Перейти на главную страницу
для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра
профессор, д.с.н. Покровский Н.Е.;
профессор, д.ф.н. Ионин Л.Г.;
доцент, к.с.н. Николаев В.Г.
Председатель Зав. кафедрой
Ледяев В.Г. Покровский Н.Е.
«_____» __________________ 2008 г. «--» -------- 2008 г.
социологии
Ученый секретарь
Рыжова А.В.
« ____» ___________________2008 г.
Москва, 2008
доктор философских наук, профессор Ионин Леонид Григорьевич;
кандидат социологических наук, доцент Николаев Владимир Геннадьевич.
АННОТАЦИЯ
Курс «Классики социологии: текстуальный анализ» является неотъемлемой частью блока учебных дисциплин, нацеленных на базовую подготовку студентов в области общей социологии, истории социологии и социологической теории. Он логически соединяется с курсами «Общая социология», «История социологии», «Современные социологические теории» (обязательными), а также с курсами по социологии Э. Дюркгейма и социальной теории К. Маркса (преподаваемыми факультативно или в форме элективов).
Будучи логическим продолжением курса «История социологии», настоящий курс нацелен на более основательное ознакомление студентов с теоретическими концепциями трех специально отобранных для этой цели классиков: М. Вебера, Р. Парка и Р. Мертона. В текстах этих трех классиков воплощаются разные определения предметной области социологии, разные подходы к социологическому анализу, разные понятийные аппараты и разные способы использования понятий. Особенностью данного курса является акцент на глубокой и тщательной проработке текстов с целью внимательного ознакомления с воплощенными в них стратегиями теоретической (понятийной) работы. Для каждого из рассматриваемых в курсе классиков отобраны наиболее репрезентативные для них тексты: это труд М. Вебера «Хозяйство и общество», две поздние программные статьи Р. Парка («Симбиоз и социализация» и «Размышления о коммуникации и культуре»), «Социальная теория и социальная структура» Р. Мертона.
Подбор классиков и текстов для целей данного курса может меняться, в том числе с соответствующими изменениями в тематике двух соединенных с ним факультативных (элективных) курсов, тоже ориентированных на тщательную работу с текстами. Подбор классических фигур для включения в данный курс осуществлялся исходя из доступности для студентов репрезентативных текстов (оригиналов или качественных, пригодных для работы переводов), временных ограничений данного курса, задающих жесткие рамки для объемов изучаемых текстов, а также наличия преподавателей, которые могли бы наиболее компетентно помочь студентам в работе с текстами отобранных авторов.
Для эффективного освоения содержания курса студенты должны предварительно прослушать курс «История социологии» и иметь внятное общее представление о теориях включенных в курс классиков и их месте в историко-социологическом процессе.
Дать студентам углубленное представление о трех рассматриваемых теоретических подходах на основе тщательной проработки соответствующих классических текстов.
В результаты изучения курса студенты должны:
Учебный курс состоит из трех относительно независимых друг от друга блоков; каждый посвящен одному из трех отобранных авторов. По каждому блоку работает свой состав преподавателей. Каждый блок включает установочные лекции и семинарские (практические) занятия. Упор в курсе делается на последние; на них под руководством преподавателя осуществляется подробный разбор соответствующих текстов. К каждому практическому занятию студент прочитывает заданный текст и производит его анализ в соответствии со следующими рекомендуемыми процедурами:
(1) краткий конспект текста первоисточника, фиксирующий в последовательном порядке основные идеи, понятия, определения, связи между понятиями и утверждениями;
(2) выписывание понятий на карточки, с последующей организацией выписанных понятий в схемы, фиксирующие связи между ними (полученные схемы записываются на отдельном листе);
(3) соотнесение текстуального воплощения идей в первоисточнике с обобщенными резюме и систематизациями, находимыми в установочных лекциях или второисточниках;
(4) формулирование вопросов для обсуждения на занятии, фиксация непонятных мест в тексте для их последующего обсуждения и прояснения на занятии.
Лекции в рамках курса имеют функциональный характер: они нацелены не столько на полный обзор и систематическое представление взглядов трех обсуждаемых классиков, сколько на то, чтобы облегчить чтение текстов, работу с ними и их интерпретацию.
По итогам курса каждый студент должен подготовить и представить письменную работу в форме профессионального реферата одного из обсуждаемых в курсе текстов.
20% – активность на семинарских занятиях по первому блоку (М. Вебер);
20% – активность на семинарских занятиях по второму блоку (Р. Парк);
20% – активность на семинарских занятиях по третьему блоку (Р. Мертон);
40% - оценка за письменную работу (реферат).
В спорных случаях возможно устное собеседование на зачете. По итогам собеседования ставится оценка по десятибалльной шкале, которая не может быть выше, чем получаемая при округлении оценки с десятичной дробью, полученной исходя из оценок за работу на семинарских занятиях и за реферат, в верхнюю сторону, и ниже, чем получаемая при округлении ее в нижнюю сторону.
компетентное выступление или участие в обсуждении, демонстрирующее знакомство с заданными к занятию текстами и продуманное усвоение их содержания.
Письменная работа по курсу должна быть сделана в жанре профессионального реферата. В работе должен быть отреферирован один из рассматриваемых в курсе первоисточников. Реферат должен содержать связное, структурированное, точное и адекватное изложение содержания реферируемого первоисточника.
Рекомендуемый объем письменной работы (без учета титульной страницы, содержания и списка литературы) – 5 страниц. Кегль – 12. Шрифт – Times New Roman. Интервал – 1,5. Реферат должен быть представлен в печатном и электронном виде. Срок сдачи рефератов устанавливается преподавателем. По истечении данного срока работа не принимается (в отсутствие документально подтвержденных уважительных причин), и итоговая оценка выставляется исходя из оценки 0 («не сдана») за письменную работу.
№ |
Название темы |
Всего часов по дисциплине |
Аудиторные часы |
Самостоя-тельная работа | |
Лекции |
Сем. занятия | ||||
1 |
«Хозяйство и общество» М. Вебера: общий обзор. |
4 |
2 |
– |
2 |
2 |
Понятийный аппарат М. Вебера. |
8 |
4 |
– |
4 |
3 |
М. Вебер: «Хозяйство и общество» (1) |
8 |
– |
4 |
4 |
4 |
М. Вебер: «Хозяйство и общество» (2) |
6 |
– |
2 |
4 |
5 |
М. Вебер: «Хозяйство и общество» (3) |
6 |
– |
2 |
4 |
6 |
М. Вебер: «Хозяйство и общество» (4) |
6 |
– |
2 |
4 |
7 |
Р. Парк: общая «схема соотнесения» для социологии. |
4 |
2 |
– |
2 |
8 |
Прагматистская эпистемология и чикагская социология. |
6 |
2 |
– |
4 |
9 |
Р. Парк: «Симбиоз и социализация» (1) |
6 |
– |
2 |
4 |
10 |
Р. Парк: «Симбиоз и социализация» (2) |
6 |
– |
2 |
4 |
11 |
Р. Парк: «Размышления о культуре и коммуникации» (1) |
6 |
– |
2 |
4 |
12 |
Р. Парк: «Размышления о культуре и коммуникации» (2) |
6 |
– |
2 |
4 |
13 |
«Социальная теория и социальная структура» Р. Мертона: обзор общетеоретических и методологических идей |
4 |
2 |
– |
2 |
14 |
«Социальная теория и социальная структура» Р. Мертона: обзор вкладов в различные области социологического знания |
6 |
2 |
– |
4 |
15 |
Р. Мертон: «Социальная теория и социальная структура (1) |
8 |
– |
4 |
4 |
16 |
Р. Мертон: «Социальная теория и социальная структура (2) |
6 |
– |
2 |
4 |
17 |
Р. Мертон: «Социальная теория и социальная структура (3) |
6 |
– |
2 |
4 |
18 |
Р. Мертон: «Социальная теория и социальная структура (4) |
6 |
– |
2 |
4 |
|
Итого: |
108 |
14 |
28 |
66 |
Веберовское определение «социологии». «Понимающая социология». Задачи «понимания» и «объяснения». Эпистемологические основания и понятийный аппарат веберовской социологии. «Идеальные типы».
«Хозяйство и общество» – главный труд М. Вебера. Его место в социологическом наследии Вебера и значимость для последующего развития социологической науки.
Структура, содержание и основные темы труда «Хозяйство и общество»: основные понятия социологии; основные социологические категории хозяйствования; социология власти и господства; класс, сословие, партия; хозяйство и общественные порядки; этнические отношения; социология религии; социология права; политическая социология.
Основные социологические понятия. «Действие», «социальное действие», «смысл» социального действия, типы «социального действия». «Социальное отношение». Понятие и виды «легитимного порядка». «Борьба». «Сообществление» и «обобществление». «Союзы» и «порядки союзов». «Предприятие» и «союз предприятия»; «объединение»; «учреждение». «Власть» и «господство».
Ключевые понятия социологии хозяйства. «Хозяйствование». «Хозяйственная ориентация действия». «Рациональное хозяйствование». «Хозяйственные отношения». «Хозяйственные союзы». «Формальная» и «материальная» рациональность хозяйства. «Хозяйственное распределение труда» и его типы. «Профессия». «Деньги».
Социология господства. «Власть». «Господство». «Легитимное господство» и его виды (чистые, смешанные). «Легальное (рациональное) господство». «Бюрократия». «Традиционное господство». «Патриархализм» и «патримониализм». «Харизматическое господство». «Харизма», ее «рутинизация». «Партия». «Представительство».
Разделение власти внутри обществ: «класс», «сословие», «партия».
«Общественные порядки»: «хозяйственный порядок», «правовой порядок».
Основные понятия веберовской социологии религии, социологии права, социологии города, политической социологии.
Общая характеристика социологического понятийного аппарата М. Вебера.
Понятие «социологии». «Понимающая социология». «Понимание» и «объяснение». «Идеальные типы».
«Действие», «социальное действие», «смысл социального действия». Типы социального действия. «Социальное отношение». «Обычай», «мораль», «конвенция», «право». «Легитимный порядок», его виды и основания действенности («традиция», «вера», «установление»). Понятие «борьбы». «Сообществление» и «обобществление». «Союзы» и их виды; «порядки союза». «Предприятие» и «союз предприятия», «объединение», «учреждение».
Понятия власти и господства. «Политический союз», «иерократический союз».
Понятие «господство». Условия и виды господства. «Легитимность». «Легитимное господство» и его «чистые типы» («рациональное», «традиционное», «харизматическое»).
«Легальное господство» и «бюрократия». «Бюрократическо-монократическое управление». «Традиционное господство»: «геронтократия», «патриархализм», «патримониализм». «Сословно-патримониальное господство». «Харизматическое господство». «Рутинизация харизмы».
Смешение разных типов господства. «Феодализм»: «ленный феодализм»; «кормленческий» и иные виды феодализма.
«Власть» и «господство»; структурные формы господства; «переходные» формы. Способы функционирования господства, причины его «действенности». «Господство» и «управление». «Демократическое управление». Господство через «организацию».
«Бюрократическое господство», его предпосылки и становление.
«Патриархальное» и «патримониальное» господство.
«Феодализм», «сословное государство» и «патримониализм».
Преобразования «харизматического господства». Дисциплинирование и овеществление форм господства.
«Политическое» и «иерократическое» господство.
Литература:
Вебер М. Хозяйство и общество. Глава IX, разделы 1-6 (электронный текст).
Тема 6. М. Вебер: «Хозяйство и общество» (4).
«Коллегиальность» и «разделение властей».
«Союз без господства», управление им. «Аристократическое управление».
Понятие «представительства». Сущность и формы представительства. «Правление представителей». «Представительство посредством представителей интересов».
Понятие и сущность «партий».
«Сословие» и «класс». «Классовое положение», «класс», «имущественный класс». «Класс дохода», «социальный класс». «Сословное положение», «сословие».
Р.Парк как ключевая фигура чикагской социологической традиции. Синтетические интенции его социологии. Связь теоретизирования с исследовательскими проектами. Неокантианство и прагматизм как философская основа социологии Парка. Социология как общая и специальная наука. Состав специальной социологии. Понятийный аппарат социологии и его связь с эмпирическими исследованиями. Биотический и культурный уровни человеческого существования. «Симбиоз» и «социализация». «Сообщество» и «общество». Четырехуровневая модель: экологический, экономический, политический и культурный порядки. Основные силы экологического порядка: принципы конкуренции, господства, последовательности. «Консенсус» как социализирующая сила на культурном уровне; «коммуникация» как основной процесс на культурном уровне. Человеческая экология и социальная психология как компоненты социологического знания. Организм и «персона». «Персона» и «статус». «Социальная организация». Социология знания Парка. Цикл социализации: конкуренция–конфликт–аккомодация–ассимиляция. Относительная автономия и взаимосвязь уровней коллективной организации.
Специфика понятийных аппаратов в чикагской социологической традиции. Связь понятий с эмпирической реальностью. Функции понятий в научном исследовании.
Прагматизм как философский контекст чикагской социологии. Джордж Г. Мид: трактовка связи «живых форм» со «средой» как рекурсивной связи; «акт», «реальность» и «опыт»; «восприимчивость» формы и детерминация «среды»; «приспособление» формы к «среде»; прагматистское толкование понятийного процесса и его места в активной связи (интеракции) между живой формой и средой. «Дистанционный» и «контактный» опыт; перцепция и идеи. Прагматистская трактовка «истины». Гипотетический характер знания и его проверка в «акте» как взаимодействии организма (формы) со своим миром (средой). Трактовка «проблемы социальной теории» как «исследовательских проблем».
Г. Блумер о функции понятийного процесса в обыденном опыте и науке. Понятие как гипотетическое решение «проблемы». Критика использования понятий в социологии и социальной психологии: критика априорных понятийных схем, «переменных», подмены научных понятий обыденными, подмены работы с понятиями их лексикографическим анализом, операционализации понятий и т.д. «Дефинитивные» и «сенсибилизирующие» понятия. Императив «уважения к эмпирической реальности» и его следствия для понятийного аппарата и теоретизирования в социологии: требование разработки понятий в контакте с эмпирическим миром. Теория и «натуралистическое» исследование.
«Теория – это часть всего, что мы делаем» (Л. Вирт). Функции «схем соотнесения» и «сенсибилизирующих» понятий в чикагской традиции вообще и в социологии Р. Парка в частности. Контрастные точки зрения на природу и функции понятий и понятийных схем в социологии: «аналитический реализм» и «схема соотнесения» («система координат») у Т. Парсонса; «идеальные типы» у М. Вебера.
(б) ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Тема 9. Р. Парк: «Симбиоз и социализация» (1).
«Схема соотнесения» для социологии. Два основных «аспекта» общества. Хабитат и популяция. Экологический (симбиотический) уровень организации и соответствующие ему типы упорядочения (территориальное распределение и функциональная взаимосвязь). «Сообщество». «Конкуренция» (борьба за существование) и «кооперация». Неустойчивое равновесие. «Общество» и «коллективный акт». Соотношение «симбиотического» и «социального» в человеческой коллективной жизни. Индивидуализация/специализация и интеграция. Разделение труда. Коммуникация, консенсус и социальный контроль.
Институты и коллективное поведение. «Социальные движения». Корпус «общих чувств и идей» как ядро института. «Социология знания». «Публика». «Идеологии». «Неосознаваемые понимания» как условие «слаженного и согласованного действия».
Экологические, экономические, политические и моральные «типы ассоциации» («формы организации»). Институты как эмпирические единицы изучения: их «аспекты».
Социология и экология. Значимость исследований «растительных сообществ» и «обществ животных» для социологии. Своеобразие человеческого «общества». Действие и элементарные формы коллективного поведения. «Экспрессивное» и «рациональное» в коммуникации и коллективном поведении.
«Коммунальные» и «социальные» формы ассоциации. Социальная организация как результат соединения двух «фундаментальных типов взаимодействия». «Конкуренция» и «кооперация». «Сообщество» и «общество». «Социализация» и ее стадии: экологическая, экономическая, политическая и моральная организация («ассоциация»). Конкуренция, конфликт, аккомодация и ассимиляция как процессы «социализации».
Понятийные ряды для базовой концептуализации «биотического» и «морального» порядка. Рамочные понятия и дескриптивные понятия. Характер понятий, используемых Парком для конструирования «схемы соотнесения».
Коммуникация как базовый социальный процесс. Средства коммуникации, связь границ «мира» с ними. «Формы» осуществления коммуникации (подражание, симпатия, внушение, дискуссия, диалектика). Коммуникация, разум и самосознание. «Персона». Интерпретация как конститутивный элемент коммуникации. «Разговор» и коммуникация. «Референциальные» и «экспрессивные» аспекты коммуникации; передача идей и передача установок, эмоций и чувств. «Языки знаков» и «экспрессивные искусства» (музыка, танец). «Интуитивная интерпретация». Происхождение логики, науки и искусства из коммуникации. Коммуникация и «культурный процесс». Культура как «сеть понимания».
Функции коммуникации; консенсус и понимание; традиция. Коммуникация и «общество» («моральный порядок»). Конкуренция и «экономический порядок». Симбиоз и общество, конкуренция и коммуникация: связь между ними. Сублимированные формы конкуренции (конфликт, соперничество). Индивидуация и социализация.
Литература:
Park R.E. Reflections on Communication and Culture // The American Journal of Sociology. 1938. Vol. 44, No. 2. P. 187-196 (§§ I-II).
Тема 12. Р. Парк: «Размышления о коммуникации и культуре» (2).
Интерпретация и понимание. «Подсознательная суггестия», «социальная погода» и «ясновидение» как свойства «общества». «Социальное беспокойство», восприимчивость к эмоциональным состояниям и прямое «влияние разума на разум». Коммуникация и изменение культурного паттерна. Диффузия и аккультурация как два аспекта культурного процесса. Коммуникация, «потоки внимания» и «фокусы внимания». «Общественное мнение» и новости. Циркуляция новостей, культурные контексты и интерпретационные барьеры. Коммуникация артефактов: «ассимиляция» и приобретение новых «значений».
Рынок, рациональность и аккультурация. «Социальная дистанция» и «моральная изоляция». «Борьба за статус» как движущая сила аккультурации. Культурный конфликт, самосознание и рационализация. Функция искусств: развитие новых «общих пониманий». «Новость» и «интересная история» как ключевые элементы массовой коммуникации. Кино как агент все более широкой и включительной «аккультурации».
Использование личных наблюдений в рамочных теоретических текстах Р. Парка.
Роберт Кинг Мертон и структурный функционализм. Труд «Социальная теория и социальная структура» – основной труд Мертона. Его значимость и место в социологии ХХ века. Структура книги.
Общетеоретические и методологические идеи Р. Мертона. Взгляд Мертона на механизмы развития социологического знания. Взаимосвязь «истории» и «систематики» в социологической теории. Гуманитарные и естественнонаучные аспекты в социологии. Преемственность (кумулятивность) и прерывность в развитии социологического знания. Функции «классики» в социологии (полемика с Парсонсом).
«Теории среднего уровня» (middle range theories). Критика «больших теорий» в социологии («универсальных теоретических систем»). Кодификация социологической теории и «парадигмы». Парадигма функционального анализа, ее основные понятия и положения (11 «заповедей» функционального анализа). Функция, дисфункция, явные и латентные функции, функциональные эквиваленты (альтернативы), социальная структура, «основная теорема функционального анализа». Критика понятийной путаницы и постулатов, принятых в антропологическом функционализме. Связь социологической теории и эмпирических исследований.
Вклады Мертона в разработку «теорий среднего уровня». Понятие «социальной и культурной структуры». Концепция аномии: аномия и социальная структура; типология индивидуального приспособления к рассогласованиям в социальной и культурной структуре (нормах и ценностях); аномия и девиантное поведение.
Вклад Мертона в анализ бюрократических структур. Бюрократическая структура и личность; дисфункции бюрократии; роль интеллектуалов в государственной бюрократии; бюрократические структуры и их влияние на мировоззрение.
Теория референтных групп. Типы референтных групп. Детерминанты выбора референтных групп. Референтно-групповое поведение. Понятие «ролевых наборов». Исследования «влияния». «Самосбывающееся пророчество».
Вклад Мертона в социологию знания и массовых коммуникаций. «Парадигма социологии знания». Анализ «знания» в контексте социальных и культурных структур. Исследования радио- и кинопропаганды. «Эффект бумеранга».
Исследования по социологии науки. Связь науки с социальным порядком. «Этос» науки. Социальное давление на автономию науки. Функции и дисфункции «этоса» науки. Исследования социального и культурного контекстов развития науки в Англии XVII века.
Пропозициональная трактовка научной теории. «Теории среднего уровня», их отношение к общим социологическим теориям и социологическому эмпиризму. Понятие «социальной структуры» и его место в социологическом мышлении Мертона. «Ролевые наборы». «Референтные группы». Основные параметры «теорий среднего уровня».
Критика стратегии построения «универсальной системы социологической теории».
Проблема кодификации социологического знания. Понятие «парадигмы», его специфическая трактовка у Мертона. Функции «парадигмы» в социологическом познании.
Критика разрыва между теоретизированием и эмпирическими исследованиями в социологии. Взаимодействие между теорией и исследованием в социологии. Различные виды социологической работы: «методология»; «общие социологические ориентации»; «анализ социологических понятий»; «социологические интерпретации post factum»; «эмпирические обобщения»; «социологическая теория». Функции этих видов работы.
Теоретические функции эмпирического исследования: порождение новых гипотез и инициация теории; развитие новых теоретических формулировок; переориентация теории, придание ей новых направлений развития; уточнение понятий и теоретических положений. Модель «серендипити» (функции аномальных фактов).
Литература:
Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. С. 188-208 (глава IV, «Социологическая теория в ее отношении к эмпирическому исследованию»), 209-228 (глава V, «Эмпирическое исследование в его отношении к социологической теории»).
Тема 17. Р. Мертон: «Социальная теория и социальная структура» (3).
Модификация веберовской модели «бюрократии». «Структура бюрократии». Дисфункции бюрократии: сдвиг целей; сверхконформизм; саботаж целей организации; обезличивание отношений между людьми внутри бюрократии и во взаимодействиях чиновничества с клиентурой. Влияние бюрократической структуры на личность. Значение «структурного контекста» в мертоновских исследованиях бюрократии.
«Интеллектуалы» как профессиональная группа. Статус интеллектуала в обществе. «Независимые интеллектуалы» и «интеллектуалы в бюрократии». Вербовка интеллектуалов в государственную бюрократию. Интеллектуалы и практическая политика. Неопределенность знания и проблемы экспертизы. Влияние бюрократической позиции на мировоззрение. Фрустрации интеллектуалов в бюрократии. Ценностные конфликты.
Литература:
Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. С. 323-337 (глава VIII, «Бюрократическая структура и личность»), 338-359 (глава IX, «Роль интеллектуалов в государственной бюрократии»).
Тема 18. Р. Мертон: «Социальная теория и социальная структура» (4).
«Теорема Томаса». Понятие «самосбывающегося пророчества». Цикл самоосуществления пророчества. Эффект «самосбывающегося пророчества» и отношения между мы-группами и они-группами. «Моральная алхимия», ее функции и дисфункции. Структурные условия самоосуществления пророчеств.
История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. В 4-х т. М., 1998.
___________________________ (Л.Г. Ионин)
Он логически соединяется с курсами «Общая социология», «История социологии», «Современные социологические теории»
15 12 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра социологии по специал
01 10 2014
5 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040100. 68, обучающихся по магистерской программе «Ком
17 12 2014
4 стр.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии гу-вшэ николаев Владимир Геннадьевич
15 12 2014
4 стр.
Рабочая программа дисциплины "Функциональный анализ" предназначена для студентов 2 курса
06 10 2014
1 стр.
Рабочая программа дисциплины "Математический анализ" предназначена для студентов 1 курса
14 12 2014
1 стр.
Рабочая программа дисциплины "Математический анализ" предназначена для студентов 1, 2 курсов
14 12 2014
1 стр.
Программа учебной дисциплины «стратегический анализ издержек и конкуретоспособности компании»
13 10 2014
1 стр.