Перейти на главную страницу
отделение прикладной математики
для направления 010500.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра
Авторы: Ф.Т. Алескеров, А.Н. Субочев, С.Г. Кисельгоф
Настоящая программа учебной дисциплины "Теория индивидуального и коллективного выбора" устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010500.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра изучающих дисциплину "Теория индивидуального и коллективного выбора".
Программа разработана в соответствии с:
Рабочим учебным планом университета по направлению 010500.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра, утвержденным 26 августа 2011 г.
2. Цели освоения дисциплины
Цель дисциплины - углубление понимания обучающимися такого социального феномена, как индивидуальный и коллективный выбор, учебные задачи курса - углубленное освоение ряда основных разделов теории выбора, таких как теория локальных процедур агрегирования, теория решений, основанных на правиле большинства, и теория обобщенных паросочетаний.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Компетенция |
Код по ФГОС/ НИУ |
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) |
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции |
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения |
ОК-1 |
|
использование формально-логических доказательств, практика анализа реальных ситуаций с помощью построения их математических моделей |
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем |
ОК-4 |
|
использование формально-логических доказательств, практика анализа реальных ситуаций с помощью построения их математических моделей |
способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь |
ОК-6 |
|
использование формально-логических доказательств |
владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного |
ОК-14 |
знает английскую терминологию, умеет прочесть английский текст научной статьи по данной предметной области |
чтение специальной литература на английском языке, знакомство с международной (английской) терминологией данной предметной области |
способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений |
ПК-7 |
|
решение задач, в которых осваиваются математические модели и методы, позволяющие анализировать и интерпретировать различную информацию, использующуюся для принятия управленческих решений |
способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий |
ПК-13 |
|
решение задач, в которых осваиваются математические модели и методы, позволяющие анализировать и интерпретировать различную информацию, использующуюся для принятия управленческих решений |
Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавров по направлению 010500.62 «Прикладная математика и информатика».
Дискретная математика
Геометрия и алгебра
Теория вероятностей и математическая статистика
необходимо знать основные факты теории множеств, теории графов и теории игр, владеть базовой терминологией этих дисциплин, уметь строить и анализировать логически строгие доказательства математических утверждений.
Вид учебной работы |
Всего часов / зачетных единиц |
Модули | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Аудиторные занятия (всего) |
80 |
16 |
24 |
40 |
|
|
Лекции |
40 |
8 |
12 |
20 |
|
|
Семинары |
40 |
8 |
12 |
20 |
|
|
Самостоятельная работа (всего) |
136 |
24 |
48 |
64 |
|
|
Вид итоговой аттестации – экзамен |
|
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость часы зачетные единицы |
216 |
40 |
72 |
104 |
|
|
7,5 |
|
|
|
|
|
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Лекции |
Семинары |
СР |
Всего |
1. |
Постановка задачи выбора. Предпочтения и полезность – Классические модели. |
2 |
2 |
6 |
10 |
2. |
Максимизация полезности с постоянным порогом или с порогом, зависящим от одной альтернативы |
2 |
2 |
6 |
10 |
3. |
Максимизация полезности с порогом, зависящим от обеих альтернатив. |
2 |
2 |
6 |
10 |
4. |
Максимизация полезности с порогом, зависящим от множества альтернатив |
2 |
2 |
6 |
10 |
5. |
Локальное агрегирование вида PP |
4 |
4 |
16 |
24 |
6. |
Локальное агрегирование вида СС |
4 |
4 |
16 |
24 |
7. |
Локальное агрегирование вида PС |
2 |
2 |
8 |
12 |
8. |
Нелокальное агрегирование |
2 |
2 |
8 |
12 |
9. |
Обобщенные паросочетания: классические результаты |
8 |
8 |
25 |
41 |
10. |
Структура множества устойчивых паросочетаний |
4 |
4 |
13 |
21 |
11. |
Механизмы построения устойчивых паросочетаний: теория и практика |
4 |
4 |
13 |
21 |
12. |
Задача распределения неделимых объектов. |
4 |
4 |
13 |
21 |
Тип контроля |
Форма контроля |
1 год |
Кафедра |
Параметры | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
| ||
Текущий (неделя)
|
Контрольная работа |
8 |
|
|
|
|
письменная работа, 180 минут |
|
Контрольная работа |
|
|
4 |
|
|
Домашняя контрольная работа с устной презентацией |
|
Домашнее задание |
|
? |
|
|
|
|
Промежуточный |
Зачет |
|
* |
|
|
|
письменный зачет, 80 минут |
Итоговый |
Экзамен |
|
|
* |
|
|
письменный экзамен, 80 минут, просмотр работ проводится не позднее 7 дней после даты проведения экзамена |
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
|
Постановка задачи выбора. Предпочтения и полезность – Классические модели. |
Общий взгляд на проблему выбора. Описание возможных задач, связанных с рациональным выбором. Парадоксы голосования. История теории индивидуального и коллективного выбора. Бинарные отношения и предпочтения. Бинарные отношения и функции полезности. Важнейшие классы бинарных отношений: линейные порядки, слабые порядки, частичные порядки. Теорема представления для конечного множества альтернатив. Теорема представления для бесконечного множества альтернатив. Теорема Кантора. Практическое применение этих моделей. |
|
Максимизация полезности с постоянным порогом или с порогом, зависящим от одной альтернативы |
Неотрицательные пороговые функции: случай интервального выбора. Интервальные порядки и полупорядки. Свойства интервальных порядков и полупорядков. Максимальные антицепи в интервальных порядках. Произвольные пороговые функции и бипорядки. Теорема о представлении интервальных порядков, полупорядков и бипорядков. Практическое применение этих моделей.
|
|
Максимизация полезности с порогом, зависящим от обеих альтернатив |
Теорема о представлении. Пороговые функции, удовлетворяющие свойству полуметрики. Случай аддитивных пороговых функций. Мультипликативные пороговые функции и их свойства. Мультипликативные пороговые функции – два специальных случая. Теоремы о представлении. Полупорядки и интервальные порядки, представимые через максимизацию полезности с порогами обоих специальных типов. Практическое применение этих моделей.
|
|
Максимизация полезности с порогом, зависящим от множества альтернатив |
Четыре типа пороговых функций. Эквивалентные модели для максимизации полезности для этих типов пороговых функций. Свойства соответствующих функций выбора. Связь модели максимизации полезности с порогом, зависящим от множества альтернатив, с теоремой Самуэльсона. Вложение отношений и проблема максимизации полезности с порогом, зависящим от множества альтернатив. Слабые бипорядки и их представление. Аддитивные пороги, зависящие от множества альтернатив. Простые и простейшие полупорядки. Слабое условие Чипмана и описание простых полупорядков. Практическое применение этих моделей. |
|
Локальное агрегирование вида PP |
Локальное агрегирование вида PP (и индивидуальные мнения, и коллективное решение выражаются в виде бинарных отношений). Рациональность индивидуального поведения. Типы бинарных отношений. Аксиома независимости от посторонних альтернатив. Списочное представление процедур. Нормативные свойства процедур коллективного выбора. Ограничения рациональности. Федерационные правила и их частные случаи - диктатор, олигархия, коллегия. |
|
Локальное агрегирование вида СС |
Локальное агрегирование вида СС (и индивидуальные мнения, и коллективное решение выражаются в виде функций выбора). Свойства функций выбора. Нормативные свойства функциональных правил. |
|
Локальное агрегирование вида PС |
Локальное агрегирование вида PС (индивидуальные мнения выражаются в виде бинарных отношений, а коллективное решение в виде функции выбора). Нормативные свойства соответствий коллективного выбора. Ограничения рациональности. Q-федерационные правила и их частные случаи: q-диктатор, q-олигархия, q-Паретовское правило и др. Механизмы коллективного выбора. |
|
Нелокальное агрегирование |
Нелокальное агрегирование. Позиционные правила. Пороговое агрегирование. Аксиоматика порогового агрегирования. Применение этих правил. |
|
Обобщенные паросочетания: классические результаты |
Классическая модель Гейла-Шепли. Рынок свадеб (паросочетания вида 1-к-1) и модель приемной кампании (паросочетания вида 1-ко-многим). Множество устойчивых паросочетаний как ядро коалиционной игры. Алгоритм отложенного принятия. Стимулы участников при сообщении предпочтений, манипулирование предпочтениями. Стимулы вузов при определении квоты. |
|
Структура множества устойчивых паросочетаний |
Множество устойчивых паросочетаний как решетка. Верхний и нижний элементы множества устойчивых паросочетаний. Теорема о сельских больницах. Модификация понятия устойчивости в случае предпочтений, являющихся частичными порядками. Решеточная структура множества устойчивых паросочетаний в общих случаях. |
|
Механизмы построения устойчивых паросочетаний: теория и практика |
Теоретические основания и практические аспекты внедрения механизмов построения устойчивых паросочетаний. Механизм распределения выпускников медицинских вузов для прохождения интернатуры. Механизмы распределения учеников по школам в Нью-Йорке и Бостоне, США. Механизмы распределения абитуриентов по вузам в Венгрии, Турции, Германии. |
|
Задача распределения неделимых объектов. |
Задача распределения неделимых объектов Шепли-Скарфа при отсутствии денежного обмена («распределение домов»). Алгоритм Top Trading Cycles. Алгоритм Random Serial Dictatorship Богомольной-Мулена. |
Другим элементом самостоятельной работы студентов являются их индивидуальные консультации с преподавателем. Преподаватель принимает студентов на кафедре во время своих присутственных часов. Все возникающие в процессе обучения по курсу вопросы, связанные с содержанием учебного материала, студенты должны обсуждать с преподавателем на консультациях.
Перед зачетом необходимо проводить установочную консультацию в часы и дни, согласованные с деканатом. Время проведения установочной консультации доводится до студентов учебной частью деканата.
Преподаватель должен согласовать с группой время проведения индивидуальных консультаций и регламент электронного общения, а также выслать студентам все необходимые информационные электронные ресурсы (программу курса, литературу, домашние задания, задачи для подготовки к зачетной контрольной работе) или довести до сведения студентов соответствующие адреса в адреса в Интернете, где они размещаются.
Занятия по курсу "Теория индивидуального и коллективного выбора" рекомендуется проводить на английском языке.
9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
Домашнее задание.
Часть I. Данные задачи используются для составления вариантов контрольной работы 1 модуля.
1) Привести пример функции выбра, нерационализируемой никаким бинарным отношением.
2) Для данной функции выбора определить рационализируема ли она каким-либо бинарным отношением, рационализируема ли она частичным, слабым или линейным порядком.
Генеральное множество альтернатив А={a, b, c, d}. Дана функция выбора CF(B), BA.
B |
a |
b |
c |
d |
a, b |
a, c |
a, d |
b, c |
b, d |
c, d |
a, b, c |
a, b, d |
a, c, d |
b, c, d |
A |
CF |
a |
b |
c |
d |
а |
a |
a |
b |
d |
c |
a |
a |
a |
|
a |
3) Доказать, что частичный порядок является ациклическим отношением. Доказать, что линейный порядок является частичным порядком.
4) По таблично заданным значениям функции полезности и функции ошибок
построить отношение P:
. Какими свойствами оно обладает?
Часть II. Данные задачи используются для составления вариантов письменного зачета 2 модуля.
1. Дано:
Комитет, состоящий из 11 депутатов, должен избрать председателя. Есть пять кандидатов на эту должность, обозначенных латинскими буквами: a, b, c, d, e. Предпочтения всех депутатов – линейные порядки, представленные столбцами таблицы профиля предпочтений. Альтернатива стоящая в столбце выше другой является более предпочтительной. В первой строке указано количество человек, чьи предпочтения представлены соответствующим столбцом. В случае равенства голосов действует правило старшинства: старший кандидат предпочитается младшему. Порядок старшинства совпадает с алфавитным порядком обозначений альтернатив, самым старшим кандидатом является кандидат a. Требуется: Определить кто будет выбран, если используется: а) правило Борда, б) правило простого большинства.
|
|
2. Требуется: доказать, что ранжирование с помощью правила Борда не является локальной процедурой агрегирования индивидуальных предпочтений.
Требуется: а) Построить списочный механизм, реализующий следующее правило агрегирования индивидуальных предпочтений R=(P1P2)P3; б) указать, есть ли у данной процедуры следующие свойства: 1 - положительная ненавязанность, 2 - отрицательная ненавязанность, 3 -монотонность, 4 - нейтральность, 5 - анонимность, 6+ - положительное свойство Парето, 6- - отрицательное свойство Парето.
обладающее следующими свойствами: 1 - положительная ненавязанность, 2 - отрицательная ненавязанность, 6- - отрицательное свойство Парето;
и не обладающее следующими свойствами: 3 -монотонность, 4 - нейтральность, 6+ - положительное свойство Парето.
Часть III. Вопросы и задачи для самопроверки по 3 части курса (обобщенные паросочетания)
Приблизительный список тем для домашних контрольных работ по III части курса:
Курс состоит из трех частей: I часть (темы 1-4) – 1 модуль уч. года, II часть (темы 5-8) – 2 модуль уч. года, III часть (темы 9-12) – 3 модуль уч. года. Контроль знаний студентов включает формы текущего, промежуточного и итогового контроля. Формой текущего контроля являются контрольные работы, одна из которых проводится в конце 1 модуля по материалу I части курса, а вторая в середине 3 модуля по материалу III части курса. Формой промежуточного контроля является зачетная контрольная работа, которая проводится в конце 2 модуля по материалу II части курса. Формой итогового контроля является экзаменационная контрольная работа, которая проводится в конце 3 модуля по материалу III части курса.
На написание зачетной и экзаменационной контрольных работ и контрольной работы по I части курса дается 180 мин. Любой факт списывания, отмеченный преподавателем, приведет к получению оценки «1» (единица) за данную работу.
Контрольная работа по III части курса выполняется группами студентов дома. Она представляет собой обзор и анализ практического примера построения механизма поиска устойчивого распределения. При подготовке работы студенты читают и анализируют научные статьи, опубликованные по выбранной тематике, а также, при необходимости, нормативно-правовые документы. Темы работ и рекомендуемая литература выдаются преподавателем. Группа студентов может предложить свою тему работы по согласованию с преподавателем. Студенты выполняют контрольную работу в группах в течение двух недель, после чего сдают подготовленные письменные тексты, а также устно, с использованием презентации, представляют преподавателю и однокурсникам результаты проведенного исследования. На занятии, посвященном презентации выполненных контрольных работ, дополнительно оценивается участие слушателей.
Преподаватель также оценивает самостоятельную работу и работу студентов на семинарских занятиях. На лекциях и семинарских занятиях в третьем модуле студентам могут быть даны задания для самостоятельной работы, которые нужно выполнить до следующего семинарского занятия. За правильное решение одной из этих задач у доски во время следующего семинара студент получает один балл. Полученные таким образом баллы преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Перед промежуточным или итоговым контролем определяется число набранных баллов N. Каждый балл, набранный таким образом в течение третьего модуля, увеличивает взвешенную сумму, с помощью которой рассчитывается оценка за итоговый контроль на 0,2 (эти величины прибавляются к сумме до того, как произведено округление).
В конце второго модуля происходит проверка домашней работы студентов с защитой решений. Полученная оценка учитывается в результирующей оценке за промежуточный контроль.
Результирующая оценка за текущий контроль за 1 и 2 модуль равна
Отекущий, м. 1-2 = 0,4*Оконтр. работа 1 + 0,6*Одом. работа
Результирующая оценка за текущий контроль за 3 модуль равна оценке за контрольную работу:
Результирующая оценка за промежуточный контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за зачетную письменную работу:
Способ округления накопленной оценки промежуточного контроля в форме зачета: арифметический.
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен - оценка за экзаменационную письменную работу, а N3 – число баллов, набранных на семинарах в течение 3 модуля.
Оитоговый = 0,7·Оэкзамен + 0,3·Отекущий, м. 3 (+ 0,2·N3)
Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена: арифметический.
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.
В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:
Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический.
кафедра высшей математики
на факультете экономики ГУ-ВШЭ, профессор, д.т.н., Ф.Т. Алескеров
кафедра высшей математики
на факультете экономики ГУ-ВШЭ, доцент, к.ф.-м.н., А.Н. Субочев
на факультете экономики ГУ-ВШЭ, преподаватель, С.Г.Кисельгоф
____________________ ___________________ _________________________
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010500. 62 «Прикладная математика и информатика»
13 10 2014
1 стр.
Новые математические дисциплины Введение в криптографию. Под ред. В. В. Ященко. Москва, мссме, 1998
07 10 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для специальности 010400. 62 «Прикладная математика и
25 12 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика», обучающихся по
27 09 2014
1 стр.
Программа дисциплины «Семиотика сложных мультимедийных текстов» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистра
12 10 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 230401. 65 Прикладная математика
17 12 2014
1 стр.