Перейти на главную страницу
Программа дисциплины
для студентов бакалавриата
направления 031300.62 – «Журналистика»
|
|
Одобрено на заседании департамента «Новые медиа и социальные коммуникации» Руководитель департамента Шомова С.А. ______________________________ «____»______________2011 г. |
В ходе изучения курса «Этическое регулирование СМИ» вырабатываются важнейшие компетенции как общекультурного ряда, так и профессионального назначения. К первым относятся социально-личностные и общенаучные ОК 5, 6, 13:
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
Аудиторные часы |
Самостоятель-ная работа | |
Лекции |
Сем. и практич. занятия | ||||
1 |
Профессиональная этика журналиста: сущность и функции |
4 |
2 |
|
2 |
2 |
Нравственное сознание журналиста и его позиция. Ведущие нормы, ценности и принципы журналистской деятельности |
4 |
2 |
|
2 |
3 |
Основные «векторы» этических взаимоотношений журналиста с окружающим миром. Журналист – аудитория: нравственные законы взаимодействия. |
4 |
2 |
|
2 |
4 |
Журналист, герой публикации, автор: точки этического пересечения |
4 |
2 |
|
2 |
5 |
Проблемы взаимоотношений журналиста с редактором, издателем, владельцем СМИ. Журналистская конфликтология: этика поведения в журналистском коллективе. |
4 |
2 |
|
2 |
6 |
Этика работы журналиста с информацией |
6 |
2 |
|
4 |
7 |
Методы этического регулирования СМИ. Международные кодификационные документы журналистской этики. |
4 |
2 |
|
2 |
8 |
Основные механизмы и документы этического регулирования СМИ в зарубежных странах |
6 |
2 |
|
4 |
9 |
Способы разрешения этических споров в России |
6 |
2 |
|
4 |
10 |
Этические кодексы России и зарубежных стран |
6 |
|
2 |
4 |
11 |
«Болевые точки» современной журналистской этики |
6 |
|
2 |
4 |
|
Итого |
54 |
18 |
4 |
32 |
|
Эссе |
|
|
|
|
|
Зачет |
|
|
|
|
При преподавании дисциплины используется накопительная система оценок. Контроль знаний студентов включает в себя несколько позиций, а именно:
где Ои – итоговая оценка по 10-бальной шкале,
2 балла ставится, если студент посетил 95-100 процентов занятий;
1 балл ставится, если студент посетил больше 80, но менее 95 процентов занятий;
0 баллов ставится, если пропущено больше 20 процентов занятий.
Оценка за доклад на семинарской мини-конференции учитывает уровень найденного и осмысленного материала, а также качество презентации и мастерство ораторского выступления, продемонстрированные во время занятия. Примерные темы докладов приведены в разделе программы, посвященном соответствующему занятию.
Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной системам | |
|
|
По десятибалльной шкале |
По пятибалльной шкале |
1- неудовлетворительно |
неудовлетворительно-2 |
2- очень плохо | |
3-плохо | |
4- удовлетворительно |
удовлетворительно-3 |
5- весьма удовлетворительно | |
6- хорошо |
хорошо-4 |
7- очень хорошо | |
8-почти отлично |
отлично-5 |
9- отлично | |
10- блестяще |
1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М.: Издательство Московского университета, 1999 (а также более поздние издания).
2. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект Пресс, 2000.
Помимо названных изданий, базовым материалом для изучения дисциплины является курс лекций.
Мораль и ее место в обществе. Соотношение терминов «этика», «мораль» и «нравственность». Структура морали. Краткий исторический экскурс развития норм морали и нравственности. Краткая характеристика основных этических концепций.
Профессиональная мораль, ее специфика и функции. Этическое регулирование как форма социального контроля. Становление профессиональной этики журналиста и ее сущностные особенности. Понятие медиа-этоса. Факторы развития и специфические нормы журналистской этики. Основные функции, принципы и категории журналистской этики. Формы этического регулирования СМИ. Механизмы этического регулирования СМИ. Первые этические кодексы журналистского сообщества.
Дополнительная литература:
Нравственное сознание как форма общественного сознания. Структура нравственного сознания. Понятие нравственной позиции.
Понятие нормы профессионального поведения в журналистике. Базовые ценности журналистики. Базовые принципы журналистской этики. Виды профессиональной ответственности в журналистике. Соотношение морально-этической и правовой ответственности журналиста.
Дополнительная литература:
Структура этических взаимоотношений журналиста с окружающими социальными субъектами. Этические проблемы взаимодействия журналиста с героями его материалов. «Точки профессионального пересечения» журналиста-редактора с авторами публицистических материалов. «Этика субординации» в журналистской деятельности: проблемы взаимоотношений с редактором, издателем, владельцем СМИ. Этика поведения в журналистском редакционном коллективе и внутри журналистской корпорации. Этика работы журналиста с информацией.
Этика взаимодействия журналиста и аудитории. Главная проблема журналистского творчества – проблема истины в журналистике. Мера допустимого: диалектика факта и домысла. Границы гласности: проблема свободы печати в журналистской этике. Основные «болевые точки» этических взаимоотношений журналиста с читателем, зрителем, слушателем.
Дополнительная литература:
Этапы работы журналиста над материалом: от выбора темы до возможного опровержения. Этика взаимодействия с героем публикации. Феномен социальной оценки персонажа. Роль принципов точности, достоверности, объективности в создании образа. Основные проблемы этических взаимоотношений с героем материала. Основные этические «табу» в работе над образом персонажа.
Журналист в роли редактора. Специфика профессионально-этических взаимоотношений «редактор-автор». Основные нормы взаимодействия редактора и автора материала. Права и обязанности редактора в процессе правки материала. Этика редактирования: западный опыт и отечественная практика. Узел морально-правовых проблем, связанных с работой редактора.
Дополнительная литература:
Правовой статус редакции, главного редактора, учредителя и издателя. Комплекс правовых взаимоотношений и этических норм, объединяющих взаимодействие в «четырехугольнике». Западный опыт регулирования данного взаимодействия и соответствующая отечественная практика. Основные проблемы, связанные с функционированием «четырехугольника». Проблемы взаимоотношений журналиста с редактором, издателем, владельцем СМИ.
Проблемы служебной этики и субординации в отношениях между членами редакционного коллектива. Редакционный коллектив как социально-психологическая структура. Специфика творческих коллективов. Соревнование и конкуренция в редакции. Сотрудничество, доминирование и соперничество как основные виды взаимодействия в творческом коллективе. Конфликт в редакционном коллективе; причины и виды конфликтных ситуаций, методы их разрешения.
Дополнительная литература:
Специфика понятия информации в различных науках. Информация и новость в журналистике. Этические проблемы взаимодействия журналиста с информацией.
Проблемы сбора информации. Источники информации и их разновидности. Допустимые и недопустимые методы сбора информации. Методы «маски», «смены профессии» и другие возможности анонимных действий журналиста. Правовые и этические аспекты применения эксперимента, скрытой камеры и других «этически спорных» методов получения информации.
Проблема доступа к информации. Этические проблемы взаимодействия с информантами.
Этические проблемы обработки и монтажа информации.
Этические проблемы распространения информации: между «можно» и «нельзя».
Понятие о журналистском кодексе чести. Причины появления и специфика первых журналистских кодексов. Виды кодексов: международные, национальные, корпоративные, редакционные. Этапы движения международной журналистской этической мысли.
Основные международные документы этического регулирования в журналистике. Декларация принципов поведения журналистов (МФЖ, 1954, 1986 г.). Международные принципы профессиональной этики в журналистике (ЮНЕСКО, 1983 г.). «Парижский кодекс» 1986 года. Иоганнесбургские принципы 1995 г. Международный кодекс рекламной деятельности (кодекс Международной торговой палаты). Европейский кодекс профессионального поведения в области PR (Лиссабонский кодекс).
Основные методы и способы этического регулирования СМИ. Внешние органы регулирования поведения журналистов (Советы по делам печати, Общественные палаты и др.). Этическое саморегулирование в журналистике.
Механизмы этического регулирования СМИ в зарубежных странах. Специфика этического регулирования СМИ в США и Западной Европе (Великобритания, ФРГ, Италия, Испания, Скандинавские страны и др.).
Национальные кодексы журналистской этики зарубежных стран. Этическое регулирование в США: «Каноны журнализма» (1923 г.); «Кодекс этики Общества профессиональных журналистов США» (1993 г.); «Декларация принципов Американского общества редакторов газет» (1996 г.); «Этический кодекс Национальной ассоциации фоторепортеров США» (1998 г.). Опыт создания внутриредакционных кодексов: “Этические нормы газеты «Вашингтон Пост»”.
Европейские кодексы журналистской этики: «Кодекс поведения» (Великобритания); «Деонтологический кодекс профессии журналиста» (Испания); «Декларация прав и обязанностей журналиста» (Швейцария); «Национальный кодекс поведения» (Дания) и другие.
История становления журналистской этической мысли в России. «Рассуждения об обязанностях журналистов» М.В. Ломоносова. Решение проблем этического нормирования журналистского труда в отечественной практике советской и постсоветской журналистике.
«Плюсы» и «минусы» Кодексов профессиональной этики журналиста 1991 и 1994 годов, их содержание и структура. «Московская хартия журналистов». Корпоративные кодексы России: «Декларация Гильдии судебных репортеров России», «Хартия телерадиовещателей». Пакт «Чистые перья» о жанрах и журналистских стандартах и другие.
Механизмы разрешения этических споров в российских СМИ. Деятельность Судебной палаты по информационным спорам при Президенте России. Большое жюри Союза журналистов России и его роль в разрешении информационных споров. Общественная коллегия по жалобам на прессу. Проблемы решения информационных споров в отечественной практике.
Данное занятие проводится в виде мини-конференции, на которой студентам предлагается не просто рассказать в виде презентации о том или ином этическом кодексе, но провести его компаративный анализ с другими кодификационными документами того же ряда. Главными задачами семинара являются закрепление знаний по курсу, отработка навыков самостоятельного поиска и анализа информации, а также тренинг мастерства ораторского выступления.
Завершающее занятие курса носит дискуссионный и тренинговый характер. Помимо повторения и закрепления теоретического материала, семинар включает в себя ряд практических заданий. Дискуссия: этична ли журналистика как вид деятельности? Какие наиболее острые этические проблемы приходится решать современному журналисту? Гносеологический тренинг: анализ составляющих частей профессионального сознания журналиста (можно ли в определенных процентных соотношениях обнаружить в сознании журналиста все разновидности общественного сознания – политическое, религиозное, научное, эстетическое, обыденное и др.). Практическое задание: выработка «личного этического кодекса» и построение иерархии мотивов журналиста, пишущего на определенные темы.
Сми становятся одной их самых актуальных дисциплин в ряду предметов, изучаемых студентами факультета медиакоммуникаций
25 12 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления
17 12 2014
7 стр.
Программа предназначена для студентов 3-4 курсов бакалавриата обучающихся по направлению «Социология»
11 10 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра, обучающихся по программе «Мировая экономика». Дисциплина является дисц
30 09 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 030900. 62 «Юриспруденция» подготовки
28 09 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью», изучаю
01 09 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Европа в V-XVII вв.»; учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600. 62 «история», обучающихся по ба
12 10 2014
4 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра
10 10 2014
8 стр.