Перейти на главную страницу
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ОБЩЕСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ
Программа международной научной конференции
ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ И НА ЗАПАДЕ:
СУДЬБЫ ИСТОРИКОВ И НАУЧНЫХ ШКОЛ
К 175-летию со дня рождения В.И. Герье
и 140-летию МПГУ
Москва, 17–19 мая 2012 г.
ОРГКОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ
Со-председатели:
В.Л. Матросов, ректор МПГУ, академик
Л.П. Репина, член-корр. РАН, зам. директора ИВИ РАН, президент Российского общества интеллектуальной истории
В.Ф. Чертов, д.п.н., профессор, проректор МПГУ по международным и общественным связям
В.В. Маландин, к.и.н., доцент, и.о. проректора МПГУ по научной работе
Члены Оргкомитета:
Г.П. Мягков, д.и.н., проф. Кафедры всеобщей истории Казанского федерального университета
Т. Н. Иванова, д.и.н., проф., зав. кафедрой истории и культуры зарубежных стран Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова
В.П. Корзун, д.и.н., проф. кафедры современной отечественной истории Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
С.И. Маловичко, д.и.н., проф., заведующий кафедрой истории и культурологии Российского государственного аграрного университета – МСХА им. К.А. Тимирязева; профессор кафедры теории и истории гуманитарного знания Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета
О.В. Воробьева, к.и.н., рук. Центра сравнительной истории и теории цивилизаций; доцент кафедры теории и истории гуманитарного знания Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета
А.В. Юдин, к.и.н., доцент, начальник отдела по работе с иностранными учащимися МПГУ
Регламент конференции:
Доклады в пленарных заседаниях – до 20 минут
Доклады в секциях – до 15 минут
Выступления в прениях – до 5 минут
г. Москва, ул. М. Пироговская, д. 1, Главный корпус МПГУ
(проезд: м. Фрунзенская)
10.00 – 11.00 – Регистрация участников конференции
11.00 – 13.00 – Пленарное заседание (Ленинская ауд.)
В.Ф. Чертов, проректор МПГУ по международным и общественным связям
Школа В.И. Герье в научном пространстве России: проблема интерференции
Место В.И. Герье в российской культуре последней трети XIX века
«Новые результаты» и «научные революции» в истории
О глобальной истории идей
14.00 – 18.00 – секционные заседания
Председатели: Т.Н. Иванова, Г.П. Мягков
Н.И. Радциг – ученик профессора Герье
Герье как исследователь средневековой картины мира (материалы Италии XIII–XIV вв.)
Два русских протографа западноевропейской историографии: М.Н. Петров и В.И. Герье
В.И. Герье и его оценка современных университетов Германии
(по данным отчетов)
Н.И. Недашковская (РГГУ, Москва)
Интеллектуальная культура эпохи Романтизма как объект исследования в трудах В.И. Герье
15.30–16.00 – перерыв
«Гендерный фактор» в истории идей и интеллектуальной культуры: еще об одном актуальном аспекте творческого наследия В.И. Герье
Ученики В.И. Герье и развитие спартановедения в России на рубеже XIX–XX вв.
Издания лекционных курсов В.И. Герье в собраниях Российской государственной библиотеки
Нормандское завоевание Англии в исследовательском дискурсе отечественных историков второй половины XIX – первой трети XX в. (В.И. Герье, Н.И. Кареев, П.Г. Виноградов)
«Отстал от века»? В.И. Герье и А.Н. Савин
Герье как исследователь истории и историографии истории Древнего Рима
Председатели: О. Б. Леонтьева, В.Г. Рыженко
Пространственный поворот и перспективы цивилизационных исследований
«Научные революции» в свете динамичности исторического знания
Перекрестная история как форма неклассического знания и проблемы истории цивилизаций
Методологическая революция Монтескьё в книге «О духе законов» (1748)
Корпоративная культура профессионального сообщества российских историков в условиях смены «вызовов времени» и трансформаций коммуникативного поля науки
Председатели: Г.В. Рокина, А.В. Хазина
Прошлое и ученая традиция в трактате Ульриха Молитора De Laniis et Phitonicis Mulieribus
Памятники литературы как исторические источники и факт историографии (на примере изучения старообрядчества)
Античность в «историях российских» XVIII в. (опыт М.М. Щербатова и Ф.А. Эмина)
Исследования Н.И. Кареева о парижских секциях в контексте развития исторической науки начала XX вв.
15.30–16.00 – перерыв
Исторические сюжеты в русской журнальной публицистике второй четверти XIX века
Словацкие сюжеты в трудах российских историков XIX вв.
Л.А. Тьер – историк французской революции конца XVIII в.
Гендерные исследования как политика сообщества в работах Джоан Скотт
Исторические сюжеты в творчестве английского реформатора XVI века В. Тиндела
18.30 – товарищеский ужин
г. Москва, пр. Вернадского, д. 88, корпус гуманитарных факультетов МПГУ. 3 этаж, исторический факультет
(проезд: м. Юго-Западная)
11.00 – 13.00 – секционные заседания
13.00 – 14.00 – посещение музея истории МПГУ
14.00 – 14.30 – обед
14.30 – 18.00 – секционные заседания
Секция 4. Историк и его время:
интеллектуальная биография в контексте эпохи
Председатели: М.П. Лаптева, А.А. Кузнецов
В.Д. Яхонтов (1853–1942): историк и рязанский краевед
Будущий герцог как историк: маркиз Килдар о своих предках
П.Н. Ардашев и Н.И. Никифоров: к истории взаимоотношений учителя и ученика
«Младшее» поколение школы Н.И. Кареева: историографический аспект
Интеллектуальная биография М.А. Таубе на фоне эпохи в России и зарубежье
Новые данные к биографии А.Е. Кудрявцева (по материалам архивного фонда С.И. Архангельского)
Интеллектуальная интуиция как элемент интеллектуальной биографии
Может ли теолог быть историком, или «случай» Альфреда Луази
Тверской историк В.И.Колосов: опыт научной биографии
Казус интеллектуальной биографии итальянского медиевиста: историк Джоаккино Вольпе, его время и научная среда
Интеллектуальная биография в контексте эпохи: академик Иван Дмитриевич Ковальченко – основоположник отечественной школы квантитативной истории
«На каких полях человек пасется, таким и становится»: интеллектуальная биография английского ренессансного мыслителя
16.00 – 16.30 – перерыв
Т.А. Тоштендаль-Салычева (Уппсальский университет, Швеция)
Гармония личного и общественного в творчестве Биргитты Уден
Антиковеды – авторы «Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона» в коммуникативном пространстве Н.И. Кареева
Л.А. Тьер – Историк французской революции конца XVIII в.
Немецкое происхождение профессора В.Е. Майера в контексте Великой Отечественной войны: тернистый путь к профессиональному мастерству
Председатели: Т.А. Булыгина, О.И. Ивонина
Научное сообщество советских гуманитариев второй половины
1960-х – 1970-е гг.
А.Н. Бурлаков (МПГУ, Москва)
История и страноведение: проблемы и перспективы взаимодействия
Г.П. Федотов о советской истории: эволюция представлений
Исторические труды в библиотеках новгородских владык XVIII века
О некоторых проблемах исторического образования в современной России
С.М. Соловьев о законах всеобщей истории
Trauma studies: история, медиа, биополитика
Формирование концепта «Северный Кавказ» в исторических исследованиях второй половины XIX – начала ХХ в.
Историк как психотерапевт современного общества: общественный потенциал исторического образования
Формирование исторического сознания в период политического террора 1930-х гг.
Формы актуализации исторических знаний в российском обществе XVIII в.
16.00 – 16.30 – перерыв
Нормы этики в сообществе российских историков конца XIX – начала XX вв. (К постановке проблемы)
Меморизация истории: памятник Александру II в Казани
«Потерянное поколение»? Немецкие историки 20–40-х гг. XX в.
о теории и практике исторической науки
К.И. Шнейдер (Пермский ГУ)
Борьба за историю в середине XIX века: полемика вокруг исторических взглядов русских либералов
Председатели: В.Ю. Волошина, М.Ф. Румянцева
История как аксиологическая основа современного гуманитарного образования: аспекты дискуссии российских и зарубежных ученых
А.А. Кизеветтер об университетской культуре
Историческая мысль или историография: к типологической характеристике русских летописей
Церковно-историческая школа Московской духовной академии в отечественной историографии
О лекциях А.С. Лаппо-Данилевского по истории науки (1906 г.)
Научно-педагогическая школа источниковедения как интеллектуальное сообщество: история, современное состояние, перспективы развития
Об одном принципиальном недостатке исторического образования: историк против национальной ограниченности
Первокурсники историко-филологического факультета Московского университета 1917/1918 акад. года (по материалам архива МГУ)
Историческое образование в университете Гумбольдта (середина XIX в.)
16.00 – 16.30 – перерыв
Лекционные курсы В.М. Хвостова и А.С. Лаппо-Данилевского по методологии истории: опыт сравнительного анализа
Обучение анахронизму в преподавании истории: опыт XIX и кон. ХХ вв.
Н.В. Ефременков и развитие историографии и источниковедения в Калининском (Тверском) государственном университете в 1970 – начале 1990-х гг.
Преподавание философских дисциплин в Санкт-Петербургском университете в XIX в.
г. Москва, пр. Вернадского, д. 88, корпус гуманитарных факультетов,
Зал ученого совета исторического факультета МПГУ
(проезд: м. Юго-Западная)
10.00 – 12.00 – Круглый стол «Политика памяти и практика истории»
З.А. Чеканцева (ИВИ РАН, Москва)
«Политика памяти» и моделирование истории
Историческая наука против «ненаучных» практик сохранения памяти о прошлом
Социальные функции исторической науки в XXI веке
12.00 – 13.00 – обед
13.00 – 13.30 – подведение итогов работы секций
13:30 – 14.00 – отчетно-перевыборная конференция РОИИ
Л. П. Репина, член-корр. Ран, зам директора иви ран, президент Российского общества интеллектуальной истории
10 10 2014
1 стр.
25 12 2014
57 стр.
Влияние разных форм двуязычного образование на развитие нарративной функции на родном (русском) и втором (иврит) языке в раннем детстве
17 12 2014
1 стр.
Программа международной научной конференции “Почитание святителя Николая в христианском мире”
14 12 2014
1 стр.
Председателя комитета по культуре Псковской области Александра Ивановича Голышева
15 09 2014
1 стр.
09 09 2014
1 стр.
Общество “Знание” России Европейская ассоциация университетов непрерывного образования eucen
14 12 2014
1 стр.
Талызина Н. Ф. – профессор кафедры психологии образования и педагогики, академик рао
18 12 2014
1 стр.