Министерсво природных ресурсов и экологии
российской федерации
Федеральное агентство по недропользованию (роснедра)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. А.П. КАРПИНСКОГО»
(ФГУП «ВСЕГЕИ»)
«УТВЕРЖДАЮ»
Генеральный директор
ФГУП «ВСЕГЕИ»
_____________ О.В. Петров
«_____»_____________2012 г.
М.П.
программа ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ дисциплины
Палеонтология и стратиграфия
(П.А.01 – Полевая геологическая практика аспиранта отрасли науки и научной специальности 25.00.02 «Стратиграфия и палеонтология» образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли 25.00.00 – Науки о Земле)
Санкт-Петербург 2012
Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 25.00.02 – «Палеонтология и стратиграфия», в соответствии с Программой-минимумом кандидатского экзамена по специальности 25.00.02 – «Палеонтология и стратиграфия» по геолого-минералогическим наукам, утвержденной Приказами Минобрнауки РФ от 11.08.2009 № 294, от 16.11.2009 № 603 и учебным планом ФГУП «ВСЕГЕИ» по основной образовательной программе подготовки аспирантов.
Составители рабочей программы: зав. отделом стратиграфии и палеонтологии, кандидат геолого-минералогических наук Гогин Иван Яковлевич, ведущий научный сотрудник, кандидат геолого-минералогических наук Косовая Ольга Леонидовна, консультант, доктор геолого-минералогических наук Ошуркова Майя Владимировна.
Рабочая программа утверждена на заседании Ученого Совета ФГУП «ВСЕГЕИ». Протокол № 3 от 11 апреля 2012 г.
Зав. отделом аспирантуры ____________ Лукьянова Л.И.
(подпись)
«_13_»__апреля_2012 г.
1. Цели и задачи дисциплины, её место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
-
Цели и задачи изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины – формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний по полевым методам изучения палеонтологии и стратиграфии
Задачи дисциплины:
-
- ознакомление с современными методами полевого изучения остатков древних организмов, следов их жизнедеятельности, выявления пространственно–временных характеристик осадочных и вулканогенно-осадочных горных пород, включая методы интерпретации полевых и предварительных результатов работ и их анализа;
-
- формирование представления о полевых методах изучения закономерностей распространения органических остатков и факторов определяющих пространственно-временную уникальность геологических тел;
-
Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины
Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
-
- иметь представление: о месте стратиграфии, биостратиграфии и палеонтологии в системе геологических наук; о пространственно-временных закономерностях размещения осадочных пород; зависимости характеристик осадочных и вулканогенно-осадочных образований от тектонических, климатических, палеогеографических условий образования; об основах эволюционной теории развития органического мира; о факторах, контролировавших распределение древних организмов во внешней среде;
-
- знать: методы изучения древних организмов, их основные таксономические признаки, основы систематики и номенклатуры древних организмов; основные принципы стратиграфии, виды стратиграфических шкал, основы палеоэкологического, палеофациального и палеогеографического анализа осадочных горных пород.
-
- уметь: отбирать, готовить для исследований и определять систематическое положение изучаемых палеонтологических остатков; выполнять описание разрезов с отбором необходимых первичных материалов; строить литолого-стратиграфические и биостратиграфические разрезы и схемы; осуществлять палеофациальный анализ и строить палеофациальные схемы и карты; использовать палеонтологические, литологические, геохимические данные для построения комплексных стратиграфических шкал различного масштаба (местных, региональных, глобальных); излагать в устной и письменной форме результаты проведенных исследований.
-
-
Связь с предшествующими дисциплинами
Курс предполагает наличие у аспирантов знаний по общей геологии, минералогии, петрографии, литологии, геохимии в объеме программы высшего профессионального образования.
-
Связь с последующими дисциплинами
Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написании диссертации по специальности 25.00.02 – Палеонтология и стратиграфия.
2. Содержание дисциплины
-
Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах)
Форма обучения (вид отчетности)
1 год аспирантуры; вид отчетности – дифференцирорванный зачет.
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Трудоемкость изучения дисциплины
|
468
|
-
Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п
|
Название раздела дисциплины
|
Объем часов
|
Полевые занятия
|
|
Раздел 1. Стратиграфия и палеонтология
|
468
|
1
|
1.1 Практика ведения полевых дневников, умение ориентироваться на местности (в горах, в лесах, в тундре).
|
33
|
2
|
1.2 Обучение работы с GPS для привязки местоположения отбора образцов и проб.
|
31
|
3
|
1.3 Обучение методике отбора образцов и проб на различные анализы.
|
31
|
4
|
1.4 Обучение методике работы с радиометром.
|
31
|
5
|
1.5 Картирование геологических разрезов.
|
31
|
6
|
1.6 Отбор образцов на изготовление шлифов для микроскопического изучения пород
|
31
|
7
|
1.7 Отбор проб на выделение микрофауны, мономинеральных фракций для определения геологического и геохронологического возраста пород.
|
31
|
8
|
1.8 Составление мелкомасштабных геологических карт района работ.
|
34
|
9
|
1.9 Сбор фауны для характеристики разрезов и определения геологического возраста пород.
|
31
|
10
|
1.10 Отбор проб на гранулометрический анализ.
|
31
|
11
|
1.11 Определение степени трещиноватости и направлений основных тектонических элементов.
|
31
|
12
|
1.12 Расчистка разрезов в зонах задернованных участков горных пород.
|
31
|
13
|
1.13 Литогеохимическая съемка на металлические полезные ископаемые.
|
33
|
14
|
1.14 Геохимическая съемка ореолов рассеяния на поиски месторождений.
|
34
|
15
|
1.15 Отбор проб флоры и воды для дальнейших полинологических и геохимических исследований.
|
34
|