Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный университет им. А.М. Горького


кафедра новой и новейшей истории



программа спецкурса


ШКОЛА «АННАЛОВ»

Направление 520800 – история

Специальность 020700 – история

Семестр 8


Екатеринбург

2001

Утверждаю

Декан исторического факультета


______________________________

«___»_________________________

Общее количество часов (трудоемкость) 48 часов

в том числе:



  • лекции 24 часа



Отчетность:

зачет 8 семестр

Разработчик программы:
Бабинцев В.А., к.и.н., доцент

Цели и задачи курса

Целью настоящего спецкурса является проникновение в творческую лабораторию одного из авторитетнейших направлений в историографии ХХ в., совершившего, по выражению Питера Берка, «подлинную историографическую революцию современности». Соответственно, к числу задач относится исследование обстоятельств возникновения Школы «Анналов», рассмотрение событийной стороны истории Школы, эволюции методологических подходов, анализ наиболее характерных трудов историков-анналистов, а также роли Школы «Анналов» в мировой исторической науке и ее вклада в интеллектуальное развитие человечества.


Тема I: История, институты и персоны Школы «Анналов»

История в системе научного знания XX в. Обстоятельства возникновения «Анналов»: новое состояние европейской цивилизации после Первой мировой войны, интеллектуальная атмосфера 20-х годов. М. Блок и Л. Февр, Манифест от 15 января 1929 г. и рождение «Анналов». Первый этап Школы «Анналов» (1929-1949). Второй этап Школы «Анналов» (1949-1968). Создание VI секции Практической школы высших исследований. Ф. Бродель, Э. Лабрусс. Интеллектуальный марксизм. Третий этап Школы «Анналов» (1969-1989). Университетские реформы. Триумвират соредакторов (Ж. Ле Гофф, Э. Ле Руа Ладюри, М. Ферро). Основные центры анналистских подходов. П. Шоню и Центр квантитативных исследований в Кане, М. Агюлон и кафедра современной французской истории в Коллеж де Франс, Ж. Дюби, А. Домар и др. Признаки четвертого поколения Школы «Анналов». Экспериментальная история. «Анналы»: дух, группа, школа или стиль?


Тема II: Школа «Анналов» в силовом поле внешних влияний

Теория и методология политэкономии Франсуа Симиана (1873-1935) как основа «Анналов». Влияние мальтузианства, фрейдизма, марксизма на эволюцию Школы «Анналов». Взаимоотношения со структурализмом. Структура и конъюнктура в интерпретации Школы «Анналов». Вызов постмодернизма, М. Фуко (1926-1984) и его «Археология знания». Этнология, антропология, социология – взаимоотношения Школы «Анналов» с социальными науками. Эпигоны и попутчики Школы «Анналов»: мир-системный анализ И. Валлерстайна и Центр имени Ф. Броделя в США. Траектория Ф. Фюре.


Тема III: Понятие менталитет и ментальная история

Этимология понятия. Социальная психология, Л. Леви-Брюль (1857- 1939) и сциентификация термина. Трактовка понятия менталитет корифеями первого поколения Школы «Анналов». Ментальный инструментарий Л. Февра. Проблематика ментальной истории в контексте второго поколения Школы «Анналов» (Ф. Бродель). Возврат к «глубокой истории» после 1968 г. Менталитет в трактовке Ж. Ле Гоффа, Э. Ле Руа Ладюри, П. Шоню, Ф. Лебрена, М. Вовеля. Отечественная историография ментального подхода (М.М. Бахтин, Б.А. Романов, Ю.М. Лотман, А.Я. Гуревич). Менталитет как единство сознательного и бессознательного: противоречивость современных подходов. Диалектика индивидуальных и коллективных ментальностей как ключевая проблема ментальной истории. Интеллектуальная история 90-х годов о путях решения этой проблемы.


Тема IV: Ключевые темы и понятия анналистики

Longue duree, тотальная история, неподвижная история, серийная история, глубокая история. Средний человек как человек исторический. Биография исторического персонажа – особый способ исторического исследования: историческая личность как «глобализующий объект». Ж. Ле Гофф и его «Людовик Святой». Возникновение микроистории как реакция на кризис структуралистской «социальной истории», два видения смысла и целей микроистории: американское и французское. Роль масштаба анализа в микроисторическом исследовании. Э. Ле Руа Ладюри и его «Монтайю», «Бувинское воскресенье» Ж. Дюби. Тема цивилизации в анналистской историографии. Исторический источник в трактовке Школы «Анналов». Ремесло историка в представлениях анналистов.



Источники

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Блок М. Апология истории. М., 1986.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII века. Т.1-3. М., 1986-1992.

Бродель Ф. Что такое Франция? М., 1994.

Дюби Ж. История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д`Арк. 987-1460 гг. М., 2000.

Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей 1991. М., 1992.

Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Екатеринбург, 2000.

Ле Гофф Ж. О биографии исторического персонажа // Казус 1999. Индивидуальное и уникальное в истории. М., 1999.

Ле Гофф Ж. Предисловие // Блок М. Короли-чудотворцы. М., 1998.

Ле Гофф Ж. С небес на землю // Одиссей 1991. М., 1992.

Ле Гофф Ж. Существовала ли французская историческая школа «Annales»? // Французский ежегодник 1968. М., 1968.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Ле Гофф Ж. Является ли все же политическая история становым хребтом истории? // Thesis: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып. 4. М., 1994.

Ле Руа Ладюри Э. Застывшая история // Thesis: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.2. М., 1993.

Ле Руа Ладюри Э. История климата с 1000 года. Л., 1971.

Ле Руа Ладюри Э. Монтайю: Окситанская деревня 1294-1324 гг. Екатеринбург, 2000.

Мило Д. За экспериментальную или веселую историю // Thesis: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.5. M., 1994.

Нора П. Франция – память. СПб., 1999.

Ревель Ж. Микроисторический анализ и конструирование социального // Одиссей 1996. М., 1996.

Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Ферро М. Запад и советская революция (1917-1985) // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 9.

Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992.

Ферро М. Опыт словаря нового мышления. М., 1989.

Шоню П. Экономическая история: Эволюция и перспективы (1973) // Thesis: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып. 1. M., 1993.

Эмар М. История и компаративизм // Новая и новейшая история. 1999. № 5.

Исследования

Адо А.В., Смирнов В.П. Послевоенная французская историография Новой и Новейшей истории Франции // Новая и новейшая история. 1977. № 6.

Афанасьев Ю.Н. Вчера и сегодня французской «новой исторической науки» // Вопросы истории. 1984. № 8.

Афанасьев Ю.Н. Историзм против эклектики. М., 1980.

Афанасьев Ю.Н. Фернан Бродель и его видение истории // Новая и новейшая история. 1985. № 5.

Бабинцев В.А. Волшебник из страны Ок // Ле Руа Ладюри Э. Монтайю: Окситанская деревня 1294-1324 гг. Екатеринбург, 2001.

Бессмертный Ю.Л. «Анналы»: Переломный этап? // Одиссей 1991. М., 1992.

Бессмертный Ю.Л. Споры о главном // Новая и новейшая история. 1990. № 6.

Бессмертный Ю.Л. Тенденции переосмысления прошлого в современной зарубежной историографии // Вопросы истории. 2000. № 9.

Бессмертный Ю.Л. Школа «Анналов»: Весна 1989 г. // Европейский альманах. М., 1990.

Валлерстайн И. Социальная наука и коммунистическая интерлюдия или к объяснению истории современности // Полис. 1997. № 2.

Вжозек В. Историография как игра метафор: Судьбы «Новой исторической науки» // Одиссей 1991. М., 1992.

Визгин В.П. Постструктуралистская методология истории: Достижения и пределы // Одиссей 1996. М., 1996.

Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы. Вып. 1-2. М., 1989.



Гобозов И.А. Современная французская буржуазная философия истории. М., 1978.

Грабски А.Ф. Фернан Бродель: Вопросы методологии истории // Новая и новейшая история. 1990. № 5.

Гуревич А.Я. Добротное ремесло // Одиссей 1991. М., 1992.

Гуревич А.Я. Загадка Школы «Анналов» // Мировое древо (Arbor mundi). Вып. 2. М., 1993.

Гуревич А.Я. Интервью с Жаком Ле Гоффом // Мировое древо (Arbor mundi). Вып. 2. М., 1993.

Гуревич А.Я. Историк конца XX в. в поисках метода // Одиссей 1996. М., 1996.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993.

Гуревич А.Я. Марк Блок и «Апология истории» // Блок М. Апология истории. М., 1986.

Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. 1991. № 2/3.

Гутнова Е.В. Классовая борьба крестьян в западной медиевистике // Средние века. 1977. № 41.

Далин В.М. Историки Франции XIX-XX вв. М., 1981.

Дингес М. Историческая антропология и социальная история: Через теорию «стиля жизни» к «культурной истории повседневности» // Одиссей 2000. М., 2000.

Зубкова Е.Ю., Куприянов А.И. Ментальное измерение истории: Поиски метода // Вопросы истории. 1995. № 7.

Ионов И.Н. Судьба генерализирующего подхода к истории в эпоху постструктурализма // Одиссей 1996. М., 1996.

Искендеров И. Историческая наука на пороге XXI в. // Вопросы истории. 1996. № 4.

Культура и история // Новая и новейшая история. 1991. № 1.



Ревель Ж. История и социальные науки во Франции. На примере эволюции Школы «Анналов» // Новая и новейшая история. 1998. № 5-6.

Репина Л.И. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998.

Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997.

Салов В.И. Историзм и современная буржуазная историография. М., 1997.

Смирнов В.П., Посконин В.С. Традиции Великой Французской революции в идейно-политической жизни Франции 1789-1989 гг. М. 1991.

Соколова М.Н. Современная французская историография. М., 1979.

Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской Школы «Анналов». М., 1993.



Стафф И.К. Роже Шартье: Итог двух десятилетий // Одиссей 2000. М., 2000.

Турен А. Возвращение человека действующего. М., 1998.

Харитонович Д.Э. История структур и история событий // Одиссей 1996. М., 1996.

Шкуратов В.А. Историческая психология на перекрестках человекознания // Одиссей 1991. М., 1992.

Ястрембицкая А.Л. Обзор материалов коллоквиума // Новая и новейшая история. 1990. № 6.


Программа спецкурса школа «анналов» Направление 520800 история Специальность 020700 история Семестр 8 Екатеринбург

Школы «Анналов», рассмотрение событийной стороны истории Школы, эволюции методологических подходов, анализ наиболее характерных трудов историков-анналистов, а также роли Школы

71.69kb.

14 12 2014
1 стр.


Рабочая программа направление 020701 «История» Специальность 020700 «История» Статус дисциплины
216.54kb.

12 10 2014
1 стр.


Программа междисциплинарного государственного экзамена специальность №020700 История

Программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности №020700 – История, специализация №020712 – Историческая информатика предназначена для студентов пятого курса

497.34kb.

10 09 2014
3 стр.


Реферат по избранной теме и выступить с ним на семинарском занятии

Учебная программа дпп. Ф. 01 Всеобщая история (Новейшая история стран Азии и Африки. От мирового энергетического кризиса до начала XXI в.) Специальность: 032600 – История

131.66kb.

14 10 2014
1 стр.


Сочинение по дисциплине «История России». По специальности 020700 история

Становление советской власти на территории Хвойниского района

634.62kb.

29 09 2014
4 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины государство и право китая направление подготовки 030500. 68 «Юриспруденция»

Магистерская программа «Теория и история права и государства, история правовых учений»

266.41kb.

25 12 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история (история древнего мира) Специальность 030401. 65 История

Гос впо по специальности 030401. 65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308гум /сп

1274.69kb.

18 12 2014
5 стр.


Литература и история евреев Египта в птолемеевский и римский периоды Программа спецкурса
11.52kb.

14 12 2014
1 стр.