Перейти на главную страницу
Разработал:
тренер по теннису,
магистр педагогических наук
Шевкова Н.В.
Минск 2009
Пояснительная записка………………………………………………………………… |
3 |
1. Организация учебно-воспитательной работы в кружках по теннису………. |
4 |
1.1. Концепция спортивной подготовки юных теннисистов……………………….... |
5 |
1.2. Этапы и периоды многолетней подготовки в кружках по теннису…………….. |
6 |
1.3. Основы начального обучения игре в теннис……………………………………... |
8 |
1.4. Комплектование и наполняемость учебных групп……………………………… |
10 |
1.5. Режим работы кружков по теннису………………………………………………. |
11 |
2. Планирование и содержание занятий в кружках по теннису 1, 2 и 3 года обучения………………………………………………………………………………… |
12 |
2.1. Учебный план………………………………………………………………………. |
12 |
2.2. Программный материал…………………………………………………………… |
13 |
3. Планирование и содержание занятий в кружках по теннису 4 года обучения (и свыше)…………………………………………………………………… |
22 |
3.1. Учебный план………………………………………………………………………. |
22 |
3.2. Программный материал…………………………………………………………… |
23 |
4. Тестирование общей и специальной физической, технической и тактической подготовленности……………………………………………………... |
30 |
5. Воспитательная работа…………………………………………………………….. |
33 |
6. Перечень инвентаря и оборудования……………………………………………. |
33 |
Список рекомендуемой литературы…………………………………………………... |
34 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
|
Руководители и педагогический состав ДЮК ФП особое внимание в своей повседневной деятельности должны уделять:
В настоящей программе определены этапы подготовки юных теннисистов, структура и основные положения кружков по теннису в детско-юношеских клубах, содержание материала занятий по группам и годам подготовки, а также - соответствующие контрольные нормативы по всем разделам подготовки.
Кружок по теннису должен иметь основные документы планирования и учёта работы, календарный план соревнований: внутри групп на первенство кружка, городские соревнования среди детско-юношеских клубов, а также матчевые встречи с кружками по теннису других Клубов (личные и командные).
Занятия в кружке по теннису должны обеспечить всестороннюю физическую, техническую, тактическую, психическую и теоретическую подготовленность занимающихся.
Цель учебно-воспитательного процесса – воспитание целеустремлённого, физически развитого, обладающего крепким здоровьем, подготовленного к высокопроизводительному творческому труду, способного показать наилучшие спортивные результаты в меру своих индивидуальных возможностей молодого человека.
В соответствии с задачами Клуба, кружок по теннису призван решать следующие задачи:
Однако до сих пор существуют мнения о том, что прежде, чем ребенок начинает играть, его следует обучить ряду действий с мячом и без него. Таким образом, обучение юных теннисистов начинается с изучения технических приемов в упражнениях. Однако, то, что сформировано вне игры, в игре будет «рваться». Да и сама обстановка упражнения предлагает заранее готовый ответ на задание. Становится понятным, что такой подход лишает ребенка главного - развития игрового тактического мышления, т.е. мысль и действие, которые в игре представлены едино, в упражнении расчленяются.
Следует пересмотреть, в первую очередь, систему подготовки юных теннисистов на этапе начального обучения, отдав предпочтение игровым средствам, создающим богатейший двигательный фонд ребенка, придающий ему энтузиазм, развивающий творчество, обогащающий радостью, что очень важно.
International Tennis Federation (ITF) развивает во всем мире программу по мини-теннису в общеобразовательных школах «Play and stay».
- подвижные игры, развивающие координационные, скоростные и скоростно-силовые способности;
- упражнения, дающие возможность познакомиться с теннисным инвентарем;
- различные упражнения и повторения, в которых используются конусы, обручи, мячи различных размеров;
- игры с мячом и ракеткой по простым правилам, развивающие координацию и тактическое мышление.
Таблица 1. Возрастные границы этапов подготовки в кружках по теннису
Этапы |
Периоды |
Кружки |
Возраст / лет |
Общей подготовки |
- |
1, 2 и 3год обучения |
7-10 |
Специальной подготовки |
Подготовительный |
4 год обучения (и свыше) |
11-14 |
Соревновательный | |||
Переходный |
Продолжительность - 3-5 лет. Задачи на данном этапе нацелены на развитие «школы движений и действий», «школы мяча», формирование базы общей и специальной физической подготовленности, техники и тактики теннисиста.
Задачи:
Задачи на данном этапе нацелены на дальнейшее совершенствование всех видов подготовленности юного теннисиста.
В связи с этим, годичный цикл подготовки в этих группах делится на периоды: подготовительный, соревновательный и переходный.
1) этап предварительной подготовки, задачами которого являются: всесторонняя физическая, техническая, тактическая, психическая подготовка теннисистов; подготовка к сдаче контрольных нормативов;
2) этап предсоревновательной подготовки, задачами которого являются: подготовка к предстоящим соревнованиям; дальнейшее совершенствование специальных двигательных способностей; изучение и совершенствование техники и тактики игры.
Основные средства: гимнастические упражнения; бег; прыжки; метания; спортивные и подвижные игры; упражнения для развития специальных двигательных способностей, а также для освоения техники и тактики игры в теннис; учебные, контрольные и товарищеские игры.
Основные задачи: достижение стабильных результатов реализации техники и тактики игры; специальная подготовка к каждому соревнованию; воспитание волевых качеств.
Основные средства: гимнастические упражнения; бег; прыжки; метания; плавание; спортивные и подвижные игры; специальные упражнения по технике и тактике игры; контрольные, товарищеские и официальные соревнования.
Учебная работа в этом периоде проводится с учётом особенностей предстоящих соревнований.
Основные задачи: активный отдых; создание наилучших условий для отдыха центральной нервной системы; поддержание уровня общей физической и технической подготовленности; контрольное тестирование.
Основные средства: плавание; массаж; спортивные и подвижные игры.
Продолжительность каждого периода зависит от особенностей календаря соревнований, от задач на год.
1.3. Основы начального обучения игре в теннис
Обучение детей рекомендуется начинать с теннисным мячом, последовательно усложняя их упражнениями, близкими к теннисным ударам. Затем следует постепенно переходить к занятиям с ракеткой и мячом.
Широкое распространение получили методы обучения с поролоновыми мячами и легкими ракетками. При этом также используется уменьшенные корты (см. Приложение 4).
Работая с мячом, юный теннисист приобретает опыт в зрительном восприятии мяча, осваивается с различной скоростью его полёта и отскока от земли, учится ловить его в различных точках с отскока и с лёта, развивает правильную координацию движений, согласованных с полётом мяча.
Упражнения с мячом применяют для правой и левой руки для лучшего гармоничного развития ребенка и координации движений. Выполняя эти упражнения, дети должны научиться пристально смотреть на мяч.
Важную роль играет начальное освоение техники.
Традиционно, обучение технике выполнения приёма осуществляется в несколько этапов.
- начальной (подготовительной для данного действия) позой;
- конечной позой;
- приёмами самоконтроля при переходе из одной позы к другой;
- переходом от начальной позы к позе окончания фазы;
- переходом от одной позы к другой под визуальным контролем;
- выполнением движения медленно, контролируя его.
Далее, занимающихся подводят к выполнению движения в целом. Игрок имитирует движения удара, стараясь овладеть правильным ритмом (под команду тренера). Обучение на этом этапе во многом зависит от подбора подводящих упражнений: по своей структуре они должны быть близки к техническому приёму и соответствовать физическим возможностям занимающихся.
Необходимо сразу создать у детей правильное представление об ударе.
Удар должен быть представлен так, чтобы дети смогли его выполнить. Для этого необходимо показать самое простое движение, в котором будут обозначены «ключевые» моменты.
Например, при ударах с отскока (справа и слева) лучше выполнять маленький замах таким образом, чтобы основание ручки ракетки было обращено на сетку. Далее, рука выходит вперед, таким образом, чтобы мячик оказался в центре головки ракетки - точка удара. После этого, головка ракетки ускоряет движение по мячу и выходит вверх - окончание удара.
Удары справа и слева необходимо разучивать параллельно.
При ударах с лета целесообразно использовать обыкновенные «подставки» впереди себя.
Подача, обычно, начинается с подброса. Необходимо научить детей правильному замаху, небольшой петле, а главное, - выходу головки ракетки на мяч в самом верху.
Все приемы техники следует разучивать одновременно с правильным движением ног, т.е. в движении.
Наиболее частыми причинами ошибок является скованность движений - зажатость плечевого пояса, а также болтающееся запястье.
Основным средством физической подготовки в младшем школьном возрасте являются подвижные и спортивные игры, которые способствуют развитию и поддержанию интереса к занятиям, обеспечивают гармоничное физическое развитие, улучшают координацию движений.
Игры с мячом и ракеткой позволяют овладеть начальными основами техники движений и действий, а также развивают тактическое мышление юных теннисистов.
В первую очередь, детей нужно учить играть. Эта игра потом переходит в большой теннис.
1.4. Комплектование и наполняемость учебных групп
Таблица 2. Комплектование и наполняемость учебных групп для кружков по теннису
Кружки |
Возраст занимающихся, лет |
Кол-во занимающихся, чел. |
Кол-во часов в неделю, акад. час |
Рекомендуемая годовая учебно-воспитательная нагрузка за 46 недель, акад. час |
Рекомендуемая годовая учебно-воспитательная нагрузка в летний период (оздоровительно-спортивный лагерь) - 6 недель, акад. час |
Всего часов за год - 52 недели, акад. час |
1 год обучения |
7-8 |
14-16 |
4 |
184 |
24 |
208 |
2 год обучения |
8-9 |
12-14 |
6 |
276 |
36 |
312 |
3 год обучения |
9-10 |
10-12 | ||||
4 год обучения (и свыше) |
11-14 |
8-10 (6-8)
|
9 |
414 |
54 |
468 |
В кружки 1 года обучения зачисляются все дети, желающие заниматься теннисом, не имеющие отклонений в состоянии здоровья и противопоказаний для занятий теннисом. Зачисление учащихся производится по заявлению поступающего при согласии родителей и наличии допуска врача. По количеству занимающихся допускается принять на 50-70% больше минимального состава групп. По окончании учебного года состав групп начальной подготовки должен составлять не менее 70% от набранного количества.
Перевод учащихся в группу следующего года обучения производится на основании решения Педагогического совета. Учащиеся, не выполнившие контрольные нормативы, могут оставаться на повторный год обучения, но не более одного раза на каждом этапе.
1.5. Режим работы кружков по теннису
Учебный год начинается 1 сентября. Учебно-воспитательный процесс проводится круглогодично в соответствии с годовым учебным планом и настоящей программой.
Учебный план рассчитан на 46 недель учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях Клуба и 6 недель - в условиях оздоровительно-спортивного лагеря. Основными формами работы в кружках являются: групповые учебные занятия, работа по индивидуальным планам (со сборной Клуба), педагогические тестирования, теоретические занятия, участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, матчевых встречах, пребывание в оздоровительно-спортивном лагере.
Продолжительность одного занятия в кружках 1 и 2 года обучения не должна превышать 2-х, а в кружках 3 года обучения (и свыше) - 3-х академических часов.
Руководитель кружка организует и проводит в процессе занятий и соревнований воспитательную работу с учащимися по плану, утверждённому директором ДЮК ФП.
Разделы подготовки |
Занятия в кружках, час | ||
1 год обучения |
2 и 3 год обучения |
4 год обучения (и свыше) | |
I. Теоретические занятия |
8 |
10 |
12 |
II. Практические занятия |
200 |
302 |
456 |
1. Общая физическая подготовка |
92 |
130 |
96 |
2. Специальная физическая подготовка |
80 | ||
3. Техническая подготовка |
92 |
144 |
230 |
4. Тактическая подготовка |
10 |
20 |
40 |
5. Контрольное тестирование |
4 |
4 |
4 |
6. Участие в соревнованиях |
2 |
4 |
6 |
Итого часов: |
208 |
312 |
468 |
Планирование и содержание занятий в кружках по теннису 1, 2 и 3 года обучения
13 10 2014
3 стр.
Дюсш г. Краснознаменска разработана на основе «типовой учебно-тренировочной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеск
14 12 2014
3 стр.
Программа предназначена для детей от 7 лет и старше с ограниченными возможностями здоровья, имеющими разрешение врача на занятия настольным теннисом. Программа рассчитана на 15 лет
13 10 2014
1 стр.
Продолжить работу с одаренными учащимися для подготовки к олимпиадам по физической культуре
04 09 2014
1 стр.
Программа предназначена для тренеров-преподавателей, педагогов и руководителей учреждений физкультурно-спортивной направленности и является основным государственным документом учеб
13 10 2014
1 стр.
Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва
25 12 2014
9 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 030900. 62 «Юриспруденция» подготовки
28 09 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
14 10 2014
1 стр.