Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Министерство Министерство образования

экономического развития Российской Федерации


и торговли Российской

Федерации


Государственный Университет –


Высшая Школа Экономики
Утверждена УМС Одобрена на заседании

Секция «Менеджмент» кафедры управления

Председатель человеческими ресурсами

Зав. кафедрой

С.Р.Филонович В.В.Щербина

«____»_____________ 2002 г. «____»____________2002 г.



Программа дисциплины


«Социология труда, социология профессий»
для направления 521500 «Менеджмент»

(третья ступень высшего профессионального образования)

Магистерская программа 521504 – «Управление человеческими ресурсами»

Москва, 2002г.



1.Пояснительная записка
Автор программы – к.э.н., доцент Л.Н.Векша
Требования к студентам:

Студент должен:

- обладать знаниями дисциплин: общей социологии, методов социологического анализа, управления персоналом,

- уметь работать с научной литературой, проводить содержательный анализ предмета исследования, владеть методами статистического и социологического анализа.



Аннотация:

В результате преподавания студентам данной учебной дисциплины предполагается усвоение ими знаний в области социологии труда и профессионализма, и на этой основе выработать у них необходимые умения и навыки. Материалы лекций и практические занятия лягут в основу становления их общего социологического профессионализма в сфере управления человеческими ресурсами.

Для полноценного усвоения содержания данной учебной дисциплины студентам необходимо изучение общих гуманитарных, социально-экономических и общепрофессиональных дисциплин.

Цель курса «Социология труда, социология профессий» – усвоение студентами принципов и методов управления трудовыми социальными отношениями в различных организационных условиях, а также подготовка студентов к пониманию содержания таких социальных процессов как профессионализация и трудовая социализация. Курс читается на 1-м курсе магистратуры факультета «Менеджмент».

Курс построен в традиционной форме:лекций и практических занятий. Курс предполагает кроме лекционных занятий также практические и самостоятельные занятия.

Представленный курс предусматривает обучение в объеме 88 учебных часа, из которых 30 лекционных, 12 семинаров, 46 часов самостоятельной работы.


Учебные задачи курса заключаются:

- в глубоком усвоении теоретических и методологических основ трудовой деятельности как важнейшей сферы социальной активности личности, ее самореализации посредством профессионализации и социальной адаптации к различным, динамично изменяющимся условиям современной жизнедеятельности;

- в овладении студентами методами и специальными технологиями формирования и развития трудовых отношений, механизмами профессионального научения, должностного и квалификационного продвижения, приемами переквалификации.

После изучения дисциплины «Социология труда, социология профессий» студенты должны:

- знать систему социально-трудовых отношений в сфере труда; структуру организационных требований, предъявляемых работникам в различных типах социальных организаций, в разнообразных профессиональных группах; отечественный и зарубежный опыт профессиональной адаптации, социализации, карьеры, реабилитации, мобильности; принципы и механизмы индивидуальной и групповой мотивации в условиях рыночной экономики; факторы и условия удовлетворенности трудом, специальностью, профессией; инструментарий управления инновационными процессами в сфере трудовых и профессиональных отношений.


  • уметь: анализировать социально-трудовые явления и процессы, разрабатывать и внедрять рекомендации по их регулированию; оптимизировать профессионально-квалификационную структуру трудовых организаций, общности, групп; структурировать возникающие в трудовых организациях;

  • иметь представление о проблемах профессионального и квалификационного характера, проводить диагностику ситуаций, снижающих показатели трудовой активности и уровень удовлетворенности персонала своей работой, профессией и другими условиями; продуктивно использовать весь арсенал социологической науки для разрешения конфликтных ситуаций в сферах труда и профессий;

  • обладать навыками в работе с научной литературой по проблемам трудовых и профессиональных отношений.


Формы контроля:

  • Текущий контроль осуществляется в ходе аудиторных и семинарских занятий;

  • промежуточный контроль является одновременно и рубежным, т.к. курс читается в одном семестре;

  • итоговый контроль – экзамен;

  • результирующая оценка итогового контроля складывается по результатам экзамена, с учетом оценок за реферат и эссе (выполненных в ходе промежуточного контроля) как округленная средневзвешенная оценка с учетом следующих оценок относительной важности:

Wэссе=0,3; Wреф.=0,2; Wэ=0,5.

Оср.(окр)=Оэ*Wэ(0,3)+Ор*Wр(0,2)+Оэ*W(0,5)


II. Содержание программы

Тема 1. Сфера труда как объект социологического анализа



Понятие о дисциплине. Предмет социологии труда и социологии профессий. Связь курса с другими дисциплинами экономического, социологического и социопсихологического профиля. Специфика содержания дисциплины в условиях трансформирующегося общества. Краткий исторический экскурс.
Тема 2.Трудовая мотивация и трудовое поведение: сущность, факторы, критерии эффективности
Мотиваторы, регуляторы, формы реального и вербального поведения в условиях организационной и групповой деятельности. Структура трудового поведения, механизмы его динамики и управления. Специфика традиционного и инновационного поведения работников, критерии и методы их оценки. Формы социального контроля в сфере труда: прямое управление саморегуляции и организационный порядок.

Тема 3. Трудовая адаптация человеческих ресурсов

Процессы адаптации, взаимоадаптации, организационной мобильности. Факторы, определяющие отношение работника к труду. Удовлетворенность трудом: объективные, субъективные показатели, методы социологического анализа и интерпретации. Управление процессами трудовой адаптации.



Тема 4. Трудовые конфликты и социальная защита работника


Сущность, структура и причины трудовых конфликтов. Средства разрешения трудовых конфликтов. Позитивные аспекты конфликтных ситуаций. Основные виды социальной защиты работника. Роль специализированных институтов в системе социальной защиты персонала. Проблемы занятости и безработицы, социологические методы их изучения и управления.


Тема 5. Социология профессионализма

Профессии в сфере труда. Подходы к классификации профессий. Социальный статус профессий и его изменение. Профессионализм, компетентность, квалификация. Критерии профессионализма и методы социолого-психологического его измерения.



Тема 6. Профессиональная социализация


Стадии жизненного цикла человека и основные этапы его профессионализации. Профессиональное и личностное самоопределение. Профессиональная адаптация. Личностно-деловой потенциал работника и методы его выявления. Мотивационная и операциональная стороны профессионализма. Профессиональная среда, ее роль и влияние.



Тема 7. Препятствия на пути профессионального становления и развития

Профессиональные деформации личности и ее профессиональные проблемы. Профессиональные заболевания, их социальные последствия; средства профессиональной реабилитации. Социологические средства борьбы со снижением безопасности труда.


Тема 8. Содержание и принципы социологической диагностики и стимулирования профессионализма
Методы социологической диагностики мотивационной и операциональной сфер профессионализма. Средства и социальные технологии оценки профпригодности. Профессиональная аттестация работников. Профориентация и профессиональная обучаемость. Пути самопрофессионализации личности и социальных групп. Социальные закономерности становления профессионала.


III.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.Литература


Базовый учебник:

Ромашов О.В. Социология труда: Учебное пособие.-М., Гардарика, 1999г.

Основная литература:

Агеев В.С., Базаров Т.И., Скворцов В.В. Методики составления социально-психологической характеристикидля аттестации кадров. –М., МТУ, 1986 г.

Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия.-М., 1991 г.

Векша Л.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие.-М.:МГГА, 1999 г.

Векша Л.Н. Концепции мотивации и регуляции поведения личности. Учебное пособие.-М.: МГГА, 1998 г.

Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы.-М., 1987 г.

Дворецкая Г.В., Махнарылов В.П. Социология труда: Учебное пособие.-Киев: Высш. шк., 1990 г.

Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда: Учебное пособие.-М., Высш. шк., 1989 г.

Зущена Г.М., Костин Л.А. Трудовые ресурсыи трудовой потенциал общества: Учебное пособие.-М., АТ и СО, 1996 г.

Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления персоналом.-М.: Дело. 1993 г.

Кравченко А.И. Социология труда в ХХ веке. Историко-критический очерк.-М.: Наука, 1987 г.

Климов Е.А. Психология профессионала.-М.:ИПП, Воронеж, НПО МОДЭК, 1996 г.

Маркова А.К. Психология профессионализма.-М.:МГФ «Знание», 1996 г.

Маркович Д Социология труда: Пер. с сербско-хорват.-М.: Прогресс, 1988 г.

Общая социология: Учебное пособие /Под общ. ред. проф. А.Г.Эфендиева/.-М.:Инфра-М, 2000 г.

Подмарков В.Г. Человек в трудовом коллективе (Проблемы социологии труда).-М.:Экономика, 1982 г.
Дополнительная литература:

Попова И.М. Стимулирование трудовой деятельности как способ управления (Социологический анализ).-Киев., Наукова думка, 1976 г.

Рофе А.И. Экономика и социология труда: Учебное пособие.-М.:МИК, 1996 г.

Самоукина Н.В. Психология педагогика профессиональной деятельности.-М.: ЭКМОС, 1999 г.

Социология труда: Учебник /Под ред. Н.И. Дряхнова, А.И.Кравченко, В.В.Щербины/.-М.: МГУ, 1993 г.

Суслов В.Я. Социология труда: теоретические и методологические проблемы.-М.:ЛГУ, 1971 г.

Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема.-М.: Знание, 1975 г.

Филиппов А.В. Работа с кадрами: психологический аспект.-М.:Мысль, 1989 г.

Херцберг Ф., Майнер М.У. Побуждения к труду и производственная мотивация. СОЦИС, 1990, №1.

Человек и его работа /Под ред. А.Г.Здравомыслова, В.П. Рожина, В.А. Ядова.-М.: Мысль, 1967 г.

Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь (социол. исследование проблем выбора профессии и трудоустройства).-М.: Мысль, 1985 г.

Шаленко В.Н. Конфликты в трудовом коллективе.-М.:МГУ, 1992 г.

Ширс А. Подготовка преподавателей курса менеджмента. Пер. с англ.-М.: Национальный фонд под-ки кадров. 1997 г.

Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь.-М.:Инфра-М, 2000 г.

Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления.-М.: МГУ, 1993 г.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.- М.:Добросвет, 1998 г.


2. Тематика эссе:

  1. Методы измерения уровня удовлетворенности трудом работника

  2. Факторы адаптации работников в организации.

  3. Источники инновационной активности работников и способы ее стимулирования.

  4. Социальные отношения в сфере труда и способы их регулирования.

  5. Профессиональная карьера и условия ее осуществления.

  6. Структура профессиограммы специалиста: мотивационная и операционная сферы.

  7. Основные характеристики профессиональной сферы как социальной общности.

  8. Методы социологической диагностики мотивационной и операционной сфер профессионализма.

  9. Критерии профессионализма и способы его социологического анализа.

  10. Опыт построения модульной профессиограммы специалиста (на примере какой-либо профессиональной группы.


3.Требования к написанию эссе
Эссе может быть представлено объемом 7-10 страниц текста в компьютерном варианте, должно содержать список использованной литературы. Текст должен быть напечатан в редакторе WinWord через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman.

В эссе должны быть раскрыты: цель и задачи работы; проблемы, решаемые автором, глубина понимания выбранной проблемы.

Эссе должно продемонстрировать умение автора работать с научной литературой, способность адекватно оценить решение исследовательской проблемы.

4.Тематика рефератов:


  1. Функции содержания труда и способы ее обогащения.

  2. Отношение работника к труду как основной показатель его функционально-производственной активности.

  3. Уровень удовлетворенности труда как показатель уровня мотивации персонала

  4. Личностно-деловой потенциал работника, источники его формирования и факторов развития.

  5. Трудовая мобильность и ее социальное значение для личности и общества.

  6. Конфликты в сфере труда: причины их возникновения и способы разрешения.

  7. Социальный статус профессии, тенденции его изменения в современном обществе.

  8. Принципы построения модели специалиста.

  9. Формы профессиональной деформации, их причины и средства профессиональной реабилитации.

10.Методы профессиональной аттестации работников.
5. Требования к написанию реферата

Объем реферата не может быть менее 6-8 страниц машинописного текста. Он должен начинаться с введения, затем иметь основную часть, заключение и список использованной литературы. При комментировании того или иного первоисточника следует избегать прямого конспектирования текста, а сосредоточить внимание на изложение собственных взглядов на раскрываемую проблему. В ходе экзамена экзаменатор со студентом ведет детальное обсуждение работы, дополнительно выясняя глубину понимания иследовательской темы.



6. Вопросы для экзамена:

  1. Раскройте содержание ключевых понятий социологии труда.

  2. Дайте характеристику основных направлений западной социологии труда.

  3. Изложите основные тенденции становления и развития социологии труда в России.

  4. Покажите природу мотивации трудового поведения и способы его стимулирования.

  5. В чем состоит специфика традиционного и инновационного трудового поведения?

  6. Раскройте специфику трудовых процессов адаптации и социализации в организациях.

  7. Опишите факторы, определяющие отношение работников к труду.

  8. Охарактеризуйте показатели удовлетворенности трудом и методы выявления уровня удовлетворенности персонала.

  9. В чем сущности причины трудовых конфликтов? Какие основные виды социальной защиты работников в конфликтных ситуациях?

  10. Раскройте специфику подходов к определению профессий классиков социологии.

  11. Изложите существующие подходы к классификации профессий. В чем специфика классификаций профессий по Е.А. Климову.

  12. Как взаимосвязаны стадии жизненного цикла человека и основные этапы его профессионализации.

  13. Дайте характеристику основных элементов профессиограммы и принципов его построения.

  14. В чем специфика мотивационной и операционной сфер профессионализма?

  15. В чем особенности профессиональной среды как специфической социальной общности?

  16. Каковы основные препятствия на пути профессионального становления и развития?

  17. Раскройте содержание и принципы социологической диагностики социологии труда и социологии профессий.



IV.Тематический расчет часов




Наименова


ние разделов и тем

Аудиторные часы


Формы текущего контроля

Самостоятельная работа

Всего часов

лекции

Сем. или практ. занятия

Всего


Тема 1. Сфера труда как объект социол. анализа

2

-

2




4

6

Тема 2 Трудовая мотивация и трудовое поведение

4

2

6




6

12

Тем3. Трудовая адаптация человеческих ресурсов

4

2

6




6

12

Тема 4. Трудовые конфликты и социальная защита работника

4

2

6




6

12

Тема 5. Социология профессионализма

4

2

6




6

12

Тема 6. Профессиональная социализация


4

2

6




6

12

.Тема 7. Препятствия на пути профессионального становления и развития

4

2

6




6

12

Тема 8. Содержание и принципы социологической диагностики стимулирования

4




4




6

10

Итого

30

12

42

1 экзамен

1 эссе, 1 реферат



46

88

Автор программы



к.э.н., доцент Л.Н.Векша




Программа дисциплины «Социология труда, социология профессий» для направления 521500 «Менеджмент»

Материалы лекций и практические занятия лягут в основу становления их общего социологического профессионализма в сфере управления человеческими ресурсами

127.31kb.

10 10 2014
1 стр.


Программа дисциплины «Социология девиантного поведения»

Программа предназначена для студентов 3-4 курсов бакалавриата обучающихся по направлению «Социология»

88.19kb.

11 10 2014
1 стр.


Программа дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Москва 2011
901.31kb.

28 09 2014
4 стр.


Программа дисциплины Социальные теории семьи и семейных отношений Для направления 040200. 62 Социология
369.47kb.

27 09 2014
1 стр.


Область применения и нормативные ссылки

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавров, изучающих дисципли

217.85kb.

25 12 2014
1 стр.


1Область применения и нормативные ссылки

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология» подготовки бакалавров, изучающих дисципли

192.66kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа учебной дисциплины

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 040100. 62 «Социология» подготовки бакалавра

164.49kb.

13 10 2014
1 стр.


Программа дисциплины Этнометодологические исследования для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра

Этнометодологические исследования для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра

107.42kb.

25 12 2014
1 стр.