Перейти на главную страницу
УТВЕРЖДЕНО
кафедрой экономики
С о с т а в и т е л ь – канд. экон. наук, доц. Т.А. Борисовская
Подготовлен на экономическом факультете.
© Борисовская Т.А., 2006
Экономика является обязательной дисциплиной современного высшего профессионального образования. Ее изучение призвано вооружить студента – будущего дипломированного специалиста знаниями общих основ экономической жизни общества, закономерностей развития и принципов функционирования экономических систем, имеющих большое общеобразовательное, мировоззренческое и практическое значение. Усвоение курса должно способствовать формированию всесторонне развитой и социально активной личности, грамотного специалиста, ответственного гражданина и патриота своей страны.
Общий характер задач курса определяется Концепцией модернизации Российского образования. Достижению нового современного качества образования призвано способствовать вооружение студентов системой современных знаний об экономике, формирование научных взглядов на экономическое развитие общества, экономической культуры, мировоззренческих установок и ответственного экономического поведения.
Студент должен знать основные школы и направления развития мировой и отечественной экономической мысли; содержание системы социально-экономических отношений; особенности экономического поведения людей в условиях ограниченности ресурсов; сущность и механизм действия экономических законов; экономические системы и модели экономики; особенности экономических процессов, протекающих на микро- и макро-уровнях; должен владеть методами изучения экономики, экономической терминологией, приемами графического изображения; уметь анализировать явления экономической жизни, делать обобщения и выводы, оперировать важнейшими экономическими терминами, сопоставлять затраты и результаты хозяйственной деятельности, грамотно разъяснять основные экономические события в стране и в мире.
Основное назначение семинарских занятий по курсу – закреплять знания, полученные на лекциях, прививать навыки самостоятельной работы с экономической литературой, воспитывать экономическое мышление у студентов с учетом того, что они – будущие юристы и журналисты. Семинарские занятия являются практическим завершением лекционной и внеаудиторной работы студентов.
Важное место отводится решению задач, тестов и упражнений, для чего используются задачники и учебники. Основным из них является «Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории» / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 1998 (далее Практическое пособие). Смысл решения задач, тестов и упражнений не только в том, чтобы получить или найти правильный ответ, а в том, чтобы рассмотреть, как могут изменяться заданные условия в зависимости от действия конкретных экономических и политических факторов. При этом необходимо учитывать, что сегодняшние студенты не только будущие юристы и журналисты, но и сотрудники фирм, которым необходимы знания новых законодательных актов, принимаемых парламентом России, для рассмотрения социально-экономических последствий их реализации.
Степень участия каждого студента в семинарских занятиях учитывается оценками текущей успеваемости, которые влияют на экзаменационную отметку.
Студенты, заинтересованные в получении более глубоких знаний по экономике, могут принимать участие в студенческих конференциях и в конкурсах студенческих работ.
На вводном занятии осуществляется входной контроль знаний студентов. Его цель – выявить общий уровень подготовки студентов, их интерес к экономике и ее конкретным проблемам.
2. Что такое собственность?
З. Что такое предпринимательство?
4. Что означает глобализация экономической жизни?
5. Для чего современному журналисту нужны экономические знания?
6. Какие проблемы экономики вы хотели бы изучить?
2. Функции экономической науки и уровни анализа экономики.
3. Методы изучения экономики.
4. Возникновение, основные этапы и направления развития экономической мысли.
5. Значение экономической подготовки современного журналиста.
Задачи и тесты по теме см.: Практическое пособие. – Гл. 1.
2. Потребности общества и их безграничность. Свободные и экономические блага, их характеристика.
3. Экономические ресурсы и факторы производства. Проблема экономического выбора. Экономическая эффективность.
4. Границы производственных возможностей. Кривая производственных возможностей
5. Собственность как экономическая категория. Виды собственности.
Задачи и тесты по теме см.: Практическое пособие. – Гл. 2.
2. Товарное производство, условия его возникновения и развития.
3. Сущность рыночного механизма.
4. Конкуренция и ее виды.
5. Преимущества и ограниченность рыночного механизма.
6. Национальные модели рыночной экономики. Особенности российской модели.
2. Понятие предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.
3. Формирование рыночной цены: рыночное равновесие.
4. Эластичность спроса и предложения.
5. Поведение потребителя на рынке.
Задачи и тесты по теме см.: Практическое пособие. – Гл. 4, 5, 6.
2. Гражданский кодекс РФ об основных организационно-правовых формах предпринимательства.
3. Сущность предпринимательства. Предпринимательство в современной экономике. Место фирмы в предпринимательстве. Понятие бизнес-плана.
Задачи и тесты по теме см.: Практическое пособие. – Гл. 11.
2. Издержки производства в краткосрочном периоде времени. Закон убывающей отдачи.
3. Издержки производства в долгосрочном периоде времени. Эффект масштаба производства.
4. Выбор факторов производства, минимизирующих издержки, или правило минимизации издержек.
5. Пути снижения издержек фирмы.
6. Цена и ее функции. Механизм формирования цен.
2. Понятия совокупного дохода, предельного дохода и среднего дохода фирмы. Правило максимизации прибыли.
3. Монополия и монопсония. Виды монополий.
4. Монополистическая конкуренция и ее основные черты.
5. Олигополия и ее признаки. Основные модели олигополии.
6. Регулирование деятельности монополий и антимонопольное законодательство.
2. Труд как фактор производства. Особенности товара – труд.
3. Предложение труда отдельного человека и рыночное предложение труда.
4. Экономическая рента на рынке труда.
5. Рынок труда в условиях свободной конкуренции, монополии и монопсонии. Модель двусторонней монополии.
2. Система национальных счетов и ее применение в России.
3. ВВП и ВНД, способы их измерения. Дефлятор ВВП.
4. Чистое экономическое благосостояние общества. Теневая экономика.
2. Виды макроэкономического равновесия.
3. Потребление и сбережения, их взаимосвязь.
4. Инвестиции: сущность, источники, направления. Эффект мультипликатора.
2. Ликвидация отрицательных внешних эффектов рынка и необходимость производства общественных товаров. Эмиссия денег.
3. Максимальные границы вмешательства государства в рыночную экономику.
4. Основные инструменты государственного регулирования.
цикл и его фазы.
2. Классификация и периодичность циклов.
3. Причины циклического развития экономики.
4. Сущность, цели и типы экономического роста.
5. Факторы экономического роста. Научно-технический прогресс.
2. Денежная масса и денежные агрегаты. Равновесие на денежном рынке.
3. Кредит, его сущность и принципы.
4. Виды и роль кредита в рыночной экономике.
5. Банки и банковские операции.
6. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты. Банковский мультипликатор.
2. Бюджетная система страны. Доходы и расходы государства. Государственный долг.
3. Налоги: их сущность, функции и виды. Принципы налогообложения.
4. Фискальная политика. Кривая Лаффера.
5. Рынок ценных бумаг и его роль в рыночной экономике.
Задачи и тесты по теме см.: Практическое пособие. – Гл. 16.
2. Рынок труда. Безработица и ее виды. Закон Оукена.
3. Доходы и их распределение. Кривая Лоренца. Проблема бедности.
4. Необходимость и сущность социальной защищенности населения в условиях рынка.
5. Социальная ориентация развития экономики – необходимое условие социальной стабильности и устойчивости общества.
Задачи и тесты по теме см.: Практическое пособие. – Гл. 10, 17.
мировой экономики. Участие России в международном разделении труда.
2. Мировой рынок и его развитие. Теория абсолютных и сравнительных преимуществ в международной торговле. Основные инструменты торговой политики.
3. Международная экономическая интеграция.
4. Глобализация мировой экономики и ее проблемы.
5. Понятие валюты и валютного курса. Режимы валютного курса.
Конституция Российской Федерации. – М., 1993.
Гражданский кодекс Российской Федерации. – М., 1999.
Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М., 2002.
Трудовой кодекс Российской Федерации. – М., 2002.
Налоговый кодекс. Части 1, 2. – М., 2006.
Земельный кодекс Российской Федерации. – М., 2002.
Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 21 марта 1991 г. (в ред. Законов РФ от 1992 г. и Федеральных законов от 1995 и 1998 гг.).
Закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г.
№7-ФЗ с изм. и доп. от 8 июля 1999 г.
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Курс экономической теории: Учеб. / Под ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2001.
Макроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: КноРус, 2004.
Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: КноРус, 2002.
Самуэльсон П. Экономика. – М., 1992. – Т. 1, 2.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело: ЛТД, 2002.
Экономика: Учеб. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: БЕК, 2001.
Экономическая теория: Учеб. / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасовича. – М., 2002.
ПРОГРАММА 6
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ 8
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 14
Сборник методических материалов по курсу «Экономика»: Для студентов юридического факультета и факультета журналистики. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2006. – 12 с
01 09 2014
1 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Страхование». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2005. – 23 с
16 12 2014
1 стр.
Охватывает золотая лихорадка. Какие продукты на рынке драгоценных металлов предлагают российские банки розничным клиентам? Каковы тенденции развития розничного рынка драгоценных ме
08 10 2014
10 стр.
Сопровождение реализации федерального государственного образовательного стандарта опирается на психологические особенности детей данного возраста, а именно
03 09 2014
1 стр.
Основания и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по иност
25 12 2014
1 стр.
Программа разработана на основе Примерных программ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
08 10 2014
1 стр.
Федерального и национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с уч
25 12 2014
30 стр.
Рабочая программа по истории для 7 класса соответствует Примерной программе и федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования
03 09 2014
3 стр.