не сразу понимают: рабочие рослее окончания работ остались должны подрядчику! Как такое могло произойти? Многоточие и интонация фраз показывает, что рабочие не верят тем, кто ими руководит, но отчаялись найти правду.

Почему стихотворение посвящается детям?

Стихотворение посвящается детям, потому что именно они имеют возможность, когда вырастут, исправить что- то неверное и несправедливое в мире.

В стихотворении написана картина далекого прошлого, но несмотря на это, помогает нам лучше разглядеть те же проблемы в наше время, обратить внимание на современную нам несправедливость и попытаться исправить.


  1. Своеобразие ,композиции стихотворения.

Проблемы, отраженные автором в стихотворении, сложны и неоднозначны. Поэтому композицию стихотворения тоже нельзя назвать линейной. Предложим детям озаглавить каждую часть. Это позволит окинуть взглядом все произведение в целом.

Вариант плана.



  1. Славная осень

  2. Божии ратники.

  3. Диалог- спор.

  4. Описание праздника.

Различные по характеру части стихотворения связаны единым ритмом и чувством любви к родному народу. В этом особенность композиции стихотворения.

Домашнее задание.

1.Повторить двусложные размеры стиха.

2. Прочитать сказ Н.С.Лескова «Левша».


Урок .


Н.С.Лесков (1831-1895).

Сказ левша. Особенности сказа.

Цель урока :кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Лескова; дать представление о жанре сказа; заинтересовать учеников необычностью повествования.

Оборудование урока: портрет Н.С.Лескова.



Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, объяснение теоретических вопросов, беседа по вопросам.

Ход урока.

Приложени Оньhон угэнууд

Цель урока: познакомить учеников с важными вехами детства и юности Некрасова; обозначить главную тему его поэзии; показать место стихотворения «Железная дорога» в творчестве поэта

79.35kb.

14 12 2014
1 стр.


Рыжий лесной муравей Выполнил

Заключение и перспективы 12 Список использованной литературы. 13 Приложени

153.76kb.

04 09 2014
1 стр.


Еловый лес и его подрост Выполнил

Заключение и перспективы 12 Список использованной литературы. 13 Приложени

175.4kb.

03 09 2014
1 стр.


Намира следното

Гпк 30. 04. 2010 г., до изплащането на главницата, и внесената държавна такса от 95 лв. (деветдесет и пет лева). Иска се и присъждане на направените във връзка с настоящото дело ра

57.21kb.

14 12 2014
1 стр.


Движение с екологична насоченост

Относно: Административни дела, свързани с документи, приложени към проектно предложение "Изграждане на регионална система за управление на отпадъците в регион Ямбол първа фаза", вн

41.25kb.

25 12 2014
1 стр.


Към молбата са приложени писмени доказателства

Ушници, община Разград, област Разград.ёена за задоволяването на нуждите им. Затова съдът счита, че молбата е основателна и следва да бъде уважена. В тази насока е и изготвеното ст

23.02kb.

02 10 2014
1 стр.