Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Левина Е.Ю.

МОУ Борисоглебская СОШ № 10



Морфологический анализ слова (трудные задания ЕГЭ)

Программа по русскому языку предусматривает изучение морфологии еще в начальной школе. По программе «Перспективная начальная школа» к 5 классу у учащихся формируется навык точно и достаточно быстро определять самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, глагол и местоимение. С остальными самостоятельными и служебными частями речи учащиеся знакомятся в 5-х – 7-х классах. К сожалению, к окончанию школы не все школьники умеют правильно определять части речи.

Анализируя задания ЕГЭ А-10, В-2, проверяющие умение проводить морфологический анализ слов, А-18 (слитное, дефисное, раздельное написание), В-1 (неморфологический способ словообразования), мы видим, что довольно часто встречаются слова, перешедшие из одной части речи в другую. В своей статье подробнее остановлюсь на таком языковом явлении, как транспозиция. Школьникам не обязательно заучивать термины, но учитель их знать должен. Итак, что же такое транспозиция?

Транспозиция — переход слова из одной части речи в другую или использование одной языковой формы в функции другой. В современном русском языке существует 12 видов транспозиции.

Субстантива́ция — переход в разряд имён существительных других частей речи (прилагательных, глаголов, причастий, числительных) вследствие приобретения ими способности непосредственно указывать на предмет.

Субстантивация — древний и вместе с тем развивающийся процесс. Например, некоторые прилагательные очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами –ов- и –ин-, обозначающие фамилии и названия населенных пунктов: Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Марьино, Митино и др.

Примеры явления из более позднего времени — использование в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная.

Адъективацией называется переход различных частей речи в прилагательное, но в большей степени адъективации подвергаются именно причастия. При адъективации причастия утрачивают свои глагольные категории и начинают обозначать постоянный статический, неизменный признак, таким образом, происходит переосмысление причастий. Например, блестящая карьера, мыслящее существо, пишущая машинка, склоняемые существительные, сгущенное молоко.

Адвербиализа́ция (от лат. adverbium — наречие) — переход в класс наречий словоформ, принадлежащих другим частям речи.

С точки зрения истории языка, адвербиализации подвергаются:



  1. формы прилагательных: «снова», «высоко», «по-домашнему»;

  2. отдельные падежные формы существительныхпешком», «даром» (оба твор. падеж);

  3. предложно-падежные формы: «издавна»;

  4. глагольные формы: «почти», «нехотя».

Существуют и такие виды транспозиции, как

Нумерализация переход в имена числительные,

Прономинализация переход в местоимения. Прономинализации подвергаются:

•  имена прилагательные последний, целый, известный, подобный, прочий, отдельный;

•  причастия: следующий, настоящий, соответствующий, данный, определенный;

•  имя существительное дело;

•  имя числительное один.

Предикативация – переход в безлично-предикативные слова, Принято считать, что в наибольшей мере подверглись предикативации слова с качественным значением: великолепно, весело, выгодно, грустно, дорого, жарко, лестно, морозно, пасмурно, похвально, празднично, приятно, прохладно, свежо, светло, тепло, торжественно, туманно, удобно, хорошо, отлично и др.

Препозиционализация переход в предлоги. Иммиграционный потенциал предлогов составляют перешедшие в них:

•  наречия: вблизи, вдоль, возле, вокруг, впереди, кругом, мимо, навстречу, накануне, около, после, против, раньше, относительно, согласно и др.;

•  имена существительные: во время, в течение, в продолжение, за счет, по поводу, по причине, насчёт, ввиду и др.;

•  деепричастия: благодаря, включая, спустя и др.



Конъюнкционализация переход в союзы. В иммиграционный потенциал союзов входят перешедшие в них:

•  местоимения (в широком понимании термина): что, как, когда и образовавшиеся на их базе составные союзы типа потому что, невзирая на то что, вопреки тому что, благодаря тому что, так как, тогда как, по мере того как, с тех пор как, между тем как и др.;

•  наречия: едва, пока, только, лишь, ровно, словно, точно, чуть и др.;

•  несколько существительных: раз, правда, благо;

•  деепричастие хотя (хоть).

Партикуляция переход в частицы. Частицы пополняются за счет перехода в них:

•  наречий: ещё, уже, только, лишь, единственно, исключительно, определённо, просто, прямо, именно, подлинно, точно, ровно и др.;

•  местоимений: что, как, то, это, там, тут, так, себе, всё и др.;

•  глаголов: было, бывало, дай, пусть, пускай, знай, поди и др.



Интеръективация переход в междометия. Иммиграционный потенциал междометий составляют перешедшие в них:

•  имена существительные: батюшки, матушки, дудки, марш, добро и др.;

•  глаголы: хватит, будет, брось, поди, помилуй, здравствуйте, смотри, скажи, подумаешь и др.;

•  наречия: вперед, вон, горько, полно, прямо, довольно и др.;

•  местоимения: что, так и др.

Чтобы различать грамматические омонимы, школьники должны помнить несколько важных моментов.



  1. Отличить наречие от существительного поможет вопрос. К наречию возможен только один вопрос – обстоятельства (цветут когда? -весной). К существительному возможны два вопроса: вопрос обстоятельства (прилетают когда? – с весной) и падежный вопрос (прилетают с чем? – с весной). Грамматические омонимы имеют отличия и в морфемном составе: весной (наречие) – весна (сущ.)

  2. Чтобы отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени, нужно установить, от какого слова в предложении или словосочетании зависит форма сравнительной степени. Если она зависит от существительного, то это имя прилагательное: лицо тоньше, класс дружнее. Если форма сравнительной степени зависит от глагола, то это наречие: нарезать тоньше, запеть дружнее.

  3. Отличая производный предлог от самостоятельной части речи, следует помнить, что при помощи предлога мы задаем вопрос к самостоятельной части речи и что предлог можно заменить другим предлогом.

  4. Чтобы не перепутать деепричастие и наречие, надо помнить следующее:

- деепричастие обозначает добавочное действие, легко заменяется глаголом, от которого образовано: Пошумев, ребята разошлись; Ребята пошумели и разошлись.

- деепричастие может быть несовершенного и совершенного вида и чаще всего оно стоит перед глаголом-сказуемым: Взвизгнув, собака отскочила в сторону.

- деепричастия стали наречиями в следующих сочетаниях:

Пишет сидя, стоя

Читает лежа

Говорит захлебываясь (= непонятно)

Говорит не торопясь (= обстоятельно)

Говорит не смолкая (= безостановочно)

Отвечал нехотя (= вяло)

Отвечал не думая (= быстро)

Рассказывал не спеша (медленно)

Стоял подбоченясь (= вызывающе)

Стоял вытянувшись (= прямо)

Живет играючи (= легко)

Похлопал любя (= доброжелательно).

- наречие обозначает признак действия, его в предложении легко заменить другим словом: Тройка лошадей не останавливаясь мчалась по ухабистой дороге; Тройка лошадей быстро мчалась по ухабистой дороге.

- в наречие переходят только деепричастия несовершенного вида, как правило, в предложении они стоят после глагола-сказуемого: Ученик отвечал не думая.

В книге под редакцией А.Б.Малюшкина «Тренинг к единому государственному экзамену. Теория, практика, подсказки, ответы» представлены таблицы, помогающие различать омонимичные части речи.



  1. Различайте производные предлоги и существительные с предлогами




Предлоги

Существительные с предлогами

Ввиду (=из-за)плохой погоды

Вместо (= взамен) молока

Вслед (= вслед за) машине

Вследствие (= из-за) болезни

Навстречу (чему?) ветру

Наподобие (= вроде) шнура

Насчет (= о) зарплаты

В течение (= время) часа

В продолжение (= время) суток

В заключение (= в конце) сказать

Несмотря (= невзирая) на трудности

Иметь что-либо в виду

Прибыть в место назначения

Всматриваться в след зверя

Вмешиваться в следствие по делу

Идти на встречу (= свидание) с друзьями

Задача на подобие треугольников

Перевести деньги на (№) счет в банке

В течении (= вода) реки

В продолжении (=2-й том) книги

В заключении (= экспертизы)

Не смотря (= не глядя) по сторонам

  1. Различайте союзы сочетания знаменательных слов с предлогами, союзами и частицами




Союзы

Знаменательные слова

Итак (= вот, следовательно)он приехал

Я ушел, он также (= тоже; = и) и он ушел

Я вернулся, и он тоже (= также; = и) и он вернулся

Я пришел, чтобы увидеть вас (= для того чтобы)

Устали, зато (= но) много впечатлений

Было очень жарко, притом (= причем; к тому же) гроза собиралась

Опоздал потому (= оттого), что проспал

Мост делали хорошие мастера, поэтому (= вывод) он такой прочный

Я хочу знать, зачем (= с какой целью) вы спрашиваете об этом

Не пойму, отчего (= почему) тебе грустно

Он промок и так устал, что сразу заснул

Я отказался, он поступил так же (= как и я)

Надоело мне все одно и то же (= самое)

Что бы ни говорили, а он прав (=бы можно отбросить или переставить: что ни говорили бы)

Берись за то, к чему есть интерес

Вы присутствовали при том разговоре

Отойди от того места. Пройди по тому мостику, а не по этому.

По этому мосту и танк пройдет

За чем (= что) вы наблюдаете!

От чего (= что влияет) зависит ваше решение?

  1. Различайте наречия с приставками и сочетания предлогов с существительными




Наречие (глагол + наречие)

Предлоги с существительными

Смотреть вбок

Бежать сбоку

Уходить вдаль

Нырять вглубь

Запомнить навеки

Разувериться вконец

Костюм впору (= по размеру)

Думать втайне

Разбить наголову (= полностью)

Измена налицо (= очевидна)

Стоять насмерть (= до самой смерти)

Действовать наудачу (= на авось)

Поговорить начистоту(= искренне)

Ударить в бок (в правый)

Переворачиваться с боку на бок (= с правого на левый)

Всматриваться в даль (= леса)

Погружаться в глубь (= моря)

На веки вечные (= постоянно)

Посмотреть в конец (= книги)

Приходить в пору (= когда нужно)

Держать в тайне (= скрытно)

Как снег на голову (= неожиданно)

Смотреть на лицо (= внешность)

Идти на смерть (= на гибель)

Надеяться на удачу (= везение)

Обращать внимание на чистоту (= на

порядок)



Программа по русскому языку предусматривает изучение морфологии еще в начальной школе. По программе «Перспективная начальная школа»

С остальными самостоятельными и служебными частями речи учащиеся знакомятся в 5-х – 7-х классах. К сожалению, к окончанию школы не все школьники умеют правильно определять части ре

102.12kb.

14 10 2014
1 стр.


Программа 1 Чекин А. Л., Математика, -м.: Академ Книга, 2010

Программа четырехлетней начальной школы. Проект “Перспективная начальная школа”. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011

293.42kb.

25 12 2014
1 стр.


Программа вступительных испытаний по дисциплине «Теория и методика обучения русскому языку в начальной школе»
364.07kb.

25 12 2014
1 стр.


Занятие по русскому языку в начальной школе "Игровая мозаика" 4 класс Класс делится на 2 команды по 7 6 человек

Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе "Игровая мозаика" 4 класс

35.44kb.

24 09 2014
1 стр.


250 упражнений по русскому языку Работа над корнем слова в начальной школе

Сборник упражнений по русскому языку предназначен учителям 1-4 классов, учащимся и их родителям. Материал подобранных упражнений поможет ученикам отработать четыре основные корневы

778.58kb.

02 10 2014
5 стр.


Рабочая программа по музыке для 3 класса умк «Перспективная начальная школа»
393.28kb.

17 12 2014
3 стр.


С 26. 11. 12г по 12. 12года в начальной школе прошла предметная неделя по русскому языку «Могуч и прекрасен наш русский язык». Цели мероприятий предметной недели

С 26. 11. 12г по 12. 12года в начальной школе прошла предметная неделя по русскому языку «Могуч и прекрасен наш русский язык»

28.63kb.

25 12 2014
1 стр.


Готовимся к олимпиаде в начальной школе Олимпиадные задания по русскому языку

Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению

57.9kb.

24 09 2014
1 стр.