Перейти на главную страницу
Профилактика вредных привычек у школьников – чрезвычайно сложная задача. Реклама табачных и алкогольных изделий, действия криминальных сообществ по распространению ПАВ не способствуют профилактике вредных привычек. Некоторый положительный эффект может быть достигнут за счет ограничения рекламы пива по телевидению в дневные часы, ограничения рекламы табачных изделий. Однако бюджеты, затрачиваемые даже на легальную рекламу, несравнимы с деньгами, выделяемыми на программы профилактики вредных привычек.
В этой связи особенно важным представляется консолидация всех структур, задействованных в системе школьного образования (табл. 6). Только путем согласованных действий можно избежать приобщения школьников к курению, употреблению алкоголя и злоупотребления ПАВ. Благодаря этому можно будет добиться улучшения состояния их здоровья и повышения успеваемости. В дальнейшем меры по профилактике вредных привычек среди школьников могут способствовать укреплению здоровья нации в целом.
Таблица 6. Основные направления работы и ее уровни при обучении профилактике употребления ПАВ среди школьников
Управление образования |
Администрация школы |
Педагогический коллектив |
Медицинские работники |
Родители |
• организация и проведение мероприятий • координация работ с другими заинтересованными министерствами и ведомствами по проблемам профилактики употребления ПАВ • запрет продажи и рекламы табачных и алкогольных изделий на территории школ и вблизи нее • мониторинг и контроль |
• запрет на курение, употребление алкоголя и ПАВ в школе и контроль исполнения запрета • создание в школе атмосферы неприятия курения, зависимости от алкоголя и употребления ПАВ |
• контроль запрета на курение и употребление алкоголя и ПАВ в школе • участие в проведении специальных мероприятий и уроков, направленных на профилактику вредных привычек • проведение тематических классных часов, занятий и родительских собраний • организация досуга школьников, исключающего курение, употребление алкоголя или ПАВ |
• проведение лекций, семинаров и бесед на тему вредных привычек • выявление лиц, курящих, употребляющих алкоголь или ПАВ и при необходимости направление их на консультацию или лечение |
• проявление интереса к поведению ребенка (признаки курения, употребления алкоголя, ПАВ) • контроль свободного времени ребенка (где и как его проводит) • знакомство с друзьями ребенка • контроль расходования ребенком карманных денег и других средств, ценными вещами в доме • извещение педагогического коллектива и медицинских работников о случаях подозрительного поведения ребенка или его друзей • участие в мероприятиях, направленных на профилактику вредных привычек |
Предмет |
Содержание занятия |
Биология |
Влияние курения, алкоголя и ПАВ на органы и системы человека (по мере рассмотрения тех или иных органов или систем) |
|
Алкалоиды в природе и их воздействие на человека |
|
Спорынья и ее воздействие на организм человека |
|
Грибы, влияющие на деятельность ЦНС |
|
ЦНС. Ее роль в формировании личности человека. Отрицательное влияние никотина, алкоголя и ПАВ на ЦНС |
|
Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья |
|
Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер и их влияние на профилактику вредных привычек |
|
Особенности подросткового возраста. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Особенности подросткового возраста с точки зрения возможностей формирования и профилактики вредных привычек |
География |
Произрастание растений, из которых добывают ПАВ. При этом можно затронуть вопросы воздействия ПАВ на организм |
Граждановеденье |
Конституция РФ |
|
Права и обязанности ребенка |
|
Законодательство РФ о незаконном обороте наркотиков |
|
Законодательство РФ о продаже табачных и алкогольных изделий несовершеннолетним |
|
Опасность зависимости от алкоголя и употребления ПАВ для человека и общества |
|
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы |
|
Социальная значимость здорового образа жизни |
|
Человек и его ближайшее окружение. Формальные и неформальные группы. Большие и малые социальные группы. Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. |
ИЗО |
Рисунок «Мир в дыму», «пьянству – бой» и т.д. |
Иностранный язык |
Чтение и пересказ текста на тему вредных привычек, их отрицательного воздействия на организм человека |
История |
Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе |
|
Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в обществе в разные эпохи |
Классный час |
Проведение тематических бесед, деловых игр и т.д. |
|
Отклоняющееся поведение. |
Литература |
Разбор на примере классических произведений последствий негативного воздействия никотина, алкоголя и ПАВ на организм человека (М.Горький «На дне», М.Булгаков «Записки морфиниста» и т.д.) |
ОБЖ, классный час |
Действия при острых отравлениях никотином, алкоголем или ПАВ |
ОБЖ |
Вредные привычки и их профилактика |
Обществознание |
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Мировоззрение. Самопознание. Их роль в профилактике вредных привычек |
Русский язык |
Сочинение, диктант ли изложение на тему вредных привычек |
Физическая культура |
Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, профилактике вредных привычек |
Химия |
Химическое строение этилового спирта, никотина. Их воздействие на организм человека |
|
Лекарственные препараты. Строение, воздействие на организм, побочные эффекты |
Никотин не является единственным веществом, обнаруживаемом в табачном дыму. Табачный дым также содержит целый ряд вредных химических веществ, например, таких как пиридин, этилен, смолы (изопрен, бензпирен), радиоактивный полоний, мышьяк, висмут, свинец, аммиак, органические кислоты, эфирные масла и др. В организм человека эти токсические вещества поступают медленно, дозировано, поэтому случаев острого отравления практически не наблюдается, однако эти вещества приводят к постепенному ухудшению здоровья человека. При сгорании 20 г табака в среднем образуется: 0,0012 г синильной кислоты; около 0,0012 г сероводорода; 0,22 г пиридиновых оснований; 0,18 г никотина; 0,64 г ( 0,843 л ) аммиака; 0,92 г ( 0,738 л ) оксида углерода (II); не менее 1 г концентрата из жидких и твердых продуктов горения и сухой перегонки табака, называемых табачным дегтем. В нем содержится около сотни химических веществ, в том числе: бензпирен; бензатрацен; радиоактивный изотоп калия; мышьяк и ряд ароматических полициклических углеводородов — канцерогенов.
Прежде всего, употребление алкоголя влияет на центральную нервную систему. Этиловый спирт разрушает нервные клетки, в результате уменьшается объем головного мозга, меняется психика. В конечном итоге происходит психическое разрушение личности. Алкоголь воздействует на гипоталамические центры положительных эмоций, вызывая улучшение настроения. В основе раздражения близлежащих центров (питания, жажды, голода, полового поведения и др.) лежит изменение структуры поведения человека после приема алкогольных напитков.
Источником опиатов является опийный мак (Papaver somniferum), он выращивался еще в IV веке до н.э. в районе Средиземноморья. Только четверть из всего объема получаемого сегодня в мире опия используется для медицинских целей.
Однако в результате почти 30-летнего наблюдения были сделаны выводы о формировании зависимости к АМФ и тяжелых последствий длительного и регулярного его использования (высокий риск мозговых кровоизлияний, повышение АД, аритмии сердца, параноидные психозы). Когда была обнаружена способность группы АМФ вызывать мгновенный и мощный эйфорический эффект после внутривенного введения, они были отнесены к основным классам наркотиков.
Общей чертой ГЦГ является их способность изменять настроение и характер мышления. Они вызывают состояние возбуждения ЦНС, приводящее к сдвигу сознания, обычно к эйфории, но иногда к сильной депрессии или агрессивному состоянию. Самое опасное следствие применения ГЦГ — нарушение способности логически рассуждать, что ведет к принятию неадекватных решений и несчастным случаям. Острое состояние с беспокойством, возбуждением и бессонницей обычно длится до тех пор, пока не прекратится действие средства. Иногда депрессия и «деперсонализация» столь велики, что приводят к самоубийству. В течение долгого времени после выведения из организма могут ощущаться «возвратные вспышки» ( flashbacks ) — небольшие повторения психоделических эффектов, таких, как интенсификация цветового восприятия, наблюдение передвижения фиксированных объектов, путаница в идентификации объектов.
Наиболее известные ГЦГ: диэмиламид лизергиновой кислоты (ЛСД), псилоцибин и псилоцин грибов, фенциклидин (РСР), метоксипроизводные АМФ (группа мескалина).
5.1. Псилоцин и псилоцибин — орально активные галлюциногены, извлекаемые наркоманами из некоторых видов грибов, их употребление широко распространено в северных регионах европейской части РФ.
Псилоцибин и его дефосфорилированный аналог псилоцин впервые были выделены из грибов Psilocybe и Stropharia , растущих в Мексике, Камбодже и Таиланде. Псилоцибин также синтезируют в подпольных лабораториях.
РСР вместе с кетамином составляют группу диссоциативных анестетических галлюциногенов, действие которых на организм человека определяется взаимодействием с глутаминергическими рецепторами.
РСР был синтезирован как препарат для внутривенного наркоза во второй половине 50-х годов в США и под наименованием « Sernil » внедрен в медицинскую практику. В отличие от опиатов он не дает угнетения сердечно-сосудистой деятельности или дыхания. Однако в процессе клинического применения были выявлены токсические побочные эффекты, включающие постоперационные галлюцинации, возбуждение, ментальные расстройства и депрессивные состояния, и, несмотря на хорошие терапевтические свойства, препарат был исключен из клинической практики.
В нелегальном обороте РСР существует с 1967 г .
Тема охраны репродуктивного здоровья является в достаточной мере интимной. Программы в большей степени должны быть направлены на формирование нравственной составляющей в школьниках, пропаганду семейных ценностей. Любые программы в этой сфере, не входящие в Государственный стандарт, должны согласовываться с родителями (табл. 8).
Управление образования |
Администрация школы |
Педагогический коллектив |
Медицинские работники |
Родители |
|
|
|
|
|
Существует достаточно много школьных предметов, в рамках которых школьники могут быть проинформированы о тех или иных аспектах охраны репродуктивного здоровья (табл. 9). Еще раз отметим, что глубина и степень изложения материала, а также способ проведения занятия (раздельно для мальчиков и девочек или совместно) должны согласовываться с родителями.
Предмет |
Содержание занятия |
Биология |
Физиология человека. Забота о репродуктивном здоровье |
|
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих |
Граждановеденье |
Гражданский кодекс РФ в контексте семьи и брака |
Иностранный язык |
Чтение и пересказ текста на тему охраны репродуктивного здоровья |
Классный час |
Проведение тематических бесед, деловых игр и т.д. |
|
Семейные ценности |
Литература |
Рассмотрение проблемы взаимоотношения мужчины и женщины на примере классических произведений литературы, подчеркивая ценность семейных отношений и трагичность последствий их нарушения (Л.Толстой «Анна Каренина», А.Пушкин «Е.Онегин» и др.) |
Музыка |
Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: любви и ненависти («Ромео и Джульетта» У.Шекспира в трактовках Г.Берлиоза, П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева); |
Психологический тренинг |
Давление, манипулирование, насилие – их признаки и пути избегания |
|
Межличностные отношения |
|
Семья как малая группа |
|
Конфликты и умение их разрешать |
Предмет |
Содержание занятия |
Биология |
Природа вирусных заболеваний. ВИЧ-инфекция |
|
Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. |
|
Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. |
|
Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. |
География |
Территориальная распространенность ВИЧ-инфекции |
Классный час |
Истории эпидемий (ВИЧ – очередная эпидемия). Отношение к людям во время эпидемии |
Математика |
Модель развития эпидемии как частный случай геометрической прогрессии. |
Литература |
Психологические и нравственные аспекты тяжелых или смертельных заболеваний в художественной литературе |
Обществознание |
Свобода и ответственность |
Увеличению числа больных ИППП в современных условиях способствуют различные причины (факторы):
В настоящее время насчитывают более 20 заболеваний, передаваемых половым путем. Все заболевания из группы ИППП передаются преимущественно половым путем, т.е. возможность заразиться реальна при незащищенных половых контактах, причем заражение может произойти при любой форме сексуальной активности (вагинальной, оральной, анальной). Кроме того, в той или иной мере все эти болезни могут передаваться от матери к ребенку как во время беременности и родов, так и при грудном вскармливании (например, ВИЧ-инфекция).
Возникающие осложнения после ИППП, такие, как хронические боли в области малого таза, трубное бесплодие, мертворождение, выкидыши, аборты, врожденные инфекции, хронические рецидивирующие генитальные симптомы, злокачественные опухоли генитального тракта определяют социально-экономическую значимость этой патологии. В связи с этим необходимо осознать всю важность профилактики ИППП для здоровья нации в целом.
Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) вызывает антропонозную инфекцию с контактным механизмом передачи возбудителя. Она характеризуется прогрессирующим поражением иммунной системы, приводящим к развитию синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД) и смерти от вторичных заболеваний.
СПИД — сочетание опасных для организма человека инфекций, развитие которых индуцирует ВИЧ, реплицирующийся в определенных видах иммунных клеток (например, CD 4+ лимфоциты), что приводит к развитию вторичного иммунодефицита. На фоне недостаточной функции иммунной системы более тяжело протекают «обычные» инфекции, кроме того, наблюдается активация оппортунистических инфекций (тех инфекций, которые в норме не поражают человека, но проявляются в случае иммунодефицита). Собственно с развитием вторичных инфекций и (реже) опухолевого процесса связана летальность больных ВИЧ/СПИДом.
Впервые СПИД был описан в 1981 г . Долгие годы ВИЧ-инфекцию и ее заключительную стадию СПИД рассматривали как болезнь гомосексуалистов и наркоманов. В настоящее время ВИЧ/СПИД – важнейшая медико-социальная проблема, т.к. число заболевших и инфицированных продолжает неуклонно расти во всем мире.
В начале 80-х годов XX столетия наибольшее число зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции приходилось на Центральную Африку и США, а к концу столетия в эпидемию уже были вовлечены все континенты.
Вирус иммунодефицита человека относят к семейству ретровирусов (Retroviridae ), подсемейству медленных вирусов (Lentivirus ). Известны 7 видов лентивирусов, из которых 6 являются патогенными для животных и лишь один (ВИЧ) вызывает заболевание человека. Вирус иммунодефицита человека (Human immunodeficiency virus (HIV)) был выделен в 1983 г . во Франции в институте Пастера из лейкоцитов крови пациента с лимфоаденопатией. Описаны 2 серотипа вируса: ВИЧ-1 и ВИЧ-2, различающиеся по структурным и антигенным характеристикам. Наибольшее эпидемиологическое значение имеет ВИЧ-1, который доминирует в современной пандемии.
Особенностью ВИЧ-инфекции является ее длительное бессимптомное течение. Большинство инфицированных ВИЧ могут в течение длительного времени оставаться здоровыми, не иметь каких-либо симптомов иммунодефицита или иметь лишь незначительные, маловыраженные симптомы. Эти люди лишь инфицированы ВИЧ, но не больны СПИДом. Но как ВИЧ-инфицированные, так и больные СПИДом являются источником ВИЧ и потенциально способны заражать им окружающих, т.е. источник — ВИЧ-инфицированный человек, находящийся в любой стадии болезни, в том числе и в период инкубации. Вирус иммунодефицита человека может находиться во всех биологических жидкостях (кровь, сперма, вагинальный секрет, грудное молоко, слюна, слезы, пот и др.), он преодолевает трансплацентарный барьер. Однако содержание вирусных частиц в биологических жидкостях различно, что и определяет их неодинаковое эпидемиологическое значение.
Передача ВИЧ осуществляется следующими механизмами: контактным, вертикальным и искусственным (артифициальным), которые реализуются:
Вертикальный механизм передачи ВИЧ может реализоваться у инфицированных беременных женщин. Заражение ребенка происходит во время беременности, акта родов, а также при грудном вскармливании, причем передача вируса идет не только от инфицированной матери к ребенку, но и от инфицированного ребенка кормящей женщине.
Вирус иммунодефицита передается при переливании инфицированной цельной крови и изготовленных из нее продуктов (эритроцитарной массы, тромбоцитов, свежей и замороженной плазмы). При переливании крови от ВИЧ-серопозитивных доноров реципиенты инфицируются в 90% случаев. Нормальный человеческий иммуноглобулин, альбумин не представляют опасности, т.к. технология получения этих препаратов и этапы контроля сырья исключают инфицированность ВИЧ.
ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ
На уровне управления образования и руководства школы имеются лишь возможности введения административного запрета на насилие и организации специальных акций, направленных на его профилактику (табл. 11). Педагогический коллектив может проводить ограниченное число тематических занятий (табл. 12). Но основная нагрузка по профилактике насилия ложится на школьных психологов и родителей. Среди подобных программ возможны следующие:
Управление образования |
Администрация школы |
Педагогический коллектив |
Медицинские работники |
Психологи |
Родители |
• введение административных запретов на насилие • организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику насилия |
• введение административных запретов на насилие • организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику насилия • сообщение о случаях насилия в соответствующие инстанции
|
• проведение тематических занятий и родительских собраний • сообщение о выявленных случаях насилия • участие в мероприятиях по профилактике насилия
|
• сообщение о выявленных случаях насилия и их последствиях |
• организация психологической работы по профилактике насилия со школьниками, их родителями и педагогическим коллективом |
• создание благоприятной психологической атмосферы в семье, исключающей насилие и способствующей сообщению о случаях насилия • участие в мероприятиях по профилактике насилия |
Предмет |
Содержание занятия |
Биология |
Расы. Сходство и различие. Уважение людей других рас и национальностей |
География |
Географические ареалы обитания рас и национальностей. Уважение к людям других национальностей и рас |
Граждановеденье |
Терпимое отношение к лицам других рас, национальностей, вероисповедания. Наказания, предусмотренные за насилия на национальной или религиозной почве |
ИЗО |
Рисунки на тему: «Дружба народов», «Толерантность» и т.д. |
Иностранный язык |
Чтение и пересказ текста на тему насилия |
Классный час |
Проведение деловых игр на тему профилактики насилия |
|
Профилактика домашнего травматизма, безопасное поведение при ведении домашнего хозяйства |
|
Трагические эпизоды в истории человечества (Варфоломеевская ночь, крестовые походы, геноцид и т.д.). Недопустимость насильственного отношения к людям другой веры, расы и т.д. |
Литература |
Тема насилия в классических произведениях литературы (Ф.Достоевский «Преступление и наказание», Л. Толстой «Воскресение» и т.д.) |
|
Мировая литература – ключ к пониманию многонационального культурного разнообразия |
Материальные технологии, классный час |
Правила безопасности при выполнении работ по дому, профилактика травматизма |
Музыка |
Музыкальные произведения стран и народов мира |
ОБЖ |
Профилактика насилия |
|
Травмы как последствия насилия |
|
Правила поведения в быту для предупреждения травм, ожогов, пожарах и т.д. |
|
Первые действия при ситуациях чрезвычайного характера, несущих угрозу жизни или здоровью людей |
Обществоведение |
Административный, гражданский и уголовный кодексы РФ в контексте насилия |
Психологический тренинг |
Ценность жизни. Естественная и насильственная смерть. Недопустимость самоубийства |
Русский язык |
Диктант, изложение или сочинение на тему насилия |
Физика |
Правила безопасности работы с электрическими приборами, горячими предметами |
Физическая культура |
Обучение методам самозащиты. Физическое развитие детей |
Химия |
Правила безопасности работы с химическими веществами |
Данное определение включает в себя как межличностные виды насилия, так и суицидальное поведение, и вооруженные конфликты. Оно учитывает также разнообразные действия, выходящие за пределы собственно физических, например, угрозы и/или запугивание. Помимо смерти и телесных повреждений, в понятие насилия входит множество иных, часто не столь очевидных последствий насильственного поведения, в том числе психологические травмы, нарушение развития и иной ущерб, который угрожает здоровью индивида, семьи или общественной группы.
Проблема охраны здоровья школьников и формирования у них навыков здорового образа жизни является чрезвычайно сложной. Поэтому в рамках данной публикации авторы не надеялись на полное раскрытие этой темы. Целью настоящей работы являлась демонстрация того факта, что многие элементы профилактической работы в школе могут быть преподнесены через предметное обучение. При этом практически не затрагивались вопросы проведения психологических тренингов, организации самостоятельной научно-проектной деятельности школьников и т.д. Это не означает, что данные формы профилактики не играют существенной роли, просто они заслуживают отдельной публикации.
Авторы понимают, что тематика здорового образа жизни чрезвычайно широка и многообразна. В рамках настоящей публикации были проработаны лишь те аспекты охраны здоровья, которые упомянуты в программе ФРЕШ. В дальнейшем мы планируем расширять список тем в данной области. При этом разработка соответствующих занятий будет строиться как на изучении знаний школьников по той или иной тематике, так и на основании мониторинга их состояния здоровья и выявления основных причин отклонения от нормы.
Источник: Московский государственный медико-стоматологический университет, кафедра ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни – залог успешного развития».
Некоторый положительный эффект может быть достигнут за счет ограничения рекламы пива по телевидению в дневные часы, ограничения рекламы табачных изделий
03 09 2014
1 стр.
Формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению пав
15 09 2014
1 стр.
Время показало, что комфортность условий обучения вещь необходимая, но не достаточная. Проблема употребления вредных веществ детьми продолжает оставаться достаточно острой
03 09 2014
1 стр.
Спортивное, зож : организация деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ (пав), здорового образа жизни, организация туристической и спортивной работы, воспитан
09 09 2014
1 стр.
Филиала мбоу сош с. Махалино-оош с. Сюзюм состоялся зональный этап конкурса агитбригад по профилактике вредных привычек. В конкурсе приняли участие четыре агитбригады от трех общео
12 10 2014
1 стр.
Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны дополнение N
28 09 2014
1 стр.
Не содержит веществ, перечисленных в Правилах ограничения содержания вредных веществ
16 12 2014
1 стр.
Кожа является наружным покровом тела человека. Она несет защитную функцию, предохраняя организм от вредных воздействий внешней среды (от механических повреждений, проникновения мик
14 09 2014
1 стр.