ПСИХОГЕНЕТИКА
29.04
Психогенетика – это наука, изучающая влияние наследственности и среды на формирование индивидуальных особенностей. Влияние
биологического и
социального на развитие человека.
Артур Дженсен – считал, что интеллект ребенка развивается в определенных пределах, которые обусловлены его
наследственной конституцией и
генотипом.
Взгляды:
Лысенко Т.Д. (благодаря ему Психогенетику запретили) – считал, что главный фактор – это среда.
Ребенок – чистая доска.
Условно в психике выделяют 2 стороны:
-
Содержательная – это все, что характеризует человека, как личность, т.е. его мировоззрение, нравственные и эстетические ценности. Эти признаки передаются из поколения в поколение в порядке социальной преемственности по программе социального наследования.
-
Динамические характеристики – это параметры психологических и биологических характеристик (особенностей) человека, которые характеризуют человека как индивид обусловленный генотипом, т.е. с одной стороны это социо, который характеризует его как человека + индивидуальные особенности = индивидуальность.
Психогенетика призвана объяснять происхождение индивидуальных особенностей.
Кривая забывания Эбингауза
В первые часы – высокая забываемость.
РОСТ
Коэффициент вариативности
Возраст
кризис
3-х лет

- рост

- вес

-интеллект
Мы изучаем индивидуально-психологические особенности человека, для профориентации, повышения обучаемости.
Основные направления генетики человека.
-
Антропологическая генетика – которая изучает наследственность человека с точки зрения этнической, и исторической антропологии. Выявляется характер наследования обычных морфологических признаков (форма ушей, носа, цвет волос, глаз).
-
Медицинская генетика – изучает наследование аномалий людей, причины их возникновения, методы лечения и профилактики.
Основоположники генетики Френсис Гальтон (1860-1863гг.) («Наследственный талант» (гений)) и Грегор Мендель «Законы генетики», в которой он изучил наследование одаренности.
Семейство Бернулли – математики.
Психогенетика – популяционная наука, т.е. работает не с индивидом, а с популяцией.
Основные трудности в изучении наследственности
-
Большое количество хромосом 46 шт. – 23 пары.
22 пары – аутосомы, т.е. отвечают за передачу по наследству признаков тела.
23 пара - половые хромосомы, отвечают за передачу по наследству пола.
Женские – 2 хромосомы (ХХ) (гаметы)

.
Мужские – 2 хромосомы (ХУ)

и

.
девочка
мальчик
1. Большое количество хромосом.
2. Длительный период полового созревания. При смене поколений, сложно отслеживать изменения.
3. Сложно сделать одинаковыми условия жизни отдельных лиц.
Зигота – оплодотворенная яйцеклетка.
Дизиготные близнецы – 2 яйцеклетки + 2 сперматозоида.
4. Моральные и этические нормы не позволяют проводить экспериментальные скрещивания между людьми
Популяция и признаки популяции
Признак – это любое свойство организма психическая особенность или физиологическая характеристика, которую можно описать.
Популяция – сообщество особей одного вида, занимающих определенную территорию
ДЕМ – более узкое понятие популяции
-
Принадлежность к особи к одному виду;
-
Пространственно-временное единство;
-
Сходство экологических потребностей.
-
Способность свободно скрещиваться между собой.
Для человеческой популяции нарушается 4-ый признак, т.к. для человеческой популяции характерна ассортотивность (выбор по признакам).
Изолированность популяции (изолянты) – в трудных местах (в горах) для них характерны родственные браки, в которых происходит смешивание генов.
Если внешних браков не более 15%, то уже к 4-ому поколению все родственники в этой популяции.
Виды признаков:
-
Дискретные признаки (качественные признаки) – признаки, которые не имеют промежуточных форм (группы крови: либо I, либо II и т.д.)
-
Конституциональные признаки(количественные признаки)– рост. Их больше, чем качественных признаков.
-
Группа признаков с пороговым эффектом – по своему внешнему выражению они напоминают дискретные признаки, а по характеру наследования они ближе к количественным признакам.
Например: заболевание сахарным диабетом – предрасположенность.
Генетические основы наследственности
Законы Менделя
13.05.
В древности считали, что наследственность передается с кровью («чистокровные»). На самом деле - с половыми «продуктами».
В некоторых случаях дети были очень похожи на кого-либо из родителей, а иногда они занимали промежуточное положение, т.е. имели признаки обоих родителей.
На это обратил внимание Грегор Мендель. Он считал, что:
Наследственность – это
дискретные единицы, которые передаются через половые клетки (гаметы). Причем у каждой
взрослой особи они представлены
парами, а в
гаметах он присутствуют по
одному элементу.
1900г. – «законы Менделя» были открыты вновь и ученый Йогансен назвал эти наследственные единицы –
генами. Он же ввел понятие
«генотип» и
«фенотип».
Мендель – был монахом, садовником.
1900г. – были обнаружены
хромосомы – окрашенные тельца, которые подчинялись тому, что открыл Мендель.
Мендель работал с горохом, скрещивал растения с белыми и красными цветами.
I поколение – все красные цветы.
II поколение – 3/1 (распределение три к одному). 3 - красные, 1 – белые.
Он предположил, что существуют доминантные и рецессивные признаки.
АА – доминантный признак (красные цветы)
аа - рецессивный признак (белые цветы).
F1 – первое поколение АА х аа
F2 – второе поколение Аа х Аа
3 – красных
1 – белый
ВВ – другой доминантный признак.
bb - другой рецессивный признак.
F1 ААВВ х ааbb
F2 – Aa Bb + Aa BB
\
AB – 9
aB – 3
Ab – 3
A, - 1
9 : 3 : 3 : 1
Таким образом, благодаря различным сочетаниями генов назначается и уникальное многообразие генотипов и фенотипов.
Хромосомная теория наследственности
С открытием материального субстрата наследственности были описаны 2 типа деления клеток:
1 тип деления клеток –
митоз – этот тип деления характерен для
соматических клеток (
аутосомы), в результате которых образуются клетки, идентичные
материнской.
Материнская клетка – имеет
диплоидный (двойной) набор хромосом.
В результате митоза образуются две клетки с двойным набором хромосом.
2 тип деления или митоз состоит из двух типов делений. Этот тип выделения характерен для половых клеток:
Типы деления:
-
Репродуктивное деление – в результате которого, набор хромосом уменьшается вдвое и в дочерних клетках образуется одиночны (гаплоидный) набор хромосом.
-
Напоминающий митоз – в результате которого образуются клетки идентичные материнской.
-
Природа также запрограммировала процесс, который позволяет обмениваться участками хромосом или рекомбинируются.
Единицы наследственности называют
генами, которые линейно расположены в хромосоме. Они называются
сцепленными.
Кроссинговер – процесс обмена участками хромосом.
Процесс обмена участками хромосом
Место, которое занимает один ген называется –
локус.
Т.к. хромосомы образуют пары, то понятие локус относится к одному участку материнских хромосом.
Молекулярные основы наследственности
Установлено, что в состав
хромосом входит
белок и
ДНК.
Белок – информацию не переносит.
ДНК – переносит информацию
ДНК состоит из
нуклеотидов и представляет собой двойную спиральную нить.
В состав
нуклеотидов входят 3 компонента:
1. Остаток фосфорной кислоты.
2. Углевод (сахар дезоксирибоза)
3. Азотистое основание.
Выделяют 4 азотистых основания, которые соединены между собой по принципу комплиментарности («ключ-замок»):
Аденин - Тимин
Гуанин – Цитозин
Аденин Гуанин
Тимин Цитозин
В период деления клетки ДНК расходится и образуется или формируется идентичная цепочка. ДНК является материальным носителем наследственности.
Ген – это небольшой участок хромосом, содержащий информацию, на основе которой происходит синтез белка.
Ген – это единица наследственности.
Белок состоит из аминокислот и к каждой аминокислоте соответствует триплетный кд, который состоит из азотистых оснований.
Белок состоит из 20-ти аминокислот.
АГЦ
Различное состояние одного
гена (
доминантный/рецессивный) – называется
аллель.
Иногда понятие ген и аллель отождествляются, но ген – это более широкое понятие.
Генотип – это совокупность наследственных задатков.
Это понятие аналогично понятию - генетическая конституция.
Понятие «генотип» относится к индивиду.
Генотип получают в момент зачатия и несут его до смерти в неизменном состоянии. Активность генов может меняться, но состав их постоянен.
Геном – это видовое понятие, которое представляет собой совокупность генов зрелой половой клетки.
Генофонд – это понятие относится к популяции и характеризует состав генов данной популяцию
Фенотип – это совокупность свойств и признаков организма, которые являются результатом взаимодействия генотипа и среды.
Признаки, для которых характерна непрерывная количественная изменчивость, как правило, обусловлены совместным действием многих генов и факторов среды. Наследуемость таких признаков называется полигенной, т.е. она определяется многими генами.
Типы взаимодействия генов
1 тип – аддитивное (суммирующее) действие генов – в результате суммирования у ребенка может появиться признак, которого не было у родителей.
2 тип – доминирование.
3 тип – неполное доминирование (ходоминирование) –
ходоминантность
Она определяется при определении цветности после скрещивания красных и белых цветков гороха, когда появляется промежуточный цвет – розовый.
4 тип – эпистаз (эпистатическое) взаимодействие генов – подавление одного гена другим геном.
Группы генов делятся на несколько групп:
-
Главные гены – оказывают главное влияние на тот или иной признак.
-
Гены с более слабым эффектом, но которые могут оказывать влияние на главные гены и изменять характер их действия.
-
Гены модификаторы – гены, которые влияют на свой признак и одновременно влияют на эффект действия других генов.
Таким образом количественные признаки определены многими генами, все они взаимодействуют между собой и возникают
количественные непрерывные изменения.
ИЗМЕНЧИВОСТЬ и её значение в эволюции
Чарльз Дарвин – основатель эволюционной теории выделял
определенную и
неопределенную изменчивость.
Изменчивость – это свойство живых организмов, благодаря екоторому в процессе эволюции возникают разнообразные формы живых организмов.
С современной позиции определенная изменчивость называется модификационной или фенотипической, а неопределенная изменчивость – наследственной или генотипической.
-
Модификационная изменчивость – связана с влиянием среды. Она изменяется (колеблется) в пределах, которые называются нормой реакции (способ реагирования организма на воздействие среды, характерны для данного генотипа).
Генотипы по-разному чувствительны к окружающей среде.
Компонентом модификационной изменчивости является генотип – средовая ковариация (это явление неслучайного и неравномерного распределения генотипов по разным средам).
Виды:
-
Пассивная генотип – средовая ковариация – когда генотип оказывается в какой-то определенной среде без усилий со своей стороны. (Ребенок пассивно находится в этой среде, т.е. возникает пассивная ковариация + культурное наследование).
-
Реактивная генотип – средовая ковариация – реакция среды на генотип ребенка.
-
Активная генотип – средовая ковариация – проявляется в подростковом (более старшем) возрасте, когда подросток выбирает для себя среду, которая соответствует его генотипу.
-
Наследственная изменчивость - фенотипическая («неопределенная» по Дарвину) – делится на комбинативную изменчивость и мутационную изменчивость.
-
Комбинативная изменчивость
Источники:
-
Независимое расхождение хромосом в мейозе.
-
Кроссиноговер – благодаря которому образуются новые структуры хромосом.
-
Случайное сочетание гамет при оплодотворении.
Благодаря всем этим факторам
сибсы (
сиблинги – сестры и братья) часто бывают непохожи друг на друга.
-
Мутационная изменчивость
-
Спонтанные мутации – образуются в природе без вмешательства из вне.
-
Индуцированные мутации – могут быть вызваны искусственным путем (под влиянием ультрафиолетового облучения) мутагены.
Классификация мутаций
Что в основе деления?
-
Влияние мутаций на жизнеспособность организма.
-
Летальные мутации (несовместимые с жизнь).
-
Полулетальные мутации - трудно выживает.
-
Сублетальные мутации – с отклонениями.
-
Нейтральные мутации – рецессивное состояние, не приспособление человека к окружающей среде.
-
Место возникновения мутации:
-
Генные мутации
-
Хромосомные мутации
-
Геномные мутации
-
Генные мутации – это мутации одного гена или части гена, когда выпадает одно или несколько азотистых оснований (различный цвет волос, дальтонизм).
-
Хромосомные мутации – связаны с изменением структуры хромосом.
Разновидности:
Делеция – укорочение хромосомы в следствие потреи участка хромосом (синдром «кошачьего крика» - плач ребенка + тяжелейшее повреждение ЦНС).
Дупликация – повторение какого-либо участка хромосом.
Синдактилия – сросшиеся пальцы.
Инверсия - поворот участка хромосомы на 180 градусов - причина стерильности и бесплодия.
Транслокация – перемещение участка одной хромосомы на другую хромосому мили перемещение участка в этой же хромосоме.
Нерасхождение хромосом в мейозе – при репродуцивном делении (
Например: болезнь Дауна).
-
Геномные мутации – происходят при изменении числа хромосом. Они возникают при митозе и при мейозе.
Полиплодия – т.е. увеличение числа хромосом кратное гаплоидному набору.
Гетероплодия – изменение числа хромосом некратное гаплоидному набору. Может идти двумя путями:
-
уменьшение числа хромосом.
-
увеличение числа хромосом.
Моносомия – уменьшение на 1 хромосому.
Трисомия – увеличение на 1 хромосому.
Полисомия – увеличение на несколько хромосом.
Мутагены – это различные факторы, влияющие на возникновение мутаций.
МЕТОДЫ ПСИХОГЕНЕТИКИ
Методы психогенетики основываются на 2-х предположениях:
-
Генетические различия между людьми проявляются в фенотипических различиях, которые можно измерить.
-
генетические различия можно обнаружить сравнивая между собой людей, имеющих разную степень генетического родства.
Коэффициенты,
которые оценивают меру сходства
у родственников
-
Коэффициент конкортдантности - используется, когда оценивают качественные или дискретные признаки.
-
Коэффициент корреляции – используется для оценки сходства родственников по количеству признаков.
-
Коэффициент родства – оценивает вероятность того, что у данных родственников имеется общее количество генов. Например: у монозиготных близнецов 100% общих генов и процент родства =1.
У
дизиготных близнецов, сиблингов, родителей и детей – половина общих генов и коэффициент родства = 1/2.
Бабушки/дедушки и внуки, полусиблинги, тети/дяди и племянники – коэффициент родства = 25% общих генов - ¼.
-
Близнецовый метод
Близнецовый метод - является самым распространенным методом в психогенетике.
Большинство млекопитающих рождает более 2-х детенышей, а высшие - 1,2 детёнышей.
При созревании одной яйцеклетки, она оплодотворяется сперматозоидом.
Оплодотворенная яйцеклетка называется – зигота. Она многократно дробится и образует многоклеточный шар. Он состоит из 3-х зародышевых листков.
-
Экзодерма
-
Мезодерма
-
Эндодерма.
На какой-то стадии дробления по неизвестным причинам
зигота распадается и развивается два самостоятельных организма. Это
монозиготные (однояйцовые) близнецы.
Если оплодотворены сперматозоидом 2 яйцеклетки образуются дизиготные близнецы.
При рождении ребенка отделяется детское место, т.е. плодные оболочки.
3 плодные оболочки:
1. Амнион – состоит из клеток зародыша.
2. Хорион – частично состоит из клеток зародыша и частично из клеток матери.
3. Плацента – состоит из клеток матери и через контакт плаценты и хориона питательные вещества поступают к зародышу.
Метод определения зиготности Сименса
(метод полисимптомного сходства)
-
Анализ ДНК.
-
ЭЭГ.
-
Дерматоглифика – рисунки на коже.
-
Группа крови.
-
Опросники (путают ли Вас (близнецов) родители (знакомые)?)
Ограничение близнецового метода:
Среда может усиливать сходство близнецов, может наоборот уменьшать свойства.
Разновидности близнецового метода
-
Классический близнецовый метод (метод контрастных пар).
-
Метод контрольных близнецов (экспериментальная группа + контрольная группа + нагрузки (задания) => оценка особенностей).
-
Сравнение близнецов с не близнецами. Оценка близнецовых семей.
-
Метод разлученных близнецов.
-
Метод частично разлученных близнецов.
-
Лонгитюдные близнецовые наблюдения.
Метод приемных детей
Основан на том, что у родителей и детей нет общих генов, а есть общая среда, а с биологическим родителем общие гены и общая внутриутробная среда.
Генеалогический метод
(метод анализа родословных)
Френсис Гальтон – впервые применил и описал.
Пробанд – лицо, носитель признака.
Семейные исследования - когда исследуются представители разных поколений (внуки – родители – бабушки/дедушки).
Моделирование на животных
В этом методе оценивается: во-первых: влияние наследственности и среды, во-вторых – способности к научению.
t – время нахождения приманки
а - умные животные
b – глупые животные
I – обычная среда
II – сенсорно-обедненная среда
III – сенсорно-обогащенная среда
b a b a a b
В обычной среде умные животные тратят меньше времени на поиск приманки, чем глупые.
В сенсорно-обедненной среде умные животные значительно ухудшают свой результат, а глупые – незначительно ухудшают свои показатели.
В сенсорно-обедненной среде умные незначительно улучшают свои показатели, а глупые – значительно улучшают.
Популяционный метод
- обследуется большая группа людей, проживающая на определенной территории, и ведут учёт встречаемости анализируемых признаков.
Например: альбиносы (без пигментов) встречаются 1 на 20 000 человек.
Метод генного нокаута
– т.е. удаление какого-то гена точному выявлению результатов мешает плейотронное (множественное) влияние генов.
Метод цитогенетический
– применяют при анализе причин умственной отсталости у детей.
Идеограмма хромосом – (???)
Метод тестов
– применяется для анализа интеллекта людей.
Влияние материнского эффекта
Он является более существенным, чем отцовское влияние.
Цитоплазматический эффект яйцеклетки:
-
Она больше сперматозоида.
-
В ней содержатся митохондрии и питательные вещества, которые передаются потом зародышу.
-
Внутриутробные влияния, т.к. 280 дней плод находится внутриутробно.
-
Постнатальные влияния – влияния после рождения.
Влияние наследственности и среды
в формировании умственных способностей
человека
Умственные способности человека тесно связаны с созреванием головного мозга.
Установлено, что у монозиготных близнецов совпадают ЭЭГ и скорость созревания мозговых структур.
Академическая успешность в большой степени зависит от наследственных факторов. На умственные способности влияет еще биохимическая среда организма.
Например: «синдром Морфана» - характеристика: в кровь человека выбрасывается огромное количество адреналина.
Люди отличаются: кипучей энергией, высокий рост, худощавые, большие руки, ступни. (Авраам Линкольн, Шарль де голь, Ганс Христиан Андерсен, Корней Чуковский).
Люди, страдающие подагрой, имеют более высокие умственные способности.
Влияние гена миопии – ген миопии первичен.
Наследственность и умственная отсталость
Примерно 75% умственной отсталости обусловлено генетическими факторами, и только 25% - влияние средовых факторов.
Причины антенатальной патологии
-
Экзогенные факторы - причины патологии плода.
-
Физические факторы - факторы внешней среды:
-
Ионизирующее облучение.
-
Механические воздействия – давление матки при маловодии и ее опухание.
-
Травмы.
-
Химические факторы – влияние химических веществ:
-
Фенолы;
-
Пестициды;
-
Никотин;
-
Алкоголь;
-
Наркотики;
- влияние лекарственных препаратов:
i). Стрептомицин – поражает печень и слух.
ii). Сульфаниламиды – поражает щитовидную железу, а у мальчиков – половую сферу.
iii). Аспирин – поражает сердечно-сосудистую систему.
iv). Влияние никотина – никотин проходит через плацентарный барьер и попадает в кровь плода и откладывается в печени, в мозге, в половых железах;
суживает сосуды матки и плаценты, поэтому нарушается маточно-плацентарное кровообращение, что приводит к преждевременным родам, выкидышам и смерти новорожденного.
У курящих женщин дети имеют меньший рост и вес.
У курящих мужчин в 3 раза меньше активность сперматозоидов (бесплодие в 3 раза ближе).
1973г. –
Джонс и Смит описали «Алкогольный синдром плода»
Внешние признаки и особенности:
-
Задержка роста тела.
-
Повреждение ЦНС.
-
Нарушение двигательной функции.
-
Плохая память и мышление.
-
Снижение умственных способностей.
-
Трудности в решении проблем.
-
Микроэнцефалия – маленькая голова.
-
Маленький нос.
-
Низкая переносица.
-
Тонкая верхняя губа.
-
Неотчетливый губной желобок.
Влияние питания беременной женщины
на развитие ее ребенка
c). Биологические факторы – вирусы, простейшие бактерии и т.д.
Инфекция матери
|
Влияние на состояние плода и новорожденного
|
Краснуха
|
Слепота, глухота, пороки развития сердца, умственная отсталость, энцефалит, поражение селезенки и печени.
|
Свинка
|
Гибель плода, нарушение строения сердца.
|
Герпес
|
Генерализированный герпес, гибель плода.
|
Сифилис
|
Аборты и мертворождение – у матери.
|
Полиомиелит
|
Аборты (выкидыши) мертворождение, различные уродства, нарушение опорно-двигательного аппарата.
|
Дизентерия
|
Различные уродства, преждевременные роды, мёртворождение.
|
13-тисретиноевая кислота (тератоген)
|
Уродства у ребенка.
|
Стрептококк
|
Вызывает выкидыши, аборты, детскую смертность, нарушение мозгового кровоснабжения.
|
2. Эндогенные факторы
-
Изменение наследственных структур половых клеток родителей.
-
Мутации в зиготе.
-
Эндокринные заболевания беременной женщины.
-
Возраст родителей – 35 лет и выше.
-
Иммунологическая несовместимость матери и плода.
-
Отклонения в поведении и психике человека:
-
Маниакально-депрессивный психоз.
-
Шизофрения.
-
Эпилепсия.
-
«Синдром Шерешевского-Тернера» – это девочки, у которых вместо двух хромосом только одна Х-хромосома (икс-ноль):
-
недоразвитые первичные и вторичные половые признаки
-
инфантильное поведение
-
невысокий рост
-
рыбий рот
-
пигментация кожи
-
«лицо сфинкса»
-
низкий рост волос на затылке.
-
Трисомия (х) – (одна на 800 человек) у девочек лишняя Х-хромосома:
-
учатся в обычной школе
-
умственно недоразвиты
-
отклонения в психике
-
нарушение абстрактно-логического мышления
-
агрессия
-
рост - выше среднего.
-
«Синдром Кляйнфельтера» (хху) – у мужчин одна лишняя Х-хромосома:
-
высокий рост
-
евнухоидное телосложение (по женскому типу):
-
узкие плечи
-
плохой рост бороды
-
отсутствие залысин на лбу
-
они угрюмы
-
очень внушаемы
-
требуют коррекции поведения
-
Мужчины, которые имеют лишнюю У-хромосому (хуу):
-
очень высокие
-
сниженный интеллект
-
очень раздражительны
-
склонность к агрессии делает их асоциальными личностями.
-
Увеличенная У-хромосома у мужчин:
-
асоциальные типы.


