Перейти на главную страницу
высшего профессионального образования
«Орловский государственный университет»
ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СЕРВИСА
программа
ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
по сервисологии
по направлению подготовки 100100.68 – «Сервис»
(программа: Сервис в торговле)
Квалификация (степень): магистр
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сервисология – учебная и научная дисциплина, изучающая человека как индивида и личность, его нравственную и духовную сущность; современные психологические теории личности и потребности человека; психодинамическое направление теории личности и потребности человека; систему услуг, направленную на удовлетворение человеческих потребностей; особенности мотивации предпринимательской деятельности и мотивацию потребителя.
Целью вступительных испытаний по «Сервисологии» является предоставление возможности абитуриенту продемонстрировать освоение программы бакалавриата и подтвердить соответствие приобретенных знаний уровню требований для дальнейшего обучения по программе магистерской подготовки. Реализация данной цели обеспечивает контроль выполнения требований к уровню подготовки абитуриентов, желающих продолжить обучение по направлению магистратуры 100100.68 – «Сервис» и подтверждение их соответствия квалификационным требованиям (в соответствии с ФГОС ВПО). Цель изучения данной дисциплины – создание системы знаний о человеке и его потребностях, средствах и способах формирования новых потребностей, методах удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества.
Задачами вступительных испытаний по «Сервисологии» являются: изучение человека как индивида, как личность – субъекта общественно-исторической деятельности и носителя определенных ролей; исследование системы потребностей человека, их формирования и динамики; изучение структуры потребностей; изучение классификации потребностей в разных аспектах: философском, социально-психологическом и экономическом; рассмотрение места и роли сервиса в удовлетворении человеческих потребностей.
Требования к абитуриенту, проверяемые на вступительных испытаниях. Вступительный экзамен носит комплексный, системный характер. При подготовке к вступительному экзамену абитуриенты должны в полном объеме изучить все темы и вопросы, предусмотренные программой, воспользовавшись рекомендуемым списком литературы.
Абитуриент должен обладать знаниями в сфере обслуживания, применять на практике современные модели сервиса и теории оптимального управления, владеть современной теорией и практикой эффективной хозяйственной деятельности, а также других дисциплин программы бакалавриата;
Таблица 1
Критерии оценки знаний абитуриентов
Оценка |
Количество баллов |
Отлично (5) |
90-100 |
Хорошо (4) |
70-89 |
Удовлетворительно (3) |
45-69 |
Неудовлетворительно (2) |
Менее 45 |
Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 100100 – «Сервис» дисциплина «Сервисология» входит в профессиональный цикл базовой (общепрофессиональной) части дисциплин и включается в программу вступительных испытаний в соответствии с требованиями к знаниям абитуриентам, которые должны обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями, определенными ФГОС ВПО и приведенных в таблице 2.
№п/п |
Индекс компетенции |
Содержание компетенции (согласно ФГОС) |
Общекультурные компетенции | ||
1 |
ОК-4 |
Владеет основными методами организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий |
2 |
ОК-10 |
Способен осуществлять деятельность, связанную с руководством или действиями отдельных сотрудников, оказывать помощь подчиненным |
3 |
ОК-11 |
Способен на научной основе организовать свой труд, оценить с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владеет навыками самостоятельной работы |
4 |
ОК-14 |
Способен участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности |
5 |
ОК-20 |
Готов подчинять личностные интересы интересам потребителя, общественным и корпоративным интересам с целью успешной реализации сервисной деятельности |
Профессиональные компетенции | ||
1 |
ПК-1 | Способен к диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями |
2 |
ПК-2 |
Способен выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности |
3 |
ПК-4 |
Готов к работе в контактной зоне с потребителем, консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса |
4 |
ПК-5 |
Готов к разработке и реализации технологии процесса сервиса, формированию клиентурных отношений |
5 |
ПК-11 |
К планированию производственно-хозяйственной деятельности предприятия сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры рынка услуг и спроса потребителей, в том числе с учетом социальной политики |
6 |
ПК-14 |
Готов к участию в проведении исследований социально-психологических особенностей потребителя с учетом национально-региональных и демографических факторов |
7 |
ПК-15 |
Готов к выполнению инновационных проектов в сфере сервиса |
Понятие о сервисе, предмете и объекте исследования дисциплины. Развитие представлений о человеке в философской антропологии.
Понятие о человеке, структурная характеристика подходов к сущности человека. Взгляд на человека и его потребности в исторической ретроспективе: в древнеиндийской философии, философии древнего Китая, Западноевропейской философской традиции. Концепции софистов, материалистического монизма и антропологического дуализма, взгляд на человека и его потребности в истории русской философской мысли. Конкурирующие установки: теоцентризм, логоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм.
Исследование уникальности человека, роль философии в комплексном изучении человека, место человека в иерархии живых существ, дуальность его природы. Прослеживается единство биологического и социального в человеке, происхождение человека. Религиозные интерпретации антропогенеза. Проблема человеческого бытия в современной философии (экзистенциальная антропология, структурная антропология, систематическая антропология, религиозная антропология).
Изучение характеристики человека как индивида, как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. Человек как личность в процессе играния ролей и становления своей сущности. Нравственно-духовная сущность человека. Человек в поисках смысла своего существования, в поисках красоты (эстетическое измерение человеческого бытия), в поисках добра (этическое измерение человеческого бытия), в поисках истины.
Взгляд на человека у ряда современных психологов, многообразие значений понятия личности в психологии. Общие положения понятия. Основные компоненты теорий личности (структура, мотивация, развитие, здоровье). Основные положения, отражающие фундаментальные различия взглядов на природу человека у ряда персонологов.
Психоаналитический взгляд на человека, его природу и потребности у З. Фрейда. Взгляд на человека у А. Адлера. Понятие о комплексе неполноценности, жизненном стиле личности, стремлении к превосходству и социальном интересе. Выделение Адлером типологии личности («Реальная компенсация», «Псевдокомпенсация», «Ненужные», «Пустые делатели добрых дел»), их характеристика и потребности.
Взгляды Юнга и Эриксона на природу человека. Типология личности у К.Г. Юнга. Взгляд Юнга на становление человеческой самости, на индивидуацию как потребность человека в становлении, самосовершенствовании, реализации «Я». Изучение человека как социального существа у Э. Эриксона, рассматрение потребностей человека в различные возрастные периоды. Потребность человека в личностном росте.
Изучение личности как продукта взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Исследование экзистенциальных потребностей человека (потребность в установлении связей, потребность в преодолении, потребность в укоренености, в идентичности, в системе взглядов, ценностей и преданности). Социальные типы характера по Фромму: продуктивные и непродуктивные ориентации характера.
Взгляд К. Хорни на человека в аспекте культурного своеобразия. Базисные потребности человека (потребность в удовлетворении и в безопасности). Десять невротических потребностей человека. Типология личности у К. Хорни (ориентация на людей – уступчивый тип, ориентация от людей – обособленный тип, ориентация против людей – враждебный тип).
Изучение взглядов на человека у Г. Олпорта, Р. Кеттела, Г. Айзенка. Рассматрение потребности человека в личностном росте, исследование индивида как развивающейся системы.
Рассматрение человека во взаимодействии с другими людьми, в реализации целей. Изучение шестм категорий потребностей человека (потребность в признании и компетентности, в защите, в доминировании, в независимости, любви и привязанности, в физическом комфорте). Компоненты потребностей у Роттера.
Основные принципы гуманистической психологии. Взгляд А. Маслоу на человека. Мотивация и иерархия потребностей: физиологические потребности, потребность в безопасности и защите, в принадлежности и любви (дефицитарная и бытийная любовь), потребность в самоуважении и уважении другими людьми, потребность в самоактуализации. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Метапотребности по Маслоу.
Мотивация и мотивы активности человека. Мотивационная сфера и мотивационные свойства личности. Основные взгляды на данные понятия. Установки, идеалы, склонности, привычки человека. Основные подходы к понятию: потребность. Потребность как побудитель активности человека, как нужда, предмет ее удовлетворения, как отсутствие блага, как ценность, как состояние. Потребностные отношения человека.
Изучение потребности как системной реакции. Определение потребности. Структурный анализ системы потребностей, основные классификации.
Изучение сферы услуг, её определение, материальные и нематериальные услуги, особенности нематериальных. Классификация услуг по специфике содержания, по видам труда, по характеру распределения общественных фондов потребления, по видам потребления, по формам обслуживания. Рассмотрение услуг в аспекте их качества, культура сервиса. Психологическая культура сервиса, типы темперамента клиента и работника сферы услуг, особенности их взаимодействия.
Особенности рынка сферы услуг, этапы совершения заказа, факторы, влияющие на принятие решения клиентом. Тактика обслуживания на этапах совершения заказа.
Поведение потребителя в процессе принятия решений. Покупательский спрос. Задачи работника сферы услуг на пути продвижения товара и удовлетворения потребностей клиента. Типология потребителя: когнитивный потребитель, независимый потребитель, потребитель – новатор. Модель процесса потребления.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Орловский государственный университет»
Факультет технологии, предпринимательства и сервиса
Кафедра товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры
Дисциплина: «Сервисология»
БИЛЕТ № 1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Орловский государственный университет»
Факультет технологии, предпринимательства и сервиса
Кафедра товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры
Фгос впо. Цель изучения данной дисциплины – создание системы знаний о человеке и его потребностях, средствах и способах формирования новых потребностей, методах удовлетворения соци
17 12 2014
1 стр.
Объектами профессиональной деятельности математика являются научно-исследовательские центры, органы управления, образовательные учреждения, промышленное производство
17 12 2014
1 стр.
06 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
Определение предела числовой последовательности. Арифметические свойства пределов
13 10 2014
1 стр.
Система координат. Векторная алгебра. Скалярное, векторное и смешанное произведение векторов, их геометрический смысл и выражение через координаты сомножителей
14 12 2014
1 стр.
Апелляционная комиссия создается для рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний или по процедуре проведения вступительных испытаний
05 09 2014
1 стр.
Фгос впо уровня бакалавриата по направлению подготовки 100100 Сервис утвержден приказом Минобрнауки России от 18. 11. 2009 №627. Зарегистрирован Минюст России 17. 12. 2009 №15685
10 10 2014
3 стр.