Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Профилактика вредных привычек у школьников – чрезвычайно сложная задача. Реклама табачных и алкогольных изделий, действия криминальных сообществ по распространению ПАВ не способствуют профилактике вредных привычек. Некоторый положительный эффект может быть достигнут за счет ограничения рекламы пива по телевидению в дневные часы, ограничения рекламы табачных изделий. Однако бюджеты, затрачиваемые даже на легальную рекламу, несравнимы с деньгами, выделяемыми на программы профилактики вредных привычек.

В этой связи особенно важным представляется консолидация всех структур, задействованных в системе школьного образования (табл. 6). Только путем согласованных действий можно избежать приобщения школьников к курению, употреблению алкоголя и злоупотребления ПАВ. Благодаря этому можно будет добиться улучшения состояния их здоровья и повышения успеваемости. В дальнейшем меры по профилактике вредных привычек среди школьников могут способствовать укреплению здоровья нации в целом.

  Таблица 6. Основные направления работы и ее уровни при обучении профилактике употребления ПАВ среди школьников



Управление образования

Администрация школы

Педагогический коллектив

Медицинские работники

Родители

•  организация и проведение мероприятий

•  координация работ с другими заинтересованными министерствами и ведомствами по проблемам профилактики употребления ПАВ

•  запрет продажи и рекламы табачных и алкогольных изделий на территории школ и вблизи нее

•  мониторинг и контроль



•  запрет на курение, употребление алкоголя и ПАВ в школе и контроль исполнения запрета

•  создание в школе атмосферы неприятия курения, зависимости от алкоголя и употребления ПАВ



•  контроль запрета на курение и употребление алкоголя и ПАВ в школе

•  участие в проведении специальных мероприятий и уроков, направленных на профилактику вредных привычек

•  проведение тематических классных часов, занятий и родительских собраний

•  организация досуга школьников, исключающего курение, употребление алкоголя или ПАВ



•  проведение лекций, семинаров и бесед на тему вредных привычек

•  выявление лиц, курящих, употребляющих алкоголь или ПАВ и при необходимости направление их на консультацию или лечение



•  проявление интереса к поведению ребенка (признаки курения, употребления алкоголя, ПАВ)

•  контроль свободного времени ребенка (где и как его проводит)

•  знакомство с друзьями ребенка

•  контроль расходования ребенком карманных денег и других средств, ценными вещами в доме

•  извещение педагогического коллектива и медицинских работников о случаях подозрительного поведения ребенка или его друзей

•  участие в мероприятиях, направленных на профилактику вредных привычек



Помимо мер административного характера, существенную пользу в профилактике вредных привычек у школьников могут дать тематические уроки (табл. 7). Важно, чтобы эти уроки проводили систематически, в каждом классе, на протяжении всего периода обучения. При этом школьникам должна сообщаться только объективная и проверенная информация. Ни в коем случае нельзя запугивать. Информация типа «Наркотики яд, от них умирают» будет игнорироваться, т.к. в классе всегда может найтись ученик, который скажет: «Я (мой друг) употреблял наркотики и не умер».

Таблица 7. Примерное содержание тематических уроков по профилактике употребления ПАВ среди школьников

Предмет

Содержание занятия

Биология

Влияние курения, алкоголя и ПАВ на органы и системы человека (по мере рассмотрения тех или иных органов или систем)

 

Алкалоиды в природе и их воздействие на человека

 

Спорынья и ее воздействие на организм человека

 

Грибы, влияющие на деятельность ЦНС

 

ЦНС. Ее роль в формировании личности человека. Отрицательное влияние никотина, алкоголя и ПАВ на ЦНС

 

Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья

 

Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер и их влияние на профилактику вредных привычек

 

Особенности подросткового возраста. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Особенности подросткового возраста с точки зрения возможностей формирования и профилактики вредных привычек

География

Произрастание растений, из которых добывают ПАВ. При этом можно затронуть вопросы воздействия ПАВ на организм

Граждановеденье

Конституция РФ

 

Права и обязанности ребенка

 

Законодательство РФ о незаконном обороте наркотиков

 

Законодательство РФ о продаже табачных и алкогольных изделий несовершеннолетним

 

Опасность зависимости от алкоголя и употребления ПАВ для человека и общества

 

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы

 

Социальная значимость здорового образа жизни

 

Человек и его ближайшее окружение. Формальные и неформальные группы. Большие и малые социальные группы. Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

ИЗО

Рисунок «Мир в дыму», «пьянству – бой» и т.д.

Иностранный язык

Чтение и пересказ текста на тему вредных привычек, их отрицательного воздействия на организм человека

История

Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе

 

Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в обществе в разные эпохи

Классный час

Проведение тематических бесед, деловых игр и т.д.

 

Отклоняющееся поведение.

Литература

Разбор на примере классических произведений последствий негативного воздействия никотина, алкоголя и ПАВ на организм человека (М.Горький «На дне», М.Булгаков «Записки морфиниста» и т.д.)

ОБЖ, классный час

Действия при острых отравлениях никотином, алкоголем или ПАВ

ОБЖ

Вредные привычки и их профилактика

Обществознание

Биологическое и социальное в человеке. Личность. Мировоззрение. Самопознание. Их роль в профилактике вредных привычек

Русский язык

Сочинение, диктант ли изложение на тему вредных привычек

Физическая культура

Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, профилактике вредных привычек

Химия

Химическое строение этилового спирта, никотина. Их воздействие на организм человека

 

Лекарственные препараты. Строение, воздействие на организм, побочные эффекты

Курение. У курильщиков достаточно быстро формируется психологическое привыкание к никотину, содержащемуся в табачных листьях, что обуславливает сильную потребность закурить. Выкуренная сигарета приводит к повышению систолического артериального давления на 10 - 15 мм рт. ст., что приводит к кратковременному усилению кровоснабжения головного мозга, расцениваемому большинством курильщиков как стимуляция умственной деятельности. Физико-химический механизм курения состоит в том, что через подожженный и медленно тлеющий табак всасывается воздух. Кислород, содержащийся во вдыхаемом воздухе, проходя через слой тлеющего табака, усиливает его горение, и продукты возгонки вместе с оставшейся частью воздуха поступают в легкие. Для выкуривания сигареты обычно требуется 12-18 затяжек. Табачный дым – это своеобразная физико-химическая система, состоящая из воздуха и взвешенных в нем продуктов горения табака, представляющих собой твердые частицы и капельки жидкости, размеры которых составляют доли микрометра. Число таких частиц в дыме одной сигареты измеряется десятками и сотнями тысяч миллиардов. Все эти частицы попадают в легкие. Однако частицы дыма только одна составляющая табака. При курении происходит так называемая сухая перегонка: воздух при затяжке табаком нагревается до высокой температуры и извлекает из него различные вещества, которые вместе с дымом поступают в легкие.

Никотин не является единственным веществом, обнаруживаемом в табачном дыму. Табачный дым также содержит целый ряд вредных химических веществ, например, таких как пиридин, этилен, смолы (изопрен, бензпирен), радиоактивный полоний, мышьяк, висмут, свинец, аммиак, органические кислоты, эфирные масла и др. В организм человека эти токсические вещества поступают медленно, дозировано, поэтому случаев острого отравления практически не наблюдается, однако эти вещества приводят к постепенному ухудшению здоровья человека. При сгорании 20 г табака в среднем образуется: 0,0012 г синильной кислоты; около 0,0012 г сероводорода; 0,22 г пиридиновых оснований; 0,18 г никотина; 0,64 г ( 0,843 л ) аммиака; 0,92 г ( 0,738 л ) оксида углерода (II); не менее 1 г концентрата из жидких и твердых продуктов горения и сухой перегонки табака, называемых табачным дегтем. В нем содержится около сотни химических веществ, в том числе: бензпирен; бензатрацен; радиоактивный изотоп калия; мышьяк и ряд ароматических полициклических углеводородов — канцерогенов.



Некоторые курильщики полагают, что сигаретные фильтры, освобождая дым от содержащихся в нем частиц, делают его безвредным. К сожалению, это не так. Рекламируемые сигаретные фильтры (поглотители) не достигают желаемой цели. Наиболее часто употребляемые фильтры задерживают не более 20% содержащихся в дыме веществ. Таким образом, подавляющая масса вредных веществ при сухой перегонке табака поступает в легкие. Всасываясь через слизистые оболочки в кровь и разносясь по всему организму, эти вещества производят в своей совокупности то своеобразное действие, ради которого курильщик спустя некоторое время вновь начинает курить.

Курение рассматривают как одну из наиболее частых причин различных нервных расстройств у подростков. У них ухудшается сон, нарушается внимание, память, снижается психическая и физическая активность. Чем раньше подросток начинает курить, тем больший вред для головного мозга причиняет курение, т.к. клетки головного мозга растущего организма более чувствительны к действию токсичных веществ. Длительное курение приводит к возникновению заболеваний различных органов и систем. Прежде всего, страдают легкие. Пылевые частицы, содержащиеся в табачном дыму, оседают в бронхах и альвеолах, приводя к повреждению альвеолярных клеток и развитию воспаления. Появляется «кашель курильщика», теряют эластичность голосовые связки, из-за чего голос курильщика становится более хриплым, грубым. Нарушается оксигенация крови, что способствует развитию сердечной недостаточности. Табачный дым приводит к снижению активности ингибиторов протеолитических ферментов, в результате чего у генетически предрасположенных людей наблюдают быстрое разрушение легочной ткани и формирование эмфиземы легких. Смолы и полоний повышают риск развития онкологических заболеваний легких. В среднем, каждый четвертый случай развития рака легких связан с курением. Даже однократно выкуренная сигарета вызывает кратковременное повышение артериального давления; практически у всех хронических курильщиков имеется артериальная гипертензия. Никотин может приводить к нарушению сердечного ритма. Курение сопряжено с риском развития ишемической болезни сердца. Хроническое курение способствует отложению холестерина в интиме сосудов и формированию атеросклеротических бляшек. Учитывая, что никотин повышает свертываемость крови и способствует образованию тромбов, курильщики имеют повышенный риск развития инфаркта миокарда и инсульта головного мозга по сравнению с некурящими. У хронических курильщиков чаще развивается облитерирующий эндартериит (перемежающаяся хромота). При этом заболевании регистрируют постепенное разрастание соединительной ткани кровеносных сосудов, что приводит к ухудшению кровоснабжения периферических тканей (в первую очередь ног). Появляются сильные боли, нарушается походка, развиваются трофические язвы на нижних конечностях. В наиболее тяжелых случаях развивается гангрена, что вынуждает прибегнуть к ампутации конечностей. Болезнь страшна тем, что ее развитие нельзя остановить, даже прекратив курение. В молодом возрасте заболевание прогрессирует более быстро, чем в пожилом. Описаны случаи ампутации конечностей у курильщиков в 27-30 лет. При курении нарушается функционирование эндокринной системы. В подростковом возрасте курение приводит к отставанию в росте. Никотин угнетает половые железы, в результате снижается либидо, у женщин возможно развитие нарушений менструального цикла. У курящих женщин больше вероятность невынашивания беременности или развития бесплодия, чем у некурящих. Никотин откладывается в поверхностном слое эмали зубов, приводя к изменению ее цвета и уменьшению ее прочности. В результате у курильщиков чаще отмечают развитие кариеса, чем у некурящих. Никотин вызывает атрофию вкусовых рецепторов языка, что приводит к изменению, искажению или утрате вкусовых ощущений. У курильщиков часто возникает чрезвычайно неприятный запах изо рта. Курение вызывает спазм сосудов органов желудочно-кишечного тракта, что приводит к ухудшению их кровоснабжения. У хронических курильщиков выявляют гастродуодениты, язвенные поражения желудка и двенадцатиперстной кишки. Никотин приводит к повышению кислотопродуцирующей активности желудка, что проявляется тошнотой, изжогой, чувством дискомфорта. Из-за хронического воспаления слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта, у курильщиков отмечают нарушение обмена веществ, снижение массы тела. Снижению массы тела также способствует уменьшение аппетита под влиянием никотина. Никотин нарушает функционирование печени и поджелудочной железы. Под влиянием никотина увеличивается тонус мышц желчных протоков и протоков поджелудочной железы, что может привести к развитию хронического панкреатита, а также способствовать прогрессированию желчекаменной болезни. Под влиянием никотина снижается способность поджелудочной железы синтезировать и выделять в кровь инсулин, что приводит к уменьшению толерантности к глюкозе. У курильщиков чаще развивается диабет, чем у некурящих. Никотин воздействует на нервную систему. У злостных курильщиков снижается чувствительность кожи, появляются боли по ходу нервов, в поясничной области. Среди курящих школьников больше неуспевающих, чем среди некурящих. Курильщики тратят больше времени на выполнение тех же заданий, что и некурящие. У курильщиков замедляется реакция, что имеет существенное значения для людей, чья профессия связана с быстрой реакцией (летчики, диспетчеры, водители и т.д.).

Алкоголь вызывает развитие психической и физической зависимости, наносит непоправимый вред здоровью. В России зависимость от алкоголя является национальным бедствием. По данным различных авторов, ежегодно на душу населения в России приходится 12 – 15 литров потребляемого алкоголя (в пересчете на чистый спирт). Более 50% потребляемого алкоголя - это нелегальное производство. Ситуация вокруг пьянства усугубляется атмосферой попустительства и вседозволенности в обществе, утратой общественного противодействия зависимости от алкоголя, отсутствием реальных механизмов регулирования данной проблемы. Частично это связано с неудачами последних антиалкогольных кампаний 1958, 1972 и 1985 гг. в России, которые лишь увеличивали потребление этилового спирта на душу населения. Основная причина неудач заключалась в попытке решения проблемы административными мерами, при этом недооценивалась роль алкоголя в системе социальных ценностей и культуре. Между тем, для большинства россиян:

  • алкоголь является средством удовлетворения человеческих потребностей, оправданных как с психологической, так и с социальной точек зрения;

  • потребление алкоголя составляет неотъемлемый элемент образа жизни, национальной культуры, быта, традиций;

  • вытеснение алкоголя из повседневной жизни нереально;

  • при помощи запретов невозможно изменить сложившуюся ситуацию с потреблением алкоголя.

Традиционно в большинстве стран мира не употреблялись крепкие алкогольные напитки, что было связано с заботой о здоровье населения. В Античности пили только разбавленное вино и только по праздникам. В Древнем Риме употребление алкоголя разрешалось с тринадцатилетнего возраста. На Руси алкогольные напитки изготовляли из меда и хлеба и были очень дороги.

Прежде всего, употребление алкоголя влияет на центральную нервную систему. Этиловый спирт разрушает нервные клетки, в результате уменьшается объем головного мозга, меняется психика. В конечном итоге происходит психическое разрушение личности. Алкоголь воздействует на гипоталамические центры положительных эмоций, вызывая улучшение настроения. В основе раздражения близлежащих центров (питания, жажды, голода, полового поведения и др.) лежит изменение структуры поведения человека после приема алкогольных напитков.



Воздействие алкоголя на центральную нервную систему при его однократном употреблении стадийно. Первая стадия — возбуждения, при которой наблюдается прилив сил, говорливость, повышенная жестикуляция. Вторая стадия — торможения. Она характеризуется угнетением деятельности головного мозга, утомлением, раздражительностью. Крепкие алкогольные напитки (крепче 9-15 гр.) вызывают раздражение слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта. При их регулярном употреблении выявляют атрофию сосочков языка (которая сопровождается утратой вкусовых ощущений), атрофию тканей пародонта, изъязвления слизистых оболочек ротовой полости. Под влиянием алкоголя нарушается секреторная активность желудка. При хроническом употреблении алкоголя нарушается деятельность печени. Именно в этом органе обезвреживается 98% алкоголя и продуктов его метаболизма. Употребление алкоголя приводит к увеличению размера гепатоцитов, накоплению в них жировых капель. Жировой гепатоз предшествует развитию цирроза печени. Алкоголь является панкреотропным ядом. Употребление больших количеств алкоголя может привести к развитию острого панкреатита. Алкоголь вызывает поражение почек. Он стимулирует выделение через почки глюкозы, белка и др. полезных веществ. Продукты метаболизма алкоголя вызывают воспаление почечной ткани. Особенно опасны для почек сивушные масла и суррогаты алкоголя (тормозная жидкость, технический спирт, косметические средства и т.д.), которые могут вызвать некроз клеток почечных канальцев, почечную недостаточность. Продукты метаболизма алкоголя частично выделяются через легкие, вызывая их поражение. Особенно опасны для легких сивушные масла. Продукты метаболизма алкоголя и сивушные масла воздействуют на трахею и бронхи, вызывая их воспаление. Алкоголь является ядом для сердечно-сосудистой системы. Он вызывает «вымывание» электролитов из миокарда, в результате чего нарушается его функционирование. Как следствие этого развиваются: аритмии, сердечная недостаточность, кардиомиодистрофия. В кровеносных сосудах алкоголь может способствовать росту атеросклеротических бляшек и тромбов. Алкоголь также неблагоприятно воздействует на эндокринные железы. Алкоголь нарушает выработку половых гормонов, снижает оплодотворяющую способность сперматозоидов. Алкоголь является хорошим растворителем. Он легко проникает в клетки и ткани, имеющие большое количество жира. Поэтому хронические алкоголики страдают недостатком веса. Однако при однократном употреблении алкоголь не способствует похудению, т.к. является чрезвычайно калорийным.

Психоактивные вещества (ПАВ) — это совокупность наркотических и токсикоманических веществ, применяемых для изменения психического состояния и способных привести к развитию зависимости. Перечень наркотических средств, психотропных веществ, подлежащих контролю в РФ в зависимости от применяемых государственных мер контроля, включает в себя следующие списки:

список I — наркотические средства, психотропные вещества, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством и международными договорами;

список II — наркотические средства, психотропные вещества, оборот которых в РФ ограничен, и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами;

список III — психотропные вещества, оборот которых в РФ ограничен, и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством и международными договорами;

список IV — прекурсоры, оборот которых в РФ ограничен, и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством и международными договорами.

Характеристика основных наркотических средств

1. Опиоиды (Н) F 11 — термин, применяемый в международной практике, для России более употребим термин «опиаты» — это вещества, извлекаемые из опия, среди которых наиболее важны морфин и его синтезированные производные, относящиеся к полусинтетическим опиатам. Среди последних наиболее известен благодаря своим наркотическим свойствам героин. В РФ опий и героин, как наиболее сильные наркотики, запрещены к производству, распространению и употреблению и внесены в список № 1 постоянного Комитета по наркотикам. Другие опиаты: морфин и кодеин относят к разрешенным лекарственным средствам, используемым под определенным контролем при соответствующих медицинских показаниях.

Источником опиатов является опийный мак (Papaver somniferum), он выращивался еще в IV веке до н.э. в районе Средиземноморья. Только четверть из всего объема получаемого сегодня в мире опия используется для медицинских целей.



1.1. Опий— натуральный продукт, получаемый при надрезании незрелых головок мака. Млечный сок, вытекающий из надрезов, собирают вручную и высушивают на воздухе, получая опийную смолу, так называемый опий-сырец (смесь углеводов, белков, липидов, смол, восков, пигментов, воды и т.д.). В его состав входят более 50 активных алкалоидов, составляющих 10—20% общей массы, а основным, в том числе благодаря наркотическим свойствам, является морфин.

1.2. Морфин — извлекается из опия и поступает на нелегальный рынок в виде препарата различной степени чистоты и содержания активного компонента. Известны различные его виды: морфин-сырец, очищенный морфий и медицинский морфий.

1.3. Героин — наиболее опасный, относимый за рубежом к группе «тяжелых» наркотиков. Производится в подпольных лабораториях из морфина (или любого морфин-содержащего сырья).

1.4. Кодеин алкалоид опия, получаемый полусинтетическим путем, входящий в состав ряда противокашлевых и противоболевых лекарственных средств.

1.5. Фентанил опиоид, его биологическое действие подобно действию опиатов. Фентанил — синтетический наркотический анальгетик высокой эффективности (в 100 раз сильнее морфина), В клинической медицине используют для внутривенного введения.

1.6. Метадон является синтетическим опиоидом. Отличаясь от морфина по химической структуре, он оказывает на организм человека во многом сходное действие.

1.7. Трамадол (ТРМ) по принятой в настоящее время классификации не является наркотиком и отнесен к сильнодействующим средствам. ТРМ представляет собой синтетический опиоид со свойствами агониста-антагониста, анальгетик центрального действия средней силы, подобно кодеину. Он широко и эффективно применяется для обезболивания в терапии и хирургии, в частности при коронарных, онкологических и ортопедических болях. Лекарственное средство представляет собой гидрохлорид ТРМ и выпускается под названием трамал.

2. Каннабиноиды, каннабиолы (Н) F 12 получают из повсеместно распространенной дикорастущей конопли ( Canabis sativa ). Благодаря своим психоактивным свойствам, ее используют с давних пор для лечения, а также для достижения особого экстатического состояния как эйфоригенное и галлюциногенное средство. Основное активное вещество — тетрагидроканнабинол (ТГК.). Готовый продукт — марихуана, гашиш, гашишное масло.

2.1. Марихуану сушеные листья растения, за рубежом относят к классу «легких» наркотиков, в отличие от «тяжелых» (героин). Содержание ТГК в марихуане доходит до 13-15%.

2.2. Гашиш смола зеленого, темно-коричневого или черного цвета, выделяемая коноплей в определенный период вегетации. Содержание основного ПАВ обычно) около 2%, но может достигать и 9—10%.

2.3. Гашишное масло концентрированный темный жидкий и вязкий по консистенции экстракт растительного материала или смолы каннабиса с содержанием ТГК от 10 до 30—60%.

3. Кокаин (Н) F 14 — алкалоид, выделяемый из содержащих 1 % кокаина листьев кустарника коки ( Erythroxylon coca ). Этот сильнодействующий стимулятор центральной нервной системы (ЦНС) способен изменять сознание, снимать усталость и стимулировать работу различных систем организма. Кокаин включен в список Конвенции ООН по наркотикам и в соответствующий список Постоянного Комитета по контролю за наркотиками РФ, что означает возможность легального использования кокаина по определенным медицинским показаниям при контроле в РФ и международном контроле за производством, употреблением и распространением.

4. Другие стимуляторы, включая кофеин, — это вещества, имеющие свойства активизировать психическую деятельность, устранять физическую и психическую усталость. Наиболее известные стимуляторы «черного рынка» амфетамин и метамфетамин.

4.1. Амфетамин (АМФ) уже давно и широко применяется как в терапии, так и с немедицинскими целями. Он был синтезирован в 1887 г . как аналог эфедрина — растительного алкалоида, выделенного из травы Ephedra vulgaris , и сразу стал известен как ингаляционное лекарственное средство для расширения бронхов, в частности, при лечении бронхиальной астмы. Психоактивные свойства АМФ стали известны лишь к 1927 г ., и с тех пор началось его использование в качестве стимулятора ЦНС, для подавления аппетита, лечения гиперкинезии у детей и нарколепсии.

Однако в результате почти 30-летнего наблюдения были сделаны выводы о формировании зависимости к АМФ и тяжелых последствий длительного и регулярного его использования (высокий риск мозговых кровоизлияний, повышение АД, аритмии сердца, параноидные психозы). Когда была обнаружена способность группы АМФ вызывать мгновенный и мощный эйфорический эффект после внутривенного введения, они были отнесены к основным классам наркотиков.



4.2 . Метамфетамин (МАФ) используют с 1919 г . в качестве аналептика при алкогольной, барбитуровой или наркотической интоксикации (для преодоления состояния ступора), во время хирургических операций для поддержания АД при анестезии.

4.3. Метилендиоксипроизводные амфетамина — МДМА (ЭКСТАЗИ) — и другие — группа энтактогенов, занимающих промежуточное положение между сходными по строению стимулятором — амфетамином и галлюциногенами группы мескалина — метоксипроизводными амфетамина. МДМА получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России, из-за их способности вызывать легкую эйфорию. Возрастают коммуникабельность и общительность, что делает притягательными МДМА для молодежи (на вечеринках и дискотеках).

5. Галлюциногены F 16 (ГЦГ) — вещества, вызывающие нарушения в восприятии реального мира, особенно световых сигналов, запаха, вкуса, а также искажение в оценке пространства (направления, расстояния) и времени. Под влиянием ГЦГ может происходить визуализация цвета и звука, по субъективным отзывам можно «слышать» цвет и «видеть» звуки. Большие дозы вызывают визуальные галлюцинации и видения.

Общей чертой ГЦГ является их способность изменять настроение и характер мышления. Они вызывают состояние возбуждения ЦНС, приводящее к сдвигу сознания, обычно к эйфории, но иногда к сильной депрессии или агрессивному состоянию. Самое опасное следствие применения ГЦГ — нарушение способности логически рассуждать, что ведет к принятию неадекватных решений и несчастным случаям. Острое состояние с беспокойством, возбуждением и бессонницей обычно длится до тех пор, пока не прекратится действие средства. Иногда депрессия и «деперсонализация» столь велики, что приводят к самоубийству. В течение долгого времени после выведения из организма могут ощущаться «возвратные вспышки» ( flashbacks ) — небольшие повторения психоделических эффектов, таких, как интенсификация цветового восприятия, наблюдение передвижения фиксированных объектов, путаница в идентификации объектов.

Наиболее известные ГЦГ: диэмиламид лизергиновой кислоты (ЛСД), псилоцибин и псилоцин грибов, фенциклидин (РСР), метоксипроизводные АМФ (группа мескалина).

5.1. Псилоцин и псилоцибин — орально активные галлюциногены, извлекаемые наркоманами из некоторых видов грибов, их употребление широко распространено в северных регионах европейской части РФ.

Псилоцибин и его дефосфорилированный аналог псилоцин впервые были выделены из грибов Psilocybe и Stropharia , растущих в Мексике, Камбодже и Таиланде. Псилоцибин также синтезируют в подпольных лабораториях.



5.2. Фенциклидин ( РСР) и родственные соединения, которые по химической структуре являются производными циклогексил-пиперидина. В эту группу входит медицинский препарат-анестетик — «Кетамин», также обладающий галлюциногенными свойствами.

РСР вместе с кетамином составляют группу диссоциативных анестетических галлюциногенов, действие которых на организм человека определяется взаимодействием с глутаминергическими рецепторами.

РСР был синтезирован как препарат для внутривенного наркоза во второй половине 50-х годов в США и под наименованием « Sernil » внедрен в медицинскую практику. В отличие от опиатов он не дает угнетения сердечно-сосудистой деятельности или дыхания. Однако в процессе клинического применения были выявлены токсические побочные эффекты, включающие постоперационные галлюцинации, возбуждение, ментальные расстройства и депрессивные состояния, и, несмотря на хорошие терапевтические свойства, препарат был исключен из клинической практики.

В нелегальном обороте РСР существует с 1967 г .



5.3. Метокси-производные амфетамина ( эта группа также называется группой мескалина). Первичным источником появления этих запрещенных средств являются подпольные лаборатории. Галлюциногены вызывают сильную психологическую зависимость, кроме того, их интенсивное использование ведет к постепенному поражению мозга. Даже относительно безопасные с точки зрения токсикологии соединения вызывают при их употреблении большие проблемы для личности и общества своим асоциальным и суицидальным проявлениями. Наиболее распространенными наркотиками-галлюциногенами в настоящее время являются ЛСД и РСР, к которым в северных регионах РФ добавляют препараты, приготовленные из галлюциногенных грибов.

5.4. ЛСД чрезвычайно сильный галлюциноген, который был особенно популярен в 1960-х годах и вновь обретает популярность сейчас. Его получают из лизергиновой кислоты — вещества, добываемого из спорыньи (Ergot fungus), растущей на ржи. Впервые ЛСД был синтезирован в 1938 г ., и в течение многих лет из-за чрезвычайно высокой психогенности его применяли при изучении механизма ментальных расстройств.
ОХРАНА РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ

Тема охраны репродуктивного здоровья является в достаточной мере интимной. Программы в большей степени должны быть направлены на формирование нравственной составляющей в школьниках, пропаганду семейных ценностей. Любые программы в этой сфере, не входящие в Государственный стандарт, должны согласовываться с родителями (табл. 8).



Таблица 8. Основные направления работы и ее уровни при обучении охране репродуктивного здоровья школьников

Управление
образования


Администрация школы

Педагогический коллектив

Медицинские
работники


Родители

  • разработка учебных программ и пособий по теме репродуктивного здоровья

  • сертификация учебных и психологических программ в области репродуктивного здоровья

  • выбор образовательных, психологических и др. программ в области репродуктивного здоровья для реализации в школе

  • проведение тематических занятий

  • проведение тематических родительских собраний

  • проведение индивидуальных бесед по теме репродуктивного здоровья

  • при согласии родителей – проведение лекций и занятий на тему репродуктивного здоровья

  • разрешение проведения и определение глубины и способа обучения теме репродуктивного здоровья

  • проведение индивидуальных бесед с детьми

 

Существует достаточно много школьных предметов, в рамках которых школьники могут быть проинформированы о тех или иных аспектах охраны репродуктивного здоровья (табл. 9). Еще раз отметим, что глубина и степень изложения материала, а также способ проведения занятия (раздельно для мальчиков и девочек или совместно) должны согласовываться с родителями.



Таблица 9. Примерное содержание тематических уроков по охране репродуктивного здоровья

Предмет

Содержание занятия

Биология

Физиология человека. Забота о репродуктивном здоровье

 

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих

Граждановеденье

Гражданский кодекс РФ в контексте семьи и брака

Иностранный язык

Чтение и пересказ текста на тему охраны репродуктивного здоровья

Классный час

Проведение тематических бесед, деловых игр и т.д.

 

Семейные ценности

Литература

Рассмотрение проблемы взаимоотношения мужчины и женщины на примере классических произведений литературы, подчеркивая ценность семейных отношений и трагичность последствий их нарушения (Л.Толстой «Анна Каренина», А.Пушкин «Е.Онегин» и др.)

Музыка

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: любви и ненависти («Ромео и Джульетта» У.Шекспира в трактовках Г.Берлиоза, П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева);

Психологический тренинг

Давление, манипулирование, насилие – их признаки и пути избегания

 

Межличностные отношения

 

Семья как малая группа

 

Конфликты и умение их разрешать

Особое значение в программах охраны репродуктивного здоровья играет профилактика инфекций, передающихся половым путем (ИППП), включая ВИЧ/СПИД. Имеется возможность проведения специальных уроков по данной тематике (табл. 10), но все уроки, выходящие за рамки Государственного образовательного стандарта, должны согласовываться с родителями.

Таблица 10. Примерное содержание тематических уроков по профилактике ИППП

Предмет

Содержание занятия

Биология

Природа вирусных заболеваний. ВИЧ-инфекция

 

Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет.

 

Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика.

 

Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами.

География

Территориальная распространенность ВИЧ-инфекции

Классный час

Истории эпидемий (ВИЧ – очередная эпидемия). Отношение к людям во время эпидемии

Математика

Модель развития эпидемии как частный случай геометрической прогрессии.

Литература

Психологические и нравственные аспекты тяжелых или смертельных заболеваний в художественной литературе

Обществознание

Свобода и ответственность

Репродуктивное здоровье. Любой половой акт между мужчиной и женщиной теоретически способен привести к оплодотворению яйцеклетки и развитию беременности. В тех случаях, когда зачатие не планировалось заранее, женщины зачастую прибегают к абортам. Даже правильно проведенные аборты в специализированных медицинских учреждениях приводят к целому ряду проблем со здоровьем женщины:

  • развитие воспалительных заболеваний мочеполовых органов;

  • неспособность повторно забеременеть;

  • повышение риска развития онкологических заболеваний мочеполовых органов и молочных желез;

  • возможность развития перитонита как осложнения после перенесенного аборта

  • и др.

Для охраны здоровья женщины, в частности ее репродуктивного здоровья, встает вопрос о предотвращении нежелательной беременности, или о контрацепции. Большое число абортов ведет к существенным потерям индивидуального здоровья, что в конечном итоге неблагоприятно сказывается на общественном здоровье нации.

Инфекции, передающиеся половым путем (ИППП). По оценкам ВОЗ, ежегодно в мире регистрируется около 25 млн. новых случаев инфекций, передаваемых половым путем (ИППП). Представления о ИППП за последние годы претерпели большие изменения, т.к. заболеваемость этими инфекциями остается достаточно высокой, а при некоторых нозологических формах отмечается рост этого показателя, причем наибольшее значение он приобретает среди лиц репродуктивного возраста. Кроме этого открыты и описаны новые, ранее неизвестные, нозологические формы (например, вирусные гепатиты В, С, ВИЧ-инфекция).

Увеличению числа больных ИППП в современных условиях способствуют различные причины (факторы):



  • раннее начало половой жизни,

  • большое число сексуальных партнеров,

  • либерализация сексуальных отношений,

  • не использование барьерных методов контрацепции,

  • бесконтрольное применение антибактериальных препаратов,

  • самолечение,

  • неэффективная система полового воспитания,

  • урбанизация и другие социальные факторы.

В тоже время абсолютное число бессимптомных случаев ИППП точно неизвестно, и в связи с этим проблема ИППП недооценивается, следовательно, такие случаи служат естественным резервуаром сохранения и передачи возбудителей ИППП половым партнерам и новорожденным детям.

В настоящее время насчитывают более 20 заболеваний, передаваемых половым путем. Все заболевания из группы ИППП передаются преимущественно половым путем, т.е. возможность заразиться реальна при незащищенных половых контактах, причем заражение может произойти при любой форме сексуальной активности (вагинальной, оральной, анальной). Кроме того, в той или иной мере все эти болезни могут передаваться от матери к ребенку как во время беременности и родов, так и при грудном вскармливании (например, ВИЧ-инфекция).

Возникающие осложнения после ИППП, такие, как хронические боли в области малого таза, трубное бесплодие, мертворождение, выкидыши, аборты, врожденные инфекции, хронические рецидивирующие генитальные симптомы, злокачественные опухоли генитального тракта определяют социально-экономическую значимость этой патологии. В связи с этим необходимо осознать всю важность профилактики ИППП для здоровья нации в целом.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) вызывает антропонозную инфекцию с контактным механизмом передачи возбудителя. Она характеризуется прогрессирующим поражением иммунной системы, приводящим к развитию синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД) и смерти от вторичных заболеваний.

СПИД — сочетание опасных для организма человека инфекций, развитие которых индуцирует ВИЧ, реплицирующийся в определенных видах иммунных клеток (например, CD 4+ лимфоциты), что приводит к развитию вторичного иммунодефицита. На фоне недостаточной функции иммунной системы более тяжело протекают «обычные» инфекции, кроме того, наблюдается активация оппортунистических инфекций (тех инфекций, которые в норме не поражают человека, но проявляются в случае иммунодефицита). Собственно с развитием вторичных инфекций и (реже) опухолевого процесса связана летальность больных ВИЧ/СПИДом.

Впервые СПИД был описан в 1981 г . Долгие годы ВИЧ-инфекцию и ее заключительную стадию СПИД рассматривали как болезнь гомосексуалистов и наркоманов. В настоящее время ВИЧ/СПИД – важнейшая медико-социальная проблема, т.к. число заболевших и инфицированных продолжает неуклонно расти во всем мире.

В начале 80-х годов XX столетия наибольшее число зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции приходилось на Центральную Африку и США, а к концу столетия в эпидемию уже были вовлечены все континенты.

Вирус иммунодефицита человека относят к семейству ретровирусов (Retroviridae ), подсемейству медленных вирусов (Lentivirus ). Известны 7 видов лентивирусов, из которых 6 являются патогенными для животных и лишь один (ВИЧ) вызывает заболевание человека. Вирус иммунодефицита человека (Human immunodeficiency virus (HIV)) был выделен в 1983 г . во Франции в институте Пастера из лейкоцитов крови пациента с лимфоаденопатией. Описаны 2 серотипа вируса: ВИЧ-1 и ВИЧ-2, различающиеся по структурным и антигенным характеристикам. Наибольшее эпидемиологическое значение имеет ВИЧ-1, который доминирует в современной пандемии.

Особенностью ВИЧ-инфекции является ее длительное бессимптомное течение. Большинство инфицированных ВИЧ могут в течение длительного времени оставаться здоровыми, не иметь каких-либо симптомов иммунодефицита или иметь лишь незначительные, маловыраженные симптомы. Эти люди лишь инфицированы ВИЧ, но не больны СПИДом. Но как ВИЧ-инфицированные, так и больные СПИДом являются источником ВИЧ и потенциально способны заражать им окружающих, т.е. источник — ВИЧ-инфицированный человек, находящийся в любой стадии болезни, в том числе и в период инкубации. Вирус иммунодефицита человека может находиться во всех биологических жидкостях (кровь, сперма, вагинальный секрет, грудное молоко, слюна, слезы, пот и др.), он преодолевает трансплацентарный барьер. Однако содержание вирусных частиц в биологических жидкостях различно, что и определяет их неодинаковое эпидемиологическое значение.

Передача ВИЧ осуществляется следующими механизмами: контактным, вертикальным и искусственным (артифициальным), которые реализуются:



  • при половом акте (позиция и партнеры не важны); потенциально любой половой акт без использования презерватива может привести к инфицированию ВИЧ;

  • через кровь (в т.ч. при порезах, инъекциях, через ранки и трещины на коже), кровепродукты (плазма, цельная кровь, нерекомбинантные факторы свертываемости крови и т.д.), ткани и органы;

  • через колющий инструментарий (иглы, шприцы, ножницы, пирсинг и т.д.), контаминированный вирусом;

  • от матери к ребенку как во время беременности, так и при кормлении грудью.

ВИЧ не передается:

  • при рукопожатии;

  • кашле, чихании;

  • пользовании общественным телефоном;

  • посещении больницы;

  • открывании дверей;

  • совместной еде, использовании общих столовых приборов;

  • пользовании питьевыми фонтанчиками;

  • пользовании туалетами и душевыми комнатами;

  • пользовании бассейнами;

Не доказано, что ВИЧ может передаваться через укусы комаров или других насекомых.

Вертикальный механизм передачи ВИЧ может реализоваться у инфицированных беременных женщин. Заражение ребенка происходит во время беременности, акта родов, а также при грудном вскармливании, причем передача вируса идет не только от инфицированной матери к ребенку, но и от инфицированного ребенка кормящей женщине.

Вирус иммунодефицита передается при переливании инфицированной цельной крови и изготовленных из нее продуктов (эритроцитарной массы, тромбоцитов, свежей и замороженной плазмы). При переливании крови от ВИЧ-серопозитивных доноров реципиенты инфицируются в 90% случаев. Нормальный человеческий иммуноглобулин, альбумин не представляют опасности, т.к. технология получения этих препаратов и этапы контроля сырья исключают инфицированность ВИЧ.
ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ

На уровне управления образования и руководства школы имеются лишь возможности введения административного запрета на насилие и организации специальных акций, направленных на его профилактику (табл. 11). Педагогический коллектив может проводить ограниченное число тематических занятий (табл. 12). Но основная нагрузка по профилактике насилия ложится на школьных психологов и родителей. Среди подобных программ возможны следующие:



  • Родительские тренинги. Они улучшают межличностные эмоциональные связи между родителями и детьми, побуждают родителей использовать последовательную методику воспитания детей и помогают им развивать самоконтроль. Родительские программы можно применять тогда, когда дети подвергаются угрозе насилия со стороны родителей, а также для предупреждения преступных наклонностей в тех случаях, когда поведение малолетних детей уже вызывает беспокойство.

  • Программы наставничества. Такие программы направлены на то, чтобы дать молодому человеку — особенно, если есть риск, что у него разовьется асоциальное поведение — старшего товарища, не состоящего с ним в родстве, который сможет быть для него положительным примером и руководителем.

  • Программы семейной терапии. Такие программы улучшают коммуникацию и взаимодействие между членами семьи, а также обучают родителей и детей умению разрешать возникающие проблемы.

  • Программы посещения семей. Такие программы включают в себя постоянные визиты психолога в те дома, где проживают семьи, которые нуждаются в специальной поддержке и руководстве в отношении воспитания детей, или где появляется опасность дурного обращения с детьми. Такие программы используют и для предупреждения преступных наклонностей. Вмешательство может быть в форме беседы, обучения или направления на консультацию к специалисту.

  • Обучение установлению контактов. Такие программы предполагают образование группы мужчин и женщин, занимающейся под руководством специалиста; здесь обсуждают гендерные проблемы и вопросы взаимоотношений, которые играют роль в проявлении насилия, а также обучают умению разрешать такие проблемы.

Таблица 11. Основные направления работы и ее уровни для профилактики насилия в школьной среде

Управление образования

Администрация школы

Педагогический коллектив

Медицинские работники

Психологи

Родители

•  введение административных запретов на насилие

•  организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику насилия



•  введение административных запретов на насилие

•  организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику насилия

•  сообщение о случаях насилия в соответствующие инстанции


•  проведение тематических занятий и родительских собраний

•  сообщение о выявленных случаях насилия

•  участие в мероприятиях по профилактике насилия


•  сообщение о выявленных случаях насилия и их последствиях

•  организация психологической работы по профилактике насилия со школьниками, их родителями и педагогическим коллективом

•  создание благоприятной психологической атмосферы в семье, исключающей насилие и способствующей сообщению о случаях насилия

•  участие в мероприятиях по профилактике насилия



Таблица 12. Примерное содержание тематических уроков по профилактике насилия

Предмет

Содержание занятия

Биология

Расы. Сходство и различие. Уважение людей других рас и национальностей

География

Географические ареалы обитания рас и национальностей. Уважение к людям других национальностей и рас

Граждановеденье

Терпимое отношение к лицам других рас, национальностей, вероисповедания. Наказания, предусмотренные за насилия на национальной или религиозной почве

ИЗО

Рисунки на тему: «Дружба народов», «Толерантность» и т.д.

Иностранный язык

Чтение и пересказ текста на тему насилия

Классный час

Проведение деловых игр на тему профилактики насилия

 

Профилактика домашнего травматизма, безопасное поведение при ведении домашнего хозяйства

 

Трагические эпизоды в истории человечества (Варфоломеевская ночь, крестовые походы, геноцид и т.д.). Недопустимость насильственного отношения к людям другой веры, расы и т.д.

Литература

Тема насилия в классических произведениях литературы (Ф.Достоевский «Преступление и наказание», Л. Толстой «Воскресение» и т.д.)

 

Мировая литература – ключ к пониманию многонационального культурного разнообразия

Материальные технологии, классный час

Правила безопасности при выполнении работ по дому, профилактика травматизма

Музыка

Музыкальные произведения стран и народов мира

ОБЖ

Профилактика насилия

 

Травмы как последствия насилия

 

Правила поведения в быту для предупреждения травм, ожогов, пожарах и т.д.

 

Первые действия при ситуациях чрезвычайного характера, несущих угрозу жизни или здоровью людей

Обществоведение

Административный, гражданский и уголовный кодексы РФ в контексте насилия

Психологический тренинг

Ценность жизни. Естественная и насильственная смерть. Недопустимость самоубийства

Русский язык

Диктант, изложение или сочинение на тему насилия

Физика

Правила безопасности работы с электрическими приборами, горячими предметами

Физическая культура

Обучение методам самозащиты. Физическое развитие детей

Химия

Правила безопасности работы с химическими веществами


Насилие - преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или сообщества, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.

Данное определение включает в себя как межличностные виды насилия, так и суицидальное поведение, и вооруженные конфликты. Оно учитывает также разнообразные действия, выходящие за пределы собственно физических, например, угрозы и/или запугивание. Помимо смерти и телесных повреждений, в понятие насилия входит множество иных, часто не столь очевидных последствий насильственного поведения, в том числе психологические травмы, нарушение развития и иной ущерб, который угрожает здоровью индивида, семьи или общественной группы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема охраны здоровья школьников и формирования у них навыков здорового образа жизни является чрезвычайно сложной. Поэтому в рамках данной публикации авторы не надеялись на полное раскрытие этой темы. Целью настоящей работы являлась демонстрация того факта, что многие элементы профилактической работы в школе могут быть преподнесены через предметное обучение. При этом практически не затрагивались вопросы проведения психологических тренингов, организации самостоятельной научно-проектной деятельности школьников и т.д. Это не означает, что данные формы профилактики не играют существенной роли, просто они заслуживают отдельной публикации.

Авторы понимают, что тематика здорового образа жизни чрезвычайно широка и многообразна. В рамках настоящей публикации были проработаны лишь те аспекты охраны здоровья, которые упомянуты в программе ФРЕШ. В дальнейшем мы планируем расширять список тем в данной области. При этом разработка соответствующих занятий будет строиться как на изучении знаний школьников по той или иной тематике, так и на основании мониторинга их состояния здоровья и выявления основных причин отклонения от нормы.

Источник: Московский государственный медико-стоматологический университет, кафедра ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни – залог успешного развития».




Профилактика вредных привычек и употребления психоактивных веществ

Некоторый положительный эффект может быть достигнут за счет ограничения рекламы пива по телевидению в дневные часы, ограничения рекламы табачных изделий

342.34kb.

03 09 2014
1 стр.


Программа по профилактике употребления психоактивных веществ «нет наркотикам!»

Формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению пав

90.63kb.

15 09 2014
1 стр.


"Правда о наркомании"

Время показало, что комфортность условий обучения вещь необходимая, но не достаточная. Проблема употребления вредных веществ детьми продолжает оставаться достаточно острой

158.04kb.

03 09 2014
1 стр.


Спортивно-оздоровительная работа – «Здоровье», направление "Спортивное, зож"

Спортивное, зож : организация деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ (пав), здорового образа жизни, организация туристической и спортивной работы, воспитан

178.94kb.

09 09 2014
1 стр.


17 ноября 2011 года на базе Филиала мбоу сош с. Махалино-оош с. Сюзюм состоялся зональный этап конкурса агитбригад по профилактике вредных привычек

Филиала мбоу сош с. Махалино-оош с. Сюзюм состоялся зональный этап конкурса агитбригад по профилактике вредных привычек. В конкурсе приняли участие четыре агитбригады от трех общео

14.28kb.

12 10 2014
1 стр.


Вредных веществ в воздухе рабочей зоны

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны дополнение N

298.1kb.

28 09 2014
1 стр.


Паспорт безопасности вещества

Не содержит веществ, перечисленных в Правилах ограничения содержания вредных веществ

275.83kb.

16 12 2014
1 стр.


Органа чувств

Кожа является наружным покровом тела человека. Она несет защитную функцию, предохраняя организм от вредных воздействий внешней среды (от механических повреждений, проникновения мик

38kb.

14 09 2014
1 стр.