Урок- путешествие. Тема: «Природные зоны Африки»
Цели урока:
Обучающая: рассмотрение общих особенностей размещения природных зон Африки, подтвердить проявление широтной зональности; ознакомление учащихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира Африки.
Развивающая: совершенствование умения раскрывать связи и взаимосвязи между компонентами природы отдельных зон, составление образного описания зон, развивать монологическую речь, навыки работы с различными источниками информации, умения анализировать и передавать информацию.
Воспитательная: повышение географической культуры учащихся, воспитание чувства ответственности за сохранение природы; бережного отношения к окружающей среде.
Методы
• проблемно-поисковый
• ситуативный;
• самоконтроль;
• взаимоконтроль;
Оборудование:
• физическая карта Африки,
• карта природных зон,
• атласы,
• рисунки или фотографии представителей флоры и фауны,
• дополнительный материал.
• карты,
• экран, ноутбук, мультимедийный проектор.
Формы работы:
• индивидуальная;
• фронтальная;
• групповая
Ход урока : Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка твой!
Б.Пиляцкий
-
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы продолжаем знакомство с удивительным материком Африка и на уроке дадим характеристику природных зон этого необычного, самого жаркого континента на Земле.
-
Вначале урока проверка домашнего задания по теме урока «Внутренние воды Африки».
Работа с контурной картой. Обозначить объекты на карте цифрами:
1. Река Нил. 6.Озеро Чад.
2. Озеро Ньяса. 7.Река Нигер.
3. Река Конго. 8.Река Лимпопо.
4.Река Замбези. 9.Река Оранжевая.
5.Озеро Виктория. 10. Водопад Виктория .
Работа по карточкам. Установите соответствие:
Самая полноводная река Африки
Нил
Крупнейшие притоки Убанги и Касаи
Конго
Находится целиком в Южном полушарии
Водопад Виктория
Самая длинная река
Замбези
Водопады Ливингстона
3. Новая тема.
Учитель: «Сегодня мы совершим путешествие в Африку. Познакомимся с ее природными зонами. Что такое природная зона?»
Ответ: «Это крупный природный комплекс, обладающий общностью климата, почв, растительного и животного мира»
Учитель: « Какая закономерность выделяется в размещении природных зон?»
Ответ: Широтная зональность, т.е. смена природных зон от экватора к полюсам, по соотношению тепла и влаги.
Учитель: «В каких климатических поясах расположена Африка?»
Ответ : по картам атласа определить климатические пояса.(экваториальный субэкваториальный, тропический , субтропический)
3.Характеристика природных зон Африки
Учитель: « По группам вы готовили дома характеристику природных зон и сейчас раскроите их особенности. По ходу вашего рассказа ребята буду заполнять таблицу, подготовленную на прошлом уроке и уже частично заполненную самостоятельно по своей зоне.
Учитель: «Какие же природные зоны выделяются в Африке?»
Работа с картами атласа.
Ответ: «Влажные экваториальные леса (гилея), саванны и редколесья, тропические пустыни и жестколистные вечнозеленые леса».
Учитель: «Слово предоставляется 1- ой группе, которая дает характеристику зоны влажных экваториальных лесов. Ваша задача внимательно слушать рассказ и заполнять таблицу по данной зоне.
I гр. Влажные экваториальные леса – ГИЛЕЯ.
Наш путь проходил по влажным экваториальным лесам, которые расположены по обе стороны от экватора в бассейне р.Конго и вдоль Гвинейского залива к северу от экватора
(работа с картой, показ презентации)
В экваториальном климатическом поясе: высокая температура в течение всего года; равномерное выпадение большого количества осадков (1000-2000мм/г); отсутствие сухого сезона. Высокая температура и влажность воздуха, отсутствие ветра служит причиной густых приземистых туманов.
Несмотря на богатую растительность, в экваториальном лесу почвы неплодородны. Это красно - желтые ферраллитные почвы. Почему почвы неплодородные? Потому что питательные вещества смываются водой из- за обильных осадков.
Экваториальные леса называют гилея и они имеют несколько ярусов. Они вечнозеленые, деревья сбрасывают листья не сразу, а постепенно. Верхний ярус образуют фикусы, пальмы и др., достигающие высоты 35-50 м.
Под этими великанами в несколько ярусов растут деревья меньшей высоты и менее требовательные к свету. Деревья переплетены лианами. На ветвях селятся растения, которые могут получать влагу и питание из воздуха.
Экваториальные леса - это непроходимая чаща и многие животные приспособились к жизни на деревьях – это грызуны, птицы, обезьяны. К наземным обитателям относятся кистеухие свиньи, мелкие копытные.
небольшая информация о животных и растениях гилеи.
(слайды)
Составление таблицы.
Учитель: «Скажите, почему такая бурная растительность?
Почему большинство животных живут на деревьях?
Почему почвы неплодородные?»
Давайте перенесемся к следующей природной зоне и пригласим экспертов.
II группа. Саванны и редколесья.
(работа с картой, показ презентации)
Они занимают 40% площади материка и простираются к северу до 16-18о с.ш. и к югу до южного тропика.
Субэкваториальный климатический пояс. Весь год достаточно высокая температура; выделяется два сезона года: сухой и влажный. Господствуют экваториальные воздушные массы – летом и тропические воздушные массы – зимой.
Основная черта – ярко выраженная сезонность. Поэтому саванна имеет
два цвета: ярко зелёный в сезон дождей и буро-жёлтый в сухой сезон.
Почвы саванн зависят от сезонности. Ближе к экваториальным лесам почвы красные ферраллитные с высокой травой – до 3 метров в высоту, а где дождь идет 2-3 месяца почвы красно-бурые с не очень высокими травами. Травы вытаптываются и поедаются животными.
(слайды с изображением животных и растений)
Ответьте на вопросы, и вы сами дадите характеристику саванн.
1. Здесь охраняют животных (заповедник)
2.Самая крупная птица на Земле (страус)
3.Культурное вечнозеленое растение, корни которого богаты крахмалом (маниока)
4. Длинношеее животное (жираф)
5. Типичное дерево саванн (баобаб)
6.Самое большое животное Африки (слон)
7 Нильский……….., длиной до 5-6м (крокодил)
8.Бывает финиковая, масличная (пальма)
Учитель: «Скажите, почему в зоне саванн так много животных?
Почему самые плодородные почвы?»
Составление таблицы.
Давайте перенесемся к следующей природной зоне и пригласим экспертов.
II группа. Пустыни.
(работа с картой, показ презентации)
Самая большая пустыня мира- Сахара – расположена в северной Африке, а в южной зона пустынь занимает побережье Атлантического океана – это пустыня Намиб, а восточнее- Калахари.
Представьте себе прохладное утро, но поднимается огромный огненный шар и раскаляется все вокруг: воздух такой, что кажется, что находишься в раскаленной печи, к тому же сухой, что обжигает губы и они трескаются. Песок становится таким горячим, что лишь мозолистые ноги верблюдов выдерживают его жар. До камней нельзя дотронуться, и даже небо блекнет от жары. Ветер – это властелин пустыни .Ветер может принести пыльные бури, а может подхватить страшную песню песков. И тогда над Сахарой пронесется страшный вихрь – САМУМ. Горе каравану, который попал под самум. Караванщики говорят, что вместе с самумом в пустыню прилетает смерть. Долгожданная ночь тоже не приносит облегчения, так как температура резко падает. От таких перепадов не выдерживают даже камни – они лопаются на куски
Мы увидели, что растительность Сахары очень скудная, а местами ее нет совсем. Только отдельные пучки трав и колючие кустарники. Но там, где в пустыне на поверхность выходит подземная вода, появляется зеленый островок. Это – оазис. В африканских оазисах растут финиковые пальмы, акация. Мы тоже ели финики и даже сушили и варили их. А когда хотелось пить, мы делали надрезы на пальме и пили сладкий сок. Животные тоже приспособились к жизни в пустыне – ящерицы, змеи и черепахи могут долго обходиться без воды, зарываются в песок днем и выходят ночью.
А в пустыне Намиб растет уникальное растение – вельвичия. В полупустынях растут молочай, алоэ, есть даже дикие арбузы, сок которых заменяет воду местным жителям и животным.
Учитель: «Объясните смысл африканских пословиц:
« В Сахаре ветер встает и ложится вместе с Солнцем»
«Солнце в Сахаре заставляет кричать даже камни»
« В пустыне приятно встретить даже разбойника»
Составление таблицы.
Учитель : «Каждое животное и растение уникально. Давайте заведем книгу рекордов Гиннеса Африки.»
(Сообщения учащихся о животных и растениях)
Лягушка –голиаф-25см, 3, 25 кг.
Вельвичия-живетдо 150лет , листья до 3м.Растетпо5-8см в год. Самые крупные имели8,2*2м.
Самый тяжелый жук обитает в Африке. Это жук –голиаф. Вес100гр
Самые агрессивные насекомые это пчелы-убийцы. За последние 3года погибло70чел.
Самая длинная зубатая змея обитает в Африке .Это габонская гадюка длинна тела 1,2м., зубы3см.
Самая крупная птица-страус (рост2,4м, вес156кг). Скорлупа яйца способна выдержать человека 115 кг ,по массе, как 18 куриных яиц, надо 40мин, чтобы сварить всмятку.
Самые высокие прыжки совершают пумы и леопарды. Они могут запрыгнуть на дерево высотой1,5м.
.Самое быстрое животное гепард развивает скорость 115км/ч.
Самое крупное животное на земле африканский слон. Самый большой из них в холке достигал 3,8 м, длина 10м, вес 10,8т. Живут слоны 70-80лет.
Самое высокое животное – жираф 5м, есть до7м.
Самый длинный рог у белого носорога -158см.
Самое большое стадо было спрингбоков - газелей ширина24ми тянулось на 150км.
Самые длинные корни у фикуса из южной Африки. Они достигают 120см.
Учитель: « Характеристику зоны жестколистных вечнозеленых лесов, расположенную на крайнем севере и на ю-з материка, вы сделаете самостоятельно дома и на следующий урок сдадите заполненную таблицу на проверку.
4. Составление синквейнов. Каждой группе выдается памятка «Как составить синквейн»
Памятка
В первой строчке озвучивается тема синквейна, заключает она в себе одно слово. Как правило, это существительное или местоимение, обозначающее объект, о котором дальше пойдет речь. Вторая строчка состоит из двух слов, чаще – прилагательного или причастия, они описывают свойства или признаки выбранного объекта. Третью строчку образуют три глагола или деепричастия, которые описывают действия, характерные для объекта. В четвёртой строчке следует фраза из четырёх слов, в которой автор выражает свой личное отношение к объекту, о котором идёт речь. И в последней, пятой строке, завершает стихотворение одно слово-резюме, дающее характеристику объекту. Не обязательно соблюдать чёткие правила написания синквейна. К примеру, допускается использование других частей речи.
Сейчас вы составите синквейны, первая группа со словом «пустыня», вторая - со словом « гилея», третья - со словом «саванна».
Примерные варианты выполненного задания:
Пустыня
каменистая песчаная
испепеляет обжигает иссушает
Страна жажды, палящего зноя.
|
Гилея
непроходимая многоярусная
поражает удивляет обвивает
Экваториальный лес – родина ценных растений
|
Саванна
желтая зеленая
засыхает выгорает расцветает
Саванна – это высокотравная степь
|
Учитель: послушайте звуки и определите природную зону.
«Дождь в джунглях», «Пение птиц в джунглях», «Крик обезьян», «Рык льва», «Разъяренные слоны», «Слон трубит» «Самум в Сахаре».
4. Обобщение по теме.
Учитель: « Наше путешествие подошло к концу, вы хорошо подготовились к уроку и справились с поставленными задачами. Достигли цели? Какие природные зоны посетили? Я учту ваши устные ответы, баллы, таблицу и практическую работу и за урок каждый получит оценку спасибо за работу, урок окончен, до свидания.
5.Домашнее задание. Закончить таблицу. Составить прогноз антропогенных изменений в каждой зоне, предложите меры по охране ее природы.
Список использованной литературы
Е.М.Домогацких Н.И.Алексеевский География 7 класс « Русское слово» Москва 2011
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.Энциклопедия «Википедия» https://ru.wikipedia.org
2. https://www.zooclub.ru/voice/index3.shtml
3. https://www.sharowariz.ru/music/9952-zvuki-prirody.html