Перейти на главную страницу
приказом министерства
образования и науки
Самарской области
от 15.04.2011 № 62-од
Программа квалификационных испытаний
для аттестации педагогических работников
по должности «педагог - психолог»
Содержание
|
Стр. |
Пояснительная записка |
3 |
Содержание программы квалификационных испытаний |
5 |
Примерные тестовые задания |
12 |
Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) |
17 |
Список рекомендуемой литературы и Интернет-источников |
18 |
Аттестация педагогических работников по должности «педагог-психолог» представляет собой установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к должности, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), на основе оценки их профессиональной деятельности.
Аттестация педагогических работников осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Цель квалификационных испытаний – оценить уровень знаний испытуемого по вопросам, связанным с осуществлением им своей профессиональной деятельности по занимаемой должности, а также оценить уровень теоретической подготовленности к выполнению требований, предъявляемых к квалификационной категории (первой или высшей).
Квалификационные испытания проводятся в форме письменного экзамена (тестирование). Испытуемому предлагается выполнить тест, состоящий из четырех блоков:
А. Правовой
В. Психолого-педагогический
С. Предметно-методический
D. Информационно-коммуникативный.
Общее количество тестовых заданий – 21. Основная форма тестовых заданий - задания закрытого типа.
Правильное выполнение тестового задания оценивается одним баллом. За правовой блок максимальный балл – 3; за психолого-педагогический – 6; за предметно-методический – 8; за информационно-коммуникативный – 4.
Положительное заключение о сдаче квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности дается при наличии суммарной оценки по четырем блокам – не менее 70%.
Положительное заключение о сдаче квалификационных испытаний для установления соответствия требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, дается при наличии суммарной оценки по четырем блокам для первой квалификационной категории – не менее 80%, для высшей квалификационной категории – не менее 90%.
Программа квалификационных испытаний состоит из пояснительной записки, содержания программы квалификационных испытаний, набора примерных тестовых заданий комплексного информационного теста, инструкции по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого), списка рекомендуемой литературы и Интернет-источников.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Семейный кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования.
Основные принципы российской образовательной политики:
обеспечение доступности образования;
повышение качества образования;
обеспечение структурных изменений системы образования;
расширение институтов общественного участия в развитии и управлении образованием.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации и Самарского региона.
Концепция компетентностно-ориентированного образования, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 19.05.2004 № 24.
Система образования в Российской Федерации (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское образование, дополнительное образование). Формы получения образования.
Образовательные учреждения1: организационно-правовые формы, виды.
Правовые основы функционирования образовательного учреждения. Устав образовательного учреждения как основной документ, регламентирующий его деятельность. Типовое положение об образовательном учреждении. Локальные акты образовательного учреждения.
Должностная инструкция педагога – психолога образовательного учреждения.
Общие требования к организации образовательного процесса в образовательном учреждении. Компетенция и ответственность образовательного учреждения. Правовое оформление отношений образовательного учреждения и родителей обучающихся (воспитанников).
Понятие «образовательная программа». Реализация образовательной программы в образовательном учреждении.
Конвенция о правах ребенка.
Страсбургская декларация.
Деонтологический кодекс.
Этический кодекс психолога.
Особенности образовательной политики и специфики образовательного учреждения, в котором работает аттестуемый педагогический работник.
Нормативно-правовая база охраны труда работников и охраны здоровья обучающихся (воспитанников).
Особенности регулирования труда педагогических работников, режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений. Права работников образовательного учреждения, их социальные гарантии и льготы.
Нормативно-правовая база социальной защиты обучающихся (воспитанников) в системе образования. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников).
Санитарно-эпидемиологические и противопожарные требования к организации образовательного процесса.
Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие физкультурно-оздоровительную деятельность.
Взаимосвязь традиционных и инновационных подходов в построении педагогического процесса в образовательном учреждении.
Особенности психологического сопровождения образовательного процесса при традиционной и инновационной моделями его организации.
Общедидактические, психодидактические принципы, методы, формы и приемы работы.
Новейшие достижения психологической и педагогической наук.
Психологические основы теории управления образовательными системами. Содержание, принципы, методы, средства, организационные формы обучения и воспитания. Психологические основы педагогического мастерства.
Психологические механизмы создания, психологические основы функционирования коллектива, стили и методы руководства коллективом. Особенности процесса социализации личности, регуляции и саморегуляции социального поведения. Специфика работы в различных социальных средах.
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.
Общая психология, педагогическая психология, общая педагогика, психология личности и дифференциальная психология, детская и возрастная психология, социальная психология, медицинская психология, детская нейропсихология, патопсихология, психосоматика; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностика, психологическое консультирование и психопрофилактика. Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения. Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка. Методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных. Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода.
Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.
Профессиональная деятельность, направленная на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях.
Гармонизация социальной сферы образовательного учреждения и превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
Факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников, и меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционной, консультативной).
Консультативная помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
Психологическая диагностика, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Диагностическая, психокоррекционная, консультативная работа с опорой на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
Психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников. Ведение документации в соответствии с установленными формами.
Планирование и разработка развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся (воспитанников), обеспечение уровня подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
Развитие у обучающихся (воспитанников) готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
Психологическая поддержка творчески одаренных обучающихся (воспитанников), развитие и организация развивающей среды.
Определение у обучающихся (воспитанников) степени нарушений (умственных, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития, их психолого-педагогическая коррекция.
Формирование психологической культуры обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания. Анализ достижений и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов). Оценка эффективности образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива на основе учета развития личности обучающихся.
Консультирование работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся (воспитанников), практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).
Информационные ресурсы, методы и приемы поиска, анализа, структурирования информации из различных ресурсных источников.
Дидактические возможности ИКТ, назначение и функционирование ПК, устройства ввода-вывода информации, компьютерные сети и возможности их использования в образовательном процессе образовательного учреждения.
Электронные образовательные ресурсы, ориентированные на деятельность педагога-психолога, цифровые образовательные ресурсы.
Приемы организации личного информационного пространства, интерфейс операционной системы, приемы выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основные приемы ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов.
Приемы подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с деятельностью педагога-психолога средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.):
ввод текста с клавиатуры и приемы его форматирования;
подготовка раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовые приемы работы с инструментами векторной графики;
приемы работы с табличными данными (составление списков, информационных карт, простые расчеты);
приемы построения графиков и диаграмм;
методика создания педагогически эффективных презентаций (к занятию, мероприятию, выступлению на педсовете, докладу и т.п.);
Простейшие приемы подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики:
приемы коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах;
приемы вывода изображений на печать, записи на CD.
Базовые сервисы и технологии Интернета в контексте их использования в профессиональной деятельности педагога-психолога:
приемы навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;
приемы работы с электронной почтой;
приемы работы с файловыми архивами.
А. Конвенцией о правах ребенка
Б. Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования и науи Российской Федерации
В. Законом Российской Федерации «Об образовании»
Г. Конституцией Российской Федерации
Г. 18 часов
Г. Устав образовательного учреждения
А. Опытом работы, повышением профессионализма
Б. Осознанием объекта затруднения и целенаправленной произвольной коррекцией
В. Развитием социальной перцепции, эмпатией, пониманием другого, фасилитацией общения
Г. Изменением отношения к происходящему
В.2. К стилям индивидуальной педагогической деятельности в зависимости от ее характера относится:
А. Эмоционально-импровизационный
Б. Либеральный
В. Авторитарный
Г. Демократический
В.3. Учебное сотрудничество ученик-ученик как организационная форма обучения представляет значительные резервы для…
А. Повышения эффективности обучения конкретному учебному предмету и развитие личности учащегося
Б. Улучшения отношения с педагогом
В. Укрепления детско-родительских отношений
Г. Сохранения физического здоровья
В.4. К критериям оценки самостоятельной работы школьников относится:
А. Контроль учителя
Б. Выполнение заданного учителем или родителем режима деятельности
В. Контроль родителей
Г. Собственный режим работы
В.5. Какая из мотивационных ориентаций выявляет большую устойчивость мотивации?
А. На процесс
Б. На результат
В. На награду
Г. На избегание
В.6. Личностно-деятельностный подход в обучении строится:
А. С учетом личностных особенностей
Б. С учетом программы обучения
В. С учетом наполняемости группы
Г. С учетом возрастных особенностей
С. Предметно-методический
С.1. Отражение отдельных свойств предметов и явлений называется А. Сознанием
Б. Ощущением
В. Мышлением
Г. Памятью
А. Сознанием
Б. Мышлением
В. Памятью
Г. Восприятием
С.3. Сколько экспертов необходимо для экспертной оценки одного испытуемого?
А. 1
В. 10
А. Обозначает уровень личностной зрелости человека
Б. Свидетельствует о количестве прожитых лет
В. Выявляет соотношение личностного и интеллектуального развития личности
Г. Характеризует стадии развития в возрастной период
С. 5. Критериями построения подлинно научной периодизации психического развития ребёнка, по мнению Л.С. Выготского, должны стать:
А. Качественные изменения в развитии личности
Б. Возрастные новообразования и динамика психического развития
В. Кризисы в развитии
Г. Система обучения и воспитания ребёнка
С.6. Высшие психические функции отличаются от натуральных психических функций:
А. Только по происхождению: натуральные врождены, а высшие формируются прижизненно
Б. Принципиальных отличий нет
В. По структуре, свойствам и генезису
Г. Высшими психическими функциями в отличие от натуральных, могут стать только мышление и память
С.7. Обмен между людьми различными идеями, интересами, чувствами, установками и т.д. представляет собой:
А. Перцептивную сторону общения
Б. Когнитивную сторону общения
В. Интерактивную сторону общения
Г. Коммуникативную сторону общения
С.8. Включение в процесс восприятия всех анализаторов обеспечивает реализацию принципа…
А. Профессионального характера трудового обучения
Б. Взаимосвязи образовательной и трудовой подготовки
В. Опоры на сохранные анализаторы
Г. Коррекционной направленности обучения
D. Информационно-коммуникативный
D.1 Для сохранения документа на новом месте и/или под другим именем выбирают пункт меню Файл:
А. Сохранить
Б. Сохранить как
В. Создать
Г. Открыть
D.2 Укажите правильную запись почтового электронного адреса:
А. www. lampa.ru
Б. koren.doc
В. idppo.kubannet.ru
Г. help@mail.ru
D.3 Педагог создал в современном текстовом редакторе MS Word 2003-2007 список школьников с их оценками по нескольким предметам. Можно ли отсортировать этот список в алфавитном порядке фамилий?
А. Да, если документ создан в табличной форме
Б. Да
В. Да, если таблица содержит только три столбца
1. MS Word А.Работа с электронными таблицами
2. MS Excel Б. Создание и редактирование текста
3. Power Point В. Создание презентаций
Г. Создание и редактирование
баз данных
№ |
№ вопроса |
Инструкция по использованию | ||||
1 |
А.1, А.2, А.3 В.1, В.2, В.3, В.4, В.5, В.6 С.1, С.2, С.3, С.4, С.5, С.6, С.7, С.8 D.1 D.2 D.3
|
Выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа, и запишите ее в соответствующую строку бланка ответов. Например: А. | ||||
2 |
D.4 |
Соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов цифру из столбца 1 и соответствующую ей букву (буквы) из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например:
|
Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности «педагог психолог»
25 09 2014
1 стр.
Ознакомление педагогических работников с Положением об аттестации педагогических работников, графиком аттестации
13 10 2014
1 стр.
10 10 2014
5 стр.
Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической деятельности
11 10 2014
1 стр.
Определение уровня квалификации педагогических работников для установления его соответствия требованиям первой и высшей квалификационных категорий – процедура, включающая несколько
23 09 2014
1 стр.
Приказ докимп чао от 12. 04. 2013 г. №01-21/202 «Об аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Чукотского автоном
16 12 2014
1 стр.
И сроках аттестации Заявитель/кандидат получает обратившись в Экзаменационный центр «луч» (далее – эц). Информация об исходном комплекте документов для аттестации и объеме квалифик
25 12 2014
1 стр.
Перспективный план прохождения аттестации педагогических работников мбоу «сош №20». 2012-13 год
14 12 2014
1 стр.