«Согласовано»
Заместитель директора школы по ВР МБОУ Цивильская СОШ №1
___________ Шефер М.А..
« » 2012 г.
|
«Утверждено»
Директор МБОУ Цивильская СОШ №1
__________Баранова Т. В.
Приказ №
от « » 2012 г.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Цивильская средняя общеобразовательная школа №1
им. М.В. Силантьева»
Цивильского района Чувашской Республики
Программа летнего
эколого-краеведческого лагеря
Начальник лагеря
Иванова Любовь Валентиновна
Скажи мне – и я не забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.
Китайская пословица
Пояснительная записка.
Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.
Программа включает в себя следующие направления:
-
образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);
-
воспитательное;
-
спортивно-оздоровительное направление.
Образовательная часть включает теоретические занятия, полевые практикумы, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы. Программа построена по блоковой схеме, причём каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но в тоже время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной.
Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.
Спортивно-оздоровительные мероприятия включают встречи с медицинскими работниками, проведение спортивных мероприятий и ежедневной утренней зарядки и спортивного часа.
Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.
Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, ролевые игры и семинары, защиту рефератов, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение населенных пунктов и школ, очистка рек, работа на пришкольных учебно-опытных участках. Самое ценное в работе лагеря - организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения эколого-краеведческих экспедиций, с учётом возрастных особенностей.
Экологический лагерь это ещё и школа жизни: в походах и экспедициях дети закаляются физически и морально, учатся бороться с трудностями и вести себя в экстремальных ситуациях, познают счастье дружбы.
Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.
Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы.
Задачи:
-
воспитательные:
-
вовлечение каждого участника смены в процессе организации коллективно
-
творческой и исследовательской деятельности;
-
приобщение детей к изучению природы родного края, осознанию связей между человеком и природой, развитие инициативы и самостоятельности;
-
формирование ответственного отношения к себе как личности, от которой зависит среда, природа, общество;
-
формирование у детей здорового образа жизни.
-
организационно – практические:
-
развитие интеллектуальных способностей и навыков исследовательской деятельности у детей;
-
формирование первичных эколого-туристических навыков, умений принимать грамотные решения в области природопользования;
-
изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского поселения и составление экологического паспорта станицы
Кадровое обеспечение: учителя естественно – научного цикла.
Участники: учащиеся школы 7-8 класс.
Форма проведения: лагерь с дневным пребыванием учащихся и двухразовым питанием (завтрак и обед). Количество учащихся: 15 человек.
Программа разработана с учетом ежедневной нагрузки с 9.00 до 14.00 и рассчитана на период с 01.06 по 21.06 июня 2012 года
Принципы деятельности лагеря.
1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: посильность и конкретность любой деятельности для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
2. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений и вредных привычек, формирование чувства ответственности за свои поступки и действия.
4.
Принцип сочетания воспитательных мероприятий с экологической деятельностью детей предусматривает; режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности
Режим работы
8.00 – 8.15
|
- утренняя зарядка
|
8.15 – 8.30
|
- линейка, организационный момент «План на день»
|
8.30 – 9.00
|
- завтрак
|
9.00 – 11.00
|
- трудовой десант
|
11.00 – 12.30
|
- экологический ликбез, практические занятия
|
|
|
12.30 – 13.00
|
- обед
|
13.00-14.00
|
- оздоровительные мероприятия
|
|
- интеллектуальные игры
|
|
- развлекательные мероприятия
- организационный момент «Подведение итогов дня»
|
|
|
I Эколого-краеведческое направление
№
|
Наименование темы
|
Теоретическое занятие
|
Практические занятия
|
В помещении
|
На местности
|
1
|
Экология. Цивилизация. Культура
|
1
|
1
|
1
|
2
|
Экология окружающей среды
|
2
|
|
4
|
3
|
Экологический паспорт населённого пункта
|
1
|
1
|
2
|
4
|
Охрана природы и туризм
|
2
|
1
|
4-9
|
|
Итого
|
6
|
3
|
17
|
|
Итого 26 часов
|
1. Экология. Цивилизация. Культура (3 часа)
Теоретическая часть - 1 час
Глобальные экологические проблемы человечества. Режим природы – основа жизни. Значение природы в жизни населения Цивильского района. Региональные экологические проблемы.
Практическая часть - 2 часа
Дискуссия – практикум «Экологические проблемы Земли и пути их решения».
Игра на местности «Посвящение в экологи».
2. Экология окружающей среды (6 часов)
Теоретическая часть -2 часа
Атмосферный воздух, водные ресурсы: проблемы их использования и охраны.
Влияние шума на организм человека. Взаимодействие организмов в природе. Животные и растения населённого пункта. Опасные и ядовитые грибы и растения Чувашии. Растения индикаторы окружающей среды. Лекарственные растения населённого пункта.
Практическая часть - 4 часа
Практикум «Оценка состояния воды в реке. Морфометрические показатели водоёма: промеры глубин, определение скорости течения реки. Определение физических свойств воды: температура, прозрачность, цветность, запах».
Практикум «Заготовка лекарственных растений». Экскурсия «Флора и фауна населённого пункта».
Экскурсия – практикум «Определение экологического состояния воздуха по биоиндикаторам».
Практикум «Озеленение территории школьного двора»
3. Экологический паспорт населённого пункта (3 часа)
Теоретическая часть 1 час
Населённый пункт, в котором я живу. Методы изучения экологического состояния среды. Эстетическая роль и значение зелёных насаждений.
Практическая часть - 3 часа
Экскурсия. Антропогенные факторы, влияющие на экологическое состояние г. Цивильск».
Экскурсия «Экологическое изучение растительности. Биологические особенности основных пород деревьев, используемых в озеленении территории и в парке».
Творческий конкурс «Моя малая родина».
Практикум «Составление экологического паспорта населённого пункта»
4. Охрана природы и туризм (12 часов)
Теоретическая часть - 2 часа
Правила поведения в природе. Теоретические основы туризма. Техника безопасности во время похода, оказание первой помощи в полевых условиях. Погода и её предсказания.
Практическая часть - 10 часов
Экскурсия в краеведческий музей.
Выезд в зоопарк г. Казань.
Экологический патруль «Влияние туризма на видовой состав растительного сообщества».
II Воспитательное направление
Направления деятельности
|
1 неделя
|
2 неделя
|
3 неделя
|
Самоуправление
|
Выборы актива, ежедневное и итоговое подведение итогов. Организация жизнедеятельности звеньев
|
Общественно-полезная
|
-Благоустройство школьной территории
- Трудовой десант «Чистая среда»
|
Трудовой десант
КТД «Эко-реклама»
|
Трудовой десант Акция «Памятник»
|
Художественно-эстетическая
|
- Конкурс рисунков и фотографий: «Моя малая родина»
- Выпуск стенгазеты
|
- Конкурс рисунков «Природа родного края»
-Конкурс стихов о природе
|
- Фотоконкурс «Зелёная планета»
- Конкурс кроссвордов
|
Диагностика
|
Ежедневное подведение итогов на экране настроения
|
Познавательная
|
Игра «Ноев ковчег»
|
Игра «Аукцион»
|
Викторина: «Что? Где? Когда?»
|
III Спортивно-оздоровительное направление
-
Ежедневная утренняя зарядка «Мы проснулись!».
-
Ежедневный спортивный час «Все игры в гости к нам!»
-
Беседы: «Первая помощь при укусе насекомым»; «Чем опасны клещи»; «Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья»; «Первая помощь при переломах, ожогах. кровотечениях».
-
Конкурсная спортивная программа «Малые олимпийские игры».
-
Конкурс «Мы - Робинзоны»
Механизм реализации программы
Содержательная часть программы реализуется в течении 21 дня. Основное время отводится проектно – исследовательской работе, сочетающей, как учебно – трудовую, так и образовательную деятельность.
Каждый день, в течении 1 часа, проводится теоретическое изучение материала образовательной части, которое завершается занятием из практической части (практикум, экскурсия, игра и т.д.), продолжительностью от 1 до 4 часов, большая часть из которых проводится на открытом воздухе, в природе. Программой предусмотрено выполнение конкретных посильных практических дел (экологический патруль, озеленение и уборка школьной территории и т.д. ) и исследований.
На проведения мероприятий воспитательной и оздоровительной части отводится ежедневно по 1 часу.
Ожидаемые результаты
-
1. Исследовательские умения:
-
Выполнение простейших экологических исследований в полевых условиях;
-
Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.
-
Организационно - пропагандистские умения:
-
Применение знаний законодательства об охране природы;
-
Планирование практических дел по охране природы;
-
Пропаганда эколого – туристической культуры;
-
Пропаганда здорового образа жизни.
-
Поведенческие умения:
-
Формирование умений правильного поведения в природе;
-
Умение выбора места и устройства бивака.
-
Опознавательные умения:
-
Распознавание объектов природы;
-
Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.
-
Преобразовательные умения:
-
Выполнение работ по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды.
Список использованной литературы
-
«Закон об образовании»
-
«Конвенция о правах ребенка»
-
Махалова И.В., Е.И. Николаева . «Воспитание здорового ребенка» -М. Просвещение, 2001.
-
Рассыпное В.А., Патрушева Л.И. Методика экологического образования уча щихся Б. 2001.
-
Самарина И.А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2007.
-
Шпотова Т. В. Гармония Природы. Центр экологического образования. г. Обнинск, Барнаул 2001.
-
Целевая программа «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи»