Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 9страница 10

МАОУ гимназия № 29 г. Томска

Основная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 г.г.




Раздел V. Программа формирования универсальных учебных действий



5.1 Пояснительная записка.
Программа формирования универсальных учебных действий составлена в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования. Основывается на имеющихся документах: Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации « Об образовании», Концепция модернизации Российского образования на период до 2015г, Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», примерная программа по формированию универсальных учебных действий, использование учебно-методических комплектов («Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Гармония», «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»), устава МАОУ гимназии №29 г.Томска.

Актуальность концепции развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

  • необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми обучающимися;

  • задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности обучающихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я концепция, включая культурную и этническую самоиндентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации;

  • необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;

  • возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

Формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно -воспитательного процесса в начальной школе. Разработанные положения и рекомендации могут стать основой проведения мониторинга с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, а также могут быть использованы авторами образовательных стандартов, учебников и учебно-методических материалов.

Быстрые перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование в детях желания осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Чтобы подготовить детей к самостоятельному пополнению знаний, программа стремится заложить основы способностей: принимать и осуществлять перемены; критически мыслить; осуществлять выбор; ставить и решать проблемы; проявлять творчество, фантазию, изобретательность; заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире.

Сегодня в педагогике, психологии и образовательной практике все большее признание получает мнение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности обучающегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Наиболее авторитетными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение, учение, ориентированное на решение проблем (задач), проектные формы организации обучения.

Новизна образовательных стандартов, которые должны обеспечить переход от знаниевой парадигмы к парадигме развития личности. Когда родитель приводит ребенка в школу, он хочет, чтобы ребенок вышел из школы самостоятельным, инициативным, уверенным в себе, успешным в будущем, чтобы у него было много друзей, чтобы он смог стать лидером, умел формулировать задачи, определять приоритеты и добиваться поставленных целей. В то же время они гораздо меньше озабочены тем, какое количество знаний по русскому языку, математике, физике получит ребенок. Тем не менее, прежние стандарты были ориентированы именно на знания. А новые ориентируют нас на то, что школа ответственна не только за знания, но и за формирование и развитие личности, за то, чтобы ребенок, выйдя из школы, уже был готов к жизненному, личностному и профессиональному самоопределению.



В частности, требование к результату означает, что за эффективность работы в школе ответственность несет не только обучающийся (а именно его знания все время замеряли раньше), но и школа, и семья. Что требуется от каждой из сторон? Какие средства и способы организации деятельности обучающихся должны использоваться? Именно систему условий регламентирует стандарт, а не то, как должен строиться каждый конкретный урок. Мы не просто даем задачу ребенку, а еще и организовываем процесс решения задачи. Для этого существует система УУД — универсальных учебных действий, которым детей должна научить школа. Эти действия можно сгруппировать в четыре категории: личностные, регулятивные (в том числе и саморегуляция), познавательные и коммуникативные.

Основные требования к разработке инновационной модели формирования и развития универсальных учебных действий заключаются в следующем:

  • учет всех педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий, необходимых для реализации программы формирования и развития универсальных учебных действий;

  • обоснование необходимой базы для обеспечения организации учебного процесса, направленного на развитие и формирование универсальных учебных действий

  • описание материально-технического и информационного обеспечения воспитательной работы с обучающимися и их родителями;

  • научно-методическое обеспечение, в т.ч. программа формирования и развития универсальных учебных действий реализуемые с использованием компьютерных технологий;

  • научно-методическое сопровождение информатизации в учебном процессе в гимназии, предусматривающее минимизацию рисков отрицательного воздействия использования комплекса технических средств на здоровье обучающихся.


5.1.1. SWOT – анализ человеческих ресурсов гимназии


Сильная сторона организации

  1. Высокий уровень профессиональной подготовки педагогов и администрации гимназии (86,7.% педагогических и руководящих работников от общего числа имеют 1 и высшую квалификационные категории).

  2. Наличие курсовой подготовки, методической и практической деятельности по проблеме формирования и развития универсальных учебных действий (УУД) в образовательном процессе.

  3. Сплоченность и работоспособность коллектива (отсутствие межличностной неприязни между работниками, группировок, отрицательно влияющих на развитие коллектива).

  4. Высокий авторитет директора и заместителей директора у большинства персонала гимназии, обучающихся, родителей и сетевых партнеров.

  5. Позитивная образовательная среда гимназии, созданная на основе принципов сотрудничества и сотворчества, позволяющая эффективно и позитивно сотрудничать руководству гимназии и работника.

  6. Наличие в структуре управления гимназии комиссий и Совета гимназии, организующих систему стимулирования работников в рамках новой системы оплаты труда (НСОТ), которые занимаются ОЭР по проблеме формирования и развития универсальных учебных действий (УУД) в образовательном процессе.

  7. Подбор кадров для участия в ОЭР по проблеме формирования и развития универсальных учебных действий (УУД) в образовательный процесс основывается на стратегии учёта профессиональных и личностных качеств педагогических работников (владение деятельностными технологиями, толерантность, умение простраивать субъект – субъектные отношения в образовательном процессе и д.р.).

  8. Эффективное привлечение молодых специалистов – учителей для работы в гимназии, прошедших стажировку на базе гимназии и показавших себя в качестве перспективных педагогов.

  9. Наличие в гимназии программы научно – методического сопровождения, в основе которой лежит принцип системного обучения и продвижения кадров.

Слабая сторона организации

  1. Отсутствие должной профессиональной подготовки у отдельной группы педагогов для реализации деятельностных технологий в образовательном процессе. И как результат – использование ими неэффективных подходов организации универсальных учебных действий (УУД) в образовательном процессе.

  2. Отдельная группа педагогов в силу особенностей своего характера и завышенной самооценки не принимает формы и методы управления директора и заместителей директора.

  3. Наличие в коллективе группы учителей с разным стажем педагогической работы не желающих принять НСОТ как основной подход для стимулирующих выплат работникам.




Возможности организации

  1. В результатах образовательного процесса на основе созданной инновационной модели образовательного пространства – Гимназия – территория развития универсальных учебных действий (УУД), в которых заинтересованы различные субъекты образовательного процесса гимназии: педагоги, ученики, родители обучающихся. развития универсальных учебных действий (УУД) в образовательном процессе.

  2. В результатах создания развития универсальных учебных действий (УУД) в образовательном процессе гимназии, влияющей на процесс повышения качества образования в целом в образовательном учреждении и уровень развития школьников, заинтересованы различные структуры управления образованием: департамент образования администрации г. Томска, Департамент общего образования Томской области.

  3. В результатах взаимодействия по проблеме создания инновационной модели образовательного пространства – Гимназия – территория развития универсальных учебных действий (УУД) в образовательном процессе заинтересованы различные сетевые партнёры: ТОИПКРО, МУ ИМЦ.




Угрозы организации

  1. Применение современных управленческих технологий научно-методического обеспечения развития школы сдерживается отсутствием готовности управляющей системы школы к изменениям.

  2. Педагогические кадры не готовы к развитию новых навыков и способностей, т. к. не умеют «строить систему требований к результатам обучения и помочь учащимся в достижении требуемых показателей – развитию потребности «учиться всю жизнь» и проектировать свое будущее.

  3. Старые нерешенные проблемы межпредметных связей.

  4. Если развитие универсальных учебных действий (УУД) в образовательном процесс не рассматривать в качестве основного показателя эффективности деятельности образовательного учреждения, то возникает реальная угроза формального подхода в введении в образовательный процесс деятельностных технологий, на основе которых ребенок может самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

  5. Невозможность быстрой и оперативной информатизации научно-методической деятельности преподавателей.





5.1.2. SWOT – анализ состояния образовательной системы гимназии


Сильная сторона

Слабая сторона

Предупреждающие, компенсирующие действия

Возможности

Угрозы (ограничения и риски)

Предупреждающие, компенсирующие действия

Условия развития у гимназистов умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта через формирование универсальных учебных действий как обобщенных действий открывающих учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.

1.Положительная динамика показателей успешности обучения гимназистов за последние 2 года (качество обучения выросло с 44% до 54%; количество отличников – с 76 до 119 школьников).

2.Разнообразие вариативной части учебного плана.

3.Результативное использование универсальных учебных действий как обобщенных действий открывающих учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.

4. Укомплектованность библиотеки периодическими изданиями научно-популярного, методического характера по проблеме саморазвития и самосовершенствования.

5. Результативная система организации системы дополнительного образования.

6.Положительный опыт участия педагогов и гимназии в конкурсах профессионального мастерства (с 59 до 184 участий) - победители и лауреаты конкурсов городского, областного, всероссийского и международного уровней).



1.Приоритет у части школьников и у отдельных педагогов отметки, а не знаний.

2 Невозможность быстрой и оперативной информатизации научно-методической деятельности преподавателей

3. Недостаточные необходимые условия (материально-техническое оснащение кабинетов) для полномасштабного внедрения системно- деятельностного подхода.


1. Проектирование научно-методической работы гимназии, направленной на повышение квалификации педагогов по указанным вопросам (реализация системно-деятельностного подхода, формирование у обучающихся универсальных учебных действий).

2. Планирование и реализация программы универсальных учебных действий.



1. Высокий спрос потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг гимназии.

2.Система открытых олимпиад, конкурсов, конференций, фестивалей (от городского до международного уровня) различной направленности для всех категорий школьников.

3.Эффективная муниципальная, региональная, всероссийская система дополнительного образования школьников и педагогического образования.


1.Консервативность массовой системы образования исключает инновационные решения.

2.Относительно низкий культурный уровень социума.

3. Отсутствие в регионе целевой программы по универсальным учебным действиям школьников в образовательных учреждениях.



1. Создание ПТГ по реализации программы универсальных учебных действий.

2.Разработка и реализация программы универсальных учебных действий образовательной системы гимназии.





В предлагаемой модели универсальных учебных действий приоритетом начального общего образования является:

  • формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения

  • воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач

  • формирование функционально грамотной личности мотивированной к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирование способности к обновлению компетенции.

Концепция развития УУД МАОУ гимназии № 29 г. Томска разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов). Большее значение в решении поставленных задач имеет личностно-ориентированный подход, основанный на знаниях возрастных и индивидуальных особенностей развивающейся личности, ее уникальности и неповторимости, наиболее способствующий формированию Я-концепции ребенка и определяющий перспективы развития его личности, стратегии будущей взрослой жизни (Д. Грэхэм, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.С. Якиманская и др.). В модели рассматривается формирующуюся личность, как активный субъект деятельности, включенный, в сложную систему полисубъектных «субъект-субъектных» и «субъект-объектных» отношений. Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно – воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в группах предшкольной подготовки дошкольных и в начальной школе, обеспечения преемственности образования. Концепция является основой для разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий в системе начального образования.

Целью программы формирования УУД является создание условий для реализации технологии формирования УУД как системы действий обучающихся, обеспечивающих культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений на начальной ступени общего образования средствами учебно-методических комплектов: «Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Гармония», «Система развивающего обучения Л.В. Занкова».

Объектом формирования УУД на начальной ступени выступает образовательная среда МАОУ гимназии № 29 г. Томска.

Задачи программы:

  1. Актуализация ценностных ориентиров содержания начального общего образования, необходимых для разработки рабочих учебных программ и программы внеурочной деятельности.

  2. Разработка механизмов взаимосвязи универсальных учебных действий и содержания учебных предметов.

  3. Уточнение характеристик личностных результатов и регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

  4. Описание типовых задач формирования УУД.

  5. Разработка преемственных связей формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

Программа формирования универсальных учебных действий содержит:

  1. описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;

  2. характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

  3. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с УМК «Школа России»;

  4. типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Школа России»;

  5. описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования в соответствии с УМК «Школа России».

  6. Планируемые результаты сформированности УУД.

Программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов.

Теоретико-методологическую основу программы формирования УУД составляют принципы:

  • непрерывности образования;

  • учета возрастных возможностей ребенка;

  • учета его индивидуальных особенностей;

  • здоровьесбережения;

  • взаимосвязи с окружающим миром;

  • развития личности как субъекта творческой деятельности;

  • признание ребенка как субъекта познания;

  • доступности и достаточности;

  • духовно-нравственного воспитания;

  • психологической адаптации;

  • взаимодействия семьи и педагога.

Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в Стандарте и Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. К ним относятся:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности;

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

Модель системы УУД

  • Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой генезис и развитие каждого из видов УУД определяется его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе (Л.С.Выготский, М.И.Лисина). Так, генезис личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным и близким взрослым и сверстниками. Из общения и со-регуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность, из оценок окружающих и, в первую очередь, близкого взрослого – представление о себе и своих возможностях, самопринятие и самоуважение, т.е. самооценка и Я_концепция как результат самоопределения; из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения – познавательные действия ребенка (М.И.Лисина). В теории привязанности (Д.Боулби, М.Эйнсворт, П.Криттенден, М. Ван-Изендоорн и др.) было показано, что автономия ребенка и его познавательное развитие в значительной степени предопределены типом привязанности ребенка, особенностями его взаимоотношений и сотрудничества с близким взрослым. Можно утверждать, что содержание и способы общения и коммуникации детерминируют развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ Я как систему представлений о себе и самоотношения. Именно поэтому особое внимание в предлагаемой Программе развития УУД уделяется именно становлению коммуникативных УУД.

  • По мере становления личностных действий ребенка – смыслообразования и самоопределения, нравственно-этического оценивания – функционирование и развитие остальных видов УУД – коммуникативных, познавательных и регулятивных – претерпевает значительные изменения – ведущей детерминантой становится личностное действие. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера общения и Я-концепции ребенка. Познавательные действия также составляют существенный ресурс достижения успеха и оказывают воздействие как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение обучающегося.

Определение понятия «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Такая способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:


  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области;

универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер;

обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально предметного содержания.

универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Виды универсальных учебных действий.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.



Личностные − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные − обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

Познавательные − включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные − обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Номенклатура УУД.

Личностные :

- самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное);

- действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется). Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.



Регулятивные :

- целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль − сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- волевая саморегуляция − способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, то есть к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.



Познавательные :

1. Общеучебные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в графическую или знаковую модель, где выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- структурирование знания;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Логические УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Постановка и решение проблемы:


следующая страница>


Примерная программа по формированию универсальных учебных действий, использование учебно-методических комплектов «Школа 2100», «Перспективная начальная школа»

Охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения – русский язык, чтение, математика. С помощью системы таких работ для 1–4-х классов предполагается вести оценку сформ

2221.42kb.

13 10 2014
10 стр.


Программа 1 Чекин А. Л., Математика, -м.: Академ Книга, 2010

Программа четырехлетней начальной школы. Проект “Перспективная начальная школа”. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011

293.42kb.

25 12 2014
1 стр.


Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте

318.56kb.

18 12 2014
1 стр.


Начальная школа детский сад №2

Перечень учебных программы и учебных пособий используемых мкоу " начальная школа детский сад №2" в 2012 2013 учебном году в Класс

43.14kb.

25 12 2014
1 стр.


Рабочая программа по музыке для 3 класса умк «Перспективная начальная школа»
393.28kb.

17 12 2014
3 стр.


Умк «Перспективная начальная школа»

В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», мд в. В. Гога «Ботинки», «Отдых после работы»

98.31kb.

29 09 2014
1 стр.


Основная образовательная программа ноо мбоу «Аюская оош имени Р. Х. Кагирова»

«Перспективная начальная школа» с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса

6200.39kb.

01 10 2014
28 стр.


Виды ууд в составе основных видов универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить

571.5kb.

05 09 2014
4 стр.