Перейти на главную страницу
Преполовенская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю Согласовано Программа рассмотрена на заседании
Директор_Лёхина Н.П./________/ Зам.директора по УВР МО учителей начальных классов
«__»_________2011г. Васильева Г.К./_________/ Протокол №__от «__»___2011г.
«__»________2011г. Руководитель МО
Ксенофонтова Н.С./_____________/
Программа
учебного курса по русскому языку для 1 класса
УМК «Начальная школа XXI века»
Преполовенка
2011год
Изучение литературного чтения и русского языка в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продолжительность (приблизительно) 23 учебные недели по 9 ч. в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом требований координации устной и письменной речи.
В программе содержание обучения грамоте представлено соответственно в курсе как литературного чтения, так и русского языка.
Интегрированный курс «Обучения грамоте и письму» рассчитан на 207 ч. Из них: 115 ч. – предмет «Русский язык» 92 ч. – предмет «Литературное чтение».
Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с раннее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний, в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуются фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Теоретический основой обучения грамоте (чтению и письму) является звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации.
Устные рассказы детей по материалам собственных игр, наблюдений, по рисункам. Разыгрывание диалогов и сюжетных сценок.
Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Предложение и слово. Смысловое единство слов в предложении. Моделирование предложения. Знаки препинания.
Слова — названия предметов, явлений окружающего мира. Различение понятий: предмет и слово как название предмета.
Слогоделение. Ударение. Ударный слог.
Знакомство с разлиновкой прописи. Развитие глазомера и мелких мышц пальцев (бордюры, штриховка и др.).1
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.
Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения (замок—замок).
Буквы (графика). Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков (в сильной позиции) буквами. Буквенное строение письменного слова. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение).
Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль йотированных букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й´] в разных позициях. Употребление букв ь и ъ.
Знакомство с русским алфавитом, с печатным и письменным начертанием букв.
Письмо прописных и строчных букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением графических норм. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. Списывание с печатного и письменного шрифта, письмо под диктовку при орфографическом проговаривании.
Понимание функции небуквенных графических средств и использование их на письме (пробел между словами, знак переноса, знак ударения, знаки препинания).
Слово и предложение. Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по смыслу, многозначные).
Различение слова и предложения. Наблюдение за интонацией предложения и оформлением её на письме. Составление предложений. Перемещение логического ударения (простые случаи).
— обозначение гласных после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу);
— раздельное написание слов;
— перенос слов по слогам без стечения согласных;
— большая буква в начале, знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Общее представление о тексте. Понимание содержания текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении. Восстановление деформированного текста повествовательного характера. Устные ответы на вопросы учителя.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА
1 класс (послебукварный период) (50 ч)
Слово — главное средство языка. Роль языка в жизни людей.
Использование несловесных средств общения (жестов, мимики, поз, интонации).
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ*
Углубление представлений о различных видах и формах общения (восприятия и передачи информации): в устной форме — слушание и говорение, в письменной — чтение и письмо.
Практическое овладение диалоговой формой речи: понимание смысла вопросов, реплик; вступление в диалог, ответы на вопросы, реплики, передача собственных мыслей, уточнение непонятного.
Упражнения в создании собственных высказываний с опорой на рисунки, схемы, на основе наблюдений.
Использование этикетных формул в различных ситуативных упражнениях (ситуации приветствия, прощания, обращения с вопросом, просьбой, извинения и др.).
Упражнения в достижении безошибочного выполнения разных видов письма: списывание с рукописного и печатного шрифтов, письмо предложений (в которых произношение слов не расходится с их написанием) по памяти и под диктовку.
Последовательный переход к осознанному правильному плавному слоговому чтению многосложных и целостному чтению коротких слов на основе понимания закономерностей письма. Упражнения в выразительном чтении, отражающем понимание смысла читаемого текста.
Формирование первоначальных умений работать с учебником русского языка: отличать текст упражнений от заданий, анализировать образец, находить нужную информацию в словариках учебника.
Звуки и буквы русского языка. Различение гласных и согласных звуков.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная роль звуков.
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Гласные ударные и безударные. Качественная характеристика звука (гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, звонкий — глухой, парный — непарный).
Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой и звукобуквенный анализ слова. Использование знания слогораздела для переноса слов.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами русского литературного языка.
Алфавит. Названия букв в алфавите. Знание конфигурации букв рукописного алфавита. Упражнения в совершенствовании техники письма: разборчивости, линейности, достижения параллельности и равноотставленности штрихов, связного соединения двух букв. Закрепление в самостоятельном выполнении правил гигиены письма.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова.
Наблюдение над единообразным написанием безударных гласных в общих частях слов. Ознакомление с простейшими способами подбора проверочных слов (один — много, много — один).
Слово и его значение (лексика) (7 ч)
Слова как названия всего, что существует: предметов, их признаков, действий. Понимание слова как единства звучания и значения. Наблюдение над значениями слов русского языка. Подбор слов со сходными (синонимическими) и противоположными (антонимическими) значениями. Наблюдение над употреблением слов в переносном значении, употреблением многозначных слов. Использование словарей для наведения справок о значении, происхождении и правописании слова.
Наблюдение над общностью значений родственных слов. Наблюдение над общим значением слов, называющих предметы, действия предметов, признаки предметов (морфологические наблюдения).
Предложение и текст (4 ч)
Речь как способ общения людей. Речь устная и письменная, высказывание в объёме предложения или текста. Общее представление о тексте: смысловое единство предложений, заголовок как тема текста.
Отличие слова и предложения. Предложение как высказывание. Слова как строительный материал предложений. Установление смысловой связи слов по вопросам.
Интонационная законченность предложения. Составление предложений из набора слов, на определённую тему, правильное их оформление в устной и письменной речи.
Ознакомление с правилами правописания и их применение на практике:
— обозначение гласных после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу и буквосочетаний чк, чн);
— раздельное написание слов;
— перенос слов по слогам без стечения согласных;
— большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных и отдельных географических названиях (стран, рек, населённых пунктов);
— написание слов из словаря;
— большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ
· понимание важности нового социального статуса «ученик»;
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»;
· ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
· осознание роли речи в общении людей;
· понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи.
· осознания себя гражданином России, чувства сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордости за свою страну;
· устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса русского языка;
· установки на здоровый образ жизни.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
· различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);
· интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;
· различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки;
· использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;
· узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;
· различать произношение и написание слов (простейшие случаи);
· производить слогоударный и звуко-буквенный анализы слов простой конструкции;
· применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, об оформлении предложений на письме;
· запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить;
· грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом в 15-20 слов);
· выполнять основные гигиенические требования при письме.
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;
· составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5 предложений);
· различать слова-названия предметов, слова-признаки предметов и слова-действия предметов;
· различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);
· находить родственные слова в группе предложенных слов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
· адекватно воспринимать оценку учителя;
· осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
· вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
· находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (специальные задания);
· в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
· адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
· в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
· использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).
· использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
· выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
Пояснительная записка.
Тематическое планирование по русскому языку составлено на основе Программы проекта «Начальная школа 21 века», которая соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов второго поколения начального общего образования. Научный руководитель проекта доктор педагогических наук Н.Ф.Виноградов Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2008 год.
Программа рассчитана на 5 часов в неделю, что соответствует Учебному плану ГБОУ СОШ с.Преполовенка
Начальное общее образование
5 – дневная рабочая неделя
УМК по русскому языку
Программа:
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов второго поколения начального общего образования.
«Русский язык»- учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: С.В.Иванова, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. Под редакцией Л.Е.Журовой и С.В.Иванова. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2011год. Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов второго поколения начального общего образования.
« Прописи» - рабочие тетради в 3 частях для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. Авторы : М.М.Безруких, М.И.Кузнецова.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2011 год.
«Букварь» - учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011 год. Издание второе, доработанное.
Требования к уровню подготовки ученика 1 класса:
РАЗЛИЧАТЬ:
КРАТКО ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ:
РЕШАТЬ УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
№ п/п |
Общие темы уроков |
Кол – во часов |
1 2 3 4 |
Добукварный период. Букварный период. Послебукварный период. Повторение изученного за год. ИТОГО |
16 часов 64 часа
77 часов 8 часов
165 часов |
№п/п |
№ урока
|
Планируемые результаты (предметные) |
Тема – количество часов.
Темы уроков. |
Планируемые результаты (личностные и метапредметные) |
Тип Урока.
|
Тематическое планирование составлено в соответствии с Программой «Технология. Ступеньки к мастерству» - концепция «Начальная школа 21 века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова ( автор Е.А.Лутцева. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2008 год.
№п/п |
№ урока |
Тема урока |
Сроки проведения |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 |
|
Что такое технология? Знакомство с осенними работами на земельном участке. Природные материалы. Аппликационные работы из целых растительных форм. Работа с глиной (пластилином). Комнатные растения в доме. Сгибание бумаги. Оригами. Бумага, её виды, свойства, назначения. Мозаика из бумаги. Технология изготовления изделий с использованием шаблонов. Технология аппликационных работ из бумаги. Технология аппликационных работ из бумаги. Реставрация книг. Элементы материаловедения. Технология изготовления игрушек на основе кисточек помпонов. Аппликационные работы из ткани. Отделка изделий из ткани. Ремонт одежды. Технология выполнения коллажей. Весенние букеты, декорирование ваз. Строительный конструктор. Сборка макетов строительных сооружений. Технический конструктор. Сборка моделей транспортных средств(моделей автомобилей). Подготовка семян к посеву. Знакомство с весенними работами на земельном участке. Уход за растениями. Знакомство с летними работами на земельном участке. Наша дружная семья. Правила поведения за столом. |
|
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования 2008 года и авторской программы по литературному чтению Л.Е. Ефросининой, М.И. Омороковой.
Всего на курс «Литературное чтение отводится 132 часа. В первом полугодии предмет «Литературное чтение» входит в курс обучения грамоте и обеспечивается учебником «Букварь», часть 1. Во втором полугодии – учебниками «Букварь», часть 2 и «Литературное чтение». Уроки литературного чтения проводятся после окончания обучения чтению. Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь своё суждение, выражать эмоциональное отношение и так далее). Воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события), наконец, воспроизводить текст, то есть рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти четыре компонента необходимы для осуществления правильной читательской деятельности, чтобы ребёнок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное – организация читательского пространства, подбор материала для чтения.
Следующее условие – овладение элементарными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной школе «минилитературоведов», а для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.
Основные образовательные линии курса «Литературное чтение»:
Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:
- изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;
- в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
- содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:
Тематическое планирование по литературному чтению составлено на основе Программы проекта «Начальная школа 21 века». Научный руководитель проекта доктор педагогических наук Н.Ф.Виноградова, которая соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф»,2008 год.
ГБОУ СОШ с.Преполовенка на 2011-2012 учебный год
5 – дневная рабочая неделя
Начальное общее образование
Директор Лёхина Н. П./ / Зам директора по увр мо учителей начальных классов
10 09 2014
15 стр.
Нинди ул Татарстан? Г. Бэширов. “Татарстаным” И. Юзеев. Казан – Татарстаннын башкаласы. “Безнен авылда” Г. Галиев
13 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Целевая аудитория слушателей: заместители директора по увр, педагоги-предметники, учителя начальных классов
12 10 2014
1 стр.
Зам дир по увр савенкова Т. В. Директор школы Калужских Л. П
06 10 2014
1 стр.
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны
18 12 2014
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе
14 09 2014
8 стр.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей
28 09 2014
4 стр.