Приложение №2
Вопросы и ответы «Литературной викторины» по материалам «ершалаимских» глав романа.
1. «Что такое истина?» - этот вопрос Пилата относится к диалогу Иисуса и Пилата в Евангелии от Иоанна «Пилат сказал ему: «Итак, Ты царь?» Иисус отвечал: «Ты говоришь, что я царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает голоса моего». Иешуа же на этот вопрос отвечает …
«Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…Но мучения твои сейчас
кончатся, голова пройдет…»
2. Йисус имел учеников, будущих апостолов, включая Иуду Искариота. Сколько последователей было у Иешуа Га-Ноцри?
Только Левий Матвей.
3.Сколько языков знает Иешуа?
Три: арамейский, греческий и латынь
4.Что означает жест «омывания рук»,который Понтий Пилат демонстрирует народу Ершалаима после вынесения приговора?
“
умыл руки перед народом и сказал: невиновен я в крови праведника сего”.
5. "Ваш роман прочитали, - заговорил Воланд тоном почтительного секретаря, поворачиваясь к Мастеру, - и сказали только одно, что он к, сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около *** лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница... Когда он спит, то видит одно и то же - лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана". Какое наказание и за что несёт Понтий Пилат?
Наказание бессмертием за трусость и предательство. Две тысячи лет.
6. Понтий Пилат ведет свой допрос.
"- Откуда ты родом?" - спрашивает он арестованного.
"- Из города Гамалы, - ответил арестант, головой показывая, что там, где-то далеко, направо от него, на севере, есть город Гамала".
7. “ Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков,” – слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. “ Нет, философ, я тебе возражаю *** ”.Закончите фразу.
“
Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!”
8. На первый взгляд, Понтий Пилат у Булгакова - человек без биографии, но на самом деле вся она в скрытом виде присутствует в тексте. Ключом здесь является упоминание…..О чём?
…упоминание битвы при Идиставизо, где будущий прокуратор Иудеи командовал кавалерийской турмой и спас от гибели окруженного германцами великана Марка Крысобоя. Слово же "турма" помогает определить этническое происхождение Понтия Пилата Из статьи в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона писатель знал, что турма - это подразделение эскадрона (алы) римской кавалерии, причем сама кавалерия в императорский период набиралась исключительно из неримлян. Ала носила название народности, из которой она формировалась. В статье Брокгауза и Эфрона приводился пример алы германского племени батавов. П. П. как служивший в кавалерии, без сомнения, римлянином по рождению не был, а, скорее всего, происходил из германцев.
9. «Левий Матвей, - охотно объяснил арестант, - он был сборщиком
податей, и я с ним встретился впервые на дороге в Виффагии, там, где углом
выходит фиговый сад, и разговорился с ним. Первоначально он отнесся ко мне
неприязненно и даже оскорблял меня, то есть думал, что оскорбляет, называя
меня ***, - тут арестант усмехнулся, - я лично не вижу ничего дурного
в***, чтобы обижаться на это слово...» Какое слово имеет ввиду Га-Ноцри?
Собака.
10.
«То, что было сказано о том, что за цепью легионеров не было ни одного
человека, не совсем верно. Один-то человек был, но просто не всем он был
виден. Он поместился не на той стороне, где был открыт подъем на гору и с
которой было удобнее всего видеть казнь, а в стороне северной, там, где холм
был не отлог и доступен, а неровен, где были и провалы и щели, там, где,
уцепившись в расщелине за проклятую небом безводную землю, пыталось жить
больное фиговое деревцо…». Кто прятался на горе?
Левий Матвей.
11. «Из другого переулка в Нижнем Городе, переулка
изломанного, уступами сбегавшего к одному из городских прудов, из калитки
неприглядного дома, слепой своей стороной выходящего в переулок, а окнами во
двор, вышел молодой, с аккуратно подстриженной бородой человек в белом
чистом кефи, ниспадавшем на плечи, в новом праздничном голубом таллифе с
кисточками внизу и в новеньких скрипящих сандалиях. Горбоносый красавец,
принарядившийся для великого праздника, шел бодро, обгоняя прохожих,
спешащих домой к праздничной трапезе, смотрел, как загоралось одно окно за
другим. Молодой человек направлялся по дороге, ведущей мимо базара ко дворцу
первосвященника Каифы, расположенному у подножия храмового холма.
Через некоторое время его можно было видеть входящим в ворота двора
Каифы. А через некоторое время еще - покидающим этот двор.» Кто это?
Иуда
12. «Город был залит праздничными огнями. Во всех окнах играло пламя
светильников, и отовсюду, сливаясь в нестройный хор, звучали славословия.
Изредка заглядывая в окна, выходящие на улицу, всадник мог видеть людей за
праздничным столом, на котором лежало мясо козленка, стояли чаши с вином меж
блюд с горькими травами. Насвистывая какую-то тихую песенку, всадник
неспешной рысью пробирался по пустынным улицам Нижнего Города, направляясь к Антониевой башне, изредка поглядывая на нигде не виданные в мире пятисвечия, пылающие над храмом, или на луну, которая висела еще выше пятисвечий.» Что за праздник отмечали жители Ершалаима?
Дано описание пасхальной ночи.
13. «Пилат свернул пергамент и резким движением подал его Левию.
-Возьми, - сказал он и, помолчав, прибавил: -Ты, как я вижу,
книжный человек, и незачем тебе, одинокому, ходить в нищей одежде без
пристанища. У меня в Кесарии есть большая библиотека, я очень богат и хочу
взять тебя на службу. Ты будешь разбирать и хранить папирусы, будешь сыт и
одет.
Левий встал и ответил:
- Нет, я не хочу.
- Почему? - темнея лицом, спросил прокуратор, -я тебе неприятен, ты
меня боишься?» Что ответил Левий Матвей прокуратору?
- Нет, потому что ты будешь меня бояться. Тебе не очень-то легко будет
смотреть мне в лицо после того, как ты его убил.
14. Почему Иешуа Га-Ноцри носит именно это имя?
Имя «Иешуа Га-Ноцри» Булгаков встретил в пьесе Сергея Чевкина «Иешуа Ганоцри. Беспристрастное открытие истины»(1922), а затем проверил его по трудам историков.