министерство образования Российской Федерации
Уральский государственный университет им. А.М. Горького
кафедра новой и новейшей истории
программа спецкурса
ШКОЛА «АННАЛОВ»
Направление 520800 – история
Специальность 020700 – история
Семестр 8
Екатеринбург
2001
Утверждаю
Декан исторического факультета
______________________________
«___»_________________________
Общее количество часов (трудоемкость) 48 часов
в том числе:
Отчетность:
зачет 8 семестр
Разработчик программы:
Бабинцев В.А., к.и.н., доцент
Цели и задачи курса
Целью настоящего спецкурса является проникновение в творческую лабораторию одного из авторитетнейших направлений в историографии ХХ в., совершившего, по выражению Питера Берка, «подлинную историографическую революцию современности». Соответственно, к числу задач относится исследование обстоятельств возникновения Школы «Анналов», рассмотрение событийной стороны истории Школы, эволюции методологических подходов, анализ наиболее характерных трудов историков-анналистов, а также роли Школы «Анналов» в мировой исторической науке и ее вклада в интеллектуальное развитие человечества.
Тема I: История, институты и персоны Школы «Анналов»
История в системе научного знания XX в. Обстоятельства возникновения «Анналов»: новое состояние европейской цивилизации после Первой мировой войны, интеллектуальная атмосфера 20-х годов. М. Блок и Л. Февр, Манифест от 15 января 1929 г. и рождение «Анналов». Первый этап Школы «Анналов» (1929-1949). Второй этап Школы «Анналов» (1949-1968). Создание VI секции Практической школы высших исследований. Ф. Бродель, Э. Лабрусс. Интеллектуальный марксизм. Третий этап Школы «Анналов» (1969-1989). Университетские реформы. Триумвират соредакторов (Ж. Ле Гофф, Э. Ле Руа Ладюри, М. Ферро). Основные центры анналистских подходов. П. Шоню и Центр квантитативных исследований в Кане, М. Агюлон и кафедра современной французской истории в Коллеж де Франс, Ж. Дюби, А. Домар и др. Признаки четвертого поколения Школы «Анналов». Экспериментальная история. «Анналы»: дух, группа, школа или стиль?
Тема II: Школа «Анналов» в силовом поле внешних влияний
Теория и методология политэкономии Франсуа Симиана (1873-1935) как основа «Анналов». Влияние мальтузианства, фрейдизма, марксизма на эволюцию Школы «Анналов». Взаимоотношения со структурализмом. Структура и конъюнктура в интерпретации Школы «Анналов». Вызов постмодернизма, М. Фуко (1926-1984) и его «Археология знания». Этнология, антропология, социология – взаимоотношения Школы «Анналов» с социальными науками. Эпигоны и попутчики Школы «Анналов»: мир-системный анализ И. Валлерстайна и Центр имени Ф. Броделя в США. Траектория Ф. Фюре.
Тема III: Понятие менталитет и ментальная история
Этимология понятия. Социальная психология, Л. Леви-Брюль (1857- 1939) и сциентификация термина. Трактовка понятия менталитет корифеями первого поколения Школы «Анналов». Ментальный инструментарий Л. Февра. Проблематика ментальной истории в контексте второго поколения Школы «Анналов» (Ф. Бродель). Возврат к «глубокой истории» после 1968 г. Менталитет в трактовке Ж. Ле Гоффа, Э. Ле Руа Ладюри, П. Шоню, Ф. Лебрена, М. Вовеля. Отечественная историография ментального подхода (М.М. Бахтин, Б.А. Романов, Ю.М. Лотман, А.Я. Гуревич). Менталитет как единство сознательного и бессознательного: противоречивость современных подходов. Диалектика индивидуальных и коллективных ментальностей как ключевая проблема ментальной истории. Интеллектуальная история 90-х годов о путях решения этой проблемы.
Тема IV: Ключевые темы и понятия анналистики
Longue duree, тотальная история, неподвижная история, серийная история, глубокая история. Средний человек как человек исторический. Биография исторического персонажа – особый способ исторического исследования: историческая личность как «глобализующий объект». Ж. Ле Гофф и его «Людовик Святой». Возникновение микроистории как реакция на кризис структуралистской «социальной истории», два видения смысла и целей микроистории: американское и французское. Роль масштаба анализа в микроисторическом исследовании. Э. Ле Руа Ладюри и его «Монтайю», «Бувинское воскресенье» Ж. Дюби. Тема цивилизации в анналистской историографии. Исторический источник в трактовке Школы «Анналов». Ремесло историка в представлениях анналистов.
Источники
Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999.
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
Блок М. Апология истории. М., 1986.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII века. Т.1-3. М., 1986-1992.
Бродель Ф. Что такое Франция? М., 1994.
Дюби Ж. История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д`Арк. 987-1460 гг. М., 2000.
Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей 1991. М., 1992.
Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Екатеринбург, 2000.
Ле Гофф Ж. О биографии исторического персонажа // Казус 1999. Индивидуальное и уникальное в истории. М., 1999.
Ле Гофф Ж. Предисловие // Блок М. Короли-чудотворцы. М., 1998.
Ле Гофф Ж. С небес на землю // Одиссей 1991. М., 1992.
Ле Гофф Ж. Существовала ли французская историческая школа «Annales»? // Французский ежегодник 1968. М., 1968.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
Ле Гофф Ж. Является ли все же политическая история становым хребтом истории? // Thesis: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып. 4. М., 1994.
Ле Руа Ладюри Э. Застывшая история // Thesis: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.2. М., 1993.
Ле Руа Ладюри Э. История климата с 1000 года. Л., 1971.
Ле Руа Ладюри Э. Монтайю: Окситанская деревня 1294-1324 гг. Екатеринбург, 2000.
Мило Д. За экспериментальную или веселую историю // Thesis: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.5. M., 1994.
Нора П. Франция – память. СПб., 1999.
Ревель Ж. Микроисторический анализ и конструирование социального // Одиссей 1996. М., 1996.
Февр Л. Бои за историю. М., 1991.
Ферро М. Запад и советская революция (1917-1985) // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 9.
Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.
Ферро М. Опыт словаря нового мышления. М., 1989.
Шоню П. Экономическая история: Эволюция и перспективы (1973) // Thesis: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып. 1. M., 1993.
Эмар М. История и компаративизм // Новая и новейшая история. 1999. № 5.
Исследования
Адо А.В., Смирнов В.П. Послевоенная французская историография Новой и Новейшей истории Франции // Новая и новейшая история. 1977. № 6.
Афанасьев Ю.Н. Вчера и сегодня французской «новой исторической науки» // Вопросы истории. 1984. № 8.
Афанасьев Ю.Н. Историзм против эклектики. М., 1980.
Афанасьев Ю.Н. Фернан Бродель и его видение истории // Новая и новейшая история. 1985. № 5.
Бабинцев В.А. Волшебник из страны Ок // Ле Руа Ладюри Э. Монтайю: Окситанская деревня 1294-1324 гг. Екатеринбург, 2001.
Бессмертный Ю.Л. «Анналы»: Переломный этап? // Одиссей 1991. М., 1992.
Бессмертный Ю.Л. Споры о главном // Новая и новейшая история. 1990. № 6.
Бессмертный Ю.Л. Тенденции переосмысления прошлого в современной зарубежной историографии // Вопросы истории. 2000. № 9.
Бессмертный Ю.Л. Школа «Анналов»: Весна 1989 г. // Европейский альманах. М., 1990.
Валлерстайн И. Социальная наука и коммунистическая интерлюдия или к объяснению истории современности // Полис. 1997. № 2.
Вжозек В. Историография как игра метафор: Судьбы «Новой исторической науки» // Одиссей 1991. М., 1992.
Визгин В.П. Постструктуралистская методология истории: Достижения и пределы // Одиссей 1996. М., 1996.
Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы. Вып. 1-2. М., 1989.
Гобозов И.А. Современная французская буржуазная философия истории. М., 1978.
Грабски А.Ф. Фернан Бродель: Вопросы методологии истории // Новая и новейшая история. 1990. № 5.
Гуревич А.Я. Добротное ремесло // Одиссей 1991. М., 1992.
Гуревич А.Я. Загадка Школы «Анналов» // Мировое древо (Arbor mundi). Вып. 2. М., 1993.
Гуревич А.Я. Интервью с Жаком Ле Гоффом // Мировое древо (Arbor mundi). Вып. 2. М., 1993.
Гуревич А.Я. Историк конца XX в. в поисках метода // Одиссей 1996. М., 1996.
Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993.
Гуревич А.Я. Марк Блок и «Апология истории» // Блок М. Апология истории. М., 1986.
Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. 1991. № 2/3.
Гутнова Е.В. Классовая борьба крестьян в западной медиевистике // Средние века. 1977. № 41.
Далин В.М. Историки Франции XIX-XX вв. М., 1981.
Дингес М. Историческая антропология и социальная история: Через теорию «стиля жизни» к «культурной истории повседневности» // Одиссей 2000. М., 2000.
Зубкова Е.Ю., Куприянов А.И. Ментальное измерение истории: Поиски метода // Вопросы истории. 1995. № 7.
Ионов И.Н. Судьба генерализирующего подхода к истории в эпоху постструктурализма // Одиссей 1996. М., 1996.
Искендеров И. Историческая наука на пороге XXI в. // Вопросы истории. 1996. № 4.
Культура и история // Новая и новейшая история. 1991. № 1.
Ревель Ж. История и социальные науки во Франции. На примере эволюции Школы «Анналов» // Новая и новейшая история. 1998. № 5-6.
Репина Л.И. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998.
Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997.
Салов В.И. Историзм и современная буржуазная историография. М., 1997.
Смирнов В.П., Посконин В.С. Традиции Великой Французской революции в идейно-политической жизни Франции 1789-1989 гг. М. 1991.
Соколова М.Н. Современная французская историография. М., 1979.
Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской Школы «Анналов». М., 1993.
Стафф И.К. Роже Шартье: Итог двух десятилетий // Одиссей 2000. М., 2000.
Турен А. Возвращение человека действующего. М., 1998.
Харитонович Д.Э. История структур и история событий // Одиссей 1996. М., 1996.
Шкуратов В.А. Историческая психология на перекрестках человекознания // Одиссей 1991. М., 1992.
Ястрембицкая А.Л. Обзор материалов коллоквиума // Новая и новейшая история. 1990. № 6.