Перейти на главную страницу
Федерации
Секция «Менеджмент» кафедры управления
Председатель человеческими ресурсами
Зав. кафедрой
С.Р.Филонович В.В.Щербина
«____»_____________ 2002 г. «____»____________2002 г.
(третья ступень высшего профессионального образования)
Магистерская программа 521504 – «Управление человеческими ресурсами»
Москва, 2002г.
Студент должен:
- обладать знаниями дисциплин: общей социологии, методов социологического анализа, управления персоналом,
- уметь работать с научной литературой, проводить содержательный анализ предмета исследования, владеть методами статистического и социологического анализа.
В результате преподавания студентам данной учебной дисциплины предполагается усвоение ими знаний в области социологии труда и профессионализма, и на этой основе выработать у них необходимые умения и навыки. Материалы лекций и практические занятия лягут в основу становления их общего социологического профессионализма в сфере управления человеческими ресурсами.
Для полноценного усвоения содержания данной учебной дисциплины студентам необходимо изучение общих гуманитарных, социально-экономических и общепрофессиональных дисциплин.
Цель курса «Социология труда, социология профессий» – усвоение студентами принципов и методов управления трудовыми социальными отношениями в различных организационных условиях, а также подготовка студентов к пониманию содержания таких социальных процессов как профессионализация и трудовая социализация. Курс читается на 1-м курсе магистратуры факультета «Менеджмент».
Курс построен в традиционной форме:лекций и практических занятий. Курс предполагает кроме лекционных занятий также практические и самостоятельные занятия.
Представленный курс предусматривает обучение в объеме 88 учебных часа, из которых 30 лекционных, 12 семинаров, 46 часов самостоятельной работы.
- в глубоком усвоении теоретических и методологических основ трудовой деятельности как важнейшей сферы социальной активности личности, ее самореализации посредством профессионализации и социальной адаптации к различным, динамично изменяющимся условиям современной жизнедеятельности;
- в овладении студентами методами и специальными технологиями формирования и развития трудовых отношений, механизмами профессионального научения, должностного и квалификационного продвижения, приемами переквалификации.
После изучения дисциплины «Социология труда, социология профессий» студенты должны:
- знать систему социально-трудовых отношений в сфере труда; структуру организационных требований, предъявляемых работникам в различных типах социальных организаций, в разнообразных профессиональных группах; отечественный и зарубежный опыт профессиональной адаптации, социализации, карьеры, реабилитации, мобильности; принципы и механизмы индивидуальной и групповой мотивации в условиях рыночной экономики; факторы и условия удовлетворенности трудом, специальностью, профессией; инструментарий управления инновационными процессами в сфере трудовых и профессиональных отношений.
Оср.(окр)=Оэ*Wэ(0,3)+Ор*Wр(0,2)+Оэ*W(0,5)
Процессы адаптации, взаимоадаптации, организационной мобильности. Факторы, определяющие отношение работника к труду. Удовлетворенность трудом: объективные, субъективные показатели, методы социологического анализа и интерпретации. Управление процессами трудовой адаптации.
Сущность, структура и причины трудовых конфликтов. Средства разрешения трудовых конфликтов. Позитивные аспекты конфликтных ситуаций. Основные виды социальной защиты работника. Роль специализированных институтов в системе социальной защиты персонала. Проблемы занятости и безработицы, социологические методы их изучения и управления.
Профессии в сфере труда. Подходы к классификации профессий. Социальный статус профессий и его изменение. Профессионализм, компетентность, квалификация. Критерии профессионализма и методы социолого-психологического его измерения.
Стадии жизненного цикла человека и основные этапы его профессионализации. Профессиональное и личностное самоопределение. Профессиональная адаптация. Личностно-деловой потенциал работника и методы его выявления. Мотивационная и операциональная стороны профессионализма. Профессиональная среда, ее роль и влияние.
Профессиональные деформации личности и ее профессиональные проблемы. Профессиональные заболевания, их социальные последствия; средства профессиональной реабилитации. Социологические средства борьбы со снижением безопасности труда.
Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия.-М., 1991 г.
Векша Л.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие.-М.:МГГА, 1999 г.
Векша Л.Н. Концепции мотивации и регуляции поведения личности. Учебное пособие.-М.: МГГА, 1998 г.
Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы.-М., 1987 г.
Дворецкая Г.В., Махнарылов В.П. Социология труда: Учебное пособие.-Киев: Высш. шк., 1990 г.
Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда: Учебное пособие.-М., Высш. шк., 1989 г.
Зущена Г.М., Костин Л.А. Трудовые ресурсыи трудовой потенциал общества: Учебное пособие.-М., АТ и СО, 1996 г.
Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления персоналом.-М.: Дело. 1993 г.
Кравченко А.И. Социология труда в ХХ веке. Историко-критический очерк.-М.: Наука, 1987 г.
Климов Е.А. Психология профессионала.-М.:ИПП, Воронеж, НПО МОДЭК, 1996 г.
Маркова А.К. Психология профессионализма.-М.:МГФ «Знание», 1996 г.
Маркович Д Социология труда: Пер. с сербско-хорват.-М.: Прогресс, 1988 г.
Общая социология: Учебное пособие /Под общ. ред. проф. А.Г.Эфендиева/.-М.:Инфра-М, 2000 г.
Подмарков В.Г. Человек в трудовом коллективе (Проблемы социологии труда).-М.:Экономика, 1982 г.
Дополнительная литература:
Попова И.М. Стимулирование трудовой деятельности как способ управления (Социологический анализ).-Киев., Наукова думка, 1976 г.
Рофе А.И. Экономика и социология труда: Учебное пособие.-М.:МИК, 1996 г.
Самоукина Н.В. Психология педагогика профессиональной деятельности.-М.: ЭКМОС, 1999 г.
Социология труда: Учебник /Под ред. Н.И. Дряхнова, А.И.Кравченко, В.В.Щербины/.-М.: МГУ, 1993 г.
Суслов В.Я. Социология труда: теоретические и методологические проблемы.-М.:ЛГУ, 1971 г.
Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема.-М.: Знание, 1975 г.
Филиппов А.В. Работа с кадрами: психологический аспект.-М.:Мысль, 1989 г.
Херцберг Ф., Майнер М.У. Побуждения к труду и производственная мотивация. СОЦИС, 1990, №1.
Человек и его работа /Под ред. А.Г.Здравомыслова, В.П. Рожина, В.А. Ядова.-М.: Мысль, 1967 г.
Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь (социол. исследование проблем выбора профессии и трудоустройства).-М.: Мысль, 1985 г.
Шаленко В.Н. Конфликты в трудовом коллективе.-М.:МГУ, 1992 г.
Ширс А. Подготовка преподавателей курса менеджмента. Пер. с англ.-М.: Национальный фонд под-ки кадров. 1997 г.
Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь.-М.:Инфра-М, 2000 г.
Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления.-М.: МГУ, 1993 г.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.- М.:Добросвет, 1998 г.
В эссе должны быть раскрыты: цель и задачи работы; проблемы, решаемые автором, глубина понимания выбранной проблемы.
Эссе должно продемонстрировать умение автора работать с научной литературой, способность адекватно оценить решение исследовательской проблемы.
4.Тематика рефератов:
Объем реферата не может быть менее 6-8 страниц машинописного текста. Он должен начинаться с введения, затем иметь основную часть, заключение и список использованной литературы. При комментировании того или иного первоисточника следует избегать прямого конспектирования текста, а сосредоточить внимание на изложение собственных взглядов на раскрываемую проблему. В ходе экзамена экзаменатор со студентом ведет детальное обсуждение работы, дополнительно выясняя глубину понимания иследовательской темы.
Наименование разделов и тем | Аудиторные часы |
Формы текущего контроля |
Самостоятельная работа |
Всего часов | ||
лекции |
Сем. или практ. занятия | Всего | ||||
Тема 1. Сфера труда как объект социол. анализа |
2 |
- |
2 |
|
4 |
6 |
Тема 2 Трудовая мотивация и трудовое поведение |
4 |
2 |
6 |
|
6 |
12 |
Тем3. Трудовая адаптация человеческих ресурсов |
4 |
2 |
6 |
|
6 |
12 |
Тема 4. Трудовые конфликты и социальная защита работника |
4 |
2 |
6 |
|
6 |
12 |
Тема 5. Социология профессионализма |
4 |
2 |
6 |
|
6 |
12 |
Тема 6. Профессиональная социализация |
4 |
2 |
6 |
|
6 |
12 |
.Тема 7. Препятствия на пути профессионального становления и развития |
4 |
2 |
6 |
|
6 |
12 |
Тема 8. Содержание и принципы социологической диагностики стимулирования |
4 |
|
4 |
|
6 |
10 |
Итого |
30 |
12 |
42 |
1 экзамен 1 эссе, 1 реферат |
46 |
88 |
Автор программы
Материалы лекций и практические занятия лягут в основу становления их общего социологического профессионализма в сфере управления человеческими ресурсами
10 10 2014
1 стр.
Программа предназначена для студентов 3-4 курсов бакалавриата обучающихся по направлению «Социология»
11 10 2014
1 стр.
28 09 2014
4 стр.
27 09 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавров, изучающих дисципли
25 12 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология» подготовки бакалавров, изучающих дисципли
14 12 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 040100. 62 «Социология» подготовки бакалавра
13 10 2014
1 стр.
Этнометодологические исследования для направления 040100. 68 «Социология» подготовки магистра
25 12 2014
1 стр.