Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет психологии

Программа дисциплины Социальная психология (2 -3 курс)
для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра

Авторы программы:


Агадуллина Е.Р. кандидат психологических наук, доцент, [email protected]

Одобрена на заседании кафедры организационной психологии «___»____________ 2012 г

Зав. кафедрой: В.А. Штроо

Рекомендована секцией УМС «Психология» «___»____________ 20 г.

Председатель В.А.Штроо
Утверждена УС факультета психологии «___»_____________ 20 г.

Ученый секретарь Старовойтенко Е.Б. _________________________

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300.62 - «Психология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Социальная психология».

Программа разработана в соответствии с:



  • Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 030300.62 «Психология»;

  • Образовательной программой 030300.62 «Психология».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030300.62 «Психология», утвержденным в 2012 г.
  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Социальная психология» являются:

  • формирование представлений об основных предметных областях социальной психологии, специфике и особенностях социально-психологического знания;

  • усвоение знаний об основных вехах в развитии социальной психологии, как в России, так и за рубежом; механизмах мышления и поведения людей в социальных группах; различных формах взаимодействия индивидов друг с другом и обществом;

  • формирование навыков социально-психологического анализа различных ситуаций, явлений, эффектов и феноменов;

  • формирование навыков организации межличностного и группового взаимодействия.
  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать особенности методологии социальной психологии, основные методы социально-психологического исследования, основные принципы групповой динамики, специфику передачи информации между людьми, принципы невербальной коммуникации, специфику межличностного и межгруппового взаимодействия.

  • Уметь организовывать работу группы, определять способ обработки информации, определять систему невербальной коммуникации, определять тип социального влияния, распознавать тип манипулятивного воздействия, определять причины возникновения агрессии в межгрупповых отношениях.

  • Иметь навыки разрешения конфликтных ситуаций, организации работы группы, интерпретации невербального поведения, определения типа социального влияния.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен работать в команде

СК-Б8

    1. Знает основные принципы групповой динамики:

  • Знает основные этапы развития группы.

  • Знает основные принципы лидерства и руководства.

  • Знает основные принципы принятия групповых решений.

  • Знает основные формы и виды взаимодействия участников группы.

  • Знает основные принципы фасилитации групповой работы.




    1. Умеет организовывать работу группы:

  • Умеет определять ролевой состав группы.

  • Умеет определять тип взаимодействия в группе.

  • Умеет определять уровень развития группы.




Групповые дискуссии, анализ кейсов, выполнение групповых заданий

Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения

СК-Б9


    1. Знает специфику передачи информации между людьми:

  • Знает типы коммуникативных барьеров.

  • Знает основные этапы передачи информации между людьми.

  • Знает основные условия протекания процесса коммуникации.




    1. Знает принципы невербальной коммуникации:

  • Знает определение невербальной коммуникации.

  • Знает особенности невербальной коммуникации.

  • Знает функции невербальной коммуникации.

  • Знает системы невербальной коммуникации.

  • Знает основные трудности, связанные с регистрацией невербальной коммуникации.




    1. Умеет определить способ обработки информации:

  • Уметь привести примеры на различные способы обработки информации.

  • Умеет определить способ обработки информации по описанной ситуации.




    1. Умеет определить систему невербальной коммуникации:

  • Уметь привести примеры на различные системы невербальной коммуникации.

  • Умеет определить систему невербальной коммуникации по описанной ситуации.




Групповые дискуссии, анализ кейсов, выполнение групповых заданий

Способен использовать конкретные концепции, модели, методы, способы и инструменты работы для решения комплексных задач в государственных, общественных и бизнес-организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, а также организациях, оказывающих консультационные и психотерапевтические услуги населению.

ИК-Б7.1/7



3.1. Знает особенности методологии социальной психологии:

  • Знает историю возникновения социальной психологии как самостоятельной дисциплины.

  • Знает психологические предпосылки социальной психологии.

  • Знает социологические предпосылки социальной психологии.

  • Знает основных отечественных представителей социальной психологии.

  • Знает методологические предпосылки отечественной социальной психологии.

  • Знает основных представителей американской социальной психологии.

  • Знает методологические предпосылки американской социальной психологии.

  • Знает основных представителей европейской социальной психологии.

  • Знает методологические предпосылки европейской социальной психологии.

  • Знает особенности организации исследований с участием человека.

3.2. Знает основные методы социально-психологического исследования и воздействия:



  • Знает определение каждого метода.

  • Знает основные сферы применения каждого метода.

  • Знает достоинства и недостатки каждого метода.

  • Знать типы социально-психологических исследований.

  • Знает основные проблемы социально-психологического эксперимента.




Групповые дискуссии, анализ кейсов, выполнение групповых заданий

Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности.

СЛК-Б1


4.1. Знает правовые и этические нормы деятельности социального психолога.
4.2. Знает принципы социального влияния:

  • Знает основные психологические последствия для человека, подвергнувшегося манипуляции.

  • Знает условия ослабления/усиления разных видов социального влияния.

  • Знает отличия одного вида социального влияния от другого.

  • Знает определения разных видов социального влияния.

  • Знает критерии манипулятивного влияния.

4.3. Умеет определить тип социального влияния:



  • Умеет привести примеры на различные типы социального влияния.

  • Умеет определить тип социального влияния по описанной ситуации.

4.3. Умеет распознать тип манипулятивного воздействия:



  • Умеет привести примеры на различные типы социального влияния.

  • Умеет определить тип социального влияния по описанной ситуации.




Групповые дискуссии, анализ кейсов, выполнение групповых заданий

Способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов.

СЛК-Б4

5.1. Знает основные формы и виды социального взаимодействия:

  • Знает типы контроля, представленные в матрицах диадического взаимодействия.

  • Знает принципы кооперативного взаимодействия.

  • Знает основные факторы, усиливающие/снижающие кооперативность взаимодействия.

  • Знает основные формы конкурентного взаимодействия.

  • Знает основные факторы, усиливающие/снижающие конкурентность взаимодействия.

5.2. Знает основные принципы конфликтного поведения:



  • Знает определение конфликтного поведения.

  • Знает вероятные причины возникновения конфликтного поведения.

  • Знает способы поведения в конфликтных ситуациях.

  • Знает способы разрешения конфликтов.




Групповые дискуссии, анализ кейсов, выполнение групповых заданий

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.

СЛК-Б6

6.1. Знает основные подходы к исследованию межгрупповой агрессии:

  • Знает причины возникновения агрессии в межгрупповых отношениях.

  • Знает условия ослабления/усиления агрессии в межгрупповых отношениях.

  • Знает основные последствия конкурентного межгруппового взаимодействия.

6.2. Умеет определить причины возникновения агрессии в межгрупповых отношениях.




Групповые дискуссии, анализ кейсов, выполнение групповых заданий



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра настоящая дисциплина является базовой.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Научно-исследовательский семинар (1 г/о, 2 г/о), «Общая психология», «Возрастная психология».


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Иметь представление о психологии как о науке, о специфике научного знания.

Иметь представление о поведении человека в обществе.

Уметь разделять научную и научно-популярную информацию.



Иметь навыки поиска научной литературы, релевантной условиям поиска, написания аналитических обзоров, составления программы исследования
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Организационная психология, Психология массовых коммуникаций, Психология управления персоналам, Психология делового общения.




  1. следующая страница>


Программа дисциплины Социальная психология (2 -3 курс) для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплин

603.2kb.

23 09 2014
5 стр.


Программа дисциплины Психология межкультурных отношений для направления/ специальности 030300. 68 Психология подготовки магистра

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 030300. 68, посещающих нис «Кросс-культ

222.8kb.

25 12 2014
1 стр.


Программа дисциплины Корпоративная социальная политика для направления 030300. 68 подготовки магистра

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68- психология подготовки магистров изучающих дисципл

348.02kb.

11 10 2014
4 стр.


Программа дисциплины «Кросс-культурная психология»

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 030300. 68, посещающих нис «Кросс-культ

362.91kb.

10 10 2014
5 стр.


Программа дисциплины «Кросс-культурная психология»

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 030300. 68, посещающих нис «Кросс-культ

360.44kb.

10 10 2014
5 стр.


Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300. 62

889.12kb.

15 09 2014
5 стр.


Психогенетика

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра, изучающи

381.91kb.

01 10 2014
4 стр.


Программа дисциплины «Психолингвистика»

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300. 62 «Психология», изучающих дисциплину «Приклад

216.19kb.

14 10 2014
1 стр.